14 декабря 2018
Правое слово

"Гордость России"













Новости сайта

Получайте свежие материалы сайта себе на почту





















свящ. Димитрий Карпенко, Белгород
24 мая 2007 г.
версия для печати

True Orthodoxy

«Опять это «Кредо» нагло врет!»(с). Обычно большинство претензий к ресурсу «Портал-Credo.Ru», одному из наиболее раскрученных религиозных ресурсов, начинаются именно с этой расхожей фразы. Претензии есть и у нас, однако мы не станем исходить из принципа «сам дурак»

«Опять это «Кредо» нагло врет!». Обычно большинство претензий к ресурсу «Портал-Credo.Ru», одному из наиболее раскрученных религиозных ресурсов, начинаются именно с этой расхожей фразы. Претензии есть и у нас, однако мы не станем исходить из принципа «сам дурак».

То, что на этом портале работают отнюдь не дураки, стало понятно с первых дней появления этого сайта на небосклоне российского Интернета. Профессионализм авторов и создателей заключался еще и в том, что первое время они держали своих посетителей в небольшом замешательстве, редакция была анонимна и не объявляла о своих конфессиональных предпочтениях, многие «эксклюзивные» материалы выходили без подписей, обновляемость сайта, по сравнению с другими религиозными ресурсами была (да и остается) очень оперативной. Но крен чувствовался с самого начала, главная мишень большинства публикуемых материалов – РПЦ (МП).

Постепенно положение стало проясняться. Главным редактором «Кредо.ру» обнаружился небезызвестный Александр Солдатов, а главным идеологом, который в случае чего «никакого отношения к политике портала не имеет», стал человек, которого в некоторых кругах принято называть игуменом Григорием. Еще очень много говорили о длинных руках ФЭП, но мы эту тему развивать не станем. Так вот, г-н Солдатов вместе с человеком, которого иногда называют игумен Григорий (пользователям Живого Журнала он хорошо знаком под ником "hgr" ) предлагают свое видение религиозной картины событий в стране и мире. Особенность этого подхода заключается в якобы равноудаленности опекаемого ими ресурса от каких-либо религиозно-конфессиональных предпочтений, исходя из чего, сразу декларируется светский характер издания, которое просто хочет писать о религии “всерьез и всё» (или почти всё – как тут же подправляет себя главный редактор). Подобное желание можно было бы считать похвальным: в самом деле, российский вдумчивый читатель не избалован обилием неангажированных, теми или иными силами, изданий. И вот, отдушина – независимый портал, который открыт для всех.

Но на то человеку и дана голова, чтобы ей думать самому. Если тебя постоянно уверяют в том, что кто-то «ни в чем не заинтересован», то, скорее всего за этим явно стоит какая-то заинтересованность. Понятие светскости – достаточно скользкое понятие, очень удобное, чтобы за ним скрывать свои истинные устремления. Возникает следующий законный вопрос: использует ли «Портал-Credo.Ru» свою декларируемую светскость как ресурс медиаработы в интересах конкретных игроков в религиозной политике? Ответ вытекает из специфики публикуемого материала – использует.

Однако авторы и вдохновители обсуждаемого нами портала тут же возразят на это: в нашей редакции работают люди разных религиозных и политических убеждений, и мы просто хотим говорить «правду». И сегодня, когда мы читаем на его страницах воззвания в поддержку «Кредо.ру» от мусульман, старообрядцев и даже атеистов, убеждения в «равноудаленности» могут показаться правдоподобными. Но демонстрации в защиту не меняют того факта, что, главный месседж издания – легитимизация в социокультурном контексте сил ИПЦ (Истинно-православной церкви). Главная задача – включение ИПЦ в контекст современной религиозной политики. Но ИПЦ в этом не особо-то и нуждается, потому как наличие данной силы в религиозной картине очевидно.

