29 марта 2020
Правда дня

"Гордость России"













Новости сайта

Получайте свежие материалы сайта себе на почту





















Дмитрий Данилов
19 июля 2006 г.
версия для печати

Дни славянской культуры в Сорочанах

14-16 июля в рамках фестиваля ETHNOLAND в подмосковном урочище «Сорочаны» прошли Дни славянской культуры. Под открытым небом состоялось знакомство сотен гостей фестиваля с русскими народными песнями, хороводами и плясками

Казачiй кругъ

Фестиваль ETHNOLAND по замыслу идейных вдохновителей в течение двух оставшихся летних месяцев должен представлять парк культуры народов мира, в который будут собраны музыка, танцы, традиционное и современное искусство, а также национальные ремесла со всех уголков земного шара. Все это предполагается представить на земле популярного лыжного курорта «Сорочаны» (Яхрома) не только в виде концертных выступлений и ярмарок, но и этнических деревень.

Для участия в Днях славянской культуры были приглашены более 150 уникальных этнических коллективов со всей России, включая таких известных в России и Европе исполнителей, как Сергей Старостин, «Народный Праздник», «Волга», «Казачiй Кругъ» и некоторые другие. Кроме того, на фестиваль съехались и звезды современной российской рок-сцены: Ольга Арефьева, Сергей Летов, «Вопли Видоплясова», «Умка и БроневичокЪ».

Однако смелые замыслы воплотить на одной площадке под бросовым лейблом «мировой этники» традиционную и современную культуру самых разных толков и веяний едва не провалились после первых же часов открытия фестиваля. К началу вечернего концерта началась чудовищная гроза с ливнем и селевыми потоками несущейся вниз по крутым холмистым склонам воды, из-за чего многие гости не смогли вовремя подняться из палаточных городков наверх к концертной площадке. Остальные люди были буквально заперты грозой под гигантским шатром, где разместилась «малая сцена» фестиваля. Основные «хэдлайнеры» Дней славянских культуры Сергей Старостин и «Вопли Видоплясова», приехав ближе к вечеру, вынуждены были почти сразу же покинуть фестиваль. Все это в совокупности сделало вечерний концерт под открытым небом абсолютно невозможным.

Ситуацию немного спасло выступление Ольги Арефьевой и Сергея Летова с На заключительной песне около сцены закружились с зажженными факелами, как восточные дервиши, бритоголовые девушки и юноши «подтанцовки» Арефьевойсовместной программой на «малой сцене» под закрытым шатром. Джазовые импровизации саксофона Сергея Летова очень органично сочетались с репертуаром Ольги, часть которого составили ранние хиты Инны Желанной. Кроме того, на заключительной песне около сцены закружились с зажженными факелами, как восточные дервиши, бритоголовые девушки и юноши «подтанцовки» Арефьевой. Все это создавало жутковато-захватывающую и одновременно романтичную эстетику из смеси славянского купальского язычества с псевдовосточными «духовными практиками».

Когда же гроза и дождь утихли, в долине под склонами, где еще пару часов назад бушевали сильнейшие потоки грязной воды, зажглись костры и начались старинные русские пляски с песнями. Фольклорные коллективы стали на специально построенных площадках спеваться и под гармошку водить «кадриль». Это, кстати, привлекало многих желающих поучаствовать и научиться старинному русскому танцу. С одной стороны это зрелище несколько напоминало обычную и рутинную репетицию перед серьезным выступлением, а с другой стороны – свободный мастер-класс. В воздухе неслись как забойные кадрили, так и северорусские протяжные песни про возвращающегося домой корабельщика и про трагедию так и не дождавшейся его любви.

На следующий день из-за ливня вся последующая программа сместилась в непредсказуемом порядке из-за того, что очень многие коллективы так и не добрались до Сорочан, а ряд – покинули ее из-за погодных обстоятельств. В один день должны были выступить очень много артистов, но оставалось непонятно – кто именно будет выступать. К тому же очень сильно подкачала координация сегментов штаба организаторов фестиваля, не сумевших оборудовать вовремя сцену. Но основной «хребет» фестиваля, состоящий из русского народного фольклора, в большинстве своем все-таки остался, поэтому весь субботний день зрители могли наблюдать в Сорочанах очень насыщенную программу выступлений.

