5 июля 2020
Правое слово

"Гордость России"













Новости сайта

Получайте свежие материалы сайта себе на почту





















Вадим Нифонтов
26 сентября 2007 г.
версия для печати

Цена "свободы"

Глядя на ужасающие московские пробки, начинаешь подозревать их участников в склонности к мазохизму. Между тем дело обстоит совсем наоборот – большинство "автолюбителей" убеждены в том, что именно они и обладают свободой. В отличие от тупых дурачков, давящихся в метро

Каждое утро я еду на работу в центр Москвы из ближнего Подмосковья. Еду автобусом и метро, причём — из абсолютно рациональных соображений. Жизнь показала, что в среднем я приезжаю на 20-30 минут раньше, нежели те, кто добирается примерно из той же точки на личном автомобиле.

По дороге я наблюдаю огромную, бесконечную пробку, которая начинается почти сразу после Кольцевой. Лица людей, сидящих в автомобилях, выражают прямо-таки целый спектр боевых настроений – от "да мне плевать" до "дайте наконец дорогу, сволочи!" Понятно, никакой особой благостности на этих лицах не увидишь. Большая часть едущих к себе в офисы крайне недовольна происходящим. На их физиономиях написано глобальное "Ц".

Кстати, дорогой читатель, знаешь ли ты, что такое "Ц"? Это реакция, выдающая типичного русского из мегаполиса почти всюду. В самом глухом европейском захолустье, где люди привыкли перемещаться медленно, без стрессов и попыток обогнать время, вы можете встретить человека, который, не будучи удовлетворён темпом движения, обязательно скажет в спину мешающему ему европейскому пенсионеру нечто вроде "Ц".

Будьте уверены, этот человек, скорее всего, родился в СССР. Причём в его наиболее индустриализированных регионах. Он привык к другим темпам движения. Более того, он убеждён, что нормальное состояние – мгновенная телепортация из пункта А в пункт Б, а всё остальное лишь досадные помехи, созданные врагом рода человеческого.

Казалось бы, так и есть…

Но глядя на ужасающие московские пробки, начинаешь подозревать их основных участников в особой склонности к мазохизму. Между тем дело обстоит совсем наоборот – большинство "автолюбителей" (если уж использовать этот дурацкий советский термин) убеждены в том, что именно они и обладают СВОБОДОЙ. В отличие от тупых дурачков, ждущих автобуса и давящихся в метро.

Автомобиль, говорят они, позволяет тебе ехать куда угодно и когда угодно. При этом ты едешь в пространстве, максимально напоминающем личную комнату. В общем, путешествие на машине не мешает твоей приватности. А вот общественный транспорт тебя от всего этого отрывает. Ты связан расписанием (вы же понимаете, что такое расписание в России!), должен платить за дорогу (как будто бензин ничего не стоит…) и, вдобавок, самый эротический в мире советский транспорт не позволит тебе испытывать чувство личной обособленности от суетного мира.

Для достижения всех этих прекрасных вещей нормальному человеку требуется автомобиль.

Вот тут-то и начинаются парадоксы секулярного понимания свободы. В России оно выражено особенно сильно.

Итак, если серьёзно подходить к вопросу, то свобода по-русски – это всего-навсего возможность не вступать в контакт с другими людьми и жить, говоря словами Достоевского, "по своей глупой воле". Хочу – еду в пункт А, потом в пункт Б. В общем, этакий "волюнтаризм".

И это, конечно, правильно.

Однако с определённого момента у так понимаемой свободы возникают проблемы.

Неизбежно наступает момент, когда подобную "привилегию" при некоторых усилиях могут получить почти ВСЕ. Результаты потрясают.

"Свобода" немедленно девальвируется. То есть каждый может позволить себе, к примеру, личный автомобиль. Но делает ли это его свободнее?

Ничуть! Начинается настоящий ужас.

Там, где раньше можно было спокойно проехать, вдруг образуются гигантские пробки. Тысячи людей, верящих в то, что они в некие времена обрели "свободу", мучительно, часами, ждут момента, чтобы проскочить со второстепенной дороги на главную.

