ПРАВАЯ.RU
14 августа 2007 г.
статья на сайте

Железнодорожное чудо

В понедельник в 21:38 мск в Новгородской области на Октябрьской железной дороге (трасса Москва – Санкт-Петербург) на участке Бурга — Малая Вишера в аварию попал фирменный пассажирский поезд N166 "Невский экспресс". В результате схода с рельсов 12 вагонов за помощью к врачам обратились около 60 пассажиров. 33 человека госпитализированы, трое из них находятся в критическом состоянии. Всего в поезде находился 251 человек...

По предварительным данным, крушение поезда "Невский экспресс" произошло в результате подрыва железнодорожного пути самодельным взрывным устройством, сообщает пресс-служба РЖД.

Источники в силовых ведомствах сообщили телеканалу "Вести", что под девятым вагоном поезда образовалась воронка диаметром 1,5 метра. НТВ заявляет, что подрыв произошел в двух местах. Очевидцы в интервью CNN также заявляют, что были слышны два взрыва.

По сообщению РБК, президент ОАО "Российские железные дороги" Владимир Якунин прервал свою командировку в Иркутск и вылетел на место аварии.

В настоящее время на месте происшествия создан оперативный штаб, который возглавил первый вице-президент ОАО "РЖД" Вадим Морозов. На место аварии поезда выехали также заместитель министра транспорта Борис Король и руководитель федеральной службы по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор) Геннадий Курвенков.

Расследование причин аварии "Невского экспресса" взяла под свой контроль Генеральная прокуратура России и лично Президент. Директор ФСБ Николай Патрушев на заседании Национального антитеррористического комитета (НАК) заявил, что угроза терроризма все еще существует, и ФСБ берет под контроль особо важные объекты на территории России.

Первый вывод, который прямо вытекает из происшедшего, сделал Патрушев. Угроза терактов сохраняется. По словам директора ФСБ, о повышении террористической активности свидетельствуют не только подрыв поезда, но и нападения на представителей власти на Северном Кавказе.

Второй вывод — не столь очевидный, но тем не менее напрашивающийся, если учесть, что при столь масштабной катастрофе (12 вагонов сошли с рельс при скорости состава 190 км/ч) обошлось, во всяком случае пока, без погибших. Произошло чудо.

1/14 августа — церковный праздник: это день начала Успенского Богородичного поста, а также день происхождения Честных Древ Креста Господня, в народе именуемый Медовым Спасом. Сегодня первый из трёх Спасов.

Успенский пост редко обходится без катастроф: каждый год именно в этот период взрываются в небе или разбиваются самолеты, сходят с рельс поезда, а иногда (как в 1991 году) идёт под откос вообще вся государственная система.

В этой связи показательно поведение людей: пассажиров, машинистов, работников поезда. На этот раз никто не поддался панике, все, кто мог, оказывали первую помощь пострадавшим, спасали женщин и детей. "Пассажиры не паниковали, мужчины помогали нам выбивать оконные стекла и доставать через них женщин и детей, причем сами мужчины из вагонов не выходили, и приходилось даже выгонять их наружу, поскольку они создавали "пробки" в тесных проходах и мешали эвакуировать людей", — рассказал проводник "Невского экспресса".

По его словам, пострадавших выносили из вагонов на руках, укладывали и усаживали у дорожного полотна. Проводники и некоторые из пассажиров, видимо, имевшие медицинские навыки, оказывали первую помощь. Большинство из пассажиров были травмированы осколками стекол. В вагоне-ресторане были люди, травмированные кухонными принадлежностями и посудой. Несколько пассажиров получили переломы, у других, очевидно, были травмы позвоночника, сообщил собеседник агентства.

Как отмечается в пресс-релизе РЖД, бригада поезда № 166 во главе с начальником поезда Болдыревым мужественно повела себя в критической ситуации. "Благодаря оперативным, четким и слаженным действиям всех членов поездной бригады удалось минимизировать для пассажиров поезда последствия аварии", — говорится в сообщении. Члены поездной бригады дополнительно проверяли вагоны, в которых могли оставаться люди. "Мы с облегчением вздохнули, когда поняли, наконец, что погибших нет, что большинство травм не очень серьезны и что среди раненых нет детей", — сказал РИА Новости один из проводников.

Кстати, очень слаженно сработали и в РЖД. Практически мгновенно была оказана помощь, как уже говорилось выше, руководитель РЖД Владимир Якунин вылетел к месту аварии, ожидавшим поездов в Москве и Санкт-Петербурге было организовано питание, график движения был сравнительно быстро восстановлен. Похоже, что по степени оперативности РЖД может соперничать с МЧС. И пусть цели у них разные, работают они на общее благо страны. Это результат изменения в сознании людей и изменения сознания самой власти.

Вспоминается знаменитая история крушения царского поезда в 1888 году, в результате которой чудом не пострадали ни Государь Александр III, ни его Августейшая Семья, выйдя невредимыми из страшных обломков. Тогда Император успел удержать на своих плечах падавшую крышу вагона и дал возможность спастись всем, кто был в этот момент рядом с ним. А Императрица Мария Федоровна рвала белье на бинты и перевязывала раненых.

Та катастрофа в итоге оказалась страшным предзнаменованием — ровно через 30 лет не стало чудом спасшегося Государя (тогда — Наследника), Его Семьи и всего Русского Царства. Быть может, происшедшее сегодня, после стольких лет испытаний, окажется добрым знамением — знаком милости Божией к России и ее народу. Ведь после воссоединения двух частей Русской Церкви этот народ снова един во Христе, преодолен не только исторический, но и телеологический раскол.

Кто-то может сказать, что люди просто уже давно устали пугаться. Возможно, но в экстренной ситуации сработал не инстинкт, как можно было бы полагать, и не равнодушие, а традиционное для русского человека стремление спасти ближнего. В этом и есть преодоление телеологического раскола – русский хочет не выживать и не убегать, как было последние 90 лет, а спасать и созидать.

И если всё это так, если сегодня, в тот редкий день в году, когда совпадают службы, посвященные Спасителю и Богородице, нам явлена милость Сына Человеческого и Его Пречистой Матери, будем верить, что "Невский экспресс", следуя царским путем из Москвы в Петербург, в скором времени досавит нас, целыми и невредимыми, в Царскую Россию.