29 января 2020
Правые речи
Выступления/Комментарии

"Гордость России"













Новости сайта

Получайте свежие материалы сайта себе на почту





















Архимандрит Тихон (Шевкунов)
18 февраля 2008 г.
версия для печати

Люди поняли, что все зависит от них

Нельзя, скажем, напрямую сравнивать тогдашних греков и русский народ, как некоторые сделали. Греческий национализм был, к сожалению, разрушителен для империи. Современное русское национальное сознание – в первую очередь охранительное в создавшихся за последнее столетие условиях

Архимандрит Тихон (Шевкунов)Правая.Ру: Отец Тихон, Ваш фильм о Псково-Печерской обители, показанный по телевидению в январе недавно был отмечен наградой кинофестиваля «Радонеж», другой телеканал провёл прямую трансляцию Рождественского богослужения в Сретенском монастыре, теперь вот вышел фильм о Византии. Это случайность?

Отец Тихон: Фильм о Псково-Печерской обители был снят 20 лет назад. Пока был жив последний из тех старцев, которые показаны в киноленте, фильм не выходил за узкую аудиторию, которую составляли монахи, студенты нашей семинарии, мои светские друзья. А идея снять фильм о Византии зародилась лишь в позапрошлом году, когда я побывал в Константинополе.

– Во время обсуждения фильма в прямом эфире передачи «Национальный интерес» один из зрителей задал Вам вопрос о творческих планах…

– Творческие планы есть, но пока не хотелось бы о них говорить – не знаю, смогу ли я к ним приступить, ведь они не должны идти в ущерб основному делу, хотя я и воспринимаю эти фильмы как миссию и проповедь.

Радует, что большинство простых людей очень довольны этим фильмом. Именно довольны, потому что они с радостью его восприняли, поняли, что они не подкидыши в истории, да и что история сама у нас начинается не с 1991 года. Почувствовали, что все же есть возможность высказать все самые злободневные, волнующие их вопросы о жизни и судьбе нашей страны, о нашей истории, наших истоках. Но главное, что мне говорят о фильме: мы еще раз поняли, что все зависит от нас. Или мы снова и снова совершаем ошибки, или учимся. Причем, чего нет в восприятии фильма, так это фатализма, дескать, погибла Византия, и Россия за ней. Наоборот. Как мне дает радость изучение византийской истории, вглядывание в нее дает мне жизненные силы, так же и люди говорят, что фильм дал им силы. Силы для понимания — правильного и неправильного, для понимания своих действий и анализа ошибок. Это лично для меня самая главная награда.

– Фильм вызвал широкую полемику. Такого масштабного обсуждения документального кино я не припомню со времен перестройки… Основные претензии противников – упрёки в «неисторичности» и «политическом заказе»…

– Такая реакция утверждает меня в мысли, что фильм достиг цели. Что касается упрёков, то ведь я не историк и тем более не политолог. Повторяю: я рассматриваю этот фильм в первую очередь как миссию и проповедь. Один из самых драгоценных для меня откликов на фильм таков: «Уважаемые создатели фильма. Я родился в СССР, хорошо помню его гибель и все то что последовало после. Придерживаюсь коммунистических политических взглядов, никогда православие всерьез не воспринимал, но этот фильм потряс меня до глубины души и прямыми историческими параллелями и многое помог понять в истории нашей страны и мира. Могу точно сказать, что именно после него мое отношение к православию изменилось, по крайней мере в сторону интереса и солидарности. Большое спасибо за этот фильм. Михаил»

– Я воспринимаю Ваш фильм как притчу, аллегорию, то есть некоторое иносказание, и считаю Ваше послание совершенно ясным и внятным. Хотелось бы только уточнить некоторые художественные детали. В частности, не все поняли момент, связанный с этнонационализмом греков…

– Да, фильм, безусловно, иносказателен, но не всё в фильме следует понимать прямолинейно. Нельзя, скажем, напрямую сравнивать тогдашних греков и русский народ, как некоторые сделали. Греческий национализм был, к сожалению, разрушителен для империи. Современное русское национальное сознание – в первую очередь охранительное в создавшихся за последнее столетие условиях. Положение греков в Византии было совершенно не таким, как положение русских в России – в данном вопросе аналогии с Россией не являются столь прямыми. Ромеи в отличие от русских были классическим примером политической нации. Это была смесь очень многих народов. Сила Византии была в умении воспитывать попавшие в ее орбиту народы. Но потом среди интеллектуальной элиты ромеев проявилась тенденция к этническому обособлению, к попытке замены универсального понятия «ромей» (римлянин) этно-культурным понятием «эллин». Идеологи «эллинства» быстро скатились к неоязычеству, к настоящей борьбе с христианством, и даже к отказу от имперского государства. Они призывали перейти от империи к некоему подобию древнегреческих городов-полисов с неоязыческой религией. Они требовали у императоров разорвать духовный союз православных государств и подчиниться Западу. Греческий, эллинский национализм — продукт слабости и распада поздней Византии.

– А что обозначает темнокожий персонаж, появляющийся на протяжении всего фильма в разных одеждах и зарисовывающий сцены истории Византии?

– Мне кажется, здесь все прозрачно. Это образ летописца. Сначала он — юноша у стен византийского Университета, потом, путешествует по всему повествованию, наконец, это образ ангела, который вместе с тремя библейскими животными оставляет из Константинополь. А потом, когда идут кадры со службы в русском храме, и поется «Царице моя Преблагая», он оказывается уже среди нас.

– Отче, в фильме цитировался отрывок из Второзакония: «Во свидетели пред вами призываю сегодня небо и землю: жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое». Кому адресованы эти слова?

– Ко всем. Это слова Священного Писания, они обращены к каждому человеку.

– Благодарим Вас за беседу!

– Спаси Господи.


С наместником Сретенского монастыря архимандритом Тихоном (Шевкуновым) беседовал Илья Бражников


Прикреплённый файл:

 Отец Тихон, 1 Kb



Оставить свой отзыв о прочитанном


Предыдущие отзывы посетителей сайта:

19 февраля 03:06, Виктор:

Тонкие намёки

Очень тонкие намёки в маленьком незаметном интервью, что русские под игом, но в фильме, показанном на широкую аудиторию, очень чётко проводится мысль, что национализм - плохо.

Это аллегорическое преувеличение или просто сказать невозможно?


25 февраля 13:04, Посетитель сайта:

Национализм поддерживаю как национализм общероссийский , в единстве сила наша, а не в национальных квартирах!


27 февраля 01:37, Посетитель сайта:

"Люди поняли...". Точнее, начинают понимать...

Нет национализма общероссийского. Возможен патриотизм, любовь к Родине и национализм каждого этноса, проживающего и работающего, а не паразитирующего, в России.



Ваше мнение об этом материале:

— Ваше имя
— Ваш email
— Тема отзыва

Ваш отзыв (заполняется обязательно):

Введите текст показанный на картинке:

Правая.ru


Получайте свежие материалы сайта себе на почту
Rambler's Top100 Яндекс цитирования
Использование материалов допустимо только с согласия авторов pravaya@yandex.ru, с обязательной гиперссылкой на сайт Правая.ru.
 © Правая.ru, 2004–2020