19 сентября 2019
Правое слово

"Гордость России"













Новости сайта

Получайте свежие материалы сайта себе на почту





















Яна Бражникова
27 мая 2009 г.
версия для печати

За политику! За православие!

Нравится нам это или нет, но история Правой.Ру нередко связывается с историей так называемого «политического православия». Однако, на сегодняшний день «политическое православие» - это эвфемизм, который используют те, кто в равной степени симулирует как православие, так и политику

Нравится нам это или нет, но история Правой.Ру нередко связывается с историей так называемого «политического православия». Термин этот, как принято считать, был впервые использован А. Верховским в одноименном критическом очерке с целью обозначить негативное явление. Однако ряд публицистов, прежде всего Е.Холмогоров, воспользовались тем же понятием как сугубо положительным, обозначив этим словосочетанием «позитивную», «активную» перспективу взаимодействия РПЦ и политических администраторов России. Некоторые авторы без тени сомнения интерпретировали «политическое православие» как «симфонию властей».

Критическим моментом в истории вышеназванного явления стало осуждение Архиерейским Собором Украинской Православной Церкви «политического православия» как проекта «привнесения в церковную ограду политических лозунгов». Для многих именно это соборное осуждение стало решающим поводом дистанцироваться как от концепции «политического православия», так и от деятельности лиц, ассоциирующих себя с ним. Более того: сегодня активно распространяется как нечто само собой разумеющееся представление, что нет ничего более враждебного по отношению к православию, чем политическое как таковое. Главное – духовное совершенствование, молитва и правильное воцерковление. Один монах-молитвенник может спасти страну – без воинов и всякой там «политики».

Несмотря на все это, т.н. «политправославные» по прежнему активны в информационном поле. С другой стороны, немало и тех, кто все еще уверен, что есть смысл пытаться «привить чиновникам православное мировоззрение», — посредством акций, митингов, пикетов. Что в перспективе избавит православных от необходимости заниматься политической самодеятельностью: политические решения будут приниматься «воцерковленными» людьми.

Смешно считать, что «соединение политики с православием» было кем-то «придумано» — будь то Верховским, Холмогоровым или кем-то еще. Это выглядит как попытка запатентовать изобретение колеса. Не верится и в то, что «политическое православие» полностью и без остатка совпадает с тем явлением, которое осудил Собор УПЦ – речь все же шла об осуждении деятельности конкретных лиц (весьма «успешно» потрудившихся при этом на Поместном Соборе РПЦ). При этом вопрос о том, насколько политика как таковая совместима с православием, Собором УПЦ не ставился. Что же касается благого пожелания оправославить всех политиков, то оно мне представляется идеалистическим – и вовсе не потому, что я не верю в успех миссии как таковой. А потому, что из такого рода благого недомыслия и рождаются пресловутые «оборотни воцерковления». При этом результат данного проекта – если бы ему и суждено было реализоваться — стоит скорее именовать «православной политикой» или «воцерковленной политикой», а вовсе не «политическим православием».

На сегодняшний день «политическое православие» — это эвфемизм, который используют те, кто в равной степени симулирует как православие, так и политику. Нет ровным счетом ничего собственно политического (то есть того, что представляет «поллой» — многих, сообщество, большинство) в том, что они делают. При этом нелепо полагать, что связывать православие и политику еретично само по себе, а поститься-молиться и заботиться о личном спасении подальше от «власти-денег–грязи» и прочих «ужасов» – это вовсе не еретично, а очень даже добродетельно. Православной традиции чужда экстраполяция внутреннего/внешнего, мирского/церковного, православного и политического, небесного и земного отечества. Православие всегда было укоренено в политическом, а политическое – в православном. Напротив, проблема противопоставления личного и политического, индивида и общества (а также вообще демонизация власти, фобия перед воплощенным, земным и воспевание бестелесного, «духовного») — изначально были головной болью папежников. Собственно, сам феномен папства как анти-власти, как «духовной» власти, противостоящей власти «земной», возникает на обломках политического. Современное европейское «индивидуализированное общество» — плод католической и просвещенческой пропаганды культа духовной Личности. Того, что в древнем полисе называли «идиотэс» — то есть человека, живущего вне полиса, отщепенца, изгоя, «индивида». Само понятие «индивида» имеет, как известно, дисциплинарно-юридическое происхождение и впервые встречается именно в судебной и пенитенциарной практике как «тот, за кем не стоит полис», «своим умом живущий», «о себе заботящийся».

