26 марта 2019
Правда дня

"Гордость России"













Новости сайта

Получайте свежие материалы сайта себе на почту





















ПРАВАЯ.RU
1 февраля 2008 г.
версия для печати

Москва - Третий Рим

31 января 2008 года на XVI Международных Рождественских образовательных чтениях в Президент-отеле состоялась научно-богословская конференция «Москва — Третий Рим: формула единения и примирения». Конференция прошла в рамках Международной программы «Под звездой Богородицы» и программы «Москва – Третий Рим», организованной фондом «Андреевский флаг» при поддержке Правой.Ру

Богородица Державная31 января 2008 года на XVI Международных Рождественских образовательных чтениях в Президент-отеле состоялась научно-богословская конференция «Москва — Третий Рим: формула единения и примирения», которая была реализована под эгидой четвертого направления Чтений — «Пути Промысла Божия и святоотеческое наследие». Конференция прошла в рамках Международной духовно-просветительской программы «Под звездой Богородицы» и духовно-патриотической программы «Москва – Третий Рим», организованной фондом «Андреевский флаг» при поддержке Правой.Ру.

Конференция «Москва — Третий Рим: формула единения и примирения» органично вписалась в общую программу Рождественских чтений, куда по предложению участников Рабочей группы по изучению истории и культуры религии (Православия) при Министерстве образования и науки РФ вошёл ряд конференций, секций, круглых столов. Более того, она стала уникальной потому, что ее, как одно из важных программных мероприятий Рождественских Чтений впервые возглавил архипастырь Русской Православной Церкви Заграницей — епископ Женевский и Западноевропейский преосвященнейший Михаил, который в составе делегации РПЦЗ участвовал в главном событии минувшего года — подписании 17 мая в Храме Христа Спасителя Акта, которым было восстановлено каноническое общение внутри Поместной Русской Православной Церкви.

В конференции также приняли участие игумения Елисавета (Беляева), настоятельница Спасо-Елеазаровского монастыря, вице-спикер Государственной Думы Любовь Слиска, епископ Серафим (Зализницкий), настоятель храма Архангела Михаила, игумен Арсений, директор президентских программ Российского фонда культуры Елена Чавчавадзе, начальник отдела партийных СМИ партии "Единая Россия" Константин Михайлов, главный научный сотрудник Института международных экономических и политических исследований РАН Александр Ципко, заместитель начальника Научно-исследовательского центра информационной безопасности Военной академии Генштаба Вооруженных Сил РФ Александр Шевченко, президент фонда «Возрождение Страстного монастыря» Дмитрий Меркулов, главный редактор сайта «Правая.Ру» Илья Бражников, завкафедрой философии политологии и культуры Дипломатической академии МИД РФ Константин Долгов, редактор отдела международной политики, политологии и социологии «Политического журнала» Дмитрий Данилов, генеральный директор Фонда стратегической культуры Владимир Максименко, заместитель руководителя портала «Русская цивилизация» Александр Елисеев, историк, член Союза писателей России Владимир Карпец, завкафедрой психолингвистики Московского государственного лингвистического университета Наталья Уфимцева и многие другие священнослужители, политические деятели, ученые, журналисты.

Перед началом конференции особый тон и смысл соборного общего размышления задал молебен, который был отслужен перед доставленным в зал заседания списком иконы Божией Матери «Державная», 90-летие явления русскому народу которой отмечалось в 2007 году.

Владыка МихаилСо вступительным словом к конференции обратился ее председатель — епископ Женевский и Западноевропейский Михаил. Приветствуя участников, владыка Михаил особо подчеркнул, что образ «Москва – Третий Рим» не политический проект, не политическая система или теория, но государственный вопрос. «Прежде всего – это предание, это духовно-нравственный смысл, благодаря которому русский народ стал христоносцем», — подчеркнул владыка Михаил. Также владыка Михаил особо указал на то, что смысл примирения в названии конференции следует понимать правильно – как глубокое духовное единение, примирение внутри народа как единство во Христе.

