15 октября 2019
Дневники

"Гордость России"













Новости сайта

Получайте свежие материалы сайта себе на почту





















Яна Бражникова
3 февраля 2013 г.
версия для печати

Особенная светскость для викарного Патриарха

Как будет работать "новая светскость", пока неясно. При этом определенная симуляция, неизбежная при ставке на повсеместное возрождение «низовой религиозности», на лицензированную государством «индустрию воцерковления», никого не смущает. Специалисты вообще рекомендуют привыкнуть к тому, что религия стала "викарной".

Итак, Президент преподнес Патриарху к очередной годовщине интронизации «скромный, но очень полезный подарок» — «невульгарную» концепцию светскости.

В чем заключается прежняя, «вульгарная» — надо понимать, «народная», версия, Президент не уточнил. Заметим, что вплоть до 1 февраля 2013 года любые высказывания Путина по теме начинались с напоминания о том, что «Россия – светское государство».

Апдейт светскости специально разработан для того, чтобы, с одной стороны, защитить традиционные ценности и религиозные чувства — не только посредством Закона, но и посредством форматирования в соответствующем ключе «общественного мнения» — и при этом предохранить РПЦ от «огосударствления», которое не делает ей чести в глазах верующих прихожан.

Как эта штука будет работать, пока не понятно. Специалисты пытаются разгадать, насколько надежна система контрацепции от опыления государственностью — в ситуации, когда сила Закона и средства массового информатирования будут брошены на охрану установленных архиереями «духовно-нравственных норм». Похоже, оплодотворение все же неизбежно, и случилось оно не сегодня. Зомбодискурс новой, «невульгарной» светскости – не предвестие, но плод этих романтических встреч.

В преддверии рождения этого кентавра была проделана определенная работа: акушировать «новое понимание светскости» предстояло опытным кремлевским экспертам.

В частности, этой цели послужил новогодний выпуск журнала «Эксперт», поступивший в мегамаркеты в канун рождественских праздников. Темой номера стала «Постсекулярность». Ранее этим понятием интересовались только интеллектуалы; до массового читателя «постсветскость» не доходила.

Дело в том, что еще в 2009 году патриарх Кирилл заявил о том, что «Сегодняшнее общество не зря называют постсекулярным». Экспертам предстояло согласовать патриарший выбор с философской идеей «постсекулярности», впервые озвученной представителями направления «радикальная ортодоксия» — Дж. Милбанком, С. Жижеком и другими. В отличие от «радикальных ортодоксов», церковно-государственные эксперты истолковали «новую эпоху постсекулярности» как угасание атеистического мировоззрения, утрату секулярными институтами главенствующей роли в жизни общества и в целом — «зеленый свет» возрождению религиозности, добрый знак в пользу того, что радикально-либеральная идеология сдает свои позиции перед десекуляризацией, воцерковлением, укреплением консервативных ценностей. (Позже Правая.ру рассмотрит подробнее различие между этими интерпретациями).

Так вот, усмотреть что-то невульгарное в банальном переделе сфер влияния при переключения от «светского государства» к «постсветскому» — проблематично. Ничего нового в этом нет – и известные издержки для сотен тысяч верующих, вызванные обратным «огосударствлением» религиозных институтов, не заставят себя долго ждать.

Но что действительно ново и специфично во всех этих процессах – так это тот факт, что мировая религиозная элита – а с ними и наш архиерейский Собор с Патриархом — отнюдь не омрачены перспективой омертвения церкви в эпоху десекуляризации.

Определенная симуляция, неизбежная при ставке на повсеместное возрождение «низовой религиозности», на лицензированную государством «индустрию воцерковления», никого не смущает. Бенедикт XVI-й полагает, что это лишь укрепляет элитарный статус религиозных деятелей как уникальных верующих, «творческого меньшинства, к которому общество готово прислушаться». Специалисты вообще рекомендуют привыкнуть к тому, что в эпоху пересмотра концепции светскости сам статус религии меняется и предлагают пользоваться понятием «викарной», то есть заместительной религии.

Викарная религия – это то, что называется «ни с тобой, ни без тебя». А. Кырлежев: «В Европе церковность сегодня является важным элементом пейзажа. Пусть люди не ходят в церковь, но если в той же Франции убрать из пейзажа церкви с крестами, а вместо них поставить супермаркеты, то для людей это будет важной утратой». Полагаю, именно это явление объясняет тот факт, что в России самыми неистовыми ревнителями наказания за оскорбления чувств верующих являются те, кто в храм заходит только чтобы «купить колечко».

Ну и, коль скоро почти все институты в Российской Федерации – социальные, образовательные, юридические и политические, — на глазах перестают выполнять свои функции и приобретают викарный, заместительный характер, — то общественное мнение должно хранить их от любых посягательств как музейный экспонат и как некое меньшее зло. А то вот приедет бульдозер, снесет Госдуму и ХХС и поставит еще два супермаркета.

Хуже ведь будет, верно?


Прикреплённый файл:

 smert.jpg, 13 Kb



Оставить свой отзыв о прочитанном


Ваше мнение об этом материале:

— Ваше имя
— Ваш email
— Тема отзыва

Ваш отзыв (заполняется обязательно):

Введите текст показанный на картинке:

Правая.ru


Получайте свежие материалы сайта себе на почту
Rambler's Top100 Яндекс цитирования
Использование материалов допустимо только с согласия авторов pravaya@yandex.ru, с обязательной гиперссылкой на сайт Правая.ru.
 © Правая.ru, 2004–2019