ПРАВАЯ.RU
19 сентября 2007 г.
статья на сайте

Право на слово в чужом разговоре

Единственным человеком, в которого в этот вечер ничего не летело из зала, был игумен Сергий (Рыбко). Нужно признать, что работа рок-миссионеров продолжает оставаться работой одиночек, в то время, когда России требуются десятки, если не сотни миссионеров уровня отца Сергия. Иначе мы по-прежнему будем всего лишь словом в чужом разговоре с нашими детьми

18 сентября в Спортивно-концертном комплексе Санкт-Петербурга прошел пятичасовой фестиваль «Мир без наркотиков», в котором приняли участие звезды русского рока, а также молодые исполнители. В концерте приняли участие рок-группы «Разные люди», «Кукрыниксы», «Гражданская оборона», «АукцЫон», «Огнелет», «ЭкстаZ», «Дружки» и многие другие.

Акция «Мир без наркотиков» стала первым мероприятием, которое собрало представителей совершенно разных сфер человеческой деятельности: рокеров, спортсменов, медиков, священников. По утверждению организаторов музыкально-спортивного фестиваля, такой формат необходим, чтобы лучше объяснить молодежи, как негативно влияют наркотики на организм и жизнь человека. Основная цель мероприятия – сформировать определенный стимул у молодых быть здоровым и независимым от искусственных стимуляторов и допингов.

Место проведения выбрано было не случайно. Проблема употребления наркотиков и алкоголя петербуржцами становится все острее год от года. Специалисты утверждают, что наркотики начинают пробовать совсем молодые люди, практически дети.

О своем участии в фестивале также заявили художники арт-объединения "Митьки", творческого объединения "Пушкинская, 10" и творческого союза "Ап-позиция". Одновременно в фойе стадиона работала группа социологов — студентов Санкт-Петербургского государственного университета и Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, которая занималась опросами среди зрителей на тему их отношения к наркотикам. Обработанные результаты социологического исследования будут переданы в комитет по охране законности и правопорядка администрации Санкт-Петербурга и в комитет по борьбе с незаконным распространением наркотиков. Кроме того, волонтеры будут проводить сбор подписей участников и зрителей фестиваля против рекламы табака и алкоголя в СМИ. В рамках фестиваля состоялись показательные бои и выступления молодых спортсменов-каратистов и кикбоксеров, которые между выступлениями рокеров развлекали публику, одновременно демонстрируя вкус к здоровому образу жизни. Вход на фестиваль был абсолютно бесплатным.

Концерт открыла молодая гранжевая команда «ЭкстаZ» и"Разные люди" хард-кор бэнд «Огнелет», чей лидер носился в одних оранжевых трусах по сцене, убеждая десятитысячную публику вести нормальный образ жизни. После них выступили легендарные «Разные люди», которых публика встретила очень тепло. «Тоску давай!» — слышились из зала требования сыграть любимые песни. «Занимайтесь спортом!» — предложил Чернецкий, метнув в зал бутылку с водой. «Это – начало конца!» — грозно предупреждал зал Александр Чернецкий, когда в ответ ему вскидывались тысячи рокерских «коз». Особо хорошо пошел рефрен старой вещи «Разных людей»:

Но пусть сегодня никто не умрёт!

Пусть этот день для радостных глаз.

Пусть сегодня никто не умрёт!

Господи!!! Ты видишь нас?!

Однако добрый мелодичный настрой грандиозного действа стал очень быстро выбиваться из нужного формата. На сцену вне своей очереди вышла «Гражданская Оборона», вызвав ликование тысяч панков и сбив всю последующую концертную программу. Ни слова не сказав о наркотиках, Егор Летов стал исполнять свои старые хиты, которые абсолютно не вписывались в идеологию мероприятия. И если «Бери шинель», «Без меня» и «Про дурачка» еще как-то скрашивали выступление несговорчивых «гробов», то «Лоботомия», «Кого-то еще» и прочий лексический ненорматив явно делали из акции «Мир без наркотиков» шоу под названием «Пчелы против меда». На обойму текстовых матюгов Летов точно нескупился. Отыграв свою программу, Летов более, чем сдержанно поблагодарил публику и ушел почти по-английски, усугубляя неформат.

Егор ЛетовПосле того, как ведущий пытался объяснить вред от наркотического зелья, выражая всяческие благодарности организаторам мероприятия и представляя очередную бывшую жертву наркотиков, которая нашла в себе силы сказать «нет!», стало ясно, что контакт с залом потерян. Кончилось это тем, что эту жертву, которая продолжала нудный многоминутный экскурс в свою прошлую жизнь, закидали пустыми пивными банками.

А тем временем в перерыве на ринге, стоявшем рядом со сценой, состоялся показательный бой между молодыми таэквондистами из Питера и Вологды. После того, как представитель Вологды в третий раз картинно оказался в нокдауне, из ревущей от предвкушения гладиаторских страстей публики можно было расслышать в адрес земляка: «Пи-тер! Пи-тер!» и «Мочи урода!»

