23 октября 2019
Дневники

"Гордость России"













Новости сайта

Получайте свежие материалы сайта себе на почту





















Илья Хаськович
30 ноября 2010 г.
версия для печати

Маркетологи с бубном

Ей хочется туда где сопки

Где над Байкалом дым летит

И где шаман седой и робкий

В тимпаны дряхлые стучит

И.Х.

Представителям т.н. «традиционных религий России» стоит присмотреться к опыту бурятских шаманов, у которых еще недавно не было ничего кроме их бубнов, а об их существовании слышали только самые продвинутые монголоведы

Бурятские шаманы свое дело знают и знают, что их дело, прежде всего, грамотный маркетинг. Камланиями рынок не завоюешь, надо работать иначе. Стоит сразу отметить, что сама специфика предлагаемого ими духовного продукта не дает им возможности просто эксплуатировать имеющиеся ресурсы. Своей «нефтяной вышки» у них нет, поэтому приходится быть изобретательными.

Как сообщают СМИ, "Центр по изучению среди народов восточных регионов России древней формы религии — шаманизма — откроется в Забайкалье. Его решено создать в поселке Бохан Иркутской области, на базе филиала Бурятского государственного университета». Инициатором открытия центр выступили «старейшины общественных религиозных организаций "Сахилгаан" и "Бургэд", озабоченных сохранением традиций, а также сакральных мест древней веры, уходящей корнями в доисторические времена".

В свою очередь, ректор БГУ Степан Калмыков полностью поддерживает эту инициативу, так как считает, что "шаманизм служит сближению человека и природы, имеет глубокую гуманистическую направленность".

Все обставлено очень грамотно, организаторы учли все три главных мировых тренда, на которых может сыграть шаманизм: экологизм, местный национализм и гуманизм. Все это сейчас сверхактуально, ведь если послушать любого современного трендмейкера, от солиста «U2» Боно до нашей Тины Канделаки, о чем они скажут, прежде всего? Да все о том же – главные мировые проблемы это насилие человека над природой, проблемы малых народов и борьба за попранное человеческое достоинство. Материал может меняться от лесов Амазонки до озера Байкал (который и оказывается в центре внимания шаманов –экологистов, прежде всего, раскрученный туристический остров Ольхон) и от бушменов до эскимосов. Но тренды остаются одними и теми же.

Раскрученный туриндустрией остров Ольхон привлекает, конечно, особое внимание шаманов–экологов. "Здесь, -отмечают они, — ежегодно проходят фестивали, встречи, общения с духами". Уже известно, что будет проведено картографирование храмовых мест и сделано официальное определение каждого из них. С учетом тренда на экологизм, Забайкалье получает шанс стать Новыми Васюками. А уж гуманистическая направленность – особенно целительство – будет горячо поддержано самым разным потребителем – религия и наука должны, в конце концов, приносить реальную и эффективную пользу человеку!

Пока в Москве разводят демагогию про духовно-нравственные основы и христианский смысл «прав человека», отбиваясь от обвинений в нарушении принципа секулярности образования, восточносибирские коллеги берут, так сказать, ворона за хвост, показывая, что образованный человек должен уметь и язву затанцевать, и лес усмирить и с духами потусоваться.

На первый взгляд шаманы бросают (и уже не в первый раз) конкурентный вызов главной религии в Забайкалье (прежде всего, конечно, в Бурятии) – ламаизму, который с самого начала 90-х успешно продвигал слоган «бурят значит буддист». Теперь делается попытка опровергнуть это утверждение. Однако, перспективы бренда «шаманизм» в Восточной Сибири не настолько глобальны, чтобы серьезно подвинуть ламаизм. Скорее всего, задача здесь не отнять у ламаизма его долю рынка, а в том, чтобы создать из шаманизма нечто вроде дочерней структуры, младшего партнера, который мог бы получать свою часть прибыли от бурно развивающегося сейчас в Забайкалье экологического туризма, помогая эксплуатировать бренд «восточная экзотика».

Да и в самой Бурятии разделение ролей пройдет, видимо, по линиям основных трендов: «духовность-нравственность-учительство» возьмет на себя ламаизм, «природность» — шаманизм. Таким образом, западный дуализм природы-цивилизации спокойно преодолевается восточным маркетингом. Современная бурятская идентичность гармонично формируется из двух начал — «буддисткой цивилизации» и шаманской «природы». Недаром главным кандидатом в руководители «Центра по изучению шаманизма» является Валентин Хагдаев – «шаман в девятом поколении, закончил аспирантуру Института монголоведения, буддологии и тибетологии Сибирского отделения РАН, автор монографии "Шаманизм и мировые религии".

В общем, успех для когда-то маргинального шаманизма впечатляющий. Поэтому, может, и стоит представителям т.н. «традиционных религий России», с их административным ресурсом и громоздким аппаратом, присмотреться к опыту бурятских шаманов, у которых еще недавно не было ничего кроме их бубнов, а об их существовании даже в Забайкалье в советское время слышали только самые продвинутые монголоведы?


Прикреплённый файл:

 Шаман, 5 Kb



Оставить свой отзыв о прочитанном


Предыдущие отзывы посетителей сайта:

9 декабря 13:57, Посетитель сайта:

В чем реально ваше превосходство над шаманистами, что вы говорите о них так высокомерно?



Ваше мнение об этом материале:

— Ваше имя
— Ваш email
— Тема отзыва

Ваш отзыв (заполняется обязательно):

Введите текст показанный на картинке:

Правая.ru


Получайте свежие материалы сайта себе на почту
Rambler's Top100 Яндекс цитирования
Использование материалов допустимо только с согласия авторов pravaya@yandex.ru, с обязательной гиперссылкой на сайт Правая.ru.
 © Правая.ru, 2004–2019