Интересно, что эта проблема не решается вообще никак. Есть территории, где построить новые "развязки" попросту не представляется возможным. Я с ужасом наблюдаю гигантские дома-муравейники около Ленинградского шоссе, ещё пока незаселённые. А ведь настанет день, когда там будут жить люди, и в каждой семье будет как минимум один автомобиль. Дорога же к шоссе не может быть увеличена в принципе, разве что построить нечто вроде гигантского висячего моста…

В общем, следующая степень "свободы" – это портативные летательные аппараты, что, в свою очередь, кончится их массовой доступностью и постоянными падениями этих конструкций на головы прохожих…

Другой вариант – развитие систем удалённой работы, когда людям просто не потребуется ездить в офис. Этакий крайне консервативный подход…

Тем не менее, жизнь показывает – зацикленность на внешней свободе приводит к тому, что она обращается в собственную противоположность. Те, кто считает возможность "не сталкиваться с другими людьми по дороге на работу" истинной свободой, похоже, ошибаются. Им всё равно придётся сталкиваться, просто ситуация будет сложнее. И даже возможность заплатить за иную степень "свободы" оказывается всего лишь временным явлением…

Так, может быть, истинная свобода заключается в чём-то другом?

Как говорится, "подумайте об этом"…


Прикреплённый файл:

 nifontov.jpg, 5 Kb



Оставить свой отзыв о прочитанном


Предыдущие отзывы посетителей сайта:

26 сентября 19:47, Посетитель сайта:

Цена "Сврбоды"

К проблеме московских пробок: Проблема не всегда только в ментальности постсоветских людей, а в элементарной безграмотности и недальновидности градостроителей. Вы упоминаете Ленинградку, да, шоссе не может быть панацеей. Напротив, транспортная проблема Москвы именно в ее проспектах,прорубленых через историческиий центр в сталинскую эпоху и позже.И еще в принятой модели расположения зданий. Звучит парадоксально, но долго изучая эту проблему могу сказать, что застройка по принципу "города-сада" - это смерть для мегаполиса. Модель придуманная утопистами кажется еще 17 века, если не раньше и взятая на вооружение большевиками. Они же и города решили строить не как "буржуины". По этому принципу строилась Москва последние 70 лет и продолжает застраиваться сейчас!

Крупные кварталы-микрорайноны и единичные шоссе, куда стекаются автомобильные потоки. Как красиво выглядят эти коробочки из пенопласта россыпью на столе в архитектурном бюро: здесь будет школа, а здесь магазин, ничего, что магазин будет на отшибе, а дорожки будут проложены так, что километры намотаешь, пока дойдешь до детсокго сада, хотя по прямой метров сто. Земля дорогая? Дудки! Так могут строить только на дармовой земле.

Спасти положение, скорее всего, смогут улицы-капиляры, хоордовые дороги, соединяющие шоссе между собой. В общем, проблема решается просто: строить много дорог там, где они нужны! И желательно не там где чиновнику привиделось.

А про мнимую свободу, это вы хорошо заметили. Умиляет то, что каждый сидит ОДИН в своей машине. Особенно это неприятно, когда видишь в мороз пожилых или детей ждущих автобуса на остановке, а мимо ползут "свободные" в тепле. Ну это уже совсем о другом.

Всех благ.

Мария Савельева


26 сентября 20:35, Посетитель сайта:

личное мнение автора

Давно предпочитаю ездить на собственной машине не смотря на пробки - даже сидя в пробке, просто удобнее, можно свою музыку слушать, спокойно подумать о чем нибудь, и т.д. Общественного транспорта не люблю - некоторые наоборот, но очень хорошо что есть выбор. А проблема с пробками - это просто Россия не была готова к такому буму в транспорте - при разумном строительстве со временем это можно исправить. Автор старается искуственно пристроить здесь идею "несвободы". Большая натяжка - как кому.