Вице-спикер Госдумы Любовь Слиска назвала христианские ценности Третьего Рима лекарством от того «вала чернухи», навязанного нам телевидением, которое редко говорит действительно нужное пребывающим в молитве. «Чтобы Москва действительно стала Третьим Римом, чтобы она не пала, как Рим Второй, нужно понять одно: если мы не вылечим наши души, мы не спасем Россию».

Особый вектор дискуссии придало выступление настоятельницы Спасо-Елеазаровского монастыря игумении Елисаветы, чье присутствие на конференции получило особый смысл, потому что выразитель идеи «Москва-Третий Рим» старец Филофей подвизался именно в Псковском Спасо-Елеазаровском монастыре.

Матушка Елисавета с тревогой указала на внешние и чуждые наслоения и искажения, которые наложило время на понятие «Москва -Третий Рим». Во-первых, это постулат, на котором споткнулись люди мирские, не поняв до конца то, что возвестил миру преподобный старец Филофей: «Все христианские царства снидоша в твое единое Царство», — эту мысль истолковали неправильно, истолковали превратно. Игумения Елисавета обозначила историческое начало этой ошибки и наслоений – эпоху патриарха Никона и царя Алексея Михайловича. По мнению игумении, курс на вселенское православие патриарха и царя поначалу был доброй затеей, но обошелся он России дорого, поскольку был курсом не эволюционным, а революционным. Матушка Елисавета подчеркнула, что вина за случившийся церковный раскол лежит Игумения Елисавета, Илья Бражников, Владимир Карпеццеликом на власти, потому что именно неумело проведенные реформы привели к нему. В результате все последующее время идея Третьего Рима была извращена, и Петербург, возникший в 18 веке стал не новым Римом, а новым Вавилоном. «Монахи приоткрыли тайну миру, и мир, не вместивший той тайны, обратил познание ее себе на погибель. Крушение до сих пор продолжается, а после крушения мы имеем обломки, остатки, в которых до сей поры никак не можем разобраться», — сказала матушка Елисавета. Настоятельница Спасо-Елеазаровского монастыря также предостерегла от увлечения чуждыми Третьему Риму идеями либеральности и толерантности в деле восстановления веры. «У России есть своя миссия. Но миссия России – это не превратно понятое миссионерство, и не мессианство», — заключила матушка игумения.

Епископ Серафим обратил внимание участников конференции на то, что у нас до сих пор нет концепции духовного образования и формирования личности человека. «Как же донести истину до ума и сердца человека? Не только епископы должны нести Слово Божие, но и миряне должны заниматься этим соборным деланием, чтобы победить неверие. Ведь грехи есть и духовенства, и у мирян. Поэтому должно быть всеобщее покаяние не в каком-то определенном месте, а в сердцах людей», — сказал владыка Серафим. Владыка подчеркнул, что призвание Третьего Рима – это апостольское призвание, это свидетельство покаяния, а не попытка влезть в какие-то экуменические молебны. «Мне приходилось говорить со священниками, которые сами не просвещены евангельским светом. Как он будет говорить людям о Христе, какую вселенскую миссию он собирается нести, если он сам не просвещен светом Христа? Поэтому мы должны заглянуть в глубину не только территориальную, а прежде всего – человеческого сердца. Сегодня это должен понимать каждый верующий, каждый ученый христианин», — пояснил владыка Серафим.

Владимир Максименко предложил участникам конференции взглянуть на истинный смысл образа «Москва – Третий Рим», как на откровение старца, указав на его принципиальную государевоцентричность, выстроенной вокруг личности наделенного благочестивой державной волей московского Царя. В этом, по мысли Максименко, есть всеобщий духовный закон причинно-следственной связи между устойчивостью государственного здания и ответственностью властвующего перед Единым и Единственным Источником власти. Максименко обратил внимание на недопустимость искажения смысла образа «Москва – Третий Рим» отдельными организациями, которые используют его в публичном пространстве. «Мы не хотим быть свидетелями пошлой вульгаризации образа «Москва – Третий Рим», — убежден Максименко.

