15 ноября 2019
Правое слово

"Гордость России"













Новости сайта

Получайте свежие материалы сайта себе на почту





















Владимир Карпец
30 июля 2007 г.
версия для печати

Химеры научного мировоззрения

Так называемое «Письмо десяти академиков РАН» во главе с Виталием Гинзбургом и Жоресом Алферовым Президенту Путину с протестом против «клерикализации российского общества» обозначило новую веху политической борьбы накануне 2008 года

С другой стороны, это письмо обозначило очередную веху в формировании единого либерально-коммунистического блока на основании идей т.н. «эпохи Просвещения» XVIII-XIX вв., прежде всего, идей французской и американской революций 1780-х-1790-х гг.

Виталий Гинзбург и Жорес Алферов – несомненно, крупные ученые-физики, представители советской школы, выведшей российскую науку на второе – а по ряду показателей и на первое – место в мире в 50-70-е гг. Как принадлежали к ней и академики Петр Капица, и Андрей Сахаров. Все они придерживались в политике либеральных или еврокоммунистических взглядов, выступали за «конвергенцию» политических систем и блоков и за мировое правительство, о чем прямо писал академик Андрей Сахаров.

Атеизм и рационализм западного типа оставался теоретической основой всех их научных поисков и особенно общественной позиции. В этом они были вполне едины с позицией хрущевского Президиума ЦК (позже Политбюро) и соответствующими «директивными органами». Политические разногласия и «научная фронда» выглядели на этом фоне как частность.

Однако далеко не все научное сообщество в СССР разделяло такие взгляды. Не говоря уже об ученых старой дореволюционной школы, таких, так академики А.П. Карпинский, А.А. Ухтомский, представители более молодого поколения – академики Лев Понтрягин, Игорь Шафаревич (последний из-за своего открытого неприятия марксизма долго оставался лишь членом-корреспондентом АН СССР) – были православными людьми и стояли на позициях русского патриотизма. В Академии Наук – как и во всех основных институтах и стратах советского общества – были две «партии», никак не соотносившиеся с официальным делением на членов КПСС и безпартийных.

С другой стороны, т.н. «советский атеизм» не имел ничего общего с атеизмом, основанным на идеях «Просвещения», хотя труды «классиков» последнего широко издавались и пропагандировались в СССР. «Народный атеизм, даже в его самых жестких, таких, как разрушение храмов, и самых юродско-идиотских формах – типа частушек «Мы не сеем и не пашем, мы валяем дурака, с колокольни … машем, разгоняем облака» – был в конечном счете следствием раскола XVII века и во многом – парадоксальным образом – является «апофатическим богословием Святой Руси», где именем Божиим было одно из его безчисленных имен – «Бога нет». «Богословием сокрытия».

В этом смысле атеизм советских «народных масс» и атеизм интеллигенции – как научной, так и «творческой» – вытекали из разных источников, и вербальная общность никак не снимала социальных и национальных противоречий между трудовой толщей и «тонким слоем», «малым народом» (по выражению И. Шафаревича). Как сказал бы Александр Дугин, «атеизм против атеизма».

Не случайно после 1991 года КПРФ Геннадия Зюганова, претендовавшая – крайне, правда, топорно и неудачно – на выражение настроений «советско-трудовой толщи», отбросила атеизм, а значительная часть партноменклатуры – та, которая была «рабоче-крестьянского», т.е. русского, происхождения, признавшая ельцинское правление и во многом «перехватившая» его, стала прямо поддерживать Православную Церковь, часто, впрочем, по привычке, «не веря в Бога». Как бы ни смеялись над чиновниками со свечками, но это неизбежная постсоветская реальность.

Сама по себе содержащаяся в «письме академиков» критика «клерикализации» современного российского общества оказывается именно с научной – я имею в виду государство- и правоведческую науку – свидетельствующей об их полной некомпетентности.

