18 ноября 2019
Правое слово

"Гордость России"













Новости сайта

Получайте свежие материалы сайта себе на почту





















Яна Бражникова
6 мая 2007 г.
версия для печати

Когда Ребенок был ребёнком...

... он не знал

что он — Ребенок

он просто жил...

(Als das Kind Kind war)

Новгородское Дело — это отыгрывание в России ювенильного проекта. В данном случае он апробируется в правовой сфере, а ранее он уже разрабатывался на педагогическом и психологическом уровнях... Во исполнение Христовой заповеди "будьте как дети" следует прежде деинфантилизировать ребенка, а вместе с ним и всю инфантильную цивилизацию гламура

Те, кто уже писал о новгородском деле, говорили о "системе, звереющей от допущенной ошибки", о "зарвавшемся прокуроре", об "неуправляемой энергии рождающейся субъектности" и даже о "...ной стране". Я по-прежнему, даже после просмотра 5 мая сюжета по НТВ не могу судить о причинах и поводах для возбуждения этого дела (по-моему, все они за гранью понимания), но скажу лишь о возможных последствиях этого прецедента — в случае, если (не дай Бог) следствию удастся "убедить" мир в виновности заключенной.

Новгородское дело — это отыгрывание в России ювенильного проекта. В данном случае он апробируется в правовой сфере, а ранее он уже разрабатывался на педагогическом и психологическом уровнях. Проект "Ребенок" — одно из наиболее успешных изобретений посттрадиционного мира.

В свое время Ф. Арьес в классической книге "Ребенок и семейная жизнь при старом порядке" показал, что называется, "откуда берутся дети". Если вы не знали, то это нужно запомнить: они берутся из работ европейских моралистов конца XVI — начала XVII века. Ребенок как особая реальность возникает не сразу — сначала выделяются два-три года — время "перехода ко взрослой жизни". После их оказывается недостаточно: возникают 5, а потом 10 классов образования, преследующие ту же цель: изготовить взрослого из ребенка, который самостоятельно якобы не способен на это (проблема, ранее не существовавшая). Изоляция детей в в особый класс (наряду с другими "особыми" общностями — сумасшедшими и проститутками) и образование дисциплинарных интститутов Модерна было частью более масштабного проекта — сотворения индивида, правового субъекта, частного, которое противостояло публичному. Сегодня, замечал Арьес, "наш мир просто помешан на физиологических, моральных и сексуальных проблемах детей". Новые достижения в области психоанализа, педиатрии, психологии детства тщательно доводятся до родителей, и это "экспертное" знание позиционируется как необходимая составляющая отношения детей и родителей — как если бы вне его оно и вовсе не могло осуществляться. Ребенок, ранее бывший естественной, вездесущей и повседневной составляющей взрослого мира (его "воспитывал" весь мир — соседи, площадь, родители), превращается в особый проект "малочисленной по собственной воле" семьи.

Сегодня этот проект достиг апогея. "Возрасты жизни" с присущей им спецификой тщательно изучены и представлены родителям как знание, обязательное для усвоения. Маниакально разрабатываемое психологами в деталях "развитие личности ребенка" начинается с 0 и длится до 18-ти лет. Хотя и на этой границе нет смысла останавливаться, так как европейское детство оканчивается не раньше 30-ти. Пока родители "контактируют" с детьми при помощи экспертных изданий, сами дети изучают т. н. "Правоведение" — предмет, недвумысленно ориентированный на то, чтобы ребенок осознал себя потенциальным объектом насилия и агрессии — прежде всего со стороны родителей. Учебник предлагает детям "поразмышлять" над такими вопросами, как допустимо ли применение физической силы со стороны родителей и параллельно сообщает, что они всегда вправе требовать защиты от последних. Понятно, что любой 10-летний ученик (в т. ч. мальчик, проходящий по делу как "свидетель") становится носителем мифологического представления о родительском насилии, лишь укрепляемого многочисленными голливудскими сюжетами (как нарочно, изобилующими такими мотивами), с которыми он знакомится по мере взросления.

Кризис Просвещения (который, к сожалению, все никак не случится в отечественном образовании) породил у европейцев потребность в новой концептуализации детства. Известный философ Ален — кстати, один из наиболее успешных педагогов своего времени — усомнился: что, если возрожденческая идея "познания через игру и забаву", "развития природных способностей", "заложенных" в "личности" ребенке — есть не более, чем способ идиотизации — искусственной инфантилизации, чуждой самому процессу обучения и самому ребенку. Что, если понимание рождается из "непонимания", из сознания неуместности всякого рода заигрывания — из страха не понять? Из сознания иерахии взрослого мира, от которого ты не отделен парниковой пленкой?