Илья Бражников выступил с докладом "Православная геополитика на постсоветском пространстве", в полном виде опубликованном на Правой.Ру (Часть 1. "Невозможно христианам не иметь Царя". Часть 2. Апокалиптическая ось истории ). Согласно Бражникову, субъектом православной геополитики может являться только Император, Царь, или в самом крайнем случае тот, кого можно было бы назвать «местоблюстителем престола», и больше никто другой. Светский правитель, министр или Президент, с одной стороны, или Епископ, Архиепископ, Митрополит, Патриарх – с другой, полноценными субъектами православной геополитики быть не могут, по определению. Следовательно, и у Российской Федерации, коль скоро она определяет себя как демократическое светское государство, от которого Церковь «отделена», никакой православной геополитики, строго говоря, быть не может. Как невозможна геополитическая субъектность христианского Запада без или помимо Папы, точно так же невозможна субъектность Востока без или помимо Царя. Беззубость и почти полная беспомощность нынешней России на постсоветском пространстве напрямую связаны с пресловутым «демократическим выбором» России. Либеральная доктрина о разделении светской и духовной власти не позволяет гражданской власти проводить православную геополитику даже на просторах бывшего СССР, не говоря уже о византийской ойкумене, где на самом деле тоже ждут ее возвращения.

Обратной стороной этой либерально-демократической доктрины является то, что геополитические действия предпринимает сама Церковь, в лице уполномоченных на то Синодом епископов, но все эти действия, вне поддержки верховной власти, весьма и весьма рискованны и совсем не «симфоничны».

Настоящее время для православной геополитики нельзя назвать благоприятным. С одной стороны, как было сказано, Россия после 1917 года непосредственно управляется своей Небесной Покровительницей. С другой стороны, мировая власть находится в руках пост-христианских элит, которые прямо отрицают не только владычество Богородицы, но и само Её бытие (для них она "просто Мария").

Владимир Карпец, дав краткий очерк исторического развития идеи Третьего Рима как удерживающей государственности, назвал также конкретные условия восстановления – воскресения Третьего Рима. Это, согласно Карпцу:

1) Восстановление монархии, причем желательно воссоединение царских родов Рюриковичей и Романовых;

2) Общенациональное преемство: духовный опыт Московской Руси, юридическое преемство от Российской Империи, организационный и военный опыт СССР;

3) Социально-представительное государство вместо партийно-парламентского;

4) (быть может, самое главное) воссоединение всей Русской Церкви, т.е. с вхождением в нее старообрядцев на основе взаимного покаяния и при сохранении обрядовой свободы в рамках Единой Русской Церкви.

Слева направо: И. Хаськович, Д. Данилов, В. Карпец. Выступает — А. Елисеев.Александр Елисеев в своем докладе "Православное содружество наций как метаполитический проект XXI века" особо отметил роль Европейского «Римского проекта» как искажения Римской Идеи, и вытекающий из него перманентный религиозный и политический сепаратизм Запада. Будущее Третьего Рима Елисеев связал с перспективой восстановления Православного содружества наций (ПСН) – при руководящей роли России. Это надгосударственный «византийский» проект, ориентированный на «византийцев» — людей православной сверхкультуры. Идея глобального объединения, которая является альтернативой западной глобализации, отличается от последней религиозной и социокультурной (цивилизационной) конкретикой — без какого-либо нивелирования национальных культур и ущемления национальных суверенитетов.

Дмитрий Данилов подробно остановился на национально-культурном аспекте идеи Третьего Рима. Российская цивилизация (Третий Рим), помимо уникального собственного исторического и сакрального значения (Держава Удерживающего мир ото зла), имеет еще и уникальный код собственной цивилизационной, политической и духовной идентичности (Русский Мир). Если Европа развивалась эволюционно и коллективное самосознание традиционного типа постепенно мутировало, отмирало, приспосабливалось к новым реалиям будущего постхристианского общества (Новое время – Эпоха Просвещения – Индустриальный Капитализм – постиндустриальное общество), то Россия развивалась скачкообразно, путями катаклизмов. Вследствие этого коллективное сознание русского общества не успевало приспособиться к революционным социально-политическим реалиями и поэтому в значительной степени сохраняло на глубинных уровнях собственной идентичности генный код традиционного общества, его культуры, быта и иерархии традиционных ценностей. Словом — все то, что уже давно исчезло в западных обществах.