На выходе ансамбля «Иван-чай», который представлял его руководитель – гусляр Роман Опричник, зрителям было явлено очень живописное костюмированное плясовое представление, где среди публики ходил колоритный русский персонаж на высоких ходуляхОчень запомнились выступления таких коллективов, как «Народный Праздник» (Москва), «Вечора» (Пермь), «Волюшка» (Нюксеница), «Истоки» (Подольск), «Купала» (Магнитогорск), «Иван-чай» (Москва). На выходе ансамбля «Иван-чай», который представлял его руководитель – гусляр Роман Опричник, зрителям было явлено очень живописное костюмированное плясовое представление, где среди публики ходил колоритный русский персонаж на высоких ходулях. Один артист в русском национальном костюме вышел в пляс с головой медведя, а его коллега-артистка в традиционном сарафане — с головой козы. Рядом же разместились и заработали небольшие «лавочки», показывающие мастер-классы по гончарному мастерству и художественной росписи.

Очень искренними и безукоризненными исполнителями традиционной казачьей песни оказались ансамбли «Бузулук» (Новоаннинск) и «Казачiй Кругъ» (Москва). После этой части выступления, уже за пределами основной сцены разыгралась настоящая Русская Буза — традиционный кулачный бой наших предков, представленный клубом «Белый волк». Помимо основных участников действа, интересно было наблюдать, как часть «Бузулука» схватилась с «Казачьим Кругом». Зрелище было очень драматичным, особенно если понимать, что участники «бузы» дерутся сжатием кулака, очень сильно приближенным к «боевому». То есть так, чтобы соперник, избежал явных болезненных травм, но всем своим существом «прочувствовал» удар.

Конечно, дух этого традиционного русского состязания не воспринимали окружающие это зрелище праздношатающиеся современные «дети цветов» — от обросших спутанными на голове «дредами» растаманов до кришнаитов. Для их «культуры мира» и мнимого «Абсолюта», культуры бесконечной тусовки и «нирваны» как растворяющего в себе Ничто, проявления «русского традиционного насилия» на этом «фестивале мира» наверняка являлись лучшим свидетельством не в пользу нашего миролюбия. Все многообразие традиционных культур эти люди воспринимают лишь как очередной «прикольный» фон. К сожалению, большинство из этих «детей цветов» так и не увидели, как после «бузы», казаки спустились к реке и уселись по-братски в один круг спевать свои бередящие душу песни. Один артист в русском национальном костюме вышел в пляс с головой медведя, а его коллега-артистка в традиционном сарафане — с головой козы

Представители же «детей мира сего» на фестивале составляли едва ли не большую часть гостей, что чрезвычайно искажало весь смысл праздника. Каждый здравомыслящий человек, который выбрался в эти выходные в Сорочаны специально для того, чтобы соприкоснуться со своими корнями — корнями своей исконной идентичности, своей национальной культуры, был неприятно поражен окружающим «мягкой агрессией» индуистко-кришнаитского образа жизни. Само выражение «дни славянской культуры» говорит о том, что большая часть проектов этих дней фестиваля, его дух, его смысл, его мэйнстрим должны быть подчинены идеям массового знакомства людей именно с русской традиционной культурой и культурами других славянских народов. И знакомство это должно происходить не только путем заявленных сценических выступлениий, но и с ее повсеместным духом — играми, костюмами и обрядами. А также — национальными ремеслами, кухней и искусством, что было представлено на фестивале лишь спорадически.

В реальности же организаторы фестиваля фактически устроили «ограниченный допуск» русской национальной культуры и других братских славянских культур на этом фестивале. Формально всему исконно русскому предлагалось быть проявленными только в дневных выступлениях основных участников или хождению изгоями в русских рубахах среди подлинных «хозяев праздника» — уже расслабленной и слегка одуревшей от танцевальных хаус-ритмов разноцветной мегатусовки. Все на этом «празднике мира и добра» было мягко навязано их создателями, начиная с кришнаитской по виду еды и заканчивая рамками самой концепции зрелища и звука, где ничего русского не было и в помине. На плакатах и майках тусующейся молодежи под лейблом отовсюду взирали подведенные черным в индуистской манере типично красные глаза обкуренного марихуаной человека с зеленым лицом.

Как пример: вместо заявленных русских «этнических деревень» и «праздника ремесел» на протяжении всех трех дней гостей обильно потчевали проходящими в сразу нескольких гигантских шатрах лекциями по всевозможным ведическим методикам йоги. Для этого в одном из таких шатров были специально привезены настоящие индусы и развешены соответствующие плакаты в стиле «познай самого себя». Вместо трансляции происходящих выступлений на сцене, по всей территории Сорочан с утра до позднего вечера был слышен мягко пульсирующий, вгоняющий в транс ритм.

