15 ноября 2018
Правые речи
Выступления/Комментарии

"Гордость России"













Новости сайта

Получайте свежие материалы сайта себе на почту





















ПРАВАЯ.RU
23 января 2006 г.
версия для печати

Дугин и проблемы православной миссии

Скорее приобретет или скорее потеряет Русская Православная Церковь оттого, что дистанцируется от Александра Дугина? Это не праздный вопрос. Что приобретет и что потеряет Церковь?

Илья БРАЖНИКОВ: Добрый вечер, уважаемые радиослушатели. В эфире программа «Старый стиль» — совместный проект православно-аналитичнеского сайта Правая.Ру и радио «Радонеж» — и я, ведущий этой программы, Илья Бражников. Наша программа, как вы знаете, посвящена православной культуре, и сегодня хотелось бы рассмотреть очень любопытный современный культурный феномен, я именно умышленно называю это культурным феноменом, — речь идет об Александре Дугине.

Мне всегда казалось, что это, прежде всего, интеллектуал, философ, политолог, просто талантливый русский человек, который не стесняется своей русскости, не стесняется ее на телевидении, вообще является горячим патриотом нашего Отечества, появление которого в центральных СМИ в свое время вызывало определенную надежду и крайне радовало. В последнее время стала слышна критика Александра Дугина, причем критика со стороны Церкви. Оказалось, что Александр Дугин как-то неправильно «ассоциируется» с Русской Православной Церковью. Для меня это было довольно удивительно, поскольку лично я никогда Дугина с Православной Церковью не ассоциировал. Повторяю, он для меня был философ, политолог, патриот, просто талантливый русский человек. Были программы даже на радио «Радонеж», выступал уважаемый протоирей Максим Козлов с критикой Дугина. Все это вызывает массу вопросов. Действительно ли Церкви так нужно сегодня уличать Александра Дугина в какой-то недостаточной церковности? Действительно ли нужно Церкви иметь особую точку зрения на Дугина?

На эти вопросы сегодня будут отвечать наши гости в студии. Это философ, консервативный публицист, главный редактор недавно вышедшего альманаха «Северный Катехон» и глава Византистского клуба Аркадий Маркович Малер.

Аркадий МАЛЕР: Здравствуйте.

Илья БРАЖНИКОВ: И историк, писатель Владимир Игоревич Карпец.

Владимир КАРПЕЦ: Добрый вечер.

Илья БРАЖНИКОВ: Вот с этими гостями мы и решили обсудить сегодня ту критику, которая высказывается в адрес Александра Дугина, в частности, отцом Максимом и другими нашими священниками и мирянами. Вот так мы бы и обозначили тему сегодняшней передачи «Проблема Дугина». Я выбрал именно этих гостей не случайно. Потому что, например, Аркадий Малер не скрывает того, что он является учеником Дугина. А Владимир Игоревич Карпец, с одной стороны, как историк во многом занимается теми же проблемами, что и Дугин, а, с другой стороны, является прихожанином одного храма с Александром Дугиным. Я думаю, что об этом расскажет он нам сам. Пожалуйста, Владимир Игоревич.

В.К.: Я бы хотел начать с того, что в последнее время Александр Дугин как лидер Международного Евразийского движения начинает играть все большую роль в политической жизни страны. И при этом он демонстрирует свою очень четкую, откровенно патриотическую и, самое главное, откровенно государственническую позицию. Александр Гельевич — один из тех немногих людей, которые безкомпромиссно борются с проявлениями того, что сейчас стали называть «оранжевой революцией», безкомпромиссно борется с либерально западническим лобби в наших властных структурах. И, естественно, это вызывает соответствующую реакцию, порой очень злобную. И то, что эта реакция проникает и в церковную среду, очень печально. Это — во-первых.

Теперь «проблема старообрядчества» Дугина. Начнем с того, что Александр Гельевич Дугин, действительно, практикует старый русский обряд. Но он не является членом какого-либо старообрядческого согласия, отколовшегося от Русской Православной Церкви. Александр Гельевич — убежденный единоверец. Вы знаете, что единоверие возникло как явление после знаменитого указа императора Павла о предоставлении старообрядцам священства от господствующей Церкви, и с тех пор проделало очень большой путь. Единоверцы — это чада Русской Православной Церкви, Московского Патриархата. Единоверцы не принадлежат ни к какому отдельному согласию, они не являются раскольниками. Это такие же чада Русской Православной Церкви, как и те, кто практикует новый обряд. Поэтому на самом деле такого рода высказывания, на мой взгляд, противоречат и постановлению Собора 1971 года, который снял все несправедливо наложенные клятвы на тех членов Русской Православной Церкви, которые практикует старый обряд. Противоречит и последним решениям архиерейского Собора, в частности, постановлению о связях со старообрядчеством и о старообрядных приходах русской православной церкви. Сейчас, кстати, и слово «единоверие» не очень употребляется. Сейчас больше говорят о старообрядных приходах в лоне Русской Православной Церкви. Вот прихожанином одного из таких старообрядных приходов в лоне РПЦ и является Александр Гельевич Дугин. Он в жизни примерный христианин, регулярно исповедуется, причащается, ведет активный церковный образ жизни, поет на крылосе. Вот то, что я могу сказать в данном случае на эту тему.

ИБ: — Откуда же тогда возникает эта тема о нецерковности Дугина? Мне постоянно приходится слышать такую точку зрения, что Дугин, мол, «нецерковный человек». Почему такая точка зрения существует? С чем это связано, Аркадий, как Вы думаете?

АМ: — Я думаю, что такая точка зрения может возникнуть у тех людей, которые очень плохо знают богословское творчество Александра Гельевича, и которые, видя в текстах Дугина обращение к каким-то неправославным типам мировоззрения, каким-то параллельным Православию учениям, считают, что их присутствие означает его склонность к неким ересям. Это достаточно частый случай в истории Церкви, когда многие ревнители ортодоксии не воспринимали каких-то богословов или философов только потому, что они обращались не только к ортодоксальному учению, но и к каким-то иным. Я считаю, что подобное восприятие не верно. Очень плохо, что сейчас оно заново всплывает, скорее всего, потому что за этим стоят какие-то силы, которым просто хочется убрать Александра Дугина из политической жизни страны.