«Клерикализм», то есть, политическое течение, проповедующее руководство государством со стороны представителей клира, не соответствует православному учению как таковому. Правила Вселенских Соборов, Номоканон (Кормчая) и даже используемая сегодня в обиходе Русской Православной Церкви Книга Правил воспрещают занятие духовными лицами «градских» должностей. То же самое тем более касается и политического руководства государством со стороны Церкви в том виде, в каком это предполагается Римо-католической доктриной. «Православного клерикализма» вообще не бывает – это политологический нонсенс. Единственным последовательным клерикалом в России был Патриарх Никон, и хорошо известно, чем закончилась его история. И для него, и для Церкви, и для России.

Сегодня в стране происходит не «клерикализация», а воцерковление – очень незначительное, очень частное, часто даже пародийное. Воцерковление – это не признание над собой верховенства церковных институтов, а вхождение в Церковь. В личном плане – через крещение («аще не крещен»), покаяние, причащение Святых Христовых Тайн, церковный брак (или иночество). В государственном и общественном – в соотнесении государственного устроения в соответствии с учением Семи Вселенских Соборов, которое неизбежно должно завершиться установлением соответствующего государственного строя, основанного на «симфонии» Государства и Церкви (разумеется, с учетом всех современных научных и политических технологий и даже, возможно, с иными названиями и словоупотреблением). Повторяем, сегодня такое «соотнесение» бывает пародийно, даже предельно пародийно. К этому, впрочем, нужно относиться совершенно спокойно.

Тем не менее, даже сам по себе школьный курс «Основы православной культуры», против которого ополчились академики, следовало бы назвать, как это вначале и предполагалось, «Основами православного вероучения». За двумя названиями – пропасть: между Православием компромиссным, «обмирщенным», «окультуренным», и Православием подлинным. Уступка в этом вопросе свидетельствует о том, что «умиротворением» непримиримого противника не умастишь – сунь ему палец, он все равно будет намереваться откусить руку. Что и происходит.

Виталий Гинзбург и Жорес Алферов (о последнем это свидетельствует российский еврейский – светский сайт www.sem40.ru ) – этнические (условно, поскольку такого единого этноса нет) евреи. Поэтому, несмотря на навязчивый атеизм и секуляристское – пусть по-разному – мировоззрение обоих, за текстом «Обращения» присутствует неизбежный и неотменимый библейский и исторический контекст.

При этом надо помнить, что далеко не все ученые еврейского происхождения разделяли и разделяют взгляды Гинзбурга и Алферова. Покойный искусствовед, старейший преподаватель Суриковского института Николай Николаевич Третьяков рассказывал автору этих строк о знаменитом советском физике академике Абраме Федоровиче Иоффе. О его пламенном православии почти никто не знает – «научное сообщество» наложило на это знание строгое табу. После войны в церкви, в Ленинграде, к Иоффе подошла старая инокиня и строго спросила: «А ты, жид, что здесь делаешь?» Тогда Иоффе упал перед ней на колени и сказал: «Да, я жид, и я прошу прощения за все, что мы натворили». Тогда инокиня тоже упала перед ним на колени и просила прощения. После этого она – к сожалению, Н.Н. тогда не назвал ее имени – настолько сдружилась с ученым, что до самой смерти ухаживала за ним, когда он болел. Их до конца связала неожиданная – внезапная – духовная близость.

Впрочем, проблема в целом упирается не столько в «еврейство» как таковое, сколько в либерально-просвещенческую концепцию «ассимиляции», которая породила ее, впрочем, как либеральное просвещенчество породило и проповедуемый Гинзбургом и Алферовым т.н. «антиклерикализм». Верность собственной традиции предполагает неприкосновенное отношение к иным традициям и принципиальную невозможность перехода из одной традиции в другую (хотя редчайшие исключения, как мы видели выше, бывают).

«Письмо академиков», помимо всего прочего, дало ответ и на чаяния диакона Андрея Кураева о рационалистической науке как «союзнице христианства» против «паранауки». Точно так же – замечательно, что хронологически одновременно, – как заявление Папы Римского Бенедикта XVI о «безблагодатности» Православия дало ответ на чаяния «единого христианства».

