21 октября 2019
Правые речи
Выступления/Комментарии

"Гордость России"













Новости сайта

Получайте свежие материалы сайта себе на почту





















Епископ Ипполит (Хилько)
26 августа 2008 г.
версия для печати

Успенский пост – Пасха Божией Матери

Нет ни одного крупного города, где бы не было храма, освященного в честь Успения Божией Матери. Это потому, что Святая Русь является духовным Домом Божией Матери, ибо так возлюбила Царица Небесная Святую Русь, что почтила явлением Своих Святых, чудотворных икон и оказывала вспоможение и заступничество русскому народу

О значении праздника Успения Божией Матери и о духовной сути установленных Церковью постных дней.

Внутренняя суть и предназначение поста – это опыт самообладания. Пост — духовное упражнение для воспитания в себе способности к воздержанию. Самое важное, чтобы дух возобладал над силами души и ума, умиротворяя их, чтобы воцарился внутренний мир души, и сохранялось духовное равновесие.

Внешняя сторона поста – воздержание телесное. В той мере, как плоть постящегося становится тонкою и легкою, духовная жизнь приходит в совершенство и открывает себя чудными явлениями. Тогда дух совершает свои действия как бы в бестелесном теле. Внешние чувства точно закрываются, и дух, отрешаясь от земли, возносится к небу и всецело погружается в созерцание мира духовного. Созерцание настоящего духовного, внутреннего молитвенного поста предназначено для очищения сердца.

Успенский пост, как и Великий, строгий. Успение — это есть Пасха Божией Матери. Он короче по времени, но содержание и смысл его так же важны для нас, как покаянные дни Великого Поста, предвосхищающего Пасху Христову.

Святая Православная Церковь, по благодати Духа Святаго, установила пост в эти теплые летние дни, когда люди в большинстве своем поглощены мирской суетой. Церковь, как Мать, заботящаяся о спасении душ своих чад, призывает людей обратиться к Богу. Уста глаголят от избытка сердца, и поэтому важно, чтобы сердце было наполнено благодатным миром и радостью о Господе нашем Иисусе Христе.

Этому всемерно и способствует постническое жительство. Ведь для чего Церковью установлен пост в среду и в пятницу? Для постоянного памятования нашего о Страстях Христовых: Господь изменниками был предан в среду, а в пятницу распят нас ради и нашего ради спасения.

В дни Успенского поста святая Церковь заботливо призывает нас обратить свой взор к душе, восстановить мирное расположение духа, которое теряется в период летней активной деятельности. Воздержание укрепляет мир и спокойствие души, и приводит ее к кротости и смирению.

На кого Я призрю, — говорит Господь, - на смиренного и сокрушенного духом (Ис. 66, 2). За кротость и смирение ниспосылается благословение Божие, потому как Господь гордым противится, а смиренным дает благодать (Иак. 4, 6). Все наши поступки, мысли, чувства и желания постоянно надо исправлять, потому что мы сами от себя ничего не можем в жизни сделать. Все, что от человеков, с грехом пополам. А очищать себя от духовных пороков можно лишь при помощи Божией по словам Святого Апостола Павла «в духе кротости и смирения», потому как только в таком состоянии ниспосылается на человеков благодать Святаго Духа, укрепляющая внутренние силы души.

Бог дает высшие добродетели: воздержание, рассуждение, взвешенность, сдержанность в отношении ко всем житейским вопросам в этом земном бытии человека. В дни Успенского поста нам подобает поститься так же строго, как и в дни Великого. Позаботимся же о приготовлении своего сердца, своих мыслей и чувств к восприятию великого праздника Успения – Пасхи Божией Матери, которая по Успении Своем мир не оставляет и нас покрывает.

Она предстоит пред престолом Славы Господа и умоляет: «Сыне Мой, и Боже Мой, приими всякого человека, обращающегося к Тебе». В Ее лице мы имеем Царицу Небесную, великую Ходатаицу за нас. В эти дни особенно надлежит всем нам сосредоточить внимание на главном – на спасении души, через восприятие благодати Святаго Духа. А благодать Святаго Духа может войти только в кроткое и смиренное сердце. Поэтому надлежит умолить Царицу Небесную, чтобы Она вспомоществовала стяжать дух мирен и радость сердечную, ясность мысли и твердость воли в уповании на Господа. А это и есть начатки на пути в Жизнь Вечною.