ИБ: — То есть Вы считаете, что за церковными обвинениями может стоять политический заказ?

АМ: — В данном случае, безусловно. Дело в том, что полемика, которая сейчас развернулась против деятельности Дугина, на самом деле направлена не против Дугина. Дугин здесь выбирается некоей удобной жертвой для того, чтобы скомпрометировать вообще идею воцерковления современной интеллектуальной культуры, идею диалога церкви и общества, для того, чтобы загнать православную церковь в некое гетто, наподобие того, в котором оно существовало при Советской власти, и поэтому любые открытые миссионерские проекты (а Александр Гельевич, безусловно, является православным миссионером), сейчас со стороны определенных групп, связанных с либерально-западническим лобби в нашем государстве, будут пытаться дискредитировать миссионерское движение, и Дугин здесь выбирается такой первой жертвой.

ИБ: — А кто будет следующим?

АМ: — Я думаю, что следующими будут все богословы, политические и общественные деятели, которые призывают Православную Церковь к миссии, все, кто настаивает на необходимости симфонии Церкви и государства, все, кто пытается посмотреть на Православие как на целостное самостоятельное и активно позиционирующее себя мировоззрение, а не как очередную секту на территории РФ…

ВК:- Я бы даже добавил, что все те, кто воистину ревнует о преодолении того раскола, который потряс нашу Церковь, нашу страну в 17 веке, и без которого не было бы и революции 1917 года. То есть все, кто действительно ревнует об исцелении нашей Церкви и нашей Родины. Ну, а что касается использования Александром Гельевичем в своих трудах той философии, которая не может быть отнесена к философии православной, то что по этому поводу можно сказать? Давайте вспомним, святые отцы тоже использовали греческую философию. И более того, они ее воцерковили. Это очень важный аспект их деятельности. Александр Гельевич действительно радеет о воцерковлении целых направлений современной философии. Прежде всего, разумеется, это философия традиционализма в самом широком смысле этого слова. И это очень благородная миссия. Это с одной стороны. С другой стороны, все-таки Александр Гельевич не является лицом в духовном сане и поэтому он может себе позволить иногда апеллировать к таким работам и таким областям жизни, знаний и мысли, к которым, может быть, не всегда пристало апеллировать духовному лицу. В данном случае, Александр Гельевич выполняет огромную работу светского миссионера. И против этого никто не должен был бы возражать.

ИБ: — Почему же тогда возникают возражения? Значит, не все считают, что миссионерство в Русской Православной Церкви уместно? Или, может, имеется какой-то другой проект миссионерства?

АМ: — Это, действительно, очень серьезная проблема, потому что, к сожалению, у православных есть некая установка, что идеи миссии — это не православная и не русская идея, и Православие должно сохраниться в состоянии этнографического гетто, и поэтому любые попытки выхода за пределы церковной ограды воспринимаются критически. Я вообще довольно подробно и хорошо себе представляю на текстологическом уровне творчество Александра Гельевича. За последние 15 лет он написал очень много разных книг, я уже не говорю о статьях, которые могут составить отдельную книжную полку. Но ни в коем случае не нужно воспринимать все это творчество как некое единое систематическое учение. Эти книги отражают его эволюцию, и в данном случае не так важно, откуда эта эволюция начиналась. Важно то, что это, безусловно, была всегда эволюция в сторону ортодоксального, последовательного догматического православия. В этом сомневаться не приходится. Александр Гельевич никогда не был в догматическом смысле слова еретиком. Тем более он никогда не корректировал учение Церкви с каких-либо нецерковных позиций. Наоборот, он очень много уделял внимания критике еретических учений именно с позиций вероучительных, почему, кстати говоря, многие ересиархи и многие проповедники неправославных учений к нему относятся довольно плохо. Они упрекают его в том, что он пытается воцерковить их сторонников и расширить сферу влияния Православия. Я думаю, что если мы представим себе все те параллельные и перпендикулярные учения, которыми увлекался и использовал Александр Дугин, то вся их совокупность не сделает его в меньшей степени православным философом, чем любого представителя русского религиозного ренессанса. И я даже думаю, что на фоне всей этой галереи достаточно серьезных и великих мыслителей в плане ортодоксальности Дугин даже выиграет. Во всяком случае, например, у него нигде не было рассуждений о Софии как о четвертой ипостаси Троицы, и при этом почему-то отец Сергий Булгаков у нас считается православным философом, а Александр Дугин — нет. Я думаю, что это обращение к неким параллельным Церкви учениям связано с очень простой задачей, простой в умозрительном плане, но очень сложной в плане практическом. Это задача донести основные положения Церкви, истину Православия до сознания современных, прежде всего молодых интеллектуалов, которые, уверяю вас, сейчас заняты какими угодно течениями и направлениями, но, к сожалению, не Православием и не христианством. И на поприще воцерковления нашей интеллектуальной молодежи, я считаю, что Александру Дугину просто можно поставить памятник при жизни. Потому что я знаю довольно много разных молодых людей, которые именно благодаря тому, что они открыли для себя тексты Дугина, вообще познакомились с этой личностью, узнали после этого о существовании Православия как такового и вошли в лоно Православной Церкви. Очень много людей, которые могли бы стать еретиками, благодаря Александру Дугину, приняли крещение. И, кстати говоря, если говорить о его церковной деятельности, я знаю, что достаточно много людей, которые могли бы уйти в старообрядческий раскол, именно благодаря авторитету Александра Дугина уходят в единоверие, то есть в каноническую церковь. И не замечать этой работы одного человека, на мой взгляд, просто не благодарно.

ИБ: — Работа не то что не замечается, просто ей выносится некая отрицательная оценка. Получается, что Александр Дугин очень много полезного сделал для Церкви. Как можно этого не замечать? Но тогда в чем же он неправ, с какой стороны, так сказать, приходит искушение? Может быть, ему стоит покаяться в каких-то своих старых работах? Его упрекают за оккультизм в раннем творчестве. Или, может быть, ему стоит объяснить более четко свою догматическую позицию сегодня. Как Вы думаете, Владимир Игоревич?