Данилов также выступил с некоей положительной политической программой возвращения Третьего Рима, которая предполагала:

1) Упразднение статуса субъектов Российской Федерации, имеющих национально-территориальное деление (республики, округа, и прочие «–станы»). Малые народы России должны иметь не административно-юридические привилегии, а национально-культурные.

2) В системе взаимоотношений с малыми народами России следует подчеркнуть государствообразующий статус русского народа, как лидера содружества народов Третьего Рима. Русский народ должен стать гарантом безопасности Русского Мира как всей исторически сложившейся совокупности социальных, административных, политических, и духовно-культурных инфраструктур. Малые народы должны хорошо понимать, что без защиты русского народа в эпоху глобализации и борьбе за природные ресурсы, их уничтожат или превратят в экономических рабов другие нации и другие цивилизации.

Особое значение конференции получила ветвь дискуссии, которая обратила пристальное внимание на проблемы кризиса идентичности современных русских людей, на идею сохранения самосознания русского народа, на проблемы верного понимания духовной и политической роли Царства и Империи как самосознания Третьего Рима и его исторической судьбы. Участники были согласны в том, что только здоровье духовного иммунитета русского народа может способствовать сплочению народов России в округ идеи Третьего Рима, укреплению сотрудничества светской и духовной власти, нашей цивилизационной реанимации.

Правая.Ру ещё неоднократно обратится к теме состоявшейся конференции, опубликует готовящуюся итоговую резолюцию и продолжит знакомить читателей с дальнейшим ходом программы "Под звездой Богородицы", а также другими инициативами фонда "Андреевский флаг".


Прикреплённый файл:

 3Рим, 7 Kb



Оставить свой отзыв о прочитанном


Предыдущие отзывы посетителей сайта:

2 февраля 16:43, Венцеслав Крыж:

Третий Рим

(Истоки Нового Израиля)

“Только то, что имеете, держите пока приду”.

Апокалипсис 2.25.

Мессианское ощущение избранности русского народа общеизвестно. Средневековая Русь считала себя “Новым Израилем”, Третьим Римом, “избранным уделом Божиим”. “Зачем побил сильных во Израиле”, - писал Курбский Грозному. “Новый Израиль”, “чада Авраамовы” - называли себя русские люди того времени. “Богоизбранная лоза, насажденная Господом”, - говорит неизвестный автор XVII века. Эту же “идею” можно найти не только у митрополита Феодосия, который в “Слове об осьмом соборе” говорит: “...в восточной земле суть большее православие и высшее христианство - Белая Русь”, но и св. Иосифа Волоцкого, св. Геннадия Новгородского, и даже у малопочтенного митрополита Зосимы. “В третьем же Риме, еже есть на русской земле - благодать Святаго Духа воссия”, - так писал архиепископ новгородский Геннадий в “Повести о белом клобуке”. “Яко древние нечестие русская земля, так ныне благочестием всех одоле”, - говорит св. Иосиф. Эта идея была общим достоянием целой эпохи, хотя ее обычно связывают с именем инока Филофея, который в письме к Великому князю дал ей четкое литературное оформление. Все ветхозаветные понятия Древнего Израиля переносятся на новую Родину и врастают в душу народа.

Впервые пророчество о Руси как “Новом Израиле” возникло еще в XI веке. Св. митрополит Илларион в “Слове о законе и благодати” утверждал грядущую избранность Руси: «Сбыться о нас языцех реченное: открыет Господь мышцу свою святую пред всеми языкы и узрят все концы земле спасение, еже от Бога нашего”. В “Повести временных лет” летописец упоминает предсказание апостола Андрея о судьбе Церкви Христовой на Руси: “На сих горах воссияет благодать Божия, имать город великий и церкви многи Бог воздвигнет имать”.

Пророчество святого митрополита исполнилось через триста лет, в конце XIV начале XV века, и воплотилось в концепцию “Москва - Третий Рим, Русь - Новый Израиль”. Это мироощущение - общеизвестный факт. Каким образом оно возникло, что лежит в его основании? Это мы и собираемся прояснить далее. Обратимся к фактам и рассмотрим те события в истории и культуре Руси, в которых наиболее отчетливо проявилось переживание русским народом своей избранности и мессианского предназначения.