Сегодня мы видим подмену и превращение политического на всех уровнях – больше нет политиков, нет политики, политическое препарировано и подменено экономическим администрированием. Поллой, полис – не подразумеваются. Его следы, его присутствие даже, мы могли обнаружить, пожалуй, лишь в Церкви. Поэтому представлять агентов весьма частных – индивидуальных! — интересов в Церкви как носителей политического православия, на мой взгляд, неверно. Собственно, монополизация этого понятия группой лиц, представляющих аполитическое по своему статусу меньшинство, крайне показательна – именно как грамотная симуляция того, чем они не являются.

При этом протест против политизации неизбежно превращается в поддержку всего хорошего против всего ужасного, то есть воспевание «духовности/молитвенности/личного спасения» против «ангажированности/активности/политизированности». (Что и было использовано в предвыборной кампании на уровне псевдовыбора между «патриархом-молитвенником» (Климент) и «патриархом-менеджером»(Кирилл).

Если бы политическое как таковое было возможно, оно не воспринималось бы как альтернатива «молитвенности и духовности», равно как и не было бы синонимом «менеджмента». Если бы «православность» не симулировалась, она могла быть только политической – в собственном смысле этого слова.

А так мы имеем крикливое эрзац-православие, которое выдают за что-то политическое + аполитичных «православнутых», для которых власть и политика это, по определению, всегда зло, «бабло» и интриги, мешающие спасению. Непонятно лишь одно: кто их в этом так надежно убедил?


Прикреплённый файл:

 ЯБ, 2 Kb



Оставить свой отзыв о прочитанном


Предыдущие отзывы посетителей сайта:

27 мая 14:08, В.Семенко:

Яна, поскольку я сейчас достаточно много занимаюсь постмодернизмом, как философа Вас спрошу: можно ли сказать, что политправославие есть постмодернистский проект не в расхожем, а в самом точном смысле этого слова? Вроде бы это по смыслу следует из статьи...


29 мая 00:23, ИБ:

В точном смысле, это всё же проект модернистский. Цель - модернизация Церкви (которую никто не отменял)


29 мая 21:08, Посторонним В.:

точно также. вот точно также! пресловутый "клерикализм" политправославия есть однозначно анти-иерархизм. Поскольку целью являлось не просто поставить "клерикальное" во главу угла, но самим встать повыше, и повыше прежде всего голов архиереев в Церкви.

Точно такую же процедуру проделывало Opus Dei для влияния через своего Папу (И-П II) мирских богатеев, чтоб встроить Рим в Мировое Сообщество после войны.


31 мая 12:50, Andrej:

думаю, не стоит накручивать определения без необходимости.

Итак, что же рекомендовано христианам, христианам вообще, без разделения на конфессии, а правильнее - ученикам Христа -

Ищите Царствия Божия.

Именно этим и следует заниматься верному последователю Христа, снова повторюсь, - не важно к какой именно конфессии он принадлежит.

Ищущиё же благ мирских, увязшие в мирском попечение должны вспомнить и другие слова Христа - Невозможно служить двум господам, и отталкиваясь от этой фразы оценивать свои действия.

У христианина самая главная политическая цель - спасение души и восстановление искажённой своей человеческой природы, утверждение себя в сыновьем достоинстве, все остальные - суть от лукавого, не считая, конечно тех, что по самообольщению.

Личное мнение - некие силы всегда будут стараться превратить Церковь в политическую организацию, с тем, что бы и она увязла в бесовской грызне, поэтому Церкви по возможности следует не поддаваться на провокации и заниматься тем делом, для чего она собственно и была создана - спасением душ и объединением людей в единое Христово Тело, согласно Божественному Промыслу о ней.

Ибо дело рук человеческих разрушится, а всё, что от Истины - устоит.