Здесь мы не будем давать этому религиозному течению каких-либо церковных оценок и воспринимаем его исключительно социологически, очевидно другое — для Солдатова и «игумена Григория» важна легитимизация их самих в том мире, который они так любят называть True Orthodoxy. Не секрет, что даже в среде ИПЦ – РПАЦ (Российская Православная Автономная Церковь) – ребенок-уродец, а именно к этой религиозной организации относят себя главные вдохновители портала. Но сегодня налицо непреодолимые противоречия между РПАЦ (В) (то есть тех, кто стоит за основателем данной структуры Валентином (Русанцовым) и РПАЦ (Л) (тех, кто группируется вокруг Лурье, патролога из Санкт-Петербурга, которого, как уже и было сказано, разные люди именуют либо игумен Григорий, либо hgr), последние пытаются действовать, создавая структуры (аббревиатура одной из них, ВЦС, забавно напоминает главную экуменическую организацию), которым они отводят главную роль в объединении всех «здоровых сил ИПЦ».

Грамотная система рубрик, позволяющая использовать в нужный момент любой вариант подачи информации, с заданным эмоциональным звучанием и дистанцированностью редакции от предлагаемого материала, тщательно подобранные пропорции материалов в освещении явлений и, в результате, любая маргинальная религиозная организация предстает на портале существенным элементом религиозной картины с непропорциональным своему реальному значению весом. Вес же Русской Православной Церкви можно не столько преуменьшить в медиапространстве, сколько попробовать реально понизить, деструктивно воздействуя, там, где возможно, на реальные процессы.

Главным принципом их своеобразного стиля «церковного строительства» является разрушение. Много сил было положено авторами портала по подготовке рекомендаций как не нужно объединяться РПЦЗ (Л) (кстати, эта аббревиатура, равно как и РПЦЗ (В) была введена в оборот именно «Кредо.ру», что, подтверждает наличие у них и остроумия и профессионализма) с РПЦ (МП). Играя на противоречиях, которые возникали в ходе переговорного процесса двух частей Русской Церкви, портал предлагал свои варианты развития событий, выписывал рецепты, назначал лечения. Судя по тому, как повела себя единственная епархия РПЦЗ в Украине после 17 мая, эта работа не прошла бесследно. Итак, задача – утверждение себя в ИПЦ, мишень для нанесения удара – Московский Патриархат. Вот таков основной контекст редакционной политики портала. Для достижения цели и поражения мишени хороши все средства.

Да, и несмотря на то, что вдохновители «Кредо.ру» пытаются представить себя наследниками антисергианского, катакомбного движения – портал постоянно декларирует свою лояльность государству, и это понятно, они работают тем самым на облегчение социально-политических условий своего существования. Вся кажущаяся оппозиционность некоторой редакционной аналитики, на самом деле встроена в контекст «государства Российского», где для МП, по задумке кредо-мыслителей отведена роль «птички в золотой клетке», а для ИПЦ – особая роль голоса «истинной церкви». Вот что вкратце представляет из себя «независимое Интернет-издание о религии «Портал-Credo.Ru».Необходимо ли противодействие? Конечно, необходимо, но оно не должно заключаться в развешивании ярлыков и скандировании площадной брани.

Необходимо противодействие, которое будет заключаться в качественном и профессиональном позиционировании интересов Русской Церкви. Несмотря на противостояние разных сил, достигнут колоссальный результат – произошло воссоединение Русской Церкви в Отечестве и рассеянии. Сейчас предстоит продолжить работу по укреплению достигнутого единства, и здесь есть чему поучиться у наших противников. Как никогда сегодня необходим информационный ресурс, формально независящий от церковных структур, но отстаивающий позиции Церкви. Существование подобного ресурса открывает для Церкви новые возможности в отстаивании собственных позиций. Кроме того, мы постоянно должны совершенствовать уже имеющиеся церковные ресурсы, делая их более оперативными, дающими адекватную оценку происходящим событиям.