Никакой единой христианской цивилизации нет. Тем более, нет никакой единой иудеохристианской цивилизации. Это типичная химера – в гумилевском смысле слова.

Но надо обратить внимание и на следующее. Заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского патриархата протоиерей Всеволод Чаплин назвал выступление Председателя комиссии Общественной палаты по региональному развитию и местному самоуправлению Вячеслава Глазычева в поддержку академиков «рудиментом идеологии политических пенсионеров» («Независимая газета», 25.07.07).

Очевидный антикоммунистический контекст выступления о. Всеволода должно все-таки расширить. На самом деле речь идет обо всем мировоззрении, всем уходящем – уже ушедшем – на «политико-историческую пенсию» строе и складе «модерна», включающему и коммунизм, и либерализм. Постмодерн, в рамках которого все призывы призвать академиков к ответственности, исходящие от «православной общественности», так же точно мыслящей в рамках «модерна» («белого» или «красно-коричневого», не важно) и видящей все в цветах модерна, тщетны, ибо весь его смысл, состоящий в «смешении всего» – само письмо, как и реакция на него, оказывается ничего не значащими зрелищами – неизбежно ведет не к «клерикализму», а к новому сверхрабовладению. Или Православному Царству. Одно не исключает другого? Возможно. Грядущее парадоксально и страшно.


Прикреплённый файл:

 ВК, 2 Kb



Оставить свой отзыв о прочитанном


Предыдущие отзывы посетителей сайта:

30 июля 19:21, Посетитель сайта:

Письмо евреев успешному чекисту-это в духе сегодняшнего

дня.Происходят постоянные идиотические поступления на

православный сайт,скоро евреи всех на Правой скупят с

патрохами.

ЦАРЬ нужен-ИОАНН Грозный,только такой может спасти РОССИЮ,в противном случае кранты нам всем.

Старцы пророчили смерть России без царя.


30 июля 20:31, Наталья:

"Верность собственной традиции предполагает неприкосновенное отношение к иным традициям и принципиальную невозможность перехода из одной традиции в другую (хотя редчайшие исключения, как мы видели выше, бывают)."

Вот где зерно Вашей религиозной философии, Владимир Игоревич! Традиция....

Но это НЕВЕРНО, то, что Вы утверждаете. Если следовать Вашей логике, христианство не должно было вообще распространиться: ведь ни у кого не было сответсвующей традиции. Тогда и иудейских первосвещенников за суд над Христом нельзя особо осуждать - что делать традиция обязала... Извините, это фатализм какой-то. Сколько мы видим в Евангелии примеров разных моделей поведения у людей одной и той же традиции. Первохристианская церковь сумела объединить людей разных культур и традиций. Символом тому стал дар говорить на чужих языках и тем самым понимать чужой "культурный код".И евреев, принявших Православие, не так уж мало.

Это, извините, не духовный подход, Ваши позиции. Не надо никого "припечатывать" традицией и не надо возводить ее в абсолют. А то есть любители непременно найти еврейскую подноготную в Высоцком, Вы к ним не относитесь? Паисий Величковский был по дедушке еврей. Что теперь Оптина пустынь имеет "еврейский привкус"?

А на письмо академиков можно аргументированно ответить по каждому пункту. Старые советские атеисты могут "подсобить" Западу в его "борьбе за свободу". Поэтому Церкви стоило бы больше дать спокойных ясных ответов.


31 июля 05:31, Khalif:

Тронула история про Иоффе и окончание статьи. Действительно смысл какой с ними сутяжничать, за них молится надо. Давно было заметно что, эти люди потеряли за громоздкими формулами всякое ощущение реальности. Но идут новые люди, будет новая наука, не отбрасывающая старую, но включающая ее концепцию и рацио-формализм как частный случай.