Невольно задумаешься о том, что во исполнение Христовой заповеди "будьте как дети", следует прежде деинфантилизировать ребенка, а вместе с ним и всю инфантильную цивилизацию гламура, ибо сегодня уже не "ребенок — это уменьшенный взрослый" (как в средневековых изображениях детей), а взрослый — это увеличенный малыш, подражающий инфантильному миру.

В последние годы европейские теоретики все явственнее свидетельствуют, что в истории Ребенка наступает переломный момент — она приближается к завершающей стадии. Отношения дети-родители полностью превращаются в отношения контрактные, говорит политический философ Ален Рено. Из них уходит эмоциональная, социальная и другие составляющие. На наших глазах возникает особая — автономная ювенильная сфера, и детство становится областью права.

Это может показаться утопией. Однако еще недавно не существовало автономной — отделенной от политической, сакральной, эмоциональной сфер — экономики. Она была подчинена первым трем. Сегодня она сама обосновывает их существование и развивается по своим "внутренним" законам. Точно так же, говорит Рено, через считаные годы нам не будет казаться странным, что ни эмоциональная привязанность, ни генетическое родство, ни национальная общность не являются достаточной легитимацией отношения родительства. Их полностью заменит ювенильная правосубъектность. Во Франции этот проект развивается фатально, констатирует Рено, и противопоставить ему можно лишь "конструктивную" критику, то есть такую критику, которая не отменяет самой его сути.

Так вот, в этой перспективе, ребенок, изолированный от матери в виду "угрозы", — сам становящийся первой жертвой этого контроля — уже не покажется чем-то диким, но, напротив, вполне естественным и понятным. Пресловутое ювенильное право, кроме того, станет еще и проходом к легализации гомосексуальности и педофилии — связь более чем очевидна.


Прикреплённый файл:

 ЯБ, 2 Kb



Оставить свой отзыв о прочитанном


Предыдущие отзывы посетителей сайта:

7 мая 12:04, Посетитель сайта:

"Ребенок, ранее бывший естественной, вездесущей и повседневной составляющей взрослого мира (его "воспитывал" весь мир — соседи, площадь, родители), превращается в особый проект "малочисленной по собственной воле" семьи." Эта фраза больше относится (относилась) к нашей недавней цивилизации, хотя статья о "них". Еще совсем недавно в нашей цивилизации, выросшей из крестьянства, периода "инфантилизма" для растущего человека в принципе не могло быть. Детишки помогали пасти скотинку, следили за домашней живностью. Каждая пара рук была на вес золота. В цивилизации каменных джунглей с высокой производительностью труда, напротив, есть проблема лишних людей. Вот их и превращают в недорослей. Мы все, по большому (и малому) счету, в этой цивилизации, построенной по чужим для нас лекалам, лишние. Взрослых превращают в детей, а зачем детям свои дети?


7 мая 15:39, ЯБ:

посетителю

Согласна с Вами. Даже советский ребенок отчасти был еще в средневековом детстве.


7 мая 15:39, Посетитель сайта:

"Европейское детство оканчивается не раньше 30-ти" - да вы что, тут "дети" лет с 16-ти ищут место ученика, что уже означает серьезный труд. Я говорю о Германии. Это что, не взросление?


7 мая 15:46, Посетитель сайта:

Ряд заметок

Одной из разработок проблемы детства в рамках модерна была теория об общности детей и отделения их от родителей. Конечно, она концептуально напоминала схожий "авторитаризм" Платона, однако цель ее была несколько другой - отсечение традиции, как объекта генетической и культурной идентификации. Кажется, что "советсткому" обществу удалось вовремя и успешно преодолеть этот соблазн, который пытались навязать в 20-ые годы уничтожением в гражданской войне родителей и созданием и популяризацией коммун. Однако, сам по себе проект остался жив и реализуется сегодня наряду с "индивидуализацией" ребенка. Так что довольно сложно избегать крайностей при их критике - либо ребенок становится правообладателем (к этому подверстывается, как справедливо замечено, педофилия и гомосексуализм), либо ребенок изымается из семьи и становится "общим" достоянием с последующей "перепродажей" (здесь уже впору вести речь о "торговле органами").

В связи с этим, встает необходимость в специфической критике обоих проектов, которая пока остается на уровне констатации проблемы. К сожалению, конец эпохи модерна позволяет упростить процедуру изъятия детей из-под "родительского гнета", ибо нет уже такого проблемного поля (дискурса), которое бы давало основание для критики - оно распахано на отдельные наделы, где каждый "законодатель" по-своему "пашет и жнет". А результат, увы, все время один и тот же - процесс "ювенилизации" продолжается.