ВК: — Прежде всего, хотелось бы сказать, что начиная с середины 17 века у нас происходит постепенная примитивизация Православия. За счет его упрощения. Дело в том, что до середины 17 века само Богослужение содержало такие метафизические глубины, которые постепенно не только в момент церковного раскола, но и позже, особенно в 18 веке, после Петровских церковных реформ, были утрачены или забыты. И соответственно, и Богословие все больше и больше двигалось то в сторону прокатолическую, то, в еще в большей степени, в сторону пропротестантскую. Отсюда, может быть, тот чрезмерный морализм, который господствовал в православном Богословии в синодальный период. Кстати, прекрасную книгу на эту тему написал протоирей Георгий Флоровский. И поэтому многие положения книг Дугина кажутся просто непривычными. Именно потому, что он открывает такие глубинные Богословские и догматические пласты нашей веры, о которых многие из нас просто забыли. Но дело в том, что если Православие будет сознательно идти на самоупрощение, самопримитивизацию, то ни о каком торжестве Православия и речи не будет.

АМ: — Я хочу еще раз сказать, что, к сожалению, когда не только в светских, но и в наших церковных кругах обращаются к текстам того же Дугина, то видят в них все, что угодно, но не попытку донести православную истину. Я бы лично на месте Дугина, и я бы даже советовал ему это сделать, заново написал бы некий достаточно сухой и ясный текст в отношении собственного понимания Православия и тех задач воцерковления неправлославной культуры, которые перед ним стоят. Как говорится, именно для тех людей, которые упрощены, которые по-другому воспринять философию Дугина не способны. Но если бы Вы окунулись в тот бесконечный мир интеллектуального творчества, который представляет книги Дугина, то Вы бы знали, что его обращение к неким параллельным учениям не просто является попыткой использовать их на благо Церкви, но и попыткой их жестко подчинить церковной догматике. Можно привести пример, понятно, что сейчас нет времени подробно обсуждать его философскую эволюцию, но ее вершиной в свое время была работа 1997 года «Илья Пылающий», весь смысл которой заключался в том, что вообще вне Православия истины нет. И именно Православие является абсолютной истиной. После этой работы Александр Гельевич испытал колоссальную критику со стороны неправославно ориентированных интеллектуалов. И именно эта работа в свое время многих сомневающихся и ищущих людей привела к Церкви. Этот момент достаточно важен. Потому что это философия, серьезная философия. Она рассчитана на достаточно образованных людей, и поэтому в этом вопросе нужно разбираться и понимать, что эта философия выполняет очень серьезные миссионерские задачи, подобные тем, которые отцы Церкви выполняли в 4 веке нашей эры, когда происходила попытка воцерковить греческую культуру. Этот опыт у них удался, и я считаю, что этот опыт удается и у Дугина.

ВК: — Я знаю, что в выступлении уважаемого отца протоиерея Максима Козлова содержались упреки в том, что Александр Гельевич в целом ряде работ подвергал достаточно жесткой критике синодальный период в истории нашей Церкви. Но ведь синодальный период в очень похожих выражениях критиковали самые разные пастыри и архиереи русской Православной Церкви, начиная с Владыки Антония Храповицкого, с Владыки Андрея, князя Ухтомского, и другие многие деятели Русской Церкви, в том числе и те, которые сейчас причислены к лику святых новомученников. Поэтому в данном случае Александр Гельевич ничего нового и не открывает. Другое дело, он говорит об этом несколько иными совами, не теми словами, которые подобают духовному лицу, а теми словами, которые подобают философу, но это вполне естественно.

ИБ: — Отец Максим также фактически обвиняет Дугина в том, что возглавляемое им неоевразийство не является на самом деле евразийством, а является фашизмом, «типологически близким к тому движению, которое получило в Италии название фашизма, а в Германии название социал-социализма». Как Вы думаете, правомерно ли обвинять Дугина как теоретика евразийства именно в фашизме или в национал-социализме?

АМ: — Нет, конечно. Вообще вся идеология евразийства и неоевразийства прямо противоположна какому бы то ни было нацизму. В этом смысле я должен сказать еще одну важную вещь, что на этом поприще Александр Гельевич тоже очень много сделал, потому что множество молодых людей, которые могли бы сейчас оказаться рядом с какими-нибудь нацистскими организациями, в итоге ушли к нему и осознали свою неправоту. Евразийство – это геополитическая программа русского православного империализма. Это попытка перевести на геополитический язык те задачи политического миссионерства, задачи возвращения отторгнутых от России территорий, утверждения русской государственной позиции в пространстве Евразии и всего мира, которые стоят и перед нашей страной, и перед нашей Церковью. В чем в чем, а в нацизме неоевразийство Дугина обвинять нельзя. Это совершенно однозначно.

ВК: — Я бы еще добавил. Очень жаль, что в данном случае уважаемый отец Максим повторяет слова, которые подобают только лишь представителям самой примитивной части нашей либеральной интеллигенции. Дело в том, что это ведь, как правило, люди, которые не могут дать грамотного политологического определения фашизма и национал-социализма. Что такое фашизм изначально? Это теория корпоративного государства с сильным лидером. Это конкретное явление исторической жизни Италии первой половины 20 века. Что такое национал-социализм? Это тоже специфическое чисто германское явление, вызванное поражением Германии в 1 мировой войне и ситуации, которая сложилась в Веймарской республике. Национал-социализм — это попытка некоей чисто немецкой, даже не общеевропейской альтернативы марксизму. Попытка очень неудачная, которая в конечном счете привела к тому, что Германия была ввергнута в войну с нашей страной. На самом деле Германия и Россия, с точки зрения геополитики, должны были бы быть союзниками. Это страны, принадлежащие к одному великому континенту, страны с очень родственной и близкой культурой. Тем не менее национал-социализм явился той провокацией, которая была затеяна для того, чтобы вторично столкнуть Германию и Россию. К чему это привело Вы прекрасно знаете. Вот что такое национал-социализм. Все же разговоры о «русском фашизме», о русском «нацизме», которые сегодня приходится слышать, это как правило пугало, которым либеральная интеллигенция пугает саму себя. И, кстати говоря, у Александра Гельевича в свое время была написана очень остроумная статья, которая называется «Фашисты приходят в полночь». В этой статье он показывает, что фашизм — это некая садомазохистская изнанка либеральной личности и современного интеллигента, которая таится в нем самом. Это некая проекция собственного экзистенциального страха. И причем, Александр Гелиевич в этой статье использовал весь аппарат современной экзистенционалистской философии, причем сделал это с большим юмором и блеском. И всякому, кто сегодня говорит о русском фашизме, я бы советовал эту статью прочитать.