31 июля 09:35, Александр Виниченко:

Наталья, не горячитесь. Изложенное Владимиром Игоревичем - факт, как бы это Вас не возмущало. Факт социальный, исторический, социально-психологический. И если следовать логики традиционализма, в котором изначальную Традицию принято писать с заглавной буквы, Христианство не могло не распространиться. Потому что подлинная Традиция - это истинное Богопознание, и дана эта Традиция Господом Адаму и Еве и их потомкам. Все остальные традиции - лишь её искажение, в той или иной мере. И Христианство, ведущее своё начало тоже от Господа, как раз и есть та самая Традиция.

Вы правы, еврейских первосвященников нельзя осуждать. Но осуждать нельзя потому, что Христос сказал "не судите". А не потому, что они действовали согласно традиции. Действовали они как раз традиции (еврейской) ВОПРЕКИ, так как судили и требовали распять Мессию, которого евреи ждали. Это был не только отказ от Традиции (до этого момента еврейский народ был народом Божиим, носителем этой самой неискажённой Традиции, и только после отвержения Христа перестал быть таковым), но и традиции еврейской.

А в Высоцком (точнее, в его творчестве) можно найти и православную подноготную. Только причём тут Владимир Семёнович? Понятно, конечно, недавно годовщина смерти его была. Но вряд ли он имеет какое-то отношение к "Письму академиков".


31 июля 17:50, Наталья:

Александру

"Вы правы, еврейских первосвященников нельзя осуждать. Но осуждать нельзя потому, что Христос сказал "не судите".

Вы ошибаетесь, Александр: еврейских первосвященников не только нужно осуждать, но они Самим Господом осуждены вместе со всем народом Израиля , сказавшем "кровь Его на нас и на детях наших". Вина же первосвященников несравненно выше, чем народа - они осудили и послали на смерть Сына Божия. Слова "не судите" означают совсем иное- "не выносите приговор ближнему, поскольку вы не знаете глубины его мотивов и обстоятельств, известных одному Богу".Это когда согрешат против кого-то из людей, но не против Бога. В данном же случае речь идет о сознательных врагах Божиих. И Господь Сам выносит им приговор : "Се оставляется дом ваш пуст", т.е. за отвержение Господа Израиль отвергнут Богом.

Повторю, то что излагает здесь В.И. Карпец относительно традиций - это фатализм, а не христианство. Есть конечно внутренние связи межу традицией , историей народа и его "предрасположенностью" к духовной истине. Но это не значит, извините "родился жидом (китайцем, малайцем), им и помирай". НЕТ, это не так, все ищущие истину ее обрящут, и тысячи традиций таких не остановят. Человек - это не автомат, носитель традиции. Это типично, что люди усваивают свою культуру, но не надо делать из этого некий абсолютный закон. Мы знаем, что "перед концом Евангелие Царства будет проповедано по всей Вселенной". Т.е. среди всех народов. Св. отцы говорят, что речь здесь идет именно о Православии. Господь создал всех людей не для "разнообразия традиций", а для спасения. И потому не надо говорить:" ах язычество, это твоя традиция". Но надо смотреть, как я могу сказать тебе правду о Господе на твоем языке.


31 июля 19:43, Михаил Павлов:

Правильная статья

Правильная статья по сути, но нельзя равнять выдающегося ученого П.Л.Капицу и "тусовщика" от науки - Гиндзбурга.


31 июля 19:44, Колхозник:

Речь может идти о государственной поддержке воцерковления российского общества или руского народа. Сам процесс воцерковления остановить практически невозможно. Народ с самых низов тянется к Богу и Церкви. Я сам воцерковляюсь в сельском приходе с 1998 года - это заметно - стремление к Богу. похоже, что и верхи - на самом высоком уровне - как-то занитересованы в Православии (по непонятным нам причинам).

Зато власть на местном уровне, на уровне регионов, чиновники мелкой и средней руки далеки от Бога и Православия. Так что говорить о проникновении религии во власть пока еще очень и очень рано. Тоорпятся господа ученые.


31 июля 19:50, Khalif:

Наталья об чем спор? Вот ВК пишет "хотя редчайшие исключения, как мы видели выше, бывают", т.е никакого фатализма. Суд над первосвященниками, у Единого Судии и Законодателя, но не у нас с вами.