И здесь нельзя не сказать и о просчетах. В канун подписания Акта 17 мая понятным было желание провести профилактические мероприятия по нейтрализации главных противников воссоединения. В телевизионной передаче «Постскриптум» на телеканале ТВЦ был показан сюжет, рассказывающий как раз об обсуждаемом нами издании. Ему в вину ставилось появление и распространение слухов о смерти Святейшего Патриарха.

Мы не станем сейчас вдаваться в дискуссию по поводу того, кто главный виновник появления этих слухов, сказать можно одно – сюжет был сделан неграмотно, чем открыл возможность для этого портала развернуть сейчас широкомасштабную кампанию в свою защиту. Что ж, наши оппоненты грамотно используют этот информационный повод в свою пользу. Что будем делать мы? Начинать работать профессионально, активно формируя информационное поле или продолжать, как и раньше, с поводом и без повода кричать на каждом углу: «Опять это «Кредо» нагло врет»?!От ответа на данный вопрос зависит, какой мы хотим видеть Русскую Церковь в современном пространстве масс-медиа.


Прикреплённый файл:

 свящ.Димитрий Карпенко, 2 Kb



Оставить свой отзыв о прочитанном


Предыдущие отзывы посетителей сайта:

24 мая 21:47, Посетитель сайта:

Весьма благодарен, о. Димитрий...

В первый раз вижу такой серьёзный и не ругательный материал по "крединам". До сих пор сторонники канонического Православия их большей частью просто ругали, не приводя почти никаких аргументов по существу. У Вас я вижу грамотную церковную аналитику и не вижу ругани, что очень приятно.

Они, между прочим, раскручивают проект "альтернативного православия" всеми дозволенными и недозволенными способами. Единственное, что мне у них реально нравится - они выкладывают ценнейшие материалы по древней истории Церкви, особенно по Византии и вообще по христианскому Востоку. Больше таких материалов практически ни у кого нет (на настоящих православных сайтах, увы, тоже). Вот и приходится человеку, у которого есть лишь Интернет и нет доступа к редким печатным трудам церковных учёных и св. Отцов, ссылаться на столь маргинальный источник...

Хорошо было бы эту ситуацию переломить, не давая историю Православия на откуп "крединам", часть которых, надо отдать им должное, более чем в ней компетентна - но использует это во зло, для дискредитации РПЦ. С Вашими идеями согласен на 100%.


25 мая 14:49, АКВ:

Кто бы мог подумать ...

Вот ссылочка на статью об "организации" Вадима Лурье: http://www.newsru.com/crime/23nov2004/selfkiller.html

В начале 90-х я слушал его лекции по патрологии - было очень интересно, но как видно, "знать" и "делать" - вещи действительно различные. Лично мне его жаль.


26 мая 09:18, Владимiръ:

Почитал о Лурье по ссылке. Это действительно страшно. О РПАЦ можно определённо сказать, что это - "клуб духовных самоубийц".


26 мая 22:22, Посетитель сайта:

2АКВ

Лурье действительно весьма глубокий и серьёзный патролог. Более того, специалистов аналогичного уровня в МП мне видеть не приходилось (по крайней мере, в Интернете). Одно его знание языков и восточной патристики что стоит... И всё это - ради борьбы с "экуменистами". Его слабость - ощущение себя Демиургом ("ферма"), его антиэкуменический конёк, на который мы, "МП-шники", можем возразить с большим трудом - Антиохийский, а с недавних пор и Александрийский Патриархаты. Про него есть статья на сайте проф. А.Л. Дворкина:

http://iriney.ru/sects/003.htm


27 мая 03:20, Петр Иванов Мюнхен - Германия:

Духовное уродство часто приобретается за грехи родителей или более далёких предков. Если духовный урод наделён интеллектом и получил образование – это не только страшно, но и крайне опасно для мирного населения (Ленин, Дзержинский и прочая сволота). Очень и очень часто эти самые уроды исповедуют демонизм в скрытой форме для самих себя; их «тянет» в педагогику, армию, медицину, правоведение – «в начальники» над беззащитными. Такое увлечение «гуманитариями» способствует укреплению культ личности - такого «горбатого могила исправит». К сожалению, мне памятны подобные «уроды», которые пролезли в священнослужители, тут дело очень сложное; многие бежали от греха и достигли очищения от уродства, но есть и такие уроды, которые ведут двойную жизнь в жизни религии, и ею наслаждаются во всей отвратной мистикой сатанизма.