Представители же «детей мира сего» на фестивале составляли едва ли не большую часть гостейБолее того, таким звездам русского фолка, как коллективу Любови Корнеевой, уже заслужившему зарубежное признание, так и не удалось выступить 15 июня вечером на «малой сцене», хотя она была свободная и там уже собралась публика, чтобы их послушать. Перед ними едва-едва успели выступить гусляр Роман Опричник, представивший отрывки его фолк-рок оперы «Поход», и русский этнотанцевальный проект «Ворона». После их перфоманса сообщили, что «малую сцену» отключают от звука и всем желающим насладиться выступлениями артистов, следует перемещаться ближе к «большой сцене» — на open air.

На «большой площадке» этим вечером кроме успешного представления электронно-фолкового коллектива «Волга» и Милы Кикиной, ничем русским и не пахло. Небезынтересной оказалась команда рокеров из «ReelRoad», поддержанной сообществом внезапно прибывших байкеров. Но это уже была совсем иная музыка совсем иного праздника. Окончило вечер выступление легендарной Умки, что было восторженно встречено ее поклонниками, но совершенно не вписывалось в формат праздника. Все русское, что осталось в тот день вечером, разбрелось по долине реке Яхрома и вернулось к своим кострам, площадкам для русских танцев и к своим песням, звуки которых разносились на километры в воздухе и были слышны до самого утра. Никто так и не смог их заглушить.

После «Славянских дней» в Сорочанах осталось очень странное послевкусие. С одной стороны, русская народная культура проявила себя максимально ярко, несмотря на задававший тон окружавшей ее смеси инокультурного калейдоскопа. С другой стороны, стало ясно, что подлинно корневого и массового знакомства с русской народной культурой так и не произошло. У зрителей и гостей фестиваля был определенный интерес к форме этой культуры, к ее колориту. Или же, выражаясь языком хиппи, — к ее «прибамбасам» и «фенечкам». Но глубже, несмотря на проявленный интерес, нырнуть отважились очень и очень немногие.

Становится ясно, что русская и славянская культура не умещается в рамки Русская и славянская культура не умещается в рамки только одной из разновидностей модной нынче «этники». только одной из разновидностей модной нынче «этники». Она слишком сложна и огромна, чтобы становится всего лишь скромной частью мирового «этнического коктейля», где все краски уравнены, смешаны и подчинены иным смыслам и истолкованиям. Точно так же русская народная культура не может служить вывеской для пиара чуждых ей по духу форматов, как бы того хотелось многим идеологам мультикультуральных фестивальных проектов а-ля «One World». Многие участники замечали настороженное или же просто безразличное отношение к ним той молодежи, которой неинтересно нырять вглубь, зато приятно течь по убаюкивающим волнам течения безликого «мирового праздника». Поэтому нам сегодня необходим свой собственный этнический мегапроект. Пусть на нем будут присутствовать и представители иных культур. Главное, чтобы сам дух праздника определялся не этносмешением, а настоящим многоцветием культур – народных, традиционных и внимательных к иной культуре. Которые не терялись бы друг в друге, а оттеняли бы друг друга.


Фото: Правая.Ру


Прикреплённый файл:

 Русские Сорочаны, 8 Kb



Оставить свой отзыв о прочитанном


Предыдущие отзывы посетителей сайта:

25 июля 10:46, Посетитель сайта:

И скажите еще, что на этом фестивале не было масштабной пропаганды неоязычества! Все эти славянские игрища - это то, что Церковь испокон веков осуждала. Я очень люблю песни Умки, хорошо отношусь и к Кикиной, и к Арефьевой, но в Сорочаны не поехал именно потому, что я православныйц человек, и прыгать через костер мне негоже.



Ваше мнение об этом материале:

— Ваше имя
— Ваш email
— Тема отзыва

Ваш отзыв (заполняется обязательно):

Введите текст показанный на картинке:

Правая.ru


Получайте свежие материалы сайта себе на почту
Rambler's Top100 Яндекс цитирования
Использование материалов допустимо только с согласия авторов pravaya@yandex.ru, с обязательной гиперссылкой на сайт Правая.ru.
 © Правая.ru, 2004–2020