Конец XIV - начало XV веков - эпоха становления русского государства, оформления национального самосознания, и “национализация” русской веры. Маленькое, незаметное Московское княжество за сто с лишним лет превратилось в могучее государство. Множество земель объединяются вокруг Москвы. Польша, границы которой находились в каких-нибудь ста верстах от Москвы, вместе с Литвой оттесняются на Запад. В Русь вливаются новые племена и народности, а Православная Церковь была внутренней пружиной этого процесса.

Приняв христианство из Византии, русская церковь находилась от нее в полной зависимости: митрополит назначался константинопольским патриархом, которому и принадлежала вся полнота власти. Немногие попытки изменить этот обычай до времени не имели успеха. Со времени татаро-монгольского нашествия русские митрополиты посвящались дома, и только ездили в Константинополь за утверждением. Попытки избавиться от опеки Византии были безуспешны, но это уже было время ее заката. Окруженная со всех сторон врагами, беспощадно разгромленная в XIII веке крестоносцами, обескровленная и истощенная духовно, Византия медленно умирала и искала в унии со своими палачами - латинянами защиту от натиска мусульман. В 1274-ом году на Лионском Соборе Михаил Палеолог вместе с патриархом Иоанном Веккосом заключил унию, которая просуществовала восемь лет. Почти двести лет спустя, умный и хитрый император Иоанн VI Палеолог также пытался противостоять исламу посредством унии, рассчитывая на военную помощь христианского Запада. В 1441-ом году он вместе с патриархом Иосифом навязал духовенству и народу союз с Римом, что вы… [используйте форум для подробного обсуждения http://forum.pravaya.ru]


2 февраля 16:48, Посетитель сайта:

Администрации сайта, всем постоянным посетителям.

Вот, где сайт несет Определенную направленность; + просвещение православных. С Богом.


3 февраля 05:41, Посетитель сайта:

политика православная

Дай Бог здоровья и удачи! Монархия самодержавная, территориальное деление, идея Третьего Рима, сословно-корпоративное государство, русская диктатура перед монархией - все это очень плодотворные идеи.


3 февраля 09:06, Посетитель сайта:

"...Русь новый Израиль". Полагать следует так, что наши предки совершили ошибку приняв, православие (Владимир Красное Солнышко)? Видимо, надо было обратиться в иудейскую веру?........ И, тогда - все хорошо!...

Слава господу нашему Иисусу Христу.


4 февраля 10:22, Посетитель сайта:

Ура.

Вот в таком трезвенном, уравновешенном, духовном ключе и нужно подходить к вопросам православной политики.


4 февраля 13:17, xNemo:

"В конференции приняли участие игумения ..., вице-спикер Гос.Думы..., епископ..., настоятель храма ..., директор президентских программ..., начальник отдела партийных СМИ..., главный научный сотрудник ..., президент фонда..., главный редактор ..., завкафедрой философии ..., генеральный директор Фонда ..., историк, член Союза писателей... и многие другие... "

"...Ах, Вавилон, Вавилон, Вавилон, Вавилон ..." :D

"Вице-спикер Госдумы Любовь Слиска назвала христианские ценности Третьего Рима лекарством от того «вала чернухи», навязанного нам телевидением... нужно понять одно: если мы не вылечим наши души, мы не спасем Россию».

Что толку от ее слезливых причитаний - надо законы принимать и добиваться их исполнения, а не сидеть с кислой миной, выдавая её за "вселенскую скорбь"! Одно слово, "вице-спикер" = "вместо-говоруна" = "заменитель болтуна"...

"Следовательно, и у Российской Федерации, коль скоро она определяет себя как демократическое светское государство, от которого Церковь «отделена», никакой православной геополитики, строго говоря, быть не может. "

"..И вновь продолжается бой..."

Ответьте мне, ради всего святого, Православие это ВЕРА или ПОЛИТИКА!

Вы в России не в состоянии управиться с жидами и жидовствующими о какой "гео" вы еще мечтаете? (вопрос не лично И.Бражникову, а всем христианам или таковыми себя считающим)

"Владимир Карпец... назвал также конкретные условия восстановления – воскресения Третьего Рима.