АМ: — Я еще хочу сказать, что, на мой взгляд, любая критика в данном случае, такой фигуры, как Дугин, такого учения как неоевразийство, всегда должно иметь за собой какой-нибудь позитивный план. А что вы предлагаете взамен? Потому что сейчас мы живем в обществе, которое находится в состоянии интенсивного очень нервного и хаотически направленного поиска, наша молодежь, в том числе молодежь интеллектуальная, испытывает колоссальный интеллектуальный голод, потому что наше государство сейчас серьезно не занимается вопросами образования. И если появляются такие фигуры, как Дугин, то на самом деле наша Церковь и наше государство должны пытаться их использовать во благо общества. И если наша Церковь и наше государство не может восполнить этих лакун, тогда наоборот, надо приветствовать то, что делают люди такого миссионерского масштаба. Что в данном случае тот же протоирей Максим Козлов мог бы предложить молодому ищущему активному человеку взамен того, что ему предлагает Александр Дугин? Одного утверждения о том, что нужно идти в Церковь, что Церковь — это Истина, для молодого ищущего человека не достаточно. Я знаю, что протоирей Максим Козлов является настоятелем прихода при МГУ. И регулярно бываю в МГУ и хорошо знаю студенческую и аспирантскую молодежь, и не могу сказать, что там идет какая-то серьезная миссия. Там есть все, что угодно. Там полно либералов, полно коммунистов. Там даже есть свои нациствующие господа. Но сказать, что там есть какая-то православная миссия, нельзя, кроме разве что действий диакона Андрея Кураева, который действительно, в этом направлении очень активно себя ведет. А вот именно через работы Александра Дугина, как ни странно, очень многие молодые люди, как я уже говорил, приходят к православию, хотя казалось бы, Дугина никто в этом не уполномочивал, это просто его личная жизненная позиция, которая должна быть жизненной позицией любого христианина.

ИБ: — Будем заканчивать. Вы упомянули дьякона Андрея Кураева. Я тоже позволю себе сослаться на недавно состоявшуюся с ним беседу. Мы с дьяконом Андреем Кураевым тоже разговаривали о Дугине, о сегодняшних проблемах Церкви. Он сказал, что, если обратиться к сфере демографии, то все очень определенно: русскому народу осталось существовать 60 лет, если все будет продолжаться в таком же духе, как сейчас. То есть, в среднем, по миллиону в год мы теряем людей. С такими темпами самый оптимистический сценарий существования русского народа — это 60 лет. «Оптимистический» в том смысле, если не будет войны, внешней агрессии. Причем, из этих 60 лет есть 15-20 лет, когда можно еще поправить ситуацию, хоть как-то. Если и не полностью, то частично ее выправить. И вот если в эти 15-20 лет не произойдет радикального воцерковления общества, то ситуация будет непоправима. Поскольку рожают детей, как показывает та же социология, сегодня только православные и бомжи. Бомжи, наверное, будут в любом случае рожать много детей, а вот православные, если их будет мало, если они будут исходить из позиции, что давайте замкнемся в нашей общине, никого туда не пустим, будем чистые, канонически точные, все у нас будет безукоризненно, не будет никаких сомнительных личностей в приходе и.т.д. – одним словом, если православные сделают так, то, несомненно, через 30-40 лет русского народа не станет. И, цитирую дьякона Андрея Кураева, «церковь будет в ответе за то, что не сберегла русский православный народ. Хотя возможность к этому была, но она не заметила».

Итак, наша сегодняшняя беседа с уважаемыми гостями Аркадием Малером и Владимиром Карпцом выявила очень любопытную ситуацию, которую сейчас, как мне кажется, переживает наша Церковь и наша культура. Действительно, Церковь сейчас стоит перед очень серьезной развилкой. Чем-то это даже напоминает времена первых христиан, точнее христиан II-IV веков. Когда стоял вопрос: либо открываться, идти в общество, которое в лучшем случае будет посмеиваться, как посмеивался афинский ареопаг над Апостолом Павлом за его благовестие о смерти и Воскресении Спасителя. В худшем же случае будет очень жестко сопротивляться и убивать этих людей, которые осмелились придти к этому миру с благовестием, со свидетельством о смерти и воскресении Христа. Либо — идти с открытым забралом навстречу этому миру, либо остаться замкнутыми, хотя и связанными между собой, но разрозненными группами христиан, о которых этот мир будет болтать всякую чепуху. Как сейчас о православных болтают всякую чепуху. Тогда болтали, что христиане едят младенцев, а сейчас говорят еще какие-нибудь глупости, которые мы все прекрасно знаем.

Одним словом, ситуация непростая. Раскол между миром и Церковью сегодня заметен как никогда. И вот эти две тенденции – хранить чистоту, не отступать, но при этом замыкаться в своей чистоте, или же, напротив, идти с активной миссией, не бояться. Известно, что некоторые православные сжигают некоторые книги. А вот Александр Дугин не сжигает. Он их читает, изучает, использует в своей миссионерской работе. Ясно, что это два метода. И, может быть, для кого-то и нужно сжигать книги. Но совершенно было бы неправильно то, если бы люди, которые сжигают книги, потребовали от людей, которые используют их для миссии, чтобы они тоже начали их сжигать. А в противном случае – перестали бы общаться с ними. Мне кажется, что тогда мы окажемся в каком-то очень неприятно новом средневековье западного типа с процессами над ведьмами и т.п. Очень бы этого не хотелось.