7 мая 16:25, фывап (7 мая 12:04, Посетитель сайта):

Яна, спасибо за Ваш ответ-уточнение. Мне кажется, что Вам стоило коснуться темы русского (досоветского) и советского консерватизма в воспитании.


7 мая 21:39, Д.Д.:

Вспомнилось, что по этой теме сказал Максимилиан Волошин

Из всех насилий,

Творимых человеком над людьми,

Убийство - наименьшее,

Тягчайшее же - воспитанье.

Правители не могут

Убить своих наследников, но каждый

Стремится исковеркать их судьбу:

В ребенке с детства зреет узурпатор,

Который должен быть

Заране укрощен.

Смысл воспитанья -

Самозащита взрослых от детей.

Поэтому за рангом палачей

Идет ученый Комитет

Компрачикосов,

Искусных в производстве

Обеззараженных

Кастрированных граждан.


8 мая 10:18, Левон Казарян, ассистент ЕГУ:

Нужная статья. И сжатая.

Освободим ребёнка от Европы!

lkazarian@yandex.ru


8 мая 16:02, ЯБ:

Взросление в Германии

(ответ посетителю)

А подыскивать сексуального партнера они начинают еще раньше - в 12 самое позднее. Совершенно самостоятельно и на строго определенный срок. Это не взросление, так как сожительство - одна из детских игр.

Я тоже говорю именно о Германии.


8 мая 16:14, Посетитель сайта:

Между индивидуализацией и обобществлением

(ответ посетителю)

Спасибо за то, что продолжили тему в необходимом направлении.

Действительно, неприемлемый как левый (обобществляющий), так и либеральный (ювенильный) проекты. "Кризис модерна" (о конце я не могу позволить себе говорить: модерн сегодня имеет больше власти, чем во времена, когда он был проектом) ознаменовался резким падением популярности социоцентристских подходов и высвободил либеральную педагогику. Впрочем, она является лишь их инвариантом - несмотря на "буржуазность" и центрированность на семье.

Клеточные дисциплинарные интитуты модерна были инструментом "индивидуализации", а современная "постулированная" индивидуальность - инструмент унификации. Обе части просвещенческого проекта работают на одну цель.


8 мая 16:16, ЯБ:

фывапу

В современной философии педагогики это одно из наиболее актуальных направлений. О досоветском к-ме многие авторы пишут, а вот о советском - увы :(.


8 мая 16:19, ЯБ:

Дмитрию

спасибо

Левону также.


8 мая 21:28, Посетитель сайта:

"Пресловутое ювенильное право, кроме того, станет еще и проходом к легализации гомосексуальности и педофилии — связь более чем очевидна".С каких пор гомосексуализм стоит в одном ряду с педофилией и нуждается в легализации? В отличие от последней, он преступлением не является. Совершенно законная вещь, ЛИЧНЫЙ выбор каждого. Учите матчасть,потом теоретизируйте.Ну и кроме этого бреда в статье порядком...


10 мая 11:36, БИ:

пидору

Не волнуйся, пидар, преступлением содомия перестала быть совсем недавно. скоро за твой любимый гомосексуализм будут член отрезать на Лубянке, как то и СледуетЪ по Закону


11 мая 02:29, Куркуль:

Замечательная статья! Искусственно задерживают в детстве - это в десятку.

А какой нужен сдвиг,катастрофа,потрясение,чтобы к лучшему что-то изменилось?


11 мая 16:20, ЯБ:

Куркулю

Спасибо.

Катастрофа уже случилась - прежде всего, в сфере образования. Есть надежда, что в самой катастрофе заключен предел ювенильного проекта, который сам себя пожирает. Будучи изначально "семейным" продуктом, он со временем упраздняет семью. Являясь порождением "психологизации" и морализма, он обесценивает обе стратегии.


11 мая 17:00, ЯБ:

о балете и балетных критиках

"Законный ЛИЧНЫЙ выбор каждого" это и есть результат слияния либерально-инфантильно-ювенильной толерастии и педофилии (и "узаконенный" способ отправления последней). Собственно, поэтому давно пора "завязывать" с мифом о либеральной правосубъектности. Тем более, что, кроме работников балета, никто не станет по нему ностальгировать.


