19 января 2019
Правое слово

"Гордость России"













Новости сайта

Получайте свежие материалы сайта себе на почту





















Илья Бражников
9 июня 2004 г.
версия для печати

После мещанской оргии ("АББА" vs. "Рабочий и Колхозница")

Эссе 2004 г. с примечаниями 2016 г.

Недавно мир облетело сенсационное сообщение о том, что легендарная группа АББА после успешного концерта в честь 50-летия группы восстанавливается. Это хороший повод поразмышлять о том, что с собой несла музыка этого коллектива в далёкие 70-е

Меня всегда интересовало, что такого нетленного находят в статуе «Рабочий и Колхозница».

(То есть, статуя мне всегда нравилась. А поскольку в детстве я ее видел почти каждый день, проживая у Южного входа ВДНХ, то для меня это такой же устойчивый символ мира, как телебашня. Когда статую убирали, увозили или закрывали на ремонт, я переживал. Всегда, проезжая, ищу ее глазами и не успокаиваюсь, пока не нахожу [1]. Это смешно, возможно, но пока Останкинская башня на месте, мир для меня ещё стоит).

Но что в этой работе Мухиной ценного, с точки зрения, так сказать, искусства? Я ведь, грешным делом, скульптуру не чувствую вообще. Вся эта пластика античная мне абсолютно не открывается. Скульптуру я воспринимаю разве что романтически — когда Медный всадник скачет, или, к примеру, когда в страшилках статуя оживает и откусывает палец с кольцом, или сердце вырывает. А так — стоит и стоит.

Если же все-таки вдуматься, кого или что изображала Вера Мухина в те бесконечно далёкие от нас сегодняшних времена, то можно увидеть в её работе интересную метаморфозу народа-богоносца. Рабочий и Колхозница, всем обликом, всей статью своей — это, несомненно, он. Мощный, напористый, вдохновленный, пугающий, уверенный в своей правоте и силе, но главное – стремительно движущийся вперёд, устремлённый в историю. Но только несет он не хоругви и иконы, как может быть, мечтал Достоевский, и не портреты Белинского и Гоголя, как мнилось Некрасову. Несёт он архаичные орудия труда, соединяя их в своеобразный крест [2]. Собственно, статуя тем и нравится, что показывает, как народ-богоносец становится народом-серпоносцем, народом-молотобойцем. Рабочий и Колхозница шагают широко, но не понимают, что Серп и Молот ведут их прямиком в тупик буржуазной истории.

Вообще советский народ, особенно на плакатах, ставших субститутами икон (Воин, протыкающий штыком антихриста-Гитлера или угрожающий козлоподобному дяде Сэму; Работница, подносящая палец к губам или Рабочий, призывающий выполнить решения Съезда и др.) был прямым воплощением идеи богоносца. Однако: куда же он исчез к концу ХХ столетия? что с ним стало? где эти могучие плечи, эти сильные руки, эти чистые лица? кто смог остановить широкую, свободную поступь этого удивительного народа? Не может же быть, что всё зло заключается только в большевиках и в водке?

Между тем всё до обидного просто.

Остановил его скромный европейский буржуа. «Средний европеец», вроде бы насквозь разоблаченный ещё Герценом, не говоря уже о классических трудах К.Н. Леонтьева. Вся русская традиция интеллигентного почитания народа-богоносца, объединявшая удивительным образом не только Герцена и Леонтьева, Чехова и Иванова-Разумника, но и всех почти от Ленина и Сталина (Шатов у Достоевского не случайно ведь революционер) до Андрея Платонова, Маяковского и Бердяева, — недооценила мещанина, отказала ему в праве на существование. И он отомстил ей — тихо, но эффективно.

Я помню, как моя первая учительница по литературе (царствие ей небесное) учила нас ненавидеть мещан. И я с ней, как и со всей русской литературной традицией, был (и остаюсь) согласен. Но ведь при этом в классе сидело 35 человек, и за редким исключением все мы в позднем СССР, в Москве, были самые настоящие мещане – горожане, буржуа. Те самые, о ком с ненавистью писали в сочинениях. То есть: в СССР с его гигантским богоносным Человеком нас учили ненавидеть самих себя. Нас учили «бояться равнодушных», потому что «с их молчаливого согласия…» и т.д. и т.п., а мы как раз и были равнодушными, мечтая лишь о том, чтобы нас оставили в покое! [3] Тем временем с Запада к нам шли ободряющие знаки в виде пахнущих ластиков, эффектных авторучек, фирменных джинсов, компакт-кассет — и, конечно, самое главное: Музыка. Кого же, спрашивается, нам было любить, на кого равняться, куда стремиться? Наш выбор был предопределен.