Итак, выяснилось, что, во-первых, Александр Дугин несомненный миссионер и работает на воцерковление социума. Многочисленные факты, подтверждающие это, привели сегодня наши гости. Во-вторых, мы выяснили, что Александр Дугин — это человек живой, изменяющийся. Кстати, отец Андрей Кураев тоже мне об этом сказал в нашем разговоре: его радует, что Александр Гельевич человек живой и изменяющийся. И он, несомненно, от каких-то эзотерических доктрин эволюционировал в сторону ортодоксального Православия. В-третьих, мы говорили о том, что Александр Гельевич Дугин возвращает Православию присущую ему с Золотого века сложность, он не мирится с упрощением Православия, а работает с его сложностью, наверное, именно с тем, что наш выдающийся философ Константин Николаевич Леонтьев называл «цветущей сложностью». Действительно, с точки зрения «цветущей сложности», фигуру Александра Дугина можно было бы только приветствовать. Он делает наше Православие, нашу миссию неодномерной, не сводимой к каким-то шаблонам. Он задевает, он цепляет, вовлекает, провоцирует. Но итогом этой провокации часто оказывается именно воцерковление людей. Мы, конечно, не в праве давать какие-то рекомендации, выступать с критикой нашего священноначалия, наших иерархов церковных, и мы не будем этого делать. Мы просто хотели этой программой поставить вопрос: скорее приобретет или скорее потеряет Русская Православная Церковь оттого, что дистанцируется от Александра Дугина? Это не праздный вопрос. Что приобретет и что потеряет Церковь? На этой вопросительной ноте я бы и хотел закончить нашу сегодняшнюю передачу. Напомню, что это была программа «Старый стиль», совместный проект православно-аналитического сайта Правая.ру и радио «Радонеж». Ведущий этой программы — Илья Бражников, и наши гости – Аркадий Маркович Малер и Владимир Игоревич Карпец. Всего вам доброго, до свидания, спаси вас всех Господь.

АМ: — До свидания, спасибо.

ВК: - Спаси вас всех Христос!


Прикреплённый файл:

 Александр Дугин, 3 Kb



Оставить свой отзыв о прочитанном


Предыдущие отзывы посетителей сайта:

23 января 19:43, Михаил:

Возрождение России, если оно когда-ниубдь начнётся, будет иметь всего лишь один количественный показатель, но зато абсолютно объективный: процент воцерковлённых православных из всего населения. А не количество молодых людей, вышедших на какой-то "правый марш", пусть и под разумными лозунгами. Возрождение России - это единственно Православная Вера, а не общественно-политические движения. На что рассчитывают утописты вроде Дугина? Прийти в парламент на демократических выборах или устроить путч и сменить власть? И то, и другое - бред. 0.01% поддержки им обеспечен. По-моему, это какой-то спецпроект американских политиков по собиранию социально-активных людей и придумывания им пустых занятий.

Бездействие гибельно, но махание флагами и расклеивание своих стикеров в метро и в сортирах институтов - это какой-то оригинальный способ действий. (А что ещё сделали "евразийцы"?) А "философия" Дугина интересна, по моему, только ему самому. Лозунги же и программы, которые он генерирует, заставляют усомнится в православности его мировозрения. Впрочем, может быть, он опять уже эволюционировал... Дай Бог...


23 января 23:11, Русский:

Очень хорошая статья. Все сказано абсолютно правильно. В Православной церкви действительно практически нет деятельных миссионеров, за исключением Кураева. Но последний имеет заведомо ограниченную аудиторию - в основном это политкорректная молодежь с масскультурным, рационалистическим, отчасти протестантским мышлением. То есть стандартных представителей поколения Пепси. В общении с аудиторией он использует фразеологию протестантских миссионеров - говорит про Любовь Бога к конкретному человеку, сострадании, рассуждает о непротиворечии религии современной науке, вплоть до признания возможности эволюции. Да, бесспорно, часть молодежи это сможет заинтересовать. Но бесспорно и то, что подобная риторика абсолютно неприменима в общении с активной, радикальной молодежью - с теми же коммунистами, скинхедами, неонацистами, неоязычниками, вообще, с огромной массой протестного населения. Их мышление и так иррационально, они ценят порядок, силу, героизм, горение духа, и им не нужна религия бабушек, некрасивых девиц и неполноценных юношей. И думается, что при всей своей брутальности, именно та молодежь ценна, именно в ней надежда и спасение Православия и народа. Конечно, в том случае, если она придет к Вере. Именно поэтому за нее нужно изо всех сил бороться. При всем уважении к Кураеву, он вряд ли сможет стать для этой молодежи авторитетом, в противоположность Дугину. Но к сожалению, последний неосторожен в высказываниях и суждениях, создавая себе массу недоброжелателей в тех ситуациях, когда этого можно избежать. Совершенно непонятно, например, для чего, будучи хоть и единоверцем, но чадом Православной церкви, допускать в отношении нее враждебные высказывания. Это нетактично, неуважительно, да и несправедливо, в конце концов. Проблемы, неурядицы, да и компромиссы с режимом были как у Православной церкви, так и у старообрядцев всех толков. Но Православие явило и удивительные примеры самопожертвования, глубины мысли, чистоты Веры. Сейчас же перед современным миром все находятся в равно невыгодных условиях. Для чего же допускать уничижительные оценки? Так что можно понять о.Максима Козлова, может быть, слишком болезненно воспринимающего Дугина. И, к сожалению, он в значитльной мере прав, говоря, что Дугин - носитель духа раскола. Но несмотря на эти обстоятельства (кто из нас безгрешен?), перед ним действительно можно поклониться за то, что он привел к Православию не одного человека, и пожелать ему в дальнейшем удачи на этом поприще.


24 января 00:13, Владимир Вереснев:

Дугин КАК проблема православной миссии

Вопрос изначально поставлен нешуточный: что приобретёт и что потеряет Церковь, приобретя или потеряв Дугина как философа. В этом контексте нам предлагают взглянуть на Александра Гельевича почти как на Льва Николаевича. С той только разницей, что великий писатель земли русской эволюционировал далеко в сторону от Православной Церкви, а выдающийся мыслитель наших дней развивается в прямо противоположном направлении, и уже, как выясняется, стяжал себе лавры православного миссионера. Если некоторые читатели Дугина приходят, тем не менее, к Православию, то это не столь исключительный случай. Что уж далеко ходить, - недавно столько было сказано о том, как даже весьма сомнительный с христианской точки зрения роман М.Булгакова многих привёл к Церкви в своё время.