26 сентября 20:42, Посетитель сайта:

странный суп

тут спутаны несколько совершенно отдельных тем - как строить дороги что-бы было меньше пробок, хорошо ли ездить на машиных, и считать ли возможность выбора между общественным транспортом и собственной машиной свободой или отсутствием свободы.


26 сентября 21:29, Кирилл:

Не соглашусь

А разве в езде на общественном транспорте есть какая-то свобода? Свобода мерзнуть на остановке в мороз и нюхать чужие подмышки в жару? Свобода пытаться втиснуться в переполненный вагон метро. Автор пытался это проделать в пол-девятого утра на "Пролетарской"?

Никто не спорит, что на машине зачастую ехать дольше. И дороже. Но несоизмеримо КОМФОРТНЕЕ. И не надо тут приплетать таких высоких категорий как Свобода.


26 сентября 23:34, Ганс:

В строку

Ха-ха-ха, похоже читатели ничего не поняли, по-крайней мере первая тройка из тех, что отметились комментами выше. А ведь автор правильно рассуждает: стоит посадить ВСЕХ на авто (а с точки зрения финансов свое авто скоро сможет себе позволить 90% населения крупнейших городов), и вопрос вообще не решается никак, если только город не превратить в одну сплошную проезжую часть, такой гигантский автодром. (И как это "большевики" не предусмотрели такого роста личного транспорта всего-то за какие-то 70 лет до него, правда, Мария?) ;)

Право - это привилегия, общедоступное право представляет собой логическую бессмыслицу. Все верно.

А вообще в цивилизованной Европе давно уже взялись за общественный транспорт. Там он быстрый, свободный, чистый и приятный. Копируя Запад, мы обречены на вечное отставание - пока скопируем то, что есть, там уже что-то новое. А ведь могли бы быть в авангарде, если бы продолжали жить своим умом.


27 сентября 00:43, Виктор:

А ещё есть вопрос высокомерия. Человек с машиной считает себя белым, а тех кто в атобусе-чёрными. Пусть он стоит в пробке 3-5 часов в день, жжет топливо(деньги) и дышит им же, но он- белый человек. Ради этого он готов стоять еще больше. Что ему ОПЯТЬ В ОБЩЕСТВЕННЫЙ транспорт? Назад в коммунизм? НЕТ. Наш человек так наелся ложным пониманием общественного блага при сов. власти, что потерял разум.

Ведь как ни крути, сколько дорог не строй если в городе количество авто сравняется с количеством жителей из города придется убрать людей.

Девушка Маша предлагает строить больше дорог. А где их строить? Не может она понять, что строить их негде. Для освобождения места для дорог надо снести дома. Как вам такая перспектива?


27 сентября 01:40, Посетитель сайта:

А как же в Нйю Норке спрваляются? И вообще в США. Люди больше живут за городом, но часто приезжают в город на своих машинах. Некоторые живя в городе предпочитают не иметь своих машин, а некоторые имеют. Пробки бывают - ну и что - как-то справляются. Всё дела выбора и вкуса. Некоторые очень любят общественный транспори, даже из высшиз менежеров, а некоторые нет. Никто не смотрит на это как на вопрос белых и черных (Очень странный взгляд). Просто как кому удобнее.


27 сентября 09:02, Посетитель сайта:

можно подумать в нью-йорке нет пробок, в которых стоят часами.

съездите что ли, посмотрите на них.


27 сентября 12:32, Елена:

Тема вообще интересная. Господь людей создал свободными. Но очень часто мы меняем ее на мнимую, например, на хорошую машину, жизнь в мегаполисе, удобную мебель, телевизор и т.д. Список бесконечен. Спасибо, Мария, за статью.


27 сентября 12:45, Heart:

Как-то в одной западной статье была фраза о том, что США готов истребить миллион иракцев, только чтобы цена на бензин в Штатах не выросла доллара на полтора. (Это, типа, эпиграф)

Вот об этом и речь… Не о свободе… И не о комфорте (кто ж спорит?)… Об этичности. Об этичности своего желания (при имеющейся альтернативе метро) тащить на купленном по дешевке «ведре» через задыхающийся город свою персональную задницу «в комфорте и с музыкой». Добавлю: и ощущением, что твой пожилой «Опель-кадетт» 199… года выпуска придает тебе неизмеримо более высокий статус по сравнению с пассажирами метро. И смена «ведра» на дорогую достойную машину ничегошеньки тут не меняет.