Накал страстей попытался «впрячь» снова в правильное русло ведущий, своими ужимками напоминающий протестантского проповедника. Общаясь с залом, он заприметил колоритного панка с мощным «ирокезом» на голове и попытался на его примере устыдить нездоровую тягу современной молодежи к зелью: «Вот ты, с ирокезом! Ты что, не понимаешь, что через три года ты со своим ирокезом можешь лежать в гробу?»

Однако, если ведущего еще терпели, то появление "Дружки"очередного «официального лица» в виде депутата Законодательного собрания Санкт-Петербурга, являвшегося одним из организаторов и спонсоров акции, было встречено молодежью дружными криками «Fuck Off!» и новой порцией предметов, летящих на сцену. Ситуацию немного исправила группа «Дружки», предварив свой мелодичный хард-рок профессиональным слоганам о том, что недопустимо и чудовищно, когда условная «Танюха с третьего этажа умирает от передозировки».

Но единственным человеком, в которого в этот вечер ничего не летело, был игумен Сергий (Рыбко). Отец Сергий не стал никому читать занудных проповедей о вреде наркотиков, а сразу взял быка за рога, поинтересовавшись у зала, пробовал ли кто из них наркотики. И пока зал подростков недоуменно мычал в ответ, отец Сергий, вскинул пальцы руки в победном знаке «victory», признался: «А я пробовал. Более того, я убежден, что от жизни нужно брать все. Но только если «это все» замыкается только в порошке, то человек довольно быстро превращается в свинью, которой ничего не надо кроме своей грязи. «Брать от жизни все» – значит гораздо большее, чем свинья с ее грязью». Публика одобрительно загудела. Один из панков, ближе всего находившийся к сцене, вопил в полном восторге: «Круто! Батюшка! Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Батюшка, давайте нам хэви-метал! Даешь хэви-метал!»

До хэви-метала дело в тот вечер как-то не дошло, хотя после таких мероприятий становится ясно, что требования к соблюдению формата должны иметь в будущем поистине «металлические» аргументы. Организаторы позаботились обо всем, кроме того, чтобы выдержать в этот вечер конкретный репертуар. В результате такие группы, как «Гражданская Оборона», давно превратившиеся в Театр Имени Самих Себя, не просто ломают начальные установки акции, превращая ее в фарс, но и подставляют других участников концерта. Да и как-то сомнительно выглядит группа, которая в своем последнем альбоме восхищается известным певцом наркотического мировоззрения и «кислотным гуру» Тимоти Лири, на концертной акции, пытающейся всеми способами утверждать обратное.

Кроме того, излишне предупредительная охрана буквально выгнала всех фотокорреспондентов и репортеров, находившихся перед сценой, несмотря на имеющиеся у них разрешения на съемку и работу в VIP-зоне. Остались только представители питерских телеканалов, видимо, лояльных организаторам. Возникает вопрос: как организаторы хотят донести свои мысли и расширить информационный ареал акции, если они работают с прессой методом полицейского террора? Или же дело совсем в другом, и истинные цели акции «Мир без наркотиков» заключаются в банальном предвыборном пиаре и отмывании чьих-то денег?

Отец Сергий (Рыбко)Отец Сергий поделился с Правой.Ру своими соображениями на счет несовпадения заданного формата концерта с его истинными задачами. «Ничего тут не поделаешь. Главное – установить нужный контакт с аудиторией, не бояться, что в тебя полетит мусор. Тут уж назвался груздем – полезай в кузов. Меня благословили на работу с этой молодежью и мне отступать некуда, как солдату. И эта работа ведется не «вообще», а именно для тех, кто услышит нужные слова. Пусть их может быть совсем немного, но такие люди всегда есть в зале. И мои слова как раз для них», — рассказал отец Сергий.

Конечно, отца Сергия можно понять, потому что без его участия подобные фестивали с провальной организацией и рыхлыми идеологемами вообще превращаются в шарж на самих себя. И, слава Богу, что пока еще есть такие энтузиасты, как отец Сергий, которые, несмотря на погоду обстоятельств, которая в царит на дворе, кропотливо возделывают свою ниву и идут «царским путем». Но нужно признать, что сегодня, как и вчера, работа отца Сергия и других рок-миссионеров продолжает оставаться работой одиночек, в то время, когда России требуются десятки, если не сотни миссионеров уровня отца Сергия. Возможно, это происходит потому, что форма изначального мэсседжа рока – сугубо индивидуальна по восприятию. Но одно условие продолжает напоминать о себе собственными лакунами: рок-миссионерская политика Церкви должна быть системной, а не работать лишь на голом энтузиазме музыкантов и немногих проповедников. Иначе немногих рок-миссионеров будут по-прежнему активно приглашать на «профильные» мероприятия, но их стратегия при этом будет подчинена совсем иным интересам, далеким от целей проповеди. Безусловно, это не означает, что идти на акцию, чей формат не отвечает миссионерской тактике, не надо. Но при этом параллельные по уровню миссионерские программы должны не только существовать, но и быть лучшими как по уровню организации, так и по качеству. Иначе мы по-прежнему будем всего лишь словом в чужом разговоре с нашими детьми.