Несколько слов к уважаемому Владимиру Игоревичу Карпцу. Вот он с пафосом возглашает: "Единоверцы - это чада Русской Православной Церкви, Московского Патриархата. Единоверцы не принадлежат ни к какому отдельному согласию, они не являются раскольниками. Это такие же чада Русской Православной Церкви, как и те, кто практикует новый обряд". И вот возникает довольно простой, но жутковатый, по сути дела, вопрос: как и что чувствуют прихожане Михайловской слободы Карпец (во время оно, если не ошибаюсь, практиковавший новый обряд) и Дугин (глаголемый миссионер) в тот день, когда вся (без малого) Россия православная едиными усты и единем сердцем молитвенно прославляет Угодника Божия Серафима Саровского? Не могу же я допустить, что Владимир Игоревич, в отличие от

михайловослободских, допустим, старушек, "не знает" такого святого, будучи чадом Русской Православной Церкви, Московского Патриархата. Но как же может он у себя в храме ГЛАСНО помянуть преподобного Серафима, ежели и в календаре единоверческом сей Угодник Божий ни полсловом не упомянут?.. Я, упаси Бог, не досадить, - я только посочувствовать хочу добрым людям, тем паче - чадам одной со мною Церкви.


24 января 01:13, EQ:

///...///

А почему она не вышла?


24 января 08:44, Михаил:

Постановка вопроса, вынесенная в подзаголовок, нелепа и кощунственна, и вполне отражает мировозренние Дугина и его сторонников. Дугин - бесконечно малая величина по сравнению с Церковью, и правильная постановка вопроса - потеряет или приобретёт Дугин, если он дистанцируется от Церкви!


24 января 10:45, Русский:

Нет, уважаемый Михаил. Своими словами Вы как раз подтверждаете мысль авторов. Вы предлагаете по-сектантски, как раз по-старообрядчески, замкнуться в самих себе. Судьба тех людей, которые через Дугина приходят к Церкви (а их, уверяю Вас, не так уж мало, да хоть бы и один человек - вспомните, какая радость на Небе о заблудшей и нашедшейся овце) Вас, похоже, не волнует. Так что Дугин потенциально имеет большую ценность для современной Церкви. И, несомненно, без него она многое может потерять, т. к. аналогов ему на данный момент просто нет.


24 января 12:52, Владимир Вереснев:

Александр Гельевич Дугин сколько угодно может петь на крылосе (лишь бы не фальшивил). Но вот какие интересные "песни" поются на сайте Евразийского Союза Молодёжи. Всякий, кто не поленится заглянуть в текст Катехизиса члена ЕСМ, узнает много чего любопытного, особенно в свете "православного миссионерства" Дугина, без "благословения" коего ни один евразиец и шагу не ступит:

"Наша цель - абсолютная власть. Мы Союз Господ, новых повелителей Евразии. Мы утвердим свою волю суверенно, непоколебимо, безотзывно...

Наш символ - звезда абсолютной экспансии..."

А вот раздел "Твоя вера" (как образец новейшего миссионерства - куда до него кондовым отцам Козлову да Кураеву с их чрезмерным морализмом!):

"Ты можешь верить во что пожелаешь. Существует абсолютная истина. Но не одна (?! - В.В.). Каждая традиция и каждая религия зовёт к далёким берегам...

Пусть каждый делает выбор сам - кто опираясь на голос крови, кто на личную волю, кто на традиции семьи, рода, племени. Если не веришь ни во что, неси это в себе сам - НИЧТО тоже категория существенная...

(Любопытно, всё-таки, насколько популярны такие вот чУдные мысли в среде наших братьев-единоверцев? - В.В.) ...Лучше больше бегай по утрам и исполняй задания Союза. Это формирует главное - тебя как боевую единицу".

Вот оно - главное. А вера - нечто придаточное, чего может и вовсе не быть. О Православии в тексте Катехизиса, как, собственно, и о Боге речи нет.

Можно сколь угодно вести высокоумные разговоры о фашизме и не-фашизме, но вся фразеология и символика младоевразийства как безусловно дугинского детища говорит сама за себя.

Так что "работа на воцерковление социума" делается уже... А насчёт "цветущей сложности", - думается, это не лучший повод тревожить благородную память великого Константина Леонтьева.

Однако, спаси всех Христос!


24 января 14:14, Посетитель сайта:

Не путайте одно с другим. Политическая платформа и религия - разные вещи. Не надо строить иллюзий - лозунгов с откровенными религиозными предпочтениями не позволяет себе ни одна серьезная политическая сила. Это может нравиться или не нравится, но такова действительность. Дугин и не позиционирует ЕСМ как Православную организацию, но как интегралную. Поэтому обсуждать ено православность или неправославность в контексте лозунгов движения некорректно. Это во-первых. Во-вторых, его безоговорочное лидерство в ЕСМ вовсе не так однозначно есть сведения, что его со временем "сольют".


24 января 14:19, Сергей Чесноков-Волжский:

Вереску

Наконец-то удалось познакомиться. Раз уж Вы говорите о "цветущей сложности", так попробуйте и к г-ну Дугину выработать соответственное отношение, по-леонтьевски, отделить мух от котлет. Иначе неувязочка выходит.


24 января 16:15, Игорь В.:

Владимиру Вересневу

В биографических материалах о житии свщмуч Серафима (Звездинского), чей батюшка (он же автор акафиста преподобному Серафиму) возглавлял единоверческий приход, что на Самокатной в Москве, есть очень примечательное повествование о "недопущении" иконы прп. Серафима частью прихожан супротив воле настоятеля. Исходя из этих исторических фактов позвольте усомниться в вашем тезисе о "сочувствии" к В.И., а особенно к "михайловослободским старушкам". Без всякого сомнения что р.Б. Александр находится в опасной близости к "пропасти", но кто-то должен быть на переднем крае, в отличие от "оплывших жиром" интендантов-маркитантов.


24 января 17:41, Петя:

смотри-www.pravaya.ru/leftright/473/2535


24 января 19:00, Посетитель сайта:

А я насчёт Дугина никаких иллюзий и не строю, как Вы могли бы заметить. Этим строительством заняты скорее участники представленной нам беседы. Это только в наше с Вами блудливое время человек может на публике менять маску за маской: вот это я - в политике, а вот это я же (что, не узнаёте, разве?) - но уже в религии. А между тем и другим "выражением лица" - пропасть. Чем бы там ни позиционировал Дугин ЕСМ, речь идёт лишь о его духовном влиянии на молодые души и головы. И если изначально они заполняются таким вот катехизисом, то при чём здесь православное миссионерство А.Г.? Пусть Дугин - глубочайший для кого-то философ, пусть он же - харизматический для кого-то политик, но увенчивать его лаврами православного миссионера - не слишком ли, господа?