... желательно воссоединение царских родов Рюриковичей и Романовых..."

"...воссоединение всей Русской Церкви... с вхождением в нее старообрядцев на основе взаимного покаяния..."

Первых не помним и хотеть не можем, вторых - помним и не хотим...

Так как вторые исказили правду о первых, то о каком примирении речь? А признать свою неправоту вторые не в состоянии, ибо это будет признание в собственной ничтожности, а не "велении Времени и Истины", как они это нам представляли в течении 300 лет...


4 февраля 16:58, В.К.- xNemo:

Уважаемый г-н xNemo! Вы много критикуете _ иногда верно, иногда предвзято.Дело не в этом. Изъясните Ваше Credo ( и политическое, и не только ). Тогда легче будет вести разговор. Я,конечно, предполагаю кое-что, но ведь могу и ошибаться. Тем более, что если это так, то не совсем понятен Ваш пристальный интерес к Правой.ру. Логичнее было бы на нас "забить". Словом, приоткройтесь - не в смысле ФИО,а в смысле убеждений, позиции и т.д. Если не хотите здесь,сделайте это,напр, через мой ЖЖ


4 февраля 16:59, витёк:

"Восстановление монархии, причем желательно воссоединение царских родов Рюриковичей и Романовых"

вот только не Романовых. к опереточно-нафталиновым персонажам никакого респекту.

"Русский народ должен стать гарантом безопасности Русского Мира"

в данном контексте уместнее говорить о русской нации.


4 февраля 20:04, xNemo:

В.И:

"Вы много критикуете _ иногда верно, иногда предвзято."

Владимир Игоревич, надеюсь, что отсутствие с моей стороны хвалебных речей не поставите мне в вину? :) Я всегда "цепляюсь" к спорным, с моей точки зрения вопросам, которые кто-то (речь, конечно же, не только и не столько о Вас) пытается преподнести как не просто устоявшуюся, общепризнаную догму, как это чаще всего бывает, но как Истину. Достижима ли Истина судить не берусь, но спорить предпочитаю аргументировано, а не ссылаясь на чьи-то трансцендентные "асчусчения".

"Изъясните Ваше Credo (и политическое, и не только )."

Нету у миня ни какова креда :)

Вера, Убеждения, Мировоззрение - когда они в устоявшейся форме, человек уже ни с кем не спорит - у него нет "достойных" опонентов - он вещает. А пока он ищет, сомневается, спорит - он жив, он развивается ...

"Созревший плод - падает и сгнивает..." (иногда, правда, оставляя семя). :)

"...не совсем понятен Ваш пристальный интерес к Правой.ру."

Случайно попал на этот сайт и мне понравилось. Спорить интересно только с умными людьми...

Тем более, что модератор не прогоняет :)


4 февраля 20:58, Посетитель сайта:

Владимир Игоревич,

Согласны с Вами по определенным позициям, но к сожалению Вы видите какое лицемерие, ложь в СМИ. Правая Ру хоть частично говорит о тех вещах, которые волнуют граждан. Понимаем, трудно и администрации и модератору и другим.

В добавление к этому хочу сказать, а не пробубнить -

Слава Отцу и Сыну и Святому Дух!!!

П.С. А передо мной: сайтовский Леонтьев: Больной в России жить не может, - к чему это? И почему он на сайте. Мы знаем его передачи, они... Ответьте если можно. Прошу и xNemo...


4 февраля 23:15, В.К.:

xNemo Благодарю за ответ. Принимаю.

витьку Об "опереточно-нафталиновых" никто не говорит.


4 февраля 23:53, xNemo:

"П.С. А передо мной: сайтовский Леонтьев: Больной в России жить не может, - к чему это? И почему он на сайте. Мы знаем его передачи, они... Ответьте если можно."

Простите, но я не понимаю о чем речь. Если можно подробнее.


5 февраля 11:01, витёк:

2 В.К.

"Об "опереточно-нафталиновых" никто не говорит"

а о ком тогда? вы только заикнитесь о реставрации, сразу же набегут, "толпою жадною у трона". и Рюриковичи подтянутся.