Вот, говорят, шведский мультимиллиардер, владелец ИКЕА, на работе ездит на общественном транспорте… Возможно потому, что ему не нужно суетливо и назойливо подтверждать себе и другим свой «статус»…


27 сентября 13:55, Alen:

Я так и не понял о чем хотел сказать автор статьи. Хочешь - едь в метро, хочешь - в своей машине. В чем проблема-то? В метро что ли пробок нет?

Попробуйте в час пик перейти с Арбатской на Боровицкую - минут 40 это у вас займет. А когда я был студентом занимало минут 5-7. А остановки поездов в туннелях? Воздух в вагонах кончается минут через 10. А "новые" составы? Такое впечатление, что тот, кто их проектировал про вентиляцию не думал вовсе!

Дело не в машинах, а в количестве населения Москвы. Не справляется общественный транспорт с таким количеством пассажиров. А дороги не справляются с таким количеством автомобилей. Но из машины я по крайней мере могу убежать, если (не дай бог) что-то произойдет. А из вагона метро куда убежишь?

Я езжу на машине и буду продолжать на ней ездить, пусть даже на работу надо будет выезжать в 5 утра. А запретят законодательно перемещаться по Москве на машине - перееду в другой город.


27 сентября 16:26, Посетитель сайта:

Heart'у

Прочитайте заметку Alen. Многие здесь не поняли друг друга. Насчет Ирака и бензина, это совсем другая уже тема - не то о чем автор написал. Насчет пробок в Нью Йорке - никто не отрицает что они есть, просто некоторые все равно предпочитают машины, и это не связано с ихним достатком или желанием покичиться (как правило) - это к вопросу о свободе. Общественный транспорт имеет коллосальное количество факторов стесьняющих свободу. Так-что, если строго говорить о свободе, то это как кому. А остальные темы уже отдельный разговор.


27 сентября 18:56, Buddy Love:

Креатив гавно как говорится

Ключевая ошибка - считать что характерное настроение автомобилистов вкладывается в скупое "В отличие от тупых дурачков, ждущих автобуса и давящихся в метро. "

Это не так. Огромное, подавляющее число водителей слабы и неуверены за рулем, и для них поездка на машине до работы и обратно - испытание. Некоторое количество сильны, и им безразлично - долго ли едут, быстро ли, такие люди без проблем пересядут в метро если есть резон, или будут часами тошнить в пробках, если есть время. Как автор думают имхо процентов 5-7 населения - что полностью соответствeтствует проценту дебилов в обществе, и наличие или отсутствие машины на эти мысли не влияют.

Ну а рассуждения о свободе - сродни рассуждению о счасьти в жизни и любви, мыслей будет мильон - толку ноль. Что хотел сказать автор - понятно, но не нужно и бесполезно. Лучше поехать лечить от глистов детишек в Сомали, чем изливаться своим бредом на и без того отягощенный вождением моск москвича-автолюбителя=)))

Всех благ.


27 сентября 22:44, Сергей:

Автор по-моему не совсем здоров или очень завистлив. Если человек в машине - значит "высокомерный сноб", если в метро - Праведник? Бред какой-то... А может это провокация, чтоб создать ещё одну линию противостояния в нашем, и так не очень-то консолидированном обществе? А вот идея солидарности, чтоб люди на машинах подхватывали 2-3 с остановок бесплатно очень интересна.

P.S. Сегодня 30 минут пытался зайти в метро на Семёновской.


28 сентября 08:42, golubec:

уже уехал из Москвы... приезжаю раз в месяц на пару дней в командировку - хватает выше крыши - чтобы на обратном пути, в поезде, перевести дух и еще раз сказать себе, что решение было верным.