РПЦ как политическая организация обречена на служение миру, а мир, сами знаете под чьей властью.


31 мая 15:39, Протоиерей Димитрий Назаров:

В.Семенко

В семнадцатом веке Православные братства существовали, как подспорье православным иерархам, которые твердо держались Святого Православия, а также в качестве некоего "сдерживающего" элемента для тех (в том числе, и иерархов), которые колебались...

Это был важный и канонический момент активности мирян, совершенно в духе Соборности...

В наше лукавое время мы имеем (на уровне Вселенского Православия) немало и епископов, которые не тверды в Вере-- это реальность, с которой необходимо считаться...

Однако, парадокс современных "православных братств" (не забудем, что фройлихс--"пресс секретарь" Союза Православных Братств!), в том, что этот "проект" (политправославие )инициирован модернистским крылом ОВЦС , в том числе, и с целью дискредитации самой идеи настоящих Православных Братств, то есть уничтожения жалких остатков соборности!

Каким образом настоящее Православное Братство может провозглашать своим лозунгом "клерикализм", да еще в эпоху падения нравов?! Это полное "reductio ad absurdum"!

Как все это называется--Вам скажут ИБ или Яна: они много умных слов знают, а я знаю кто именно стоит за этим "проектом"-- Вы справедливо указали как-то Рогозянскому, что "проект" этот-- "внешний", то есть--не церковный...


19 июня 07:24, Посетитель сайта:

Главное – духовное совершенствование, молитва и правильное воцерковление.

В том и дело, что это действительно главное.

Даже нам модернистам - сторонникам патриарха Кирилла - это понятно, ибо является сутью Церкви, то без чего она перестанет быть Церковью.

Честно говоря удивлён услышать на таком право-консервативном сайте, настолько лево-либеральную точку зрения, заявляющую об общественно-политическом аспекте жизни Церкви как о главном.

Постскрипитум: что касется полит. православия, то вместо попыток политизировать Церквовь, им думаю лучше создать православную партию. По примеру ХДС Германии и прочих ей подобных партий, с учётом православной специфики и российской действительности, естественно.


19 июля 08:55, ORTODOX:

Фу ты - ну ты, палки гнуты ...

Алексий II уничтожил приходские советы, как реальность активности прихожан. Его приемник уничтожит православную полит.активность. У этой "игрушки", народная полит.активнасть, есть опасное свойство изменять пристрастия, т.е. имеется возможность быть отшлёпанным собственным дитя. Так, что данный "Манифест" - модная фантазия автора и зря изумляется затесавшийся "кирилловец". В бытность патриарха Кирилла правящим архиереем, ни одна попытка объединиться под православным знаменем политических активистов православно-патриотического толка не получила благословения. Читайте "Основы социальной концепции ...", которую нынешний демократически избранный патриарх и сочинил на нашу голову. Замечу, что ни один архиерей не благословил такую форму, вполне конституционного, протестного объединения православных, как "Русская национально-культурная автономия". Так, что все разговоры об общественно-политическом аспекте жизни Церкви как о главном - брехня. И слава Богу!

Жизнь Матери Церкви не в модных на Москве православно-политических тусовках с хреновухой и зайчатиной из мороженной крольчатины, а в православном делании. Спасайся сам и возле тебя многие спасутся. К сожалению батюшки и архиереи всё дальше и дальше отделяются от прихожан, если они не "видные": политиканы, администраторы, руководители, предприниматели, разбойники. "С кем поведёшся , от того и наберёшся", естественно, что хочется потусить не по детски, а то забыли, что Богу - Богово, а Кесарю - Кесарево. Надо чаще ходить в баню и вычёсывать блох! Аминь.



Ваше мнение об этом материале:

— Ваше имя
— Ваш email
— Тема отзыва

Ваш отзыв (заполняется обязательно):

Введите текст показанный на картинке:

Правая.ru


Получайте свежие материалы сайта себе на почту
Rambler's Top100 Яндекс цитирования
Использование материалов допустимо только с согласия авторов pravaya@yandex.ru, с обязательной гиперссылкой на сайт Правая.ru.
 © Правая.ru, 2004–2019