Наши благочестивые предки знали, в чем смысл жизни человека на земле. Он заключается в приготовлении души к переходу от земного бытия в Жизнь Вечную. Успение как раз таки и означает переход. Успение — это не смерть и не конец. Это начало Жизни Вечной. Поэтому мы и празднуем Успение Божией Матери, а не скорбим, потому что знаем, что Она с Господом пребывает на Небесах, проявляя о нас, грешных, всемилостивую заботу.

Для искренне верующего православного человека физическая смерть не страшна. Она, напротив, ожидаема, как апостол Павел писал: Имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше (Флп. 1, 23). На Руси с древности и поныне строится большое количество храмов в честь Успения Божией Матери, в которых возвеличивают этот Праздник. Пожалуй, нет ни одного крупного города, где бы не было храма, освященного в честь Успения Божией Матери. Это потому, что Святая Русь является духовным Домом Божией Матери, ибо так возлюбила Царица Небесная наших благочестивых предков, Святую Русь, что почтила явлением Своих Святых, чудотворных икон и оказывала вспоможение и Свое заступничество русскому народу, больше, нежели другим народам мира. Она избрала Русь в удел Себе. Конечно, наши благочестивые предки всегда благоговейно уповали на помощь Царицы Небесной, потому так и велико количество храмов в честь Успения Божией Матери.

По учению Святых Отцов, пост — это духовная школа, дающая духовные знания и плоды воздержания каждому строго исполняющему его? Верх духовных плодов это, безусловно, добродетели любви, чистоты, правды. Путь к высотам духа любви, к этой самой наивысшей добродетели – узок, тернист и скорбен. Потому как весь мир лежит во зле (Ин. 5, 19).

Непрестанная битва диавола с Богом на протяжении множества веков продолжается в сердце человека. Поэтому мы видим, что добродетели любви и правды всегда гонимы и преследуемы внешними богопротивными силами. Но без любви и правды невозможно спасение души. Спасает, конечно, милость Божия, а не наши дела. Но стремление преуспевать в добродетели призывает милость Божию на нас. Святые Отцы учат: «О добродетели ревнуй, но уповай на милость Божию».

Путь духовного возрастания, безусловно, начинается со ступени терпения. Терпение вырабатывает веру и надежду, что не посрамляется вовеки. Отсюда плоды духа: любовь, радость, долготерпение, кротость, воздержание, милосердие. Но надо помнить, что одними силами человеческой души, ослабленными греховными привычками, проходить этот путь невозможно. Ум человека ослаблен тщеславными помыслами, а чувства поражены страстностью, воля — страхом о потере земного благополучия. Поэтому сам человек совершенствоваться духовно не может. Для этого и пришел Господь на землю и даровал нам корабль спасения — Святую Православную Церковь – эту духовную врачебницу.

Для врачевания души Бог даровал нам Святые Таинства. И тем, кто приступает к ним с глубокой верой, с надеждой на милосердие Божие, с чувством своего недостоинства, тем благодать Святаго Духа содействует к обновлению внутренних сил души. Она как Солнце попаляет греховные помыслы и светит всем в этом мире, указывая путь ко спасению, благодушию и радости о Господе Иисусе.

Однако для тех, кто приступает к сим Таинствам с маловерием, или видит в них некую «дань моде», или приступает без благоговения (по привычке), для тех Таинства действуют во осуждение. Как солнечные лучи бывают полезны при правильном с ними обращении, так и Святые Таинства приносят великую пользу тому, кто приготовляет себя к ним со тщанием и трепетом. И как Солнце обжигает и вредит телу человека, неразумно пребывающему под его лучами, так и Таинства поражают болезнию и даже смертию те души, кто приступает к ним недостойно.

Церковь установила пост для большего осознания человеком собственного недостоинства. Плод же поста — истинное покаяние. Однако если покаяние не будет совмещено с надеждой на милосердие Божие, то оно может привести к отчаянию. Как отсутствие веры и надежды привело к отчаянию предателя Иуду. Поэтому покаяние – это не просто признание греха, но исправление и искупление. А исправиться человек может только при содействии благодати Святаго Духа, которая снисходит на искренне верующее и пребывающее в сокрушении сердце.