24 января 22:41, М.В. Назаров:

Дугин пропагандирует "оккультного мессию"

В свете Православия, и прежде всего православной эсхатологии, хотелось бы узнать у авторов беседы или прямо у ее главного героя толкование следующего печатного высказывания мэтра Дугина в газете "Завтра" ("Вторжение") в 1999 г.:

"Одна из главных причин поражения современного патриотического движения состоит в том, что его возглавляют "профаны", всерьез верящие, что без оккультной поддержки... они способны добиться чего бы то ни было в области большой политики... Магический властелин Евразии должен водвориться в пробирках национальной лаборатории... Скрытый Царь. Спящий Император виртуальной континентальной Империи".


24 января 23:27, Юрий Тюрин:

Полностью согласен с увв. Карпецом и Малером в оценке Дугина.

Я бы ещё рекомендовал упомянуть текст Дугина "Апология Антифашизма"... хотя это дела не решит.

Нет сомнений, что наезд на Дугина спровоцирован определёнными силами и личностями, имена которых всем известны. Это - лишь эпизод из цепочки событий, направленных на то, чтобы православно-консервативную национальную оппозицию в России выставить бритоголовыми нацистами и загнать в подполье.

Я не имею никаких иллюзий относительно нравтсвенных качеств Рогозина, на всё это - звенья одной цепи. Цоль - заздавить цивилизованную патриотическую оппозицию и оставить на сцене всяческих дёмушкиных и копковых, которых при любом раскладе не могут претендовать на участие во власти и управлении страной.

Хочу посоветовать "великим комбинаторам" от внешней власти оставить в покое православных патриотов, а ещё лучше начать сотрудничать с нами по принципиальным социально-экономическим вопросам, вместо того, чтобы толкать отвественно мыслящих людей в "объятия белковских"... в плане продуктивного использования друг друга. А этому ведь несложно научиться...Иначе пытаясь сдеать "как всегда", грызуны могут потерять всё, столкнувшись с теми (большинством народа) кто ХОЧЕТ И ЗНАЕТ , КАК ЛУЧШЕ.


25 января 01:16, К.П.:

Сама статья по убедительности- Хороша,за что и Спасибо большое.В мусульманстве как и в иудаизме(прости меня Господи) поражает Единая Вера или единство во Вере.Можно находить и подтверждать новое в Православии,не отвергая её ортодоксальности.Если по статье нам отпущено так немного времени,то и подход сейчас должен быть Ближайшей дорогой,но к Храму Божьему. А если по-светски,то коней на переправе не меняют.70 лет из всех нас лепили атеистов,наблюдали наше общее разложение.Не так враги всесильны- они готовили свои условия для нас исподволь,загоняя нас в стойло,не пугая.По дороге собирая все ситуационные нужные для них моменты.И болезнь наша была уже в нас самих,а внешне проявилась,когда ещё и условия для этого были созданы.Нас вели в небытие не дураки,а очень даже "хорошие" специалисты. Вот нынешнее состояние наше и показывает всеобщий грех перед Богом и самими собой. И делать сейчас нужно всё отпротивное: то, что страшно для наших врагов.Опомниться, и жить по-чести,возлюбить себя и вокруг себя,без страха,нам не привыкать вылезать из любой беды.Для жизни физической -не много надо,а вот Духовность наша -врага больше всего и пугает.И народ-то наш не глуп,но уж слишком доверчив,не видит, в чём его Сила.

1.Знание Правды-Сила,

2.Знание Правды и безстрашие -Сила,

3.Порядок в головах,порядок в поступках.

4.А за свою территорию дерётся всё живое на свете.

5. Осталось за нами -ЕДИНСТВО, без которого мы--ПРОПАЛИ.

Такая малость за нами,в Вере и Единстве.Легче и выжить будет,борьба -Дело не скорое.Да и дорогу осилит Идущий. Да и поможет всем нам Разумение.

... " весь смысл которой заключался в том, что вообще вне Православия истины нет. И именно Православие является абсолютной истиной."

Отдельное Спасибо Вл.Карпецу, он скромно не говорит о своём подвижничестве.

А.Г.Дугин всем нам не помеха.Мы сами должны понять,стоя перед пропастью, и Эволюционировать... Духовно.А революционная ситуация всё ускоряет.


25 января 08:12, Владимир Вереснев:

Игорю В.

Отчего же Вы отказываете мне в искренности моего сочувствия В.Карпцу? Старушкам Михайловской слободы я своего сочувствия и не выражал, - они идут своим путём уже несколько поколений, и для них едва ли существует проблема какого бы то ни было отношения к тому, чем живут "практикующие новый обряд" (в лучшем случае - промолчат, в худшем - известно что...). Но Вл.Игоревичу действительно сочувствую, ибо он - не старушка, но активно мыслящий и действующий православный христианин, притом не всегда бывший единоверцем. Многим читателем его постоянно публикуемых материалов и невдомёк даже, что он прихожанин Михайловской слободы (против которой я ничего не имею, а о.Иринарха отчасти знаю лично и уважаю).

Насчёт "пропасти" и переднего края - это уж Вам Святые Отцы лучше меня объяснят. И позвольте узнать: все остальные, в отличие от Дугина - это всенепременно "оплывшие жиром" интенданты-маркинанты?


25 января 10:12, Дёрин Сергей, член ЕСМ:

Для начала сердечно благодарю глубокоуважаемых Малера и Карпца за интервью. А теперь мои собственные соображения:

"Во-вторых, его безоговорочное лидерство в ЕСМ вовсе не так однозначно есть сведения, что его со временем "сольют"." - Какой бред!!! Дугин - абсолютный авторитет, живой классик ВСЕХ евразийцев, что же говорить о ЕСМ?! За одно подобное высказывание, за один подобный намёк, сделанный в присутствии члена ЕСМ Вас самого сольют, спустят с лестницы и т.д.!