"Но надо смотреть, как я могу сказать тебе правду о Господе на твоем языке." Наталья это похоже на самоуверенность протестантов, или неофитов. Поверьте очень сложно, практически невозможно на языке формального рацио, сколько нибудь вразумительно говорить о Боге. Тем более с атеистом. Для атеиста не существует Господа в рамках формальной логики, на языке которой, вы будете ему говорить правду о Господе.


31 июля 21:34, Никола:

раньше за кнут браться. не в феврале 17-го.

Вопрос не о противодействии силой идеи. Идею нельзя победить грубой физической силой. Когда Павел 1 , узнав о Французской революции, сказал я послал бы туда (в Париж) пару корпус и навел бы порядок императрица Екотерина ответила - с идеями не боряться силой физической а силой духовного убеждения. И февральская революция последствие непротиводействия агитации Льва Толстого. Тот сам частично прихнавал свои ошибки. Если бы было широко опубликовано НАУЧНОЕ опровержение теорий Льва Толстого, то и революции может бы и не было. А тогдашняя вламть не смогла организовать успешную конторпропаганду и не было санитарно-медицинских мероприятий проводимых в Германии Бисмарком. Надо было бы ввести более успешную страхоку по болезни с частичной оплатой стораховки из бюджета. Вот почему в России была революция а в Германии она не дошла до власти радикальных сил


1 августа 06:17, Андрей:

Каждый может показать,кто он есть. Вот академики

себя обозначили. Старые кляузники. Не к народу,а к

власти побежали. Народ они боятся и от народа прятаться привыкли.


1 августа 08:12, Александр Виниченко:

Наталья, я достаточно внимательно слежу за ходом мысли Владимира Игоревича, и ни разу не увидел в его текстах фатализма. Не домысливайте за автором то, что Вам кажется. То, что Евангелие будет проповедано, не значит, что примут его все. Скорее, наоборот - последние времена будут эпохой сильнейшей апостасии.

В своих рассуждениях В.И. Карпец совершенно прав: верность традиции именно что не предполагает перехода в другую, однако единицы делают свой экзистенциальный выбор, преодолевают традицию. Но это именно единицы. Многих истинных иудеев Вы знаете, перешедших в Христианство? Многих мусульман, буддистов? Переходят обычно те, кто относится к своей традиции теплохладно (если вообще относится). О какой же предыдущей верности можно говорить?

И ремарка о евреях и первосвященников. В том-то и дело, что осуждать может только Господь, а не я или Вы. И евреи перестали быть избранным народом Божиим, но не были отвергнуты Им. Почитайте на сей счёт святого апостола Павла. Или хотя бы свой предыдущий комментарий: "Господь создал всех людей для спасения". Выходит, что и евреев он создал для этого же.


1 августа 11:22, ORTODOX:

Вопрс к автору

Простите, автор, но что это за явление: "воцерковление – очень незначительное, очень частное, часто даже пародийное"? Кто его породил и где и каким образом внедряет в сознание неофитов?


1 августа 14:32, xNemo:

Наталье

"Но это НЕВЕРНО, то, что Вы утверждаете. Если следовать Вашей логике, христианство не должно было вообще распространиться: ведь ни у кого не было сответсвующей традиции."

Вашей логике следовать еще сложнее.

Можно подумать, что все окружение Израиля было самозабвенно погружено в отвратительное язычество и в монолитном порыве противодействовало проповедыванию Евангелия. Властители той поры вряд ли воспринимали Христианство в серьез. Ну проповедывали какие-то сектанты — мало ли их на свете — своим соплеменникам в рассеянии, ну и пусть. Проблемы начались когда Христианство начало становиться объединяющей религией безправных рабов всех национальностей, лишенных возможности поддерживать традиции своих народов. Тогда Христианство в действительности было религией обездоленных и нищих — им провозгласили :"блаженны нищие, ибо наследуют они царство Божие..."

