25 августа 2019
Дневники

"Гордость России"













Новости сайта

Получайте свежие материалы сайта себе на почту





















Протоиерей Димитрий Назаров
4 марта 2010 г.
версия для печати

«Смута есть типично византийский кризис»

Полемика вокруг Ивана IV Васильевича неизменно вызывает огромный интерес у думающей русской публики. Личностью Грозного Царя, обстоятельствами его правления интересуются не только историки.Мы представляем мнение православного священника

Характер правления Иоанна Грозного, первого Московского Василевса, до сих пор является поводом для нападок на этого Величайшего из Русских Государей. Неверные оценки здесь даются как западными историками, так и, увы, их отечественными «коллегами». Вот, пример: «Как бы ни рассматривать негативные последствия действий Ивана Грозного и степень его посмертной вины в Смуте...» (Егор Холмогоров. «Антикризисная модель Грозного Царя» )

Проблема была вовсе не в политике Грозного Царя, а в том, что не нашлось у него достойного преемника. Смута есть типично «византийский» кризис престолонаследия, историческая и духовная плата за величайшее деяние — установление Симфонии. По слову Преподобного Амвросия Оптинского, «всякому доброму делу либо предшествует, либо последует скорбное искушение...».

Есть этому кризису и объяснение на уровне «теории этногенеза» Л. Н. Гумилёва, писавшего о «перегреве системы» на суперэтническом уровне. Временщики, последовавшие за Государем Иоанном Великим, погубили Династию, но не Симфонию и не Империю.

Симфония является неким историческим «инвариантом» — моделью, которая не зависит от личных качеств как Императора, так и Патриарха. Она возникает на протяжении определенных периодов исторического бытия Второго, а затем и Третьего Рима. Потом Симфония бесследно исчезает с их исторической гибелью как Православных Империй, несущих своим и всем окружающим народам «свет Христовой Истины». Именно это, собственно говоря, и являлось духовной, провиденциальной целью земного существования данных Империй.

По этой причине, несмотря на очевидные искажения принципа соборности в синодальный период (отсутствие самой персоны Московского Патриарха), Симфония продолжала (до 1917 года) существовать и оказывать мощное влияние на русскую государственность.

Основание новой Династии Романовых продлило ещё на триста лет историческое существование Православной Империи, историческое существование которой завершилось в феврале 1917 года. Если не считать, конечно, краткого периода возрождения после Великой Отечественной Войны — в форме сталинской Советской Империи. Однако, в приложении принципов византийской Симфонии к этому периоду, мы сталкиваемся с серьёзными трудностями, ибо пресловутая Шестая Новелла Юстиниана «не работает» в условиях «отделения Церкви от государства».

Парадоксальность Советского Союза, как Третьего Рима, состоит в следующем. Империя, несомненно, была, Православная Церковь (в ней) тоже была, а вот Симфонии — не было!

Как бы то ни было, но историческая параллель между Великим Грозным Царём и Правителем Советской России Иосифом Сталиным ясно просматривается. Причем не только в государственном строительстве, что вынуждены признать даже их недоброжелатели, но и там, где нынешний интеллигент, с мозгами, промытыми западными «общечеловеческими ценностями», способен видеть лишь «ужасные репрессии». Внутренняя политика Грозного Царя, как и Иосифа Сталина была борьбой против закона вырождения «правящих элит».


Прикреплённый файл:

 prot_nazarov.jpg, 2 Kb



Оставить свой отзыв о прочитанном


Предыдущие отзывы посетителей сайта:

5 марта 18:16, Никола:

«Искажения принципа соборности в синодальный период (отсутствие самой персоны Московского Патриарха)»

Никакого искажения не было. Царь Петр был Помазанником Божьим, благоверным Православным Царем, и решение принятое тем, чье сердце в руце Божьей, (о переходе к синодальному управлению) было верным. Переход к синодальному управлению был совершен не как акт самодурства, как это иногда желают представить, а «в совете многом». Составление Духовного Регламента было закончено к 1720 году, после чего он целый год рассматривался сенатом, архиереями, архимандритами и самим Государем. Канонисты рассматривают синод как каноничный орган церковного управления.

«Симфония продолжала (до 1917 года) существовать и оказывать мощное влияние на русскую государственность».

Симфония была разрушена русским священством в борьбе с самодержавной, Богом данной властью Помазанника задолго до 1917 года, что стало одной из главнейших причин 1917 года. Священство ложно понимало эту симфонию - как диумвират Царя и патриарха, неподконтрольность священства Государю. Св. Император Юстиниан понимал симфонию иначе. В Шестой Новелле на Императора возлагается забота не только о священстве, но и о догматах веры. Таким образом согласно этой новелле Самодержавный Царь стоит над сященством и ему вверяется надзор за тем, насколько остаются верными догматам представители церковной иерархии.


8 марта 06:21, Штык:

Симфония Нового мирового порядка

"Парадоксальность Советского Союза, как Третьего Рима, состоит в следующем. Империя, несомненно, была, Православная Церковь (в ней) тоже была, а вот Симфонии — не было!" Протоиерей Димитрий Назаров.

Зато сейчас есть полная симфония между Патриархом и олигархами. А также - профессиональными патриотами, вроде газеты "завтра", которые эту симфонию воспевают!


8 марта 20:36, Протоиерей Димитрий Назаров:

Штыку

"Зато сейчас есть полная симфония между Патриархом и олигархами."

Это уже, бра, совсем другая история...

И слово "симфония" в данной оказии нужно брать в кавычки!



Ваше мнение об этом материале:

— Ваше имя
— Ваш email
— Тема отзыва

Ваш отзыв (заполняется обязательно):

Введите текст показанный на картинке:

Правая.ru


Получайте свежие материалы сайта себе на почту
Rambler's Top100 Яндекс цитирования
Использование материалов допустимо только с согласия авторов pravaya@yandex.ru, с обязательной гиперссылкой на сайт Правая.ru.
 © Правая.ru, 2004–2019