Любой приказ Дугина, любая его просьба, любое пожелание, любой намёк, любая мысль, в том числе, и невысказанная, но угаданная являются законом для активиста Союза и там никогда не было и не будет таких разговоров. Не знаю откуда у Вас вообще такие сведения.

Ответственно заявляю, что это не просто бред, точнее, это именно не бред, а наглая провокация анонима, гнусного врага евразийства, России и лучшей части человечества.

Что касается православия Дугина, то я могу Вас заверить - он именно православный, единоверец, никакой не еретик и наоборот во все времена развенчивал, причём очень глубоко и фундаментально, ересиархов христианства. И то, что Дугин БЕЗУСЛОВНО православен Вам скажет любой хоть немного знакомый с его деятельностью и с ним самим человек (кстати, никаких личных предпочтений в моих словах нет - я православие не исповедую). И в ЕСМ - большинство православные, может только кое кого весьма раздражает, что не никониане, что надо вывалить везде какой-нибудь свой бред! Причём здесь Серафим Саровский?! Для таких как Вы, Саровский и Кронштадский уже давно из святых превратились в идиотскую мантру, которую Вы каждый раз повторяете при встрече со старообрядцами, как будто не понимая, что является реальным камнем преткновения в споре с ними!

Теперь немного в сторону - на поколение "Пепси" Кураев как раз никакого влияния не оказывает, он оказывает (как и, например, ув.Легойда) очень большое (огромное) влияние на сложноопределимуй слой молодёжи (студенчества) определённых специальностей, черт характера и интеллекта. Вот, для примера, в МГИМО, где я учусь, Кураева обожают на фак-те международной журналистики - вот, это его аудитория, и это огромная аудитория, т.к. это ЖУРНАЛИСТЫ. Никакого протестантизма там на самом деле нет. Это стремление открыть (в хорошем смысле слова) Церковь молодой струе, людей с нормальным относительно устройством психики. Да, радикалов там не найдёшь, но это очень полезные люди.

Кураев с Дугиным, кстати, во вполне нормальных отношениях.

Фигура Дугина, конечно, - безусловный критерий, лакмусовая бумага) интеллекта и определённых качеств души для тех, кто претедует на какую-то общественную функцию.


25 января 16:05, Русский:

Да, Дерин, видно, еще не переболел юношеским максимализмом, ему, и спорит он из желания поспорить. Его отзыв поддерживает мои опасения - Александр Гельевич превращается в мини-фюрера.Юноша из любви к вождю спорит об очевидных фактах. По поводу Кураева его позиция и методология, в значительной степени входящие с позициями и методологией Дугина, очевидна для тех, кто знаком с их творчеством. Дугин не раз негативно высказывал в адрес Кураева, как, впрочем и Кураев не скрывает своего настороженного отношения к Дугину. И еще. Высказанные утверждения не голословны хотя бы по той причине, что знаю Дугина (в т.ч. лично) уже около 10 лет.


25 января 17:23, Владимир Вереснев:

Дёрину Сергею, члену ЕСМ

Самое приятное в Вашем заявлении - это подтверждение, т.ск., из первоисточника той роли, которую играет Дугин в ЕСМ.

Самое неприятное - Ваш оскорбительный тон в адрес "кое-кого" из православных, к вере которых Вы не причастны, и кто, по Вашему разумению, "вываливает везде какой-нибудь бред". Мало того, Вы ещё вменяете православным какую-то "идиотскую мантру". Возможно, последний технический термин Вы заимствовали из собственного духовного арсенала - не знаю, Вам виднее, но к молитвенной жизни православных христиан это не имеет никакого отношения. Смею предположить, что Вы готовитесь пополнить могучую когорту журналистов (пишу это слово строчными буквами, уж простите), чем и пробую объяснить для себя безаппеляционный стиль Вашей несколько воинственной речи. В меньшей степени подозреваю в Вас будущего дипломата. Но - всего Вам доброго.

Всем же православным участникам сей разгорячённой дискуссии рекомендую ещё и ещё раз перечитать помещённый выше постинг М.В.Назарова, так пока никем и не прокомментированный. Цитата из Дугина, право, дорогого стоит!.. Хотя, как уже замечено, эволюционирует Александр Гельевич неудержимо.


25 января 19:01, Игорь В.:

Владимиру Вересневу

Простите за горячечность! Конечно, не всех, да и сам нами обсуждаемый "не ангел". Знай край, да не падай! Тем более, что предложение "о сочувствии" это мысли, которые я хотел стереть, но не стёр по рассеяности, о чём сожалею.

Смысл нашего времени еще состоит и в том, что ранее переходили из раскола в единоверие, а сегодня из "господствующей церкви" в единоверие. Да и хорошо если туда, а не в никуда... Этим объясняется и некий ригоризм, даже дистанцирование от мягко-поведенческой, и если сказать грубо, "интендантско-маркитантского", т.е. коммерческо-эпикурейского поведения. Меня иногда немного скребет "единоверческое" миссионерство Вл. Иг. и Ал. Гел. Но вопрос немного схож с историей "Долгих Братьев", что не следует рубить всё дерево, если даже один из многих плодов и оказался червивым.

Церковь же наша (как организация по М.Новосёлову) не будет в ответе, а уже в ответе "что не сберегла русский православный народ", "хотя возможность к этому была". Что же меня душит? Что не дает расправить плечи? Только ли личные грехи и малочисленность? Да нет во мне Вождя, с которым ничего не страшно. А есть попытки самоорганизоваться для лучшего житейского мiроустроения...


25 января 20:11, Владимир Вереснев:

Игорю В.

Да чего бы и лучшего желать, кроме как одного - чтобы некому было и незачем никуда переходить. Чтобы была у всех одна общая Мать Церковь - Единая Святая Соборная и Апостольская. Но сколько мы все - с Божией помощью - должны ещё сделать ради приближения этого чаемого (!!!) единства!

Но - не всё безнадёжно и горько, ибо дорогой ценой куплены мы у вечной смерти, дабы Жизнь Христова жительствовала в нас.

Простите и меня , Игорь, за излишний, б.м., и слишком горячий "боевой задор" - сие отнюдь "не по злобЕ", конечно, а по глубокому душевному несовершенству.


26 января 03:34, Дёрин:

Профессия дипломата не заключается в том, чтобы покорно выслушивