16 октября 2019
Правое слово

"Гордость России"













Новости сайта

Получайте свежие материалы сайта себе на почту





















Вадим Нифонтов
2 декабря 2006 г.
версия для печати

Крестоносец в мечети

Подчёркнутое уважение глава Ватикана проявил к исламу. Уже в аэропорту он спрятал подальше от камер и объективов нагрудный крест. Но самое важное случилось в Стамбуле. А именно - папа не стал молиться в соборе Св. Софии

Папа римский Бенедикт XVI наконец-то посетил Турцию. Говорю "наконец-то", потому что визит готовился ещё его предшественником, но по самым разным причинам постоянно переносился.

Учитывая совсем недавние высказывания нового папы, бывшего кардинала Йозефа Ратцингера, об исламе (к критике ислама они имели весьма опосредованное отношение, однако мировые СМИ подали их именно в таком ключе), в Турции его и на этот раз особенно не ждали, хотя отказывать понтифику было уже попросту неудобно. Политическая элита страны на время визита попыталась разбежаться по более важным мероприятиям (например, премьер-министр Р.Эрдоган должен был отправиться в Ригу – по делу и срочно, поскольку там проходил саммит НАТО), но буквально накануне "наверху" всё же было принято другое решение. Папа Бенедикт и "исламистский премьер" Эрдоган буквально на несколько минут встретились в аэропорту турецкой столицы, и встреча их закончилась "на позитивной ноте" – Бенедикт XVI наконец-то поддержал стремление турок к интеграции в Европу (напомню, что, будучи кардиналом, он выступал категорически против того, чтобы Турция вступила в ЕС). Конечно, "евроинтеграцию" можно понимать по-разному, но сам факт позитивного отношения папы к этим вопросам был воспринят турками "на ура". В результате на второй день визита турецкая пресса стала писать о понтифике намного теплее, да и сам он турок не подвёл – прочитал молитву на турецком языке, говорил о своей любви к Турции и даже размахивал национальным флагом.

Подчёркнутое уважение глава Ватикана проявил и к исламу. Уже в аэропорту он спрятал подальше от камер и объективов нагрудный крест. Но самое важное случилось в Стамбуле. А именно — папа не стал молиться в соборе Св. Софии (который в Турции официально называется "музей Айя-Софья").

Тут надо сделать небольшое отступление. Местная пресса почему-то проявила крайний интерес к теме посещения папой Софийского собора. В особенности же – к вопросу о том, будет ли папа произносить в нём католические молитвы. Турки почему-то подозревали понтифика в стремлении таким образом "переосвятить" музей и снова превратить его в храм. На страницах газет всерьёз бушевали дискуссии о том, сколько времени папе потребуется для совершения чина повторного освящения. Оптимисты утверждали, что много, причём некоторые из них ссылались на повесть Е.Чудиновой "Мечеть Парижской Богоматери", которая, собственно говоря, заканчивается чем-то подобным – там христианским повстанцам требуется для переосвящения храма никак не меньше часа. Пессимисты намекали, что хитрые ватиканские иезуиты, наверно, давным-давно уже придумали какой-нибудь особо сокращённый чин, и стоит папе произнести несколько слов, как музей превратится в христианскую церковь. А после этого быстро настанет конец и современной Турции, и турецкому исламу.

Между тем, папа порадовал турок и на этот раз. Он помолился – где бы вы думали? – в Голубой мечети, которая находится напротив "музея Айя-Софья". По совету стамбульского муфтия Бенедикт XVI снял ботинки и, обратившись лицом к "кибле", указывающей на Мекку, произнёс молитву. При этом, в знак толерантности, он ни разу не совершил крестного знамения.

Как можно легко убедиться, самой важной частью визита папы в Турции были отнюдь не беседы с официальными лицами страны, а встречи с "вселенским патриархом" Варфоломеем и некоторыми другими представителями немусульманских конфессий Турции.

Ещё одна тема, которая волновала турецкое общественное мнение – объединение церквей. Здесь сразу решили, что папа едет в Анкару и Стамбул не для того, чтобы общаться с руководителями страны (хотя формально и вынужден это сделать). На самом деле Бенедикт замыслил глобальный план – постепенное воссоединение православия с католичеством. Ведь Евросоюз постепенно начинает принимать в свой состав новые православные страны – Болгарию и Румынию, в перспективе и Сербию. И через 10-15 лет Православие в ЕС будет ничуть не менее влиятельным, чем католицизм и атеизм (поскольку различные версии протестантизма в расчёт можно не принимать – они слишком разобщены). Значит, Рим уже сейчас должен делать шаги, которые потом помогут ему ладить с православными, рассчитывать на их помощь в деле "создания Европы, основанной на христианских ценностях" (похоже, нынешний папа всерьёз намерен реализовывать этот проект).

Правда, ничего особенного из "братского общения" Бенедикта с Варфоломеем пока не проистекло. Они приняли совместную декларацию, в которой упор сделан на необходимость стремления к единству и даже на восстановление полного общения православных и католиков. В документе упоминается о работе смешанной комиссии по богословскому диалогу, причём стороны считают, что она идёт успешно. Дальше в тексте декларации можно встретить обтекаемые туманные фразы вроде признания необходимости "обновлённого и сильного проповедования Евангелия, адаптированного к современным культурным тенденциям" (понимай, как хочешь), желания "сохранить христианские корни, традиции и ценности" в Европейском Союзе и тому подобное.

Что характерно, в декларации упоминается Турция (без называния имени), но в каком контексте? Как земля с христианским наследием, где встретились Евангельское послание и древняя культурная традиция (видимо, имеется в виду античная традиция). С точки зрения турка-националиста или исламиста, звучит это зловеще.