я не ёрничаю, а считаю, что масштабы России требуют настолько же масштабных личностей во главе исполнительной власти и в составе законодательной.

ЗЫ слышал сплетни, что в Дворянском собрании титулы за деньги дают. кто-нибудь может подтвердить или опровергнуть?


5 февраля 11:08, витёк:

2 В.К.

"...вхождением в нее старообрядцев на основе взаимного покаяния и при сохранении обрядовой свободы..."

а насколько догматика старообрядцев отличается от таковой РПЦ? при малейшем различии объединение невозможно.


5 февраля 21:41, xNemo:

витьку:

"...а насколько догматика старообрядцев отличается от таковой РПЦ? при малейшем различии объединение невозможно."

О "малейшем" и речи нет, отличие в основе - Символе Веры.

"ОРТОДОКСИЯ (от греческого orthos - прямой, правильный и doxa - мнение), правильная доктрина, фиксированная авторитетными инстанциями религиозной общины (например, церкви в христианстве) и обязательная для всех членов этой общины; противоположность ортодоксии - ересь."

То есть, малейшее отличие есть ЕРЕСЬ! О чем тут можно договориться?


6 февраля 16:11, витёк:

2 xNemo:

поводом 1054 г. стали споры, от Кого же всё-таки исходит Св. Дух - только ли от Отца, или ещё и от Сына. лично я подписываюсь под православным символом веры, но где-то в глубине души считаю, что спор не стоил выеденного яйца, ибо согласно какого-то догмата, каждое лицо Троицы проявляется одинаково в двух других.

у старооборядцев различия не менее фундаментальные: по вопросу, сколькими пальцами творить крестное знамение шли на костёр. рекомендую как иллюстрацию картину Сурикова "боярыня Морозова" - поднятая рука с ДВУМЯ пальцами. та самая креда, которой тебе не хватает :-)

везут её спиной вперёд, толпа впереди улыбается до ушей, сзади - сурово молчит и кланяется вслед. бомж (=юродивый) тоже кажет 2 пальца - ему можно. с него спрос маленький.

а Владимир Игоревич полагает, что обрядовая свобода решит сей вопрос. что-то я сомневаюсь, там ведь кроме кол-ва пальцев ещё куча догматических вопросов.


6 февраля 20:40, xNemo:

витьку:

"...поводом 1054 г. стали споры, от Кого же всё-таки исходит Св. Дух"

Нравится мне это выражение - "исходит дух" :D

Я уже тебе предлагал найти фильм "Имя розы" - там великолепно показана суть спора между францискацами и папистами. Иллюстрация стопудовая!

"...что спор не стоил выеденного яйца"

Но стоил жизни многим людям...

"рекомендую как иллюстрацию картину Сурикова "боярыня Морозова" - поднятая рука с ДВУМЯ пальцами."

Суриков скорее всего даже и не знал почему же так важно - два перста или три.

Старообрядческий календарь 1988г:"О Крестном Знамении" "... остальные два перста протянуть вместе, при этом средний перст немного наклонить. Эти два перста изображают два естества в Богочеловеке Исусе Христе: Божеское и человеческое."

Тоже не понять - а для чего наклонять-то?

А вот если взять Буковник Всеясвятной Грамоты, там однозначно нарисовано, что первая фаланга среднего пальца согнута до горизонтального(!) положения, образуя с вертикальным указательным пальцем КРЕСТ! Отсюда и идет кресное знамение и осенение крестом! Почему старообрядцы и ругали никониан "кукишниками", "щепотниками". Считалось что число пальцев отличное от пяти - это от дьявола. Ребенка, родившегося с шестью пальцами, вместе с матерью отправляли на костер за "сожительство с сатаной" (роман А.Черкасова "Хмель").

Так что латинская ересь пришла в Православие не с Никоном, а давным-давно и за давностью времен предъявляет права на главенство...

"бомж (=юродивый) тоже кажет 2 пальца - ему можно. с него спрос маленький."

Сходи в церковь там на старых иконах ВСЕ вплоть до Спаса изображены с двуперстием. Только не рискуй батюшке задавать вопрос почему они тоже святые, если никониане анафемсвовали старообрядцев - большинство шибко нервничают по этому поводу.

