3 июня 2020
Правые речи
Выступления/Комментарии

"Гордость России"













Новости сайта

Получайте свежие материалы сайта себе на почту





















Григорий Бондаренко, Дублин, Ирландия
24 октября 2005 г.
версия для печати

Кормчий Высокой Церкви

Постоянный автор "Правой.Ру", активный прихожанин Старообрядческой Церкви, магистр Оксфордского университета историк Г.В. Бондаренко комментирует избрание нового предстоятеля РПСЦ

Преемственность: старообрядческие владыки Андриан и КорнилийСтарообрядческая Церковь, осиротевшая после внезапной кончины митрополита Андриана в августе этого года, обрела наконец нового предстоятеля, владыку Корнилия, избранного на Освященном соборе 18 октября. Многие православные християне молились о достойном выборе соборян, отложив на время свои собственные предпочтения или суетные мысли о достоинствах того или иного кандидата в митрополиты. И вот выбор Святаго Духа вновь пал на младшего по хиротонии епископа (как то случилось и во время избрания митрополитов Алимпия и Андриана). Епископ Корнилий был поставлен на Казанско-Вятскую кафедру покойным митрополитом Андрианом лишь 8 мая 2005 года. Многие увидели в этом явный знак наследования: владыка Андриан начал свое епископское служение также с родной ему Казанско-Вятской епархии. Эти края средней России издавна были местом расселения старообрядцев и дали нашей стране немало достойных и знаменитых граждан. Владыка Корнилий, часто сопровождавший в поездках и встречах покойного митрополита, даже внешне похож на владыку Андриана: высокий, худощавый, с резкими чертами лица и яркими глазами. Оба владыки, потомственные старообрядцы, в миру получили высшее техническое образование – владыка Корнилий окончил в свое время Московский автомеханический институт, а митрополит Андриан – Казанский авиационный. Оба они вышли из технической интеллигенции, что редкость для старообрядческого духовенства. Но гораздо важнее духовная преемственность: владыка Андриан был Евангельским отцом епископа Корнилия при пострижении его в иноческий чин и избрал для него новое имя – Корнилий, от латинского Cornelius «твердый, стойкий». И хоть, по его словам, инок Корнилий не чувствовал себя таковым, духовная сила и уверенность в помощи Божией была передана ему покойным митрополитом. Не случайно в списке поставленных священнослужителей, вложенном в руку владыки Андриана во время погребения, средь иереев владыка Корнилий значится первым по порядку, а в списке поставленных архиереев – он последний.

Интронизация митрополита КорнилияТяжелая задача нового пастыря старообрядческой Руси заключается в сохранении и приумножении духовного богатства, сбереженного поколениями старообрядцев. Старообрядческая Церковь столетия хранила неповрежденную веру Христову и в древних обрядах, и в старопечатных богослужебных книгах, и в повседневной жизни и быте своих чад. Являясь чудесным образом сохраненной иконой Святой Руси, старообрядчество лишь в последние годы при владыке Андриане смогло ясно заявить о своем существовании и открытости народу и миру. Не замкнуться в себе, не стать реликтовой этнографической группой, сберегаемой в особой резервации, но нести свидетельство веры Христовой всему миру – вот цель, стоящая перед Русской Православной Старообрядческой Церковью и ее новым предстоятелем. Поэтому такой актуальной для Освященного собора была мысль о преемственности курса нового митрополита: слишком долго ждали старообрядцы возможности открыто заявить о своем существовании, занять достойное место в современном русском обществе.

Первый раз мне посчастливилось увидеть и услышать будущего владыку Корнилия, а тогда еще орехово-зуевского диакона Константина Титова на Аввакумовских чтениях в Никольском храме на Белорусской в декабре 2003 года. Тогда он читал для аудитории отрывки из жития священномученика Аввакума, и сам стиль, интонации этого чтения во многом отличались от общепринятой трактовки образа огнепального протопопа. Диакон Константин читал самые жесткие и непримиримые фразы Аввакума смиренно, негромко, как бы сокрушаясь о падении и лицемерии рода людского, о своей собственной человеческой слабости. Еще тогда мне запомнился орехово-зуевский диакон, хотя я не мог и представить, что станет он епископом или митрополитом. В следующий раз я увидел владыку Корнилия уже в Покровском соборе на Рогожке после смерти владыки Андриана. Подошел к нему под благословение. Это был уже другой человек, и не от мира сего, но и «власть имеющий». Позволю себе заметить, что уже облик его, его руки, его взгляд выдают в нем аскета, инока, подобного покойным митрополитам Алимпию и Андриану. И невозможно даже внешнему человеку закрыть глаза на это очевидное отличие старообрядческих архиереев от князей церкви иных упований. Хотелось бы только пожелать владыке соединить в себе иноческую отрешенность, молитвенную сосредоточенность владыки Алимпия и проповеднический дар, открытость «светильника веры» владыки Андриана.