Таким образом, происходит обновление внутренних сил души. Ум облагодатствуется и становится благоразумным, чувства и силы души умиротворяются, и человек обретает навык в различении добра и зла. Пост и молитва — это два крыла, которые отрывают нас от земного и приближают к небесному, духовному. Пост, соединенный с молитвой, дарует человеку, по благодати Божией, сердечное, духовное зрение своих грехов. Человек есть образ и подобие Божие. Ему даны силы души и таланты для того, чтобы раскрыть этот образ Божий в себе.

При усердном, твердом, решительном отношении к вопросам духовной жизни Господь дарует силы идти по узкому, тернистому, скорбному, но спасительному пути. И Божия Матерь содействует нам в прохождении этого пути. Только не следует терять решимость, о которой преподобный Серафим Саровский говорил: «Решимость — от нас, помощь — от Бога». Вот та гармония отношений между Богом и человеком. Тогда человек достигает желаемого — спасения души. Ведь Господь спасает спасающихся. Господь спасает нас, когда мы боремся всеми силами своей души. Так вот со всем своим разумом, свободной волей, усердным желанием, твердой решимостью надлежит нам проходить время поста. И Матерь Божия молитвами Своими сохранит под покровом Своим всех верных, искренне стремящихся спастись.

Помоги и укрепи всех, Господи, в наше смутное время. Чтобы все смогли сохранить мир в душе, радость в сердце, ясность мысли, способность за все благодарить Бога. Главное — не терять духовного состояния души, потому что этим сразу стараются воспользоваться наши враги. Господь же всех православных верных, по милости Своей укрепит. Заблудших и неразумных, по милости Своей, вразумит, а тем, кто делает зло Православной Церкви, Господь, ради блага Церкви, запретит.

Всем Божье благословение и поздравление с праздниками и святыми днями Успенского поста.


Прикреплённый файл:

 ippolit.jpg, 2 Kb



Оставить свой отзыв о прочитанном


Предыдущие отзывы посетителей сайта:

28 августа 22:33, Пересвет:

Многая и благая лета Лреосвященному Владыке Ипполиту! Низкий Вам поклон от православных людей, дорогой Владыченько!


29 августа 10:48, Гром:

Благодарим, Преосвященнейший владыко, за Ваше архипастырское слово. Пока предстоят у престола Божия такие архиереи, как Вы - стоит и Святая Русь.


29 августа 11:17, Штык:

"Русь Святая, храни веру православную, в ней же тебе утверждение," - слова другого великого и гонимого архиерея - священноисповедника, святителя Афанасия Ковровского (Сахарова), из составленной им службы Всем святым, в Земле Российской просиявшим, как нельзя лучше характеризуют цель нашего нахождения на земле. Стояние в вере, сбережение ее в чистоте, ненарушимое хранение Правил апостольских, пребывание в единомыслии триединого Русского народа - вот тот путь, которым можем спастись в эти трудные дни, молитвенным предстательством таких архипастырей, как Вы, Владыко!

Честь имею.


29 августа 12:48, Дмитрий:

Спасибо вам, владыко, что не молчите


31 августа 22:40, Люмпен:

Asuncion

По-испански, Успенье будет Asuncion. Именно так называется столица Парагвая. В 30-х годах эта маленькая южноамериканская страна стала прибежищем для сотен тысяч русских беженцев. Может быть и в этом Промысел?


1 сентября 15:30, Прихожанка:

Ваш подвиг, владыко, пример стояния в истине. Целый сонм изменников в рясах не сможет заглушить слово правды. Пусть столица, город конверситов, встречает Римского папу. Русь Святая всегда будет хранить веру православную. Не допустим в наши храмы - католические десанты, волков в овечьих шкурах.

Спаси Христос, дорогой НАШ владыко!



Ваше мнение об этом материале:

— Ваше имя
— Ваш email
— Тема отзыва

Ваш отзыв (заполняется обязательно):

Введите текст показанный на картинке:

Правая.ru


Получайте свежие материалы сайта себе на почту
Rambler's Top100 Яндекс цитирования
Использование материалов допустимо только с согласия авторов pravaya@yandex.ru, с обязательной гиперссылкой на сайт Правая.ru.
 © Правая.ru, 2004–2019