15 октября 2019
Правое слово

"Гордость России"













Новости сайта

Получайте свежие материалы сайта себе на почту





















Петр Сергеев
13 ноября 2006 г.
версия для печати

Атомное Православие в истории России

Патриарх коротко и ясно пояснил, что в войне с фашизмом победила наша страна, что какой бы ни была в ней власть, Россия остается нашей страной и ее дальнейшее развитие зависит от сохранения истории, преемственности и веры в нашу страну. В то же самое время, не последний представитель оппозиционного интеллектуального движения неожиданно заявляет, что без Церкви и Православия России не будет

Прошло уже больше недели после митингов, посвященных празднованию 4 ноября. Страсти, едва разгоревшись, заметно улеглись. У тех, кто был в состоянии проанализировать, что собственно произошло, уже наступил момент ясного осознания. В принципе, все стало понятно и довольно скучно. Политика не баловала нас на прошлой неделе потрясениями, намекая, что год подходит к концу. Время подводить итоги. В связи с этим, как-то буднично и незаметно прошли три события. Каждое по отдельности рассматривать нельзя — они довольно взаимосвязаны, учитывая их перспективное наполнение.

Творцом двух событий стал Патриарх Алексий II. Его протокольные речи и послания зачастую пропускают, отдавая им должное лишь в официальных СМИ. Сколько их наберется – сотни, тысячи?

Однако, за каждым из них стоит не только опыт проповедника и Предстоятеля, но и важные социально-политические смыслы. Например, в интервью французскому «Paris Match» и в послании к участникам конференции, посвященной 60-летию Нюрнбергского процесса. В этих двух документах Патриарх коротко и ясно пояснил, что в войне с фашизмом победила наша страна, что какой бы ни была в ней власть, Россия остается нашей страной и ее дальнейшее развитие зависит от сохранения истории, преемственности и веры в нашу страну. Удар, если вдуматься, сокрушительной силы по всевозможным «национал-оранжистам», «эрзац-русским» и всевозможным «западникам».

Оказывается, Церковь не оппозиция правящему режиму, но она и не параллельная ветвь управления. Первое – это заблуждение или надежда тех, кто хотел бы видеть в России постоянные революции, кружки диссидентов и «чудом сохранившиеся памятники церковного искусства XVII века». Однако, Церковь не есть институт отверженных, более того — Церковь вообще не институт.

Второе – это заблуждения тех, кто постоянно обвиняет Церковь в странном грехе «cервилизма», в уподоблении власти, в непропорциональном телосложении «попов» на «мерседесах», в «освящении построенных на наворованные деньги коттеджей» и «сотрудничестве с КГБ». Однако, Церковь не есть группа властвующих людей. Церковь вообще не есть группа людей.

Патриарх развеял все эти заблуждения. Он четко и ясно сказал, что власть сотрудничает с Церковью. Но сотрудничество это основано не на дележе управленческих ресурсов, а на понимании истории России, которую творили отнюдь не «боги в Кремле», а русские люди.

«Со времени своего крещения русский народ осознал красоту своей веры, укорененной в тысячелетней традиции православного христианства. Ничто не смогло уничтожить ни это чувство, ни его культурную основу», — сказал Алексий II. Поэтому для Церкви, как хранительницы истории, не столь важно, кто в данный момент у власти. Для нее это те же люди, со своими грехами, ошибками, но со своей особой ответственностью. Они пришли, но они уйдут – Церковь пребудет вечно. И если эти люди из «высоких кабинетов» выступают против Церкви, то они выступают против самой истории, предавая дело миллиардов русских людей. И наоборот. Этих чиновников можно попросить, образумить, обвинить. Они лишь часть истории. Поэтому Патриарх и говорит, что президент «учитывает роль Церкви при принятии многих решений», а иногда «с официальными властями у нас бывают и разногласия». Церковь не различает человека и его дело, она печется о спасении души.

Но, с другой стороны, являясь организмом праведников, живущих здесь и пребывающих там, она несет в себе смысл человеческой истории, в данном случае – русской истории. Поэтому она всегда будет стремиться сохранить то государство, в котором пребывает русский народ.

