25 мая 2019
Дневники

"Гордость России"













Новости сайта

Получайте свежие материалы сайта себе на почту





















Дмитрий Абрамов, Музей имени Андрея Рублева
29 ноября 2011 г.
версия для печати

Сделка in Christo

Вся Италия протестует против вывоза Джотто в Москву, а в России молчат о вывозе Рублева и Дионисия! 21 декабря во Флоренции пройдет торжественная церемония с участием руководства МП. По замыслу святыни из России должны придать католическому рождеству "обволакивающую атмосферу" и пробудут в баптистерии до 19 марта...

26 ноября 2011 г. во Флоренции состоялась презентация выставки «Во Христе / In Christo», на которой было объявлено об «обмене произведениями искусства и веры между Россией и Италией».

Среди выступивших на презентации были архиепископ Флоренции монсеньор Джузеппе Бетори, президент области Тоскана Энрико России, секретарь Фонда религиоведения папы Иоанна XXIII Альберто Меллони и др. С 21 декабря 2011 по 19 марта 2012 гг. в баптистерии во Флоренции будут выставлены 3 бесценные древнерусские иконы из собрания Государственной Третьяковской галереи в Москве, которые, как особо подчеркивается в итальянской прессе, «до сих пор не возвращены Церкви в России после революции 1917 года». В то же время, с 19 декабря 2011 по 19 марта 2012 гг., в Москве будут впервые экспонироваться в Третьяковке 2 произведения мастерской Джотто — La Madonna di San Giorgio alla Costa (1290 или 1295?) и Полиптих церкви Санта Репарата.

Как пишут итальянские издания, «отобранные 2 работы круга Джотто «Мадонна с младенцем» и Полиптих будут выставлены в знаменитом московском музее, за церковью Богоматери Всех скорбящих Радосте, которой владеет митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев), руководитель внешних связей Русской Церкви». А в Италии, что особо отмечено в анонсах, иконы Рублева и Дионисия «будут показаны не в музее, а в церковном баптистерии Сан-Джованни во Флоренции»!

В обмен на Джотто впервые из России в Италию привезут икону «Вознесение Господне» преп. Андрея Рублева († 1428) из праздничного ряда иконостаса Успенского собора во Владимире, а также «Распятие» Дионисия 1500 г., которое последний раз выставлялось в Метрополитэн в 2004 г., и Богоматерь Одигитрию псковской школы второй половины XIII в.

По сообщению итальянского оргкомитета, вывезенные из России святыни проделают путь в тысячи километров по суше и по морю, прежде чем попасть в Италию: 5 декабря они будут отправлены из Москвы в балтийский Любек, а затем уже из Германии во Флоренцию. Работы мастерской Джотто будут отправлены из Италии более коротким путём на самолёте через Франкфурт в Москву. Причем на презентации президент области Тоскана Энрико России назвал обмен этими беспрецедентными выставками «самым важным культурным событием для Европы», а монсеньор Джузеппе Бетори, архиепископ Флоренции, указал на грядущую «встречу искусства и веры», подчеркнув, что «православные святыни из России впервые попадут в церковь именно в Италии после того, как они были заперты у себя на Родине в течение многих лет в музее».

Основной организатор выставки с итальянской стороны архиепископ Флоренции монсеньор Джузеппе Бетори известен у себя на родине как популяризатор нового перевода Библии на итальянский язык, на который ему удалось обратить внимание ряда научных и богословских институтов в России. Именно в данном контексте им и была сформулирована главная идея выставки: «Украсить год Италия / Россия обменом сакральных шедевров, чтобы подчеркнуть глубину и богатство нашей взаимосвязи, основанной на общем исповедании веры Никейского собора». Речь идёт VII Вселенском Соборе (Втором Никейском) 787 г., восстановившем своим оросом почитание икон и разрешившем ставить в церквах и домах иконы Спасителя, Богородицы, Ангелов и Святых.

Таким образом, обмен работ круга Джотто на иконы Андрея Рублева и Дионисия, приурочен, по замыслу оргкомитета, к 1225 –летию Никейского собора! На это уже последовали резкие протесты ряда итальянских искусствоведов, которые категорически против того, чтобы использовать произведения Джотто как «дойную корову» и «ради пустой прихоти организаторов обогатить вывозом шедевров совершенно чуждую им страну» …

Архиепископ Флоренции монсеньор Джузеппе Бетори сообщил на презентации, что он отправится в Москву 18 декабря и на следующий день откроет выставку Джотто в Третьяковке. 20 декабря монсеньор Бетори вернётся в Италию в сопровождении … делегации Русской Православной Церкви, которая преподнесёт иконы Рублева и Дионисия как дар Флоренции?! Вернисаж специально запланирован организаторами на 21 декабря, когда в православном литургическом календаре празднуется память свт. Николая. В этот день во Флоренции пройдет торжественная церемония «поклонения перед иконой Андрея Рублева» с участием руководства Московского Патриархата и в сопровождении Московского Синодального хора. Святыни из России пробудут в баптистерии во Флоренции до 19 марта, когда католическая Церковь отмечает праздник святого Иосифа. Как отмечают в оргкомитете, православные иконы добавят католическому Рождеству «обволакивающую атмосферу», а 6 января, в праздник Крещения, во Флоренции состоится парад 15 основных этнических групп: китайцев, филиппинцев, африканцев и др. в национальных костюмах, которые пройдут «как волхвы перед даром из России»…

Таким образом, о скандальном вывозе из России Рублева прекрасно осведомлено священноначалие РПЦ, которое знает и о запланированном участии православных святынь в экуменическом праздновании 1225 — летия Никейского собора!