В Греции и Италии оно так и распространялось. А вот дальше на север опять начались проблемы — для Европы все что шло из Рима — это рабство, а значит нужно с этим бороться. На Руси тоже самое — там еще не забыли ни хазар с их иудейством и работорговлей, ни Византию (которая вобщем-то Греция) с теми же пороками рабства. Вот почему и крещение Владимира шло "огнем и мечом".

Но деваться простому народу было не куда — мы ведь сейчас тоже, хотим или не хотим, но "исповедуем демократию" после "огня и меча" горбачевщины. Так и тогда. Хотя что-то в Христианстве действительно оказалось близким русскому пониманию Всевышнего. Сын Божий — да мы сами считали себя сынами Рода и внуками Даждьбога, Богородица — у нас у самих вера в Мать ПриРоду. Из Евангельских праздников прижились те которые были сходны с Ведическими.

Но ведь христианизация шла если не насильственно, то в ОТСУТСТВИЕ других религий. Хотя и до ХII века "язычниками" оставались и вятичи, и другие северо-восточные княжества, а рязанцы и нижегородцы сохраняли настоящие заповедники "язычества" до XV века.

Вот вам и преодоление традиций...

"И евреев, принявших Православие, не так уж мало."

Вопрос в том с КАКОЙ ЦЕЛЬЮ. В Испании марранов-выкрестов тоже было великое множество. И именно они были рассадниками ересей и реформаций...

В России примером тому ересь жидовствующих и никоновский Раскол.

"Это, извините, не духовный подход..."

"Паисий Величковский был по дедушке еврей. Что теперь Оптина пустынь имеет "еврейский привкус"?

Еврейство передается только по крови женской линии или методом обрезания...

Так что кровь дедушки Величковского видимо без труда и без следа растворилась в русской крови...

Да и пустынь одним евреем не изгадить!


1 августа 15:53, Игорь В.:

Сколько раз наблюдаю одну и ту же картину. Приписывание В.К. "до-словности", точнее до-мысливание за него. Это что случайные люди или одни и те же? Ознакомьтесь с системой взглядов автора. Ведь все что он пишет, как обозреватель, во многом касается насущного момента и просто нет возможности досконально представлять всю полноту своего мироззрения. Нам на протяжении долгого времени вдалбливают тезис об тождественности древней Иудеи и современного Израиля. Царского рода Мария Магдалина или член Синедриона Иосиф Аримафейский, как и многие другие последователи Спасителя не имеют не только духовного (что понятно), но и этнического (!) отношения к тем кто сегодня причисляет себя к "богоизбранному народу". Это непонимание и есть ключ к разгадке. На этом во многом и основано непонимание некоторых фраз В.К.

А спор этот ведется уже многие годы. Скрытый, наукообразный, а более мироззренческий. Ознакомьтесь с многолетней полемикой ак. Гинзбурга и ак. Логунова, там все точки давно расставлены, только истины здесь нет, даже посередине.


1 августа 17:17, Наталья:

Александру

Теплохладные как раз не являются искателями истины, про них и речи нет.

Единицы говорите? Потому что "оскуде преподобный", иначе ,как вначале, крестились бы тысячами. И такое время еше будет по предсказаниям святых отцов. Св. Серафим Вырицкий говорил о том, что в Россию будут массово приезжать креститься. Перед концом света будет апостасия. Но перед этим будет еще духовный расцвет , который начнется с России. И как в свое время в Христе узнали Истину разные народы, так узнают эту истину вновь многие из разных народов.

Я не говорила, что евреи полностью отвергнуты, но благодати они лишились. А насчет суда, конечно Господь судит, не мы. Я имела ввиду, что предание Христа было решением свободной воли первосвященников, а не следствием традиции. Которая была поводом, а причина - гордыня и нечистота сердца. И такой грех убийства Бога не подлежит оправданию в том числе и по нашему человеческому и христианскому понятию совести. Говорить здесь"Не судите" - это теплохладность. Я сужу и говорю: предавшие на смерть Христа - Богоубийцы. А наказывает - Бог.