Первое предстоятельское благословениеМитрополита Русской Православной Старообрядческой Церкви избирают представители общин на Освященном соборе, и духовенство и миряне. За кандидата, одного из епископов, должны проголосовать две трети выборщиков. Так осуществляется на деле старообрядческая «консервативная демократия», о которой говорил в свое время покойный владыка Андриан. Конечно, в Старообрядческой Церкви, когда она сжалась, умалилась в своем числе, соблюдать «демократические нормы» легче, чем в новообрядческой или католической церкви с их многочисленными паствами. Но нельзя забывать, что миряне всегда играли в старообрядчестве бóльшую роль, чем в церкви «господствующей», даже в «поповских согласиях», признающих священство, мирянам приходилось и приходится решать многие материальные и духовные вопросы церковной жизни. На нынешнем Освященном соборе кроме избрания митрополита решались и другие вопросы: проблема взаимоотношений с патриаршей церковью, вопросы о причастии между постами, о принятии новых членов Церкви.

23 октября 2005 года в воскресенье в Москве, в Покровском кафедральном соборе на Рогожском кладбище избранный на Освященном соборе владыка Корнилий был настолован на престол Митрополита Московского и всея Руси. Свою благодарственную речь после службы владыка начал со слов о своем недостоинстве столь великого сана, и можно быть уверенным, это были не общие слова, но искреннее иноческое христианское смирение. И тут же, воспрянув и охватив умственным взором всю историю и современность Церкви Христовой, владыка справедливо вспомнил не только о трехсотлетнем, но и о более чем двухтысячелетнем плавании христианского духовного корабля в водах житейского моря. Он – кормчий, вставший у руля Высокой Церкви, не сломленной столетиями бурь и гонений. Недаром интронизация митрополита Корнилия свершилась в день памяти Святых Отец 7-го Вселенского собора, собравшегося в Никее на потребление иконоборцев. Если в древние времена Церковь способна была очиститься от ереси и восстановить Православие, то не пример ли это для собирания Церкви и излечения ран духовных в грядущие времена? А ныне можно только пожелать митрополиту Корнилию многая лета!

Старообрядческий первосвятитель с клиром и паствой

Фото Михаила Тюренкова


Прикреплённый файл:

 bondarenko_.jpg, 3 Kb



Оставить свой отзыв о прочитанном


Предыдущие отзывы посетителей сайта:

25 октября 23:21, Европеецъ:

Многая лета митрополиту Корнилию!

Автор - человек образованный, сейчас видно. В Англии обучался. Оттого и Старообрядческую церковь, по примеру англиканской High Church, Высокой именует.

Ну, и понятно, стало быть, как с ней должна, дескать, Патриаршая соотноситься. С Высокой-то...

Орлиный полёт мысли, однако.


24 февраля 21:39, Татиана:

Многая лета митрополиту Корнилию

Г.Бондаренко

МНОГАЯ ЛЕТА Митрополиту Корнилию!

Я орехово-зуевская старообрядка.Диакона Константина Титова знаю не по наслышке и не по вашей статье-она правдива.Поражает в диаконе Константине аскетизм,это качество так редко встретишь в нашем современнике,а также его проповеднический дар.



Ваше мнение об этом материале:

— Ваше имя
— Ваш email
— Тема отзыва

Ваш отзыв (заполняется обязательно):

Введите текст показанный на картинке:

Правая.ru


Получайте свежие материалы сайта себе на почту
Rambler's Top100 Яндекс цитирования
Использование материалов допустимо только с согласия авторов pravaya@yandex.ru, с обязательной гиперссылкой на сайт Правая.ru.
 © Правая.ru, 2004–2020