Это подчеркивает и другой документ за авторством Патриарха. В послании к участникам конференции, посвященной Нюрнбергскому процессу, Алексий II настаивает на невозможности пересмотра итогов войны. Почему? Потому что погибли миллионы наших людей, но гибли они не за власть и не за идею, а за государство. Они шли в бой за свою землю, и Церковь молится об их упокоении. Забыть это, поддаться сиюминутной политической конъюнктуре, значит, предать их память. Церковь, где у престола Вседержителя молятся за Россию такие государственники, как преподобный Сергий, святой Александр Невский, святой царь Николай II, не позволит себе этого. Она не институт, Церковь – вечный организм, где у Бога все живы: все поколения людей, строивших, строящих и будущих строителей нашего государства.

Поэтому не важен даже определенный курс сегодняшней власти – важно лишь то, ради чего он проводится. Ради сохранения России или ради ее разрушения. В зависимости от этого можно определить – чтится ли память предков или уничтожается история.

Как тут не вспомнить некоего персонажа по фамилии Севастьянов, заявившего, что Патриарх не может выступать от имени русских. Как раз наоброт – от имени русских может выступать только Церковь. Могла бы и история, если бы обладала голосом. Никакой человек, даже самый великий, не может выступать от имени народа. И уж тем более, не может это делать тот же Севастьянов, который себе в заслугу ставит 15-летний стаж в «русском патриотическом движении». Это довольно провокационный лозунг. Роль человека в истории нашего государства в принципе не поддается измерению. Не во славу гибли и гибнут русские люди, а ради сохранения своей земли. Никогда они не начинали «маленьких победоносных войн». Это чуждо русским, это чуждо России.

Странно, но во многом именно эти соображения легли в основу еще одного события. Главный редактор АПН Борис Межуев в своем сетевом дневнике выступил на стороне одного из идейных оппонентов — политолога Егора Холмогорова. Последний известен всем, и нашим читателям, в частности, своими прогосударственными, консервативными взглядами. Тогда как АПН с недавнего времени по воле своего основателя Белковского заняло сугубо антигосударственную политику, прозванную в среде интеллигентов-интеллектуалов «национал-оранжизмом» — эдакой смесью антироссийско-русского бунта. Впрочем, такие парадоксы – конек политтехнолога Белковского, чей личный взгляд всегда тяготел к смене объекта. И вдруг такой поворот да еще на таком уровне.

Межуев (кстати, весьма утонченный и честный политический философ) не мог не уловить происходящего. А, значит, не мог об этом не написать.

По его мнению, основная идея Холмогорова в том, что «советская цивилизация в ее лучших достижениях есть закономерная часть и закономерный этап развития цивилизации православной. Вот эту нехитрую мысль он (Холмогоров – прим. П.С.) и обозначил по-видимому не очень удачным наименованием "атомное православие"». Межуев попал в точку, только не закончил мысль. Вся история России, история нашего государства немыслима вне Церкви, вне Православия.

Соответственно, вывод Межуева предельно просто: «Сковырни это трижды высмеиваемое "атомное православие" и патриотическое движение в конце концов рано или поздно сведется к той программе, которую выставил г-н Петр Хомяков в статье о Русском марше в качестве манифеста "новой оппозиции"». Межуев приводит выдержки из этого «манифеста», которые сводятся однозначно к уничтожению нашего государства.

Таким образом, не последний представитель оппозиционного интеллектуального движения заявляет, что без Церкви и Православия России не будет. И он даже уточняет, что против такой позиции следует бунт не кого-нибудь, а «духовного маргиналитета». Учитывая, что большинство организаторов «Русского марша» есть часть этого «маргиналитета», главный редактор АПН выступает против них, а значит, против своего непосредственного начальника.

Это и есть позиция независимо мыслящего интеллектуала. Как она отразится на его карьере, сказать трудно, но ясно одно – как ученый Межуев сделал шаг вперед. Это не касается чьей-то там защиты, это касается понимания объективных вещей. А они таковы, какие есть – Православие сделало это государство великим, за него и веру отцов гибли и гибнут русские люди. Поэтому только через осознание этой роли, все время отнимаемое у нас, возможно вообще развитие России. И это должен знать каждый – и стар и млад. Но если взрослые имеют возможность это понять самостоятельно, подчас после ошибок и заблуждений, то детям это надо давать, начиная со школьной скамьи. Государство, оставляющее потомков слепыми, не имеет права существовать. И не будет. Вывод очевиден.


Прикреплённый файл:

 Петр Сергеев, 4 Kb



Оставить свой отзыв о прочитанном


Предыдущие отзывы посетителей сайта:

13 ноября 20:00, Посетитель сайта:

Не произвело должного впечатления...

Не доказана преемственность Советов и тем более Россиянии с тысячелетней Русью. Не доказана каноничность т.н. "атомного православия" и его отличие от неосергианства, то есть от низкопоклонства перед властью и передергивания фактов в ее пользу (мне кажется, что это отличие, если оно есть - самое минимальное). Вообще, если во всем, что касается раскола РПЦ МП и маргинальных групп РПЦЗ, я стремлюсь быть "сергианцем" в лучшем смысле этого слова, то есть защищать Матерь-Церковь от всяких неприятных раскольников, то в вопросах взаимодействия с властью - я правоверный "зарубежник", что и соответствует новой Социальной концепции РПЦ МП. А если уж говорить о Великой Отечественной, то я, вне всякого сомнения, преклоняюсь перед героизмом советских солдат и всегда буду благодарен нашим дедам и прадедам за их победу, за то, что они спасли нашу страну от Гитлера. Но вот тот же, например, маршал Жуков, мне гораздо менее симпатичен, нежели генерал Краснов. Хотя, пожалуй, тот же Жуков будет порядком посимпатичнее какого-нибудь Власова.


14 ноября 10:45, Василий Тёркинд:

доказательства преемственности

ты какую власть ни возьми - хоть царя Петра, хоть Ивана Калиту, невозможно доказать их преемственность с тысячелетней Русью.

Она - Русь - живёт помимо и вопреки вельможам в париках, разговаривающих на французском на балах, вопреки картавым комиссарам в кожанках и золотой молодёжи позднего совка с "хаерами" в джинсе, вопреки, в конце-концов, правящему сейчас филиалу международной закулисы. Они уйдут, как ушли все их предшественники, а останется она - Русь - деревенские бабы с натруженными руками, белоголовые ребятишки, мужики с тёмными не то от загара, не то от беспробудного пьянства лицами. Вот это и есть Родина.


14 ноября 13:29, Посетитель сайта:

Я почти о том же

"Основная идея Холмогорова в том, что «советская цивилизация в ее лучших достижениях есть закономерная часть и закономерный этап развития цивилизации православной. Вот эту нехитрую мысль он (Холмогоров – прим. П.С.) и обозначил по-видимому не очень удачным наименованием "атомное православие"». Межуев попал в точку, только не закончил мысль. Вся история России, история нашего государства немыслима вне Церкви, вне Православия".

Что считать "лучшими достижениями"? МГУ, построенный рабским трудом заключенных, что до сих пор замалчивается (хотя сам вуз замечательный)? Беломорканал, потроенный на их костях? Карательную психиатрию? Плановую экономику, которая по 10 лет осваивает один наукоемкий продукт? Уравниловку под видом "социальной справедливости"? Огромную армию, которая оказалась не нужна и побеждена без войны?

Обратите внимание: я отнюдь не "демократ" и не люблю их, просто я не вижу, что у "советской цивилизации" общего с Православием, кроме того, что совок принудительно насаждал близкие к христианским ценности - но без Христа. Так что коммунизм скорее ближе к исламу, недаром он так заигрывал с мусульманами: те могли быть коммунистами, а православные - ни-ни.



Ваше мнение об этом материале:

— Ваше имя
— Ваш email
— Тема отзыва

Ваш отзыв (заполняется обязательно):

Введите текст показанный на картинке:

Правая.ru


Получайте свежие материалы сайта себе на почту
Rambler's Top100 Яндекс цитирования
Использование материалов допустимо только с согласия авторов pravaya@yandex.ru, с обязательной гиперссылкой на сайт Правая.ru.
 © Правая.ru, 2004–2019