2 августа 15:37, Александр Виниченко:

Наталья, так и я говорил о том, что они сделали это вопреки традиции. :-)

А Вы в полемическом задоре и меня уже осудили (теплохладность) вслед за первосвященниками и В.И. Карпцом. :-)))

А в начале, кстати, и иудейской традиции не существовало. Она ведь не до Рождества Христова сформировалась.

Но что меня, действительно, интересует - это где можно, как советует Игорь В., "ознакомиться с системой взглядов автора". Не думаю, что книги "Русь Меровингов и корень Рюрика" будет достаточно. Может, посоветует кто? Может (обнаглею уж до конца :-)) сам Владимир Игоревич?


2 августа 19:11, Игорь В.:

А.В.

http://www.biblio-globus.ru/description.aspx?product_no=8903575


2 августа 22:40, Тимур:

Уважаемый Владимир Игоревич, с академиками надо говорит вот так: "Основа православной культуры" - это наука нравственности. Современный атеизм - барьера нравственности. А нравственность государству очень нужна.

Надо хорошо разьяснить всем - многие атеисты действующие против православия всущности открывают дорогу безнравственности.


3 августа 20:51, Посетитель сайта:

Карпец умница,похож на С.Беляева,который при Патриархе.

Неужели им не объедениться-ведь царя Беляев в Риге два

раза встречал,в Москве на него навёл охранников-якобы тот неадекватно вёл себя в кремле.А как ему себя вести,если в той жизни человек был на протяжении 54 лет в Московском кремле и то,что говорят исскуствоведы ему знакомо с детства.Всё просто и в тоже время грустно.

Вспомните,что говорил о новом царе русском духовник

последнего царя и Вам господа станет многое понятно при

виде мужчины из Риги.

кгб.


6 августа 14:39, Наталия Ганина:

Автору статьи

Дорогой Владимир Игоревич, примите живую благодарность за Ваши неустанные труды на "Правой". Спаси Вас Христос!

P.S. Во избежание qui pro quo: если кто-то с Вами долго-активно полемизирует, то это ни в коем случае

не я.


7 августа 09:53, ORTODOX:

Почетателям А.И. Карпеца

Автор г. Карпец заевляет, что можно быть воцерковлённым по-нарошку, вроде чуть-чуть беременным!

Православное Царство для него - сверхрабовладение!

Вот главное в этой публикации! Вот истенные страхи сочинителя!

Остольное дымовая завеса, типичное словоблудее!


7 августа 23:50, В.К.-ORTODOX:

Разве я где-нибудь сказал, что рабовладение это обязательно плохо? И у Апостола Павла о нем плохо не сказано. А если оно для Вас плохо, то Вы, батенька, не ORTODOX, а либерал.Или коммунист. "Мы не рабы - рабы не мы".


10 августа 23:36, Александр:

Они - академики - не атеисты. Нет. Они от лу-ка-вого.

Они избранные... За Россию ухватились так,пока не полностью опусташат.


15 августа 21:00, ORTODOX:

Грустно до слёз ... !

Ни какой я вам не батенька, и зря Вы меня коммунистом ругаете!

Опостол Павел говорит о рабстве Христу!

Ма рабы Божии!

А Вы, о каком мечтаете?

"Ты сердишся Меркурий, значит ты не прав!"


18 августа 14:47, Александр:

Спасибо русское без лукавства сайту (ПАС), модератору. Более менее - к сущности. Однако, как еще много постоянной лжи, растления человеческих душ со стороны "избранной элиты". НАУКОпаразитирующие на абсолютно всем. Все десятилетия предлагают как "выращивать помидоры на березах" и выдавать это величайшие открытия века.Православие - не преступная идеология.



Ваше мнение об этом материале:

— Ваше имя
— Ваш email
— Тема отзыва

Ваш отзыв (заполняется обязательно):

Введите текст показанный на картинке:

Правая.ru


Получайте свежие материалы сайта себе на почту
Rambler's Top100 Яндекс цитирования
Использование материалов допустимо только с согласия авторов pravaya@yandex.ru, с обязательной гиперссылкой на сайт Правая.ru.
 © Правая.ru, 2004–2019