15 февраля 08:56, Посетитель сайта:

о детстве

Взгляды Ф. Арьеса экстремальны и небесспорны. Желающие могут сопоставить его идеи с работой Ллойда ДеМоза "Эволюция детства". (http://shulenina.narod.ru/Polit/Demoz/psihoistoria/01.html)

Совершенно очевидно, что если бы детства не было, как утверждает Арьес, его следовало бы выдумать.

Альтернативой отсутствия детства до недавнего времени были повальный инфантицид, пренебрежение к детям и их эксплуатация. Как пишет ДеМоз пишет: "История детства - это кошмар, от которого мы только недавно стали пробуждаться. Чем глубже в историю - тем меньше заботы о детях и тем больше у ребенка вероятность быть убитым, брошенным, избитым, терроризированным и сексуально оскорбленным."

Но на самом деле, по всей совокупности исследовательских данных, Арьес просто не прав. Во всех культурах мира было понятие детства как периода, когда дети некомпетентны в исполнении взрослых обязанностей, нуждаются в заботе и времени, чтобы поиграть. И во всех культурах мира был хотя бы очень короткий "зрелостный пробел", когда молодой человек достиг половозрелости, но еще не берет на себя все взрослые обязанности. Это показала и Маргарет Мид, и Ледлофф, и другие.

Действительно, к сожалению детство сейчас инфантилизируется, растягивается и гламуризируется. Но это связано скорее со структурными ограничениями развитого общества. Впервые в истории социальная структура взаимоотношений очень сложна, а на еду всем относительно хватает. В такой системе выгоднее кормить некоторое количество праздных членов общества (туда как раз попадают люди молодые или так или иначе некомпетентные), чем тратить энергию и расшатывать устоявшуюся структуру, пытаясь их туда встроить. Точно также в муравейнике очеень много праздных особей, а старые опытные работники, вместо того, чтобы учить молодняк работать, гоняют их с дороги.

Отказ от правового и психологического понятия "ребенок" неминуемо приведет к возвращению детей в поля и на фабрики в качестве дешевой рабочей силы. Надеюсь, мы не желаем этого нашим детям.

В людом случае, в анализе Новгородского дела, ИМО совершенно не обязательно лезть так далеко в социо-культурные дебри. Недавних тенденций о правовом отлучении детей от родителей вполне для этого достаточно.


25 ноября 01:16, Антон:

Опять попытка лечить следствие...

ИМХО, статья основана на каком-то странном взгляде на ребенка и детство, как самостоятельный и естественный период жизни ЛЮБОГО человека. Мы не рождаемся взрослыми, мы ими становимся в ходе социализации. Социализация начинается с семьи, в которой мать олицетворяет для ребенка Жизнь, защиту, питание и почву под ногами, а отец - Власть, воспитание, обучение, подчинение моральным и нравственным нормам и законам. Т.е. семья - есть микромодель общества, в которой ребенок получает первые свои уроки о жизни в этом мире.

Но как можно излечить общество, изолируя ребенка от семьи, даже если семья поражена дисфункциональными расстройствами (неполная семья, перепутаны роли мужчины и женщины, воспитание заменяют гиперопеканием или попустительством и т.п.)? В какую среду следует помещать такого ребенка чтобы он вырос в человека с верными жизненными ориентирами, и кто какие ориентиры считает верными? Кто судьи, и воспитатели- кто? Роботы? Или те же люди со своими семейными сценариями, часто весьма и весьма негативными?

Инфантилизация европейского и российского общества - это прежде всего компенсаторная реакция на отсутствие нормального детства у тех, чье детство пришлось на Вторую мировую. Травма войны - вот с чем на самом деле имеет смысл работать, в том числе и на уровне того, как эта травма проявляет себя в отношениях нынешних поколений. 3-4 поколения для такой травмы - ничто, только-только вообще ее осознание приходит. Как и осознание того, что кровавые события 20 века выбили огромное число потентных и правильно гендерно-ориентированных мужчин из жизни. А это - нереализованное отцовство, т.е. та самая вертикаль, вокруг которой ребенок должен был бы начать выстраивать свою собственную личность, оторвавшись лет в 6 от материнских юбок. А так - застряло множество народу в этих юбках, и до сих пор там сидит...



Ваше мнение об этом материале:

— Ваше имя
— Ваш email
— Тема отзыва

Ваш отзыв (заполняется обязательно):

Введите текст показанный на картинке:

Правая.ru


Получайте свежие материалы сайта себе на почту
Rambler's Top100 Яндекс цитирования
Использование материалов допустимо только с согласия авторов pravaya@yandex.ru, с обязательной гиперссылкой на сайт Правая.ru.
 © Правая.ru, 2004–2019