21 сентября 2018
Дневники

"Гордость России"













Новости сайта

Получайте свежие материалы сайта себе на почту





















Андрей Ашкеров
19 августа 2018 г.
версия для печати

10 причин никогда не забывать Эдуарда Успенского

В эпоху морального большинства Успенский оказался моральным большинством в единственном числе. Именно ему выпало на долю придумать все, что в голове у тех, кого к этому большинству причисляют

1. Успенский — пример пример того, что неполитическое влияние становится весомее политического, ибо разрушает монополию официальной власти на циркуляцию слов и вещей.

2. Успенский показал, что развитие литературного процесса не отменило, а, наоборот, усилило роль волшебной сказки. Равно как и потребность в том, что она может выразить.

3. Успенский пригласил сказочных героев в современный мир, где волшебство должна была заменить техника.

4. Успенский создал персонажей, которые, преодолев грань между произведением и реальностью, стали жить среди нас по законам сказочного жанра. Будто не было времен, когда их не существовало. Даже Астрид Линдгрен не добивалась ничего подобного — в Стокгольме вы не найдете практически ни одного следа жизнедеятельности Карлсона, Пеппи или Расмуса-Бродяги (кроме башенки на одном из домов, про которую писательница призналась, что она была прототипом дома человечка, "который живет на крыше").

5. Успенский преобразовал советское воображаемое, изменив сам статус героя. С появлением Чебурашки героем стала не жертва, торжественно отдавшая себя на заклание будущему, а фрик и гибрид. Чебурашка в полной мере выступает прототипом того и другого. Это будущее, которое поселилось в настоящем.

6. Успенский превратил литературу в альтернативу рекламы и пиару, но, как любая альтернатива, эта литература воплотила в себе немало черт тех творений, производимых тем, что сегодня называется "креативной индустрией". Например, бренды. Чебурашка, безусловно, бренд, однако это не только бренд. Сказочные персонажи новейшего времени типа "Фиксиков" "Смешариков" и "Маши и Медведя" — это только бренды со всеми вытекающими. То есть Чебурашка, с одной стороны, стал советской прививкой от пиаризации всего и вся, а с другой — Троянским конем пиара. Неслучайно, реальным продолжением "Простоквашино" стали не "новые серии", а рекламные ролики про сметанку.

7. Успенский был последним рыцарем, сражавшимся за честь и достоинство автора. Злые языки называли его сутяжником, крючкотвором и жмотом, но писатель вновь и вновь шел в суд, чтобы защитить свои авторские права. Это была не только справедливая борьба за трудовую копеечку, но личная война с представлением о том, что идеи (и сюжеты) ничего не стоят, потому как "витают в воздухе". Можно сказать, что, скончавшись, Успенский "смертию смерть попрал". Гнилая философия "смерти автора" должна, кажется, окончательно предстать перед нам как вредный предрассудок.

8. Успенский показал, что взрослые не существуют, а есть только дети "разного года издания". Только дурак может подумать, что это как-то связано с наступлением эры тотальной инфантильности. Напротив, творчество Успенского учит нас говорить с нашим внутренним ребенком и доказывает, что верная примета инфантильности — этого ребенка не признавать.

9. Еще в далекие теперь семидесятые Успенский вступил в шутливую поэтическую переписку с неким то ли секретарем райкома, то ли председателем райисполкома. Однако, добившись своего, он так и остался в стороне от схватки между ЧК и ЦК. (В отличие чуть ли ни от всех своих собратьев по литцеху.) Впоследствии писателя так и не удалось выпихнуть ни чекистские "диссиденты", ни в цековские литературные "секретари". Не в последнюю очередь причиной тому послужило то обстоятельство, что на обе категории писали одни и те же литературные негры, а Успенский писал сам. Увы, именно поэтому автор "Крокодила Гены" и множества других историй удостоился упокоения только на генеральском Троекуровском кладбище, а не на Новодевичьем, для золотого фонда нации, как, например, Ильф и Петров.

10. Когда-то ГБ, взявшееся за раскрутку Аллы Пугачевой, придумало анекдот, в котором Брежнев называется мелким политическим деятелем, которому посчастливилось жить в эпоху великой певицы. Куда больше это определение относится к Успенскому, на фоне которого довольно мелкими кажутся любые политические деятели, включая Путина. Возможно, именно поэтому в последние годы жизни Успенскому так хотели показать, что "корабль поплывет и без капитана", сняв новые серии "Простоквашино" без их создателя. Тем не менее в эпоху морального большинства Успенский оказался моральным большинством в единственном числе. Именно ему выпало на долю придумать все, что в голове у тех, кого к этому большинству причисляют.





Оставить свой отзыв о прочитанном


Ваше мнение об этом материале:

— Ваше имя
— Ваш email
— Тема отзыва

Ваш отзыв (заполняется обязательно):

Введите текст показанный на картинке:

Правая.ru


Получайте свежие материалы сайта себе на почту
Rambler's Top100 Яндекс цитирования
Использование материалов допустимо только с согласия авторов pravaya@yandex.ru, с обязательной гиперссылкой на сайт Правая.ru.
 © Правая.ru, 2004–2018