Так что не торопись с "юродивыми"... Тем более, что больше половины из них были штатными агентами Церкви или Тайного Приказа :)


6 февраля 21:11, витёк:

"Суриков скорее всего даже и не знал..."

а я вот тоже не знаю, стоит ли из-за таких мелочей идти на костёр. тем не менее, люди шли, значит, для них это были не мелочи.

на "двуперстные" иконы никогда внимания не обращал, при случае посмотрю.

"...шибко нервничают по этому поводу"

я уже рассказывал, как в самом начале подошёл с вопросами, видать, они все были неудобные.

ЗЫ насчёт ду'хов ты того, поаккуратней. кроме окопного духа есть ещё и боевой дух войск.


7 февраля 12:39, xNemo:

витьку:

"...стоит ли из-за таких мелочей идти на костёр. тем не менее, люди шли, значит, для них это были не мелочи."

Во-первых фанатиков добровольно за веру идущих на костер было те так уж и много. Процентов девяносто отправили туда насильно "дабы власть показать". Кто мог, просто ударились в бега на Соловки, на Волгу, на Камень, в Сибирь.

Во-вторых не надо забывать, что реформа Никона, прежде всего, затеяна ради установления власти Православной церкви по типу Византии и полного подчинения светской. И хотя Романова избрали на Соборе, тем не менее, это Алексей Михайлович поддерживал ВСЕ новшества Никона. Этому воспротивились старинные боярские роды. А символом старины и была Апостольская (старообрядческая) церковь. Поэтому защищали не столько сами символы и веру сколько Власть. Потому как без власти не дадут свободно исповедывать Веру (что собственно и произошло). Для сравнения возьми "детей гнезда Петрова" - готовы были исповедовать хоть черта ради той самой власти - из "грязи в князи". Хотя все "князи" тоже когда-то из грязи...

Особенно меня умиляет выражение "из дома Романовых". Эдак стыдливо прикрывают тот факт, что от русских Захарьиных-Юрьевых-Романовых не осталось ни капли крови...

Cловарь Ф.Брокгауз И. Ефрон

РОМАНОВЫ, боярский род, царская (с 1613), императорская (1721-1917) фамилия... Со смертью Петра II династия Романовых пресеклась в прямом мужском поколении. После смерти Анны Ивановны правительницей при малолетнем Иване VI Антоновиче была Анна Леопольдовна. Со смертью Елизаветы Петровны династия Романовых пресеклась в прямой женской линии. Однако фамилию Романовых носили Петр III (сын герцога Голштейн-Готторпского Фридриха Карла и Анны, дочери Петра I) и его жена Екатерина II (урожденная Анхальт-Цербстская)..."

Ну а раз Русское защищать стало вообще некому, латинская экспансия развернулась во всю мощь...

"...кроме окопного духа есть ещё и боевой дух войск."

О чем и речь! Боевой дух - он никуда не "исходит" - он либо есть либо его нет. Хотя это лишь метафора, в отличие от "окопного" :)


7 февраля 13:51, витёк:

2 xNemo:

"от русских... не осталось ни капли крови..."

ага, вот-вот. я встречал мнение, что все наши беды именно из-за этого. хотя сам его и не придерживаюсь. но придерживаюсь того, что реставрация Романовых уж точно нам ничего хорошего не даст, равно и империя в старом формате. нельзя дважды войти в одну и ту же реку, да и новое вино не вливают в старые мехи.

ЗЫ "Реальность можно выдержать, только если она не вся дана в ощущениях. Или дана не вся сразу."


7 февраля 16:16, Посетитель сайта:

Да, уж очень Витек лукав, как сверху, так и внутри...



Ваше мнение об этом материале:

— Ваше имя
— Ваш email
— Тема отзыва

Ваш отзыв (заполняется обязательно):

Введите текст показанный на картинке:

Правая.ru


Получайте свежие материалы сайта себе на почту
Rambler's Top100 Яндекс цитирования
Использование материалов допустимо только с согласия авторов pravaya@yandex.ru, с обязательной гиперссылкой на сайт Правая.ru.
 © Правая.ru, 2004–2019