Самое грустное, что в наше время, многие не понимают, не укладывается в голове, как может сочетаться такая комбинация – работник культа и сатанист? А культ бывает и сатанинский, только прикрытие изощрённее и наглее. Не позволительно исключать догадку, что подобные лауреаты преисподней - желательны в тайных сообществах политических и культовых. Увлечение психиатрией, подобных персонажей, явный признак подозрительных психических и сексуальных проблем гениев антирусских и якобы православных порталов, изданий, движений.

И ещё грустное; подобные личности очень хорошо управляются со стороны, и первым условием, является убеждение жертвы в свою исключительность и гениальность.


28 мая 14:29, АКВ:

Посетилю от 26 мая 22:22

Признаюсь, что убежденность Лурье в том, что безсмысленно изучать патрологию, не живя полнотой церковной жизни, привела меня в Церковь, которую Вадим через некоторое время покинул. И ладно бы только он. Туда же последовало множество и других интелигентов, не познавших среднего "царского" пути, в том числе и среди других моих знакомых. Такова цена экуменизма на русской почве. Думаю она не стоит того, чтобы группе иерархов иметь возможность разъезжать по заграницам. По слову ап. Павла, кажется, "если тебя искушает рука твоя - отсеки ее". А экуменизм - это, скорей, пиявка, полип на теле Церкви, которую просто отдерут или вырежут в свое время, а отпавшие чада успеют вернуться, надеюсь.


28 мая 17:18, Посетитель сайта:

2АКВ

Насколько я понимаю, Вы говорите об РПЦЗ. Да, пока она была вне общения с РПЦ, там было много убеждённых "антиэкуменистов", что не могло не повлиять на дух, сделав его, как мне кажется, нездоровым (сравните того же гениального иером. Серафима (Роуза) и Назарова - какая пропасть! А прошла только четверть века!).

Экуменизм в наши дни к РПЦ как таковой, согласен, имеет мало отношения. Борьба Лурье сотоварищи - именно против Вселенской Церкви в целом.

Проблема, как я Вам и писал, именно в Антиохийском патриархате, который на тернистом пути экуменизма дошёл даже до евхаристического общения, например, с яковитами (!!!). А все православные Патриархи находятся в общении друг с другом, то есть... Здесь каноническая логика Лурье сильна, и по существу возражать ему сложно. Я могу найти лишь три аргумента:

* Так как ни один православный Патриарх не учит ереси всенародно, прямых канонических оснований откалываться от него нет;

* Откол от Вселенской Церкви - это путь ИПЦ и старостильников, то есть безблагодатный и маргинальный по определению;

* Насколько я слышал, поминаются только те из инославных иерархов, что отвергли доктрины своих ересиархов, пусть и приватным образом, а не публично, чтобы в один момент не лишиться паствы. В истории Церкви православные Патриархи во главе еретической паствы попадались неоднократно, и кое-кто из них был даже канонизирован.

В общем, каждый должен ведать свою веру.


14 июня 22:21, xNemo:

И как тут не вспомнить дедушку Ивана Андреевича Крылова...

"А вы друзья как ни садитесь - все в музыканты не годитесь..."



Ваше мнение об этом материале:

— Ваше имя
— Ваш email
— Тема отзыва

Ваш отзыв (заполняется обязательно):

Введите текст показанный на картинке:

Правая.ru


Получайте свежие материалы сайта себе на почту
Rambler's Top100 Яндекс цитирования
Использование материалов допустимо только с согласия авторов pravaya@yandex.ru, с обязательной гиперссылкой на сайт Правая.ru.
 © Правая.ru, 2004–2018