18 июня 2019
Правда дня

"Гордость России"













Новости сайта

Получайте свежие материалы сайта себе на почту





















Дмитрий Данилов
6 июня 2006 г.
версия для печати

Фестиваль Духа

5 июня стал заключительным днем музыкального фестиваля в рамках выставки-форума «Православная Русь», проводимого по инициативе Русской Православной Церкви совместно с Министерством культуры России. В камерном зале имени Светланова Московского Дома Музыки состоялся заключительный концерт, на котором как традиция, так и модерн мира музыки совместно служили в Духе

Группа "Если", оркестр "Времена года" и Свято-Никольский хор Государственной Третьяковской галереиНаверное, ожидавшие услышать 5 июня на заключительном концерте музыкального фестиваля обычную «обойму» исполнителей классической, народной и современной музыки, не могли предположить, что этот день стал богат на сюрпризы. Уже первое отделение концерта, открытое камерным оркестром «Времена года» с исполнением композиции Арво Пярта «Песнь Силуана», доказало, что музыкальный эксперимент и традиционная духовная музыка – две стороны одной медали. Маэстро Антон Висков представил премьеру своей новой работы – «Посвящение Богородице». В этом произведении, уникальном по композиционному духу, партия фортепьяно успешно сочеталась с партией органа, как бы возвращая последнего в исконные координаты православной музыки. Это, в общем-то и неудивительно: ведь орган, который воспринимается сегодня в России как неотъемлимая часть западно-христианской музыкальной культуры, пришел в Европу именно из православной Византии.

В зале витал едва уловимый дух духовной реабилитации этого инструмента, право на использование которого русская православная культура себе вернула полностью. Но это возвращение произошло, разумеется, не в литургике, как в западных церквях, а в свободном полете камерной музыки. Светскость камерной музыки лишь отчетливее оттенила ее духовное, христианское по смыслу и форме наполнение.

Но на этом сюрпризы не окончились. В следующей части концерта исполнительскую эстафету принял Свято-Никольский хор Государственной Третьяковской галереи под управлением дирижера Алексея Пузакова. Вместе с исполнением духовных произведений таких известных композиторов авторов, как Георгий Свиридов («Любовь святая»), Владимира Довганя («Утверди Боже») и Алексей Рыбников («Боже Великий»), публике был также представлен замечательный опус «Ныне силы небесныя», чей автор – епископ Иларион (Алфеев), сидел в качестве зрителя в зале.

Владыка Иларион, скромно поднявшись со своего места и поклонившись слушателям, был встречен особо теплыми аплодисментами, еще раз Владыка Иларион был встречен особо теплыми аплодисментамиподтверждая простую истину, что дух дышит, где хочет. В том числе и в серьезной классической музыке, которая столетиями была незаконно отлучена «просвещенным» человечеством от Бога. Сейчас она к нему только начинает возвращаться, окончательно запутавшись в авангарде и бессмысленном самолюбовании. Православный иерарх, пишущий классические оратории, показал всем возможным скептикам, что Церковь – это не резервация замкнутых аскетов, убегающих от мира сего, а огромная творческая сила, способная преобразить этот мир. Причем преобразить играючи, легко и свободно, что называется, «играя его фигурами».

Но подлинным прорывом Духа стало совместное экспериментальное выступление Свято-Никольского хора Государственной Третьяковской галереи и рок-группы Стаса Бартенева «Если». Исполнение композиции Антона Вискова «Святы Боже» стало тем самым моментом истины, когда слились воедино камерная оркестровка ансамбля «Времена года», пронзительная чистота голоса вокалистки Свято-Никольского хора Светланы Полянской и хард-роковые ритмы группы «Если».

Конечно, само такое сочетание для мировой музыки не в новинку. На Западе сама концепция совместных выступлений рок-звезд и классических оркестров принята уже давно и даже стала определенной традицией, если не мэйнстримом, особо подчеркивающим рейтинговую устойчивость и мегазвездный статус западных рок-музыкантов. Да и у нас такие коллективы, как группа «Ария», уже с некоторым успехом двигались в этом направлении.

Но для обычных исполнителей такое смешение стилей становится всего лишь экзотичным и модным самовыражением, конечным адресатом которого являются лишь самооценка самого исполнителя и окупаемость проекта. А для музыкантов, жаждущих Бога, а не проектов, «сейшн» классической музыки и рока в условиях консерватории становится общим делом служения Божеству и воспевания Его Имени. Адресат этого служения всегда трансцендентен и одновременно удивительно близок. Так, смиряясь в Духе, можно постичь самую недостижимую глубину и одновременно воспроизвести ее высокую радость, живую и переливающуюся всеми цветами радуги. Тот факт, что слушатели это отлично почувствовали, говорит неутихавший много минут шквал оваций, которыми была по достоинству оценена совместная работа музыкантов.

Второе отделение представили уже современные «молодежные» авторы, ориентирующиеся на «бардовскую волну» – Ольга Арефьева, Юлия Теуникова, Андрей Селиванов, отец Евгений Гримаскин, группа «Рада и Терновник» и уже состоявшаяся сенсация вечера – группа «Если». Довольно интересным оказалось совместное выступление Ольги Арефьевой и Юлии Теуниковой, сделавшими классическую древнерусскую вещь «Грешный человече» с потрясающей перкуссией и виолончельным звуковым рядом. Сольное выступление Арефьевой «Молитва Сонечки Мармеладовой» из спектакля «Преступление и наказание» еще раз продемонстрировало трансформацию репертуара певицы, которая прошла через расслабленный хиппизм 1990-х с его Владыка Кирилл обратился к слушателям, сделав особый акцент на сложности и многогранности человеческой природы и творчестваквазидуховными метаниями к более серьезному богопознанию.

В начале выступления Ольги Арефьевой и Юлии Теуниковой в концертном зале появился митрополит Кирилл, вступительного слова которого все ожидали в начале концерта. Так получилось – владыке Кириллу пришлось оценивать только «роковую» часть вечера. После окончания концерта владыка Кирилл обратился к слушателям со словом, в котором он сделал особый акцент на сложности и многогранности человеческой природы и творчества, через которое преломляется собственно божественное.

«Христианская культура не может быть представлена только одним, монохронным взглядом на мир» — указал владыка. И если, по словам владыки Кирилла, кого-то сегодняшний концерт вдохновил, а кто-то пожал плечами, то это абсолютно нормально. Разность творческих взглядов на наш мир и на мир Божественный, в котором представлено не только строго церковное начало, объединена общностью Духа и стремлению к христианским истокам нашей культуры, которое каждый автор выражает по-своему. «Так и должно быть», — заключил владыка. В этом с ним трудно не согласиться. Ведь в конце концов, подлинное призвание истинной культуры заключается не в инертном самодовлении, а в апостольском преображении того мира, который говорит с ней пока на разных языках.


Прикреплённый файл:

 "Православная Русь", 8 Kb



Оставить свой отзыв о прочитанном


Ваше мнение об этом материале:

— Ваше имя
— Ваш email
— Тема отзыва

Ваш отзыв (заполняется обязательно):

Введите текст показанный на картинке:

Правая.ru


Получайте свежие материалы сайта себе на почту
Rambler's Top100 Яндекс цитирования
Использование материалов допустимо только с согласия авторов pravaya@yandex.ru, с обязательной гиперссылкой на сайт Правая.ru.
 © Правая.ru, 2004–2019