28 сентября 14:18, Посетитель сайта:

Наш город перенаселен. В Москве на 4-5 миллионов человек больше, чем она (Москва) может вместить. Поэтому непродыхнуть нигде. Однако для человека с машиной нужно больше места, чем для человека без машины. Это усубляет проблему. Для тех, кто не помнит, власть в городе принадлежит мэру Ю. Лужкову, и перенаселение столицы началось именно при нем. Потому что ему лично это выгодно (жена-милиардерша!). А мы голосовали за него минимум 3 раза, а теперь давимся в пробках из машин и людей.


28 сентября 15:41, Буян:

Все на велосипеды!)


28 сентября 16:21, Посетитель сайта:

"уже уехал из Москвы... приезжаю раз в месяц на пару дней в командировку - хватает выше крыши - чтобы на обратном пути, в поезде, перевести дух и еще раз сказать себе, что решение было верным."

Забавно. А некоторые обожают жить в городах, только и подавай. Вот вам и свобода - каждому своё.


29 сентября 17:34, Сыроежкин:

Человеку с машиной нужно намного больше места, чем человеку без машины. Пусть автовладельцы платят за этот сверхнормативное занятое место. В мегаполисе место - вещь дорогая. Тогда всё встанет на свои места: многие откажутся от гробов на колёсиках, упорные толстосумы оплатят развитие города. Люди правильно сориентируются, начнут требовать развития общественного транспорта.

Кстати, загрязнение воздуха и создаваемый шум автовладельцы тоже должны оплатить.


1 октября 00:49, Александр:

руссо-капиталисмо - облико аморале

Главная причина и заторов в метро, и пробок на дорогах, и вонючих подмышек - в том, что основная масса "дарагих паньмаш руссиян" прямо или косвенно выбрала дикокапиталистический путь развития своей страны.

А все остальное - прилагательное.

Сегодняшние автомобилиЗды - полны гордыни, что удалось почесать комплекс совка, не имевшего возможности купить фордик. И что? Пожинайте плоды почесывания. Вляпывайтесь в следствие свободного выбора в свободной Руссиянии...


3 октября 13:20, Andy:

Экономика - ничего личного

Полностью поддерживаю мнение Сыроежкина.

Парковка не должны быть бесплатной по принципу самозахвата территории, выброс отравляющих веществ должен оплачиваться, должна быть мед страховка (жертвы ДТП - очень серьезная статья расходов общего мед бюлжета). Т.е. когда автомобилизм пеерстанет дотироваться, то и проблемы исчезнут. Причем все абсолютно справедливо: вред компенсирует причинитель вреда.


5 октября 18:55, bak:

пора уезжать из Москвы

Ну допустим запретят машины. Так ведь в метро ломануться ещё с миллион народу, а сесть в поезд утром и вечером и так невозможно. Если вё доводить до абсурда, то и в общественном транспорте будет колапс.

Надо делать так, чтобы можно было жить и работать РАВНОМЕРНО по всей стране в нормальной климатической зоне.

Если у человека отнять право свободно передвигаться, носить оружие, свободно заниматься бизнесом, то это будет быдло, а не человек.

У быдла и Родины нет, есть только скотный двор и бойня, в конце жизни.


23 октября 22:00, enot:

много лет ездил на метро, 2 года назад сел на скутер и с тех пор ничего лучшего для перемещения по Москве не представляю. Два месяца назад сдал на права и пробую ездить на машине, но это просто кошмар! Если бы не наш климат, не слезал бы со скутера и сейчас.



Ваше мнение об этом материале:

— Ваше имя
— Ваш email
— Тема отзыва

Ваш отзыв (заполняется обязательно):

Введите текст показанный на картинке:

Правая.ru


Получайте свежие материалы сайта себе на почту
Rambler's Top100 Яндекс цитирования
Использование материалов допустимо только с согласия авторов pravaya@yandex.ru, с обязательной гиперссылкой на сайт Правая.ru.
 © Правая.ru, 2004–2020