Кроме того, патриарх и папа в декларации прошлись по ситуации на Ближнем Востоке и отрицательным последствиям глобализации – вполне в предсказуемом ключе.

Что же в итоге? Да ничего особенного. Никто из участников диалога не намерен сдавать богословских позиций, никакой "торговли о филиокве", которую предсказывали турецкие журналисты, не случилось. В принципе, сам факт встречи патриарха и папы, думается, явление положительное. Другое дело, что Варфоломей, явно претендующий на роль "православного папы" (при почти открытой поддержке США), будет этим фактом пользоваться в своих целях.

Однако для пресловутого "объединения церквей" не сделано ни шага, ни даже полшага. И это, вероятно, хорошо – ибо такое объединение может привести только к новым расколам. Папа произвёл впечатление человека, способного на фанатизм в хорошем смысле этого слова. Во всяком случае, он продемонстрировал какое-то уже почти забытое католическое отношение к исламу (впрочем, и к другим конфессиям тоже): формально – подчёркнутое уважение, а по сути, в официальном документе, объявление всей исламской традиции "абсолютным нулём", этаким "туманом", временно покрывшим христианские пространства Малой Азии.

Это, конечно, не "объявление крестового похода против ислама", как уже поспешили заявить некоторые исламисты. Это намного более хитрая тактика – получается, что папа уже объявил о победе в таком походе. В сущности, весь итог папской поездки можно свести к анекдотической фразе "вас здесь не стояло". Именно таково послание Бенедикта XVI исламу. Получается, что папа действительно "уважает ислам" – но уважает весьма специфическим образом, как некое заблуждение тварей Божьих, ещё не ставших людьми в полном смысле этого слова. Он и общался с ними, как с "тварями", которым ещё неизвестно что придёт в голову, и, значит, надо соблюдать максимальную осторожность. Больше всего визит понтифика напоминал некое "путешествие в царство Иных", где ему удалось найти "пленённые души" и предложить им путь к свободе. Подозреваю, что именно такой сюжет собиралась разыграть римская курия. И это ей неплохо удалось.

В общем, Бенедикт XVI выгодно отличается от своего предшественника блеском в глазах и почти запредельной "пассионарностью". Страстность эта, конечно, сугубо католического свойства, за ней стоят века весьма непростого этического и философского опыта. Но, похоже, пока во главе католической церкви стоит этот человек, мы увидим ещё много интересного. То, что происходит – только первая серия большого блокбастера под сложным названием "Постструктуралистское Средневековье". Фильм этот, кончено, "не для всех". Но тем он привлекательнее…


Прикреплённый файл:

 Вадим Нифонтов, 3 Kb



Оставить свой отзыв о прочитанном


Предыдущие отзывы посетителей сайта:

4 декабря 03:41, ٌٌٌРичард:

спасибо

Спасибо за умный и интересный анализ, и за то, что Вы нашли для Папы по настоящему хорошие слова. Неожиданно и тем более приятно.

Ричард Павлов. автор www.benediktxvi.ru


4 декабря 10:31, Салахаддин:

Сторонники однополых браков, будут просвещать диких мусульман? Не смешите.

Подходит к финалу ваша песенка и вы об это прекрасно знаете.

Бог справедлив и не даст будущего дегенератам.


4 декабря 14:38, Димитрий:

Салахаддин

а католики и не являются сторонниками однополых браков. Как раз в этом позиции православных и католиков - идентичны. Мы против содомии.

Да и к финалу похоже подходит песенка не христиан, а мусульман. Айя-София будет храмом, но не католическим, а как прежде, православным.

Что до того, что Господь не даст будущего дегенератам... Соглашусь - не даст Господь будущего дегенератам, совершающим теракты, взрывающих себя и своих детей и умервщляя при этом огромное количество невинных людей.. не даст будущего дегенератам, которые не умеют вести богословский диалог с христианами, а тут же бросаются поджигать машины, убивать несогласных с Мухаммедом, называвшим себя пророком, а также откровенно подтасовывать факты и лгать отросительно недавно прошедшей дискуссии между православными и мусульманами (организатор - М.Шевченко)...

А на счет содомии... Напомнить как выглядит рай мусульманина, или сами все поймете? На всякий случай напомню, что сексуальные отношения в раю (по исламским понятиям) у мужчин-мусульман не только с гуриями, но и с юношами... Вот так-то! И кто из нас дегенерат? Вы уж, милейший, поосторожней с исламским пафосом. Мы, правосланые, люди ох как не толерантные и про богословские "болячки" религии, измысленной Муххамедом - можем напомнить.


5 декабря 11:13, Sabbaka:

А нам он не нужен - ваш Константинополь. "Се, оставляется вам дом ваш пуст" - как сказал Господь наш Исус Христос. И Иеросалим не нужен. Нужны они католикуам - пусть разбириются сами. И сами с мусульманами воюют. Нам с мусульманами делить нечего.Василия Ш католики считали мусульманином - от него не убыло ( хотя мусульманином он, конечно, не был ). Нам нужен Индийский Океан и Тихий. Православие в Корее, Китае, а не в гнилой Греции или Жидостане.



Ваше мнение об этом материале:

— Ваше имя
— Ваш email
— Тема отзыва

Ваш отзыв (заполняется обязательно):

Введите текст показанный на картинке:

Правая.ru


Получайте свежие материалы сайта себе на почту
Rambler's Top100 Яндекс цитирования
Использование материалов допустимо только с согласия авторов pravaya@yandex.ru, с обязательной гиперссылкой на сайт Правая.ru.
 © Правая.ru, 2004–2019