Помыслить подобное было просто невозможно. Теперь становится понятным то полное умолчание вокруг вывоза из России Рублева, которое продемонстрировали и Минкульт, и Третьяковка, и Синодальный информационный отдел и патриаршая пресс-служба. (Точно такой же заговор молчания произошел в прошлом году вокруг тайного вывоза нынешней администрацией ЦМиАР редчайших икон, в т.ч. чудотворных, из собрания Музея им. Андрея Рублева в частный американский музей, где они должны были пробыть до вынесения решения суда по иску хасидов об аресте российского имущества!)

Тогда Александр Авдеев даже сообщил во всеуслышание, что «ни одной российской выставки на территории США нет»! Кстати, на сайте Третьяковки наконец вывесили информацию о выставке Джотто, но нет ни слова о Рублеве, а говорится только : «в Италии будут показаны древнерусские иконы XIII–XVI веков из собрания Третьяковской галереи».

То ли дело Италия, где так просто шила в мешке на утаишь! В связи с вывозом работ «отца итальянской живописи» там началась самая широкая общественная дискуссия. Была развернута широкомасштабная кампания с целью блокировать вывоз из страны этого уникального экспоната, инициаторы которой ссылались будто бы на их поддержку со стороны «высших должностных лиц государства, в частности, Президента Республики Джорджо Наполитано и председателя Совета министров Италии». Их оппоненты возражали, что Президент Италии никогда не выходит за рамки чисто протокольных выступлений, а председатель Совета министров «вряд ли вообще знает, кто такой Джотто». Речь шла, разумеется, о Берлускони.

Любопытно, что еще в сентябре 2011 г., когда вышла статья Альберто Меллони о вывозе 2-х работ круга Джотто, на эти произведения еще не было получено разрешения центральных органов Министерства по делам культурного наследия Италии. Более того, ведущие итальянские эксперты выступили с публичными заявлениями, что «было бы преступно отправлять отобранные шедевры в холодную Москву с её влажной зимой» и это станет нарушением 9 статьи Конституции Италии об охране исторического и художественного наследия нации. По их мнению, «итальянская католическая иерархия демонстрирует весьма нетрадиционный подход к использованию священное наследие прошлого».

P.S. Кстати говоря, патриарх Кирилл, будучи митрополитом Смоленским и Калининградским, уже принимал участие в октябре 2005 г. в открытии выставки «Город Джотто принимает Дионисия» в Падуе, организованной при активном содействии местной католической епархии. Как раз по итогам проведения той выставки один из её организаторов, вице-президент «Ассоциации друзей России» Тэмил Антонио посетовал журналистам, что в Италии не все оценили должным образом показ Дионисия, решив, что к ним привезли «нечто похожее на сувениры для туристов», и добавил, что «Италии — стране искусства, как ни парадоксально звучит, трудно понять важность и качество культуры других народов».


Прикреплённый файл:

 inchristo1.jpg, 6 Kb

Смотрите также в интернете:

expertmus.livejournal.com/88376.html


Оставить свой отзыв о прочитанном


Предыдущие отзывы посетителей сайта:

30 ноября 11:14, Валерий:

Наши экуменисты и глобалисты никак не уймутся. Пока их, понятно дело, не уймут. Обмен и для России православной и для Италии явно неравнозначный. Для чего ж его устраивают? Событие с Никейским Собором ставит всё на свои места.

И сколько бы талантливый наш митрополит всё талантливо не маскировал своими словами и делами, шило-то из мешка вылезает. "Достойный" кандидат на место Патриарха, который столь же "достойно" устроит новый "Собор" для своего "избрания". Если Господь попустит.

На этом фоне вполне понятны залоги русских святынь под заём хасидского имущества.

А уж парад китайцев и африканцев, "которые пройдут «как волхвы перед даром из России (кто, кому и чего дарит?)»…" - это вообще... шедевр толерантной экуменистики.

Приходится констатировать, что как в своё время большевики распоряжались русскими святынями, так и их последователи продолжают.

Я не рассуждаю об образах на картинах Джотто и их прототипах.



Ваше мнение об этом материале:

— Ваше имя
— Ваш email
— Тема отзыва

Ваш отзыв (заполняется обязательно):

Введите текст показанный на картинке:

Правая.ru


Получайте свежие материалы сайта себе на почту
Rambler's Top100 Яндекс цитирования
Использование материалов допустимо только с согласия авторов pravaya@yandex.ru, с обязательной гиперссылкой на сайт Правая.ru.
 © Правая.ru, 2004–2019