Но это уже социальная история. Я же говорю об искусстве. В искусстве же в 70-е на Западе торжествовал «консьюмеризм» и прилагающиеся к нему семья, дом, частная жизнь, экзистенциальное переживание любви, группа АББА…

Да! Рабочему и Колхознице противостояли на уровне символов не Супер- или Спайдермен (с которыми бы они разделались серпом и молотом очень быстро), не Железный Человек и не Капитан Америка, но обложки пластинок и обычные постеры из цветных журналов.

Например, пластинки и постеры группы АББА. Если посмотреть на скульптуру Мухиной и постеры АББЫ глазами 70-х, то АББА, несомненно, выиграет. Выиграет не только у Мухиной, но у любого советского плаката, стократ более художественного.

Это парадокс. Но любой советский человек, если бы не сегодня, а в 70-е годы выбирал между скульптурой Мухиной и постером группы АББА, не задумываясь выбрал бы АББУ, в том числе и потому, что «богоносцами» на тот момент являлась эта шведская четверка! Они любили, страдали, пели, жили — шевелились экзистенциально, а Рабочий и Колхозница застыли в своем гигантском шаге. АББА была просто человечна (а значит, и богоносна), а Рабочий и Колхозница — остались застывшей метаморфозой народа-богоносца, так и не ставшего человеком, т.е. были невоплотившимися людьми.

Советский марксизм в 70-е потерял свой экзистенциал, который так поражает у того же Андрея Платонова. Потерял, кажется, навсегда. Марксизм стал невозможен, потому что АББА со своим позднехипповским романтизмом и семейными ценностями победила. И неважно, что так наз. консьюмеризм и мнимый консерватизм оказались очередной ловушкой, в которую был пойман наш «звероподобный богоносец», по бесподобному выражению К.Н. Леонтьева, — наш вечный Шариков, наш «Лёня Голубков». Неважно, что шведские семьи распались с концом 70-х; что Агнета перестала транслировать образ Вечной Женственности (и, глядя на ее сегодняшнее лицо кассирши из европейского банка, невозможно поверить, что когда-либо транслировала); и неважно, что у западной цивилизации оказалось отнюдь не «бергмановское» лицо.

Но, возможно, Рабочий и Колхозница ещё вернутся, ещё зашагают своими семимильными шагами в историю, и мы очнёмся на закате эпохи консьюмеризма от затянувшейся мещанской оргии [4].


[1] Это и сегодня так. И даже больше: после установки «Рабочего и Колхозницы» на новый постамент она смотрится фантастически, сюрреалистически, особенно если ехать от МКАДа в центр на закате летнего дня. Или – прямо на неё из переулка. Всякий раз не устаю восхищаться. – 2016.

[2] То, что Серп и Молот – крест, напомнил недавно Папе президент Венесуэлы.

[3] И в итоге СССР развалили. «С их молчаливого согласия». То есть, с нашего.

[4] Что ж, в 2016 году можно сказать с уверенностью, что эпоха консьюмеризма осталась позади. И теперь в ней вновь можно найти немало привлекательных черт.


Прикреплённый файл:

 rab_i_col.jpg, 58 Kb



Оставить свой отзыв о прочитанном


Предыдущие отзывы посетителей сайта:

16 июня 18:48, Ф.Б.:

Постмодерн... нет, нео-посмодерн!

Парадоксально, но верно!

"...западный наблюдатель смотрит, понимает..." - втом-то и дело, что не понимает! Ведь его ведут туда же!

"В этой возможной борьбе России выпало особая роль и особое место. На нее вся современная технология манипуляции сознанием обрушена революционным способом, как обвал, с гротескными и кричащими результатами. Это, конечно, вызвало шок, но в то же время создало и важнейшее условие для попытки осмысления, а затем сопротивления. В других частях мира обволакивание человека "культурой манипуляции" было медленным, постепенным (Азия - особый случай, у нее есть сильные защитные средства). Там не было шока и таких страданий, как у нас. Там возникло привыкание без всякой надежды на резкие, творческие попытки освобождения. Лягушка, брошенная в кипяток, выпрыгивает, хотя и с травмами. Лягушка, погруженная в теплую воду, с наслаждением плавает в кастрюле. Она не замечает, что кастрюлю поставили на огонь, и вода становится все теплее. Она так и наслаждается, пока не сварится".

(Кара-Мурза С.Г. МАНИПУЛЯЦИЯ СОЗНАНИЕМ. Глава 1)

Браво!


28 января 18:45, Александр:

советчина

Вся советчина - это все сплошь обман, ложь и миф. Что такое советская страна? Тем более советская цивилизация (по Кара-Мурзе)? Можно ли создать страну или цивилизацию в 1/6 часть света с 200-миллионным населением с ракетами и подлодками и Большим театром за 20-30 лет? И может ли великая цивилизация быть отменена нетрезвыми субъектами вроде Ельцина при помощи авторучки и листка бумаги и двух-трех тысяч полудурков и педерастов без единого выстрела со стороны "могучей и непобедимой" армии? Советский агитпроп, в том числе "Рабочий и Колхозница" это все лапша на уши советским шабес-гоям. Все так называемые советские достижения - это паразитарная эксплуатация руссского имперского прошлого начиная от народного характера до достижений науки и техники. Это началось сразу с первых дней революции когда пошло тотальное переименования кораблей, улиц и даже самого народа и страны. Все советские достижения такжн виртуальны, как и Союз Советских Социалистических Республик. Можно ли по этому самоназванию установить, к какой части света, какому народу принадлежит это государство? А сам советский народ? Советы - это форма государственной власти. Задаемся вопросом, может ли народ как историческое явление быть парламентским, комитетским, монархическим, вечевым и т.п. Тем не менее, советский человек реально существовал, как и в определенной степени, советский народ, как синоним франкенштейна, (т.е. человекообразного существа созданного раввинами для свои целей). И также как и в древней легенде, как только у этого создания раввинов вытащили из под языка программу (марксизм-ленинизм) этот зомби рассыпался в прах. Главное и важнейшее на сегодня(именно сегодня, сейчас, в данную минуту, когда новая керенщина- путинщина расчищает дорогу пломбированным вагонам) для русских патриотов - это разоблачать кара-мурзятину. Никакой СПС и олигархи ничего не смогут сделать хуже, чем кара-мурзы и советские франкенштейны. Главный наш лозунг - долой революцию!

Об угрозе мещанства говорили многие - например Мережковский в "Грядущем хаме", причем он говорил именно о рабочем классе,если тот поддасться на удочку социалистов. Его хватит, писал Мережковский, на десять перемен (т.е. блюд). Маяковский (наивный человек!) уже в начале двадцатых ораторствовал о мещанском "перерождении" революционеров и коммунистов. И выявление мещанского мурла из под маски реовлюционера совершенно логично, так как с первых дней революции в партию вступали на 80% карьеристы и приспособленцы, при Брежневе уже 99. Весь советский агитпроп был направлен на то, чтобы как можно безболезнеее прошел слом русской православной цивилизации, чтобы руссские бараны не догадалась раньше времени, что их ведут на бойню, всех, кто догадывался, уничтожали беспощадно. Еще Достоевский разгадал масонский трюк с социализмом - жиды и масоны его введут, чтобы упразднить, уничтожить христианство, а затем отменят и сам социализм.


1 февраля 20:14, Посетитель сайта:

Рабочий и Колхозница

Долго пытаюсь купить небольшую репродукцию скульптуры "Рабочий и Колхозница'... и нигде нет



Ваше мнение об этом материале:

— Ваше имя
— Ваш email
— Тема отзыва

Ваш отзыв (заполняется обязательно):

Введите текст показанный на картинке:

Правая.ru


Получайте свежие материалы сайта себе на почту
Rambler's Top100 Яндекс цитирования
Использование материалов допустимо только с согласия авторов pravaya@yandex.ru, с обязательной гиперссылкой на сайт Правая.ru.
 © Правая.ru, 2004–2019