21 ноября 2019
Правые речи
Выступления/Комментарии

"Гордость России"













Новости сайта

Получайте свежие материалы сайта себе на почту





















Сергей Лебедев
27 июня 2008 г.
версия для печати

Более половины учеников получили знания о Православии в школе

В последнее время представители некоторых религиозных общин высказали возмущение по поводу преподавания "Основ праославной культуры" в школах. Между тем в Белгородской области ОПК изучают несколько лет, последний год – в обязательном порядке. Доцент БелГУ Сергей Лебедев комментирует итоги специального исследования, посвященного отношению к ОПК школьников

В апреле 2008 г. группой специалистов Социально-теологического факультета и Института государственно-муниципального управления БелГУ впервые было проведено социологическое исследование Изучение предмета “Православная культура” в общеобразовательных учреждениях Белгородской области”. Оно проводилось методом анкетного опроса учащихся 9-х и 11-х классов городских, поселковых и сельских школ, родителей учащихся и учителей. Исследованием была охвачена вся область.

Результаты исследования комментирует один из авторов проекта, кандидат социологических наук, доцент кафедры социальных технологий БелГУ Сергей ЛЕБЕДЕВ.

- Сергей Дмитриевич, для чего проводилось исследование?

- Прежде всего, для определения учебно-воспитательного эффекта преподавания “Православной культуры”, выявления восприятия учащимися православной святости и православных ценностей. То есть мы хотели выявить контекст понимания предмета учащимися, их родителями и учителями.

- И какие ответы были получены?

- Наибольшее количество ответов набрал “информативно-познавательный” вариант: после изучения предмета ОПК “я многое узнал о религии, вере, Церкви”. Его указали почти 2/3 опрошенных. Помимо общего просветительского эффекта предмета, заметно проявился контекст патриотического воспитания. Почти четвертая часть школьников указали, что стали “лучше понимать культуру, историю своей страны”.

Кроме того, предмет “Православная культура” активно влияет на общий процесс формирования и переоценки ценностей молодых людей. 24.0% учащихся, по их собственному признанию, “поняли, что некоторые ценности в жизни более важны, чем казалось раньше”. При этом еще 21.8% юных респондентов отметили, что “более серьезно задумались над смыслом своей жизни”. 14.8% считают, что в результате изучения православной культуры они “стали лучше понимать, что хорошо, а что плохо”.

Вариант “Мне кажется, что теперь я буду более терпим и доброжелателен по отношению к другим людям” выбрали 15.5% опрошенных учащихся. При том, что раньше высказывались опасения, что преподавание ОПК может способствовать росту фанатизма и нетерпимости на национальной и религиозной почве, эта цифра достаточно показательна.

Что же касается “собственно религиозного”, или миссионерского эффекта предмета, который ни в коем случае нельзя сбрасывать со счетов, то он оказался относительно невелик. 11.% опрошенных указали, что в результате изучения предмета они “пересмотрели свое отношение к религии в более серьезную сторону”.

- Однако молодым людям свойственно искать свой идеал человека на конкретных примерах. Отсюда культы спортсменов, поп-звезд, актеров. Существуют ли значимые для подростков альтернативные символы в ОПК?

- В качестве такого символа и составляющей в ходе нашего исследования были выбраны святые Православной Церкви. То есть люди, получившие наивысший авторитет и признание и выступающие в качестве социального образца не только для верующих, но и для широкого круга людей, так или иначе признающих авторитет православной культурной традиции. 38.5% опрошенных определили святых как “людей, наделенных прежде всего огромной любовью к другим”. На втором месте – 31% – “исторический” скептический вариант, согласно которому святые – “это особый тип людей, характерный для старых времен, сейчас таких не бывает”. При этом 15.8% опрошенных восприняли православных святых непосредственно в качестве социального образца, как “людей, примеру которых во многом хотелось бы подражать”.

- Не исключено, что о Православии и святых подросткам рассказывали бабушки. Какова роль семьи в воспитании православной традиции?

- “Уроки в школе, учебная литература” – этот тот источник, из которого получили свои первоначальные знания о нашей традиционной религии и культуре больше половины опрошенных учащихся – 54 %. Даже семья уступила школе, заняв в рейтинге второе место (42.8%). Собственно, это и было основной целью обязательного преподавания ОПК в школе.

Но при этом опрошенные учащиеся в наибольшей степени доверяют своим близким: почти половина из них за разъяснениями вопросов, связанных с православной культурой, обратилась бы за ответом и разъяснением к старшим членам семьи. “К учителю” обратились бы 41.3% респондентов, а третье место по уровню доверия прочно занял церковный канал: “К священнику” обратились бы в подобном случае 22.5% учеников.

- А что говорят по поводу преподавания ОПК родители и педагоги?

- По результатам ответов на вопрос “Должны ли дети получать в школе знания о традиционной религиозной культуре?”, почти три четверти взрослых считают, что дети должны получать в школе знания о традиционной религиозной культуре. И только 9.8% полагают, что получать такие знания в школе дети не должны.


Прикреплённый файл:

 Сергей Лебедев, 3 Kb



Оставить свой отзыв о прочитанном


Предыдущие отзывы посетителей сайта:

29 июня 23:32, Посетитель сайта:

Получили знания... И все?

“Мне кажется, что теперь я буду более терпим и доброжелателен по отношению к другим людям”

Профанация, однако.

А литература с историей тем временем преподаются по старинке.


8 июля 21:56, социолог:

Никакой профанации, если программный вопрос ставился как выявление ВОСПРИЯТИЯ предмета учащимися. Далеко идущих выводов, по-моему, автор тут не делает.


14 июля 14:08, Посетитель сайта:

Нет

Профанацией является подход, при котором воспитательные задачи считаются решенными при сообщении детям определенного количества ЗНАНИЙ как таковых. А другой подход в школе никто не допустит - кроме тех случаев, когда после уроков приходит батюшка в рясе и учит вере и благочестию.

Но: на уроках биологии при этом учат, что человек произошел от обезьяны, по истории проходят ленинское учение о революции, а по литературе... не будем о грустном!


21 июля 10:00, Вадим Хасамов:

Для составления картины нужно отслеживать процесс в динамике, хотя бы несколько лет. Пока информация здесь только самая общая, и то не вся. Кто может поручиться, что уже через 3-4 года восприятие школьниками православия и предмета не изменится?

Так что мониторинг требуется. Тогда что-то прояснится.


16 сентября 20:55, Посетитель сайта:

Надо говорить.

Моим ученикам только в этом году будут преподавать основы Православной культуры, причем учитель-историк не особо верующая. Она все ищет пути создания новой религии для всех, а это уже еретичество. Но я на уроках литературы уже два года толкую с ними классику в свете Православия, и мы помногу читаем из духовной литературы. Хорошо бы учитель по ОПК был верующим...



Ваше мнение об этом материале:

— Ваше имя
— Ваш email
— Тема отзыва

Ваш отзыв (заполняется обязательно):

Введите текст показанный на картинке:

Правая.ru


Получайте свежие материалы сайта себе на почту
Rambler's Top100 Яндекс цитирования
Использование материалов допустимо только с согласия авторов pravaya@yandex.ru, с обязательной гиперссылкой на сайт Правая.ru.
 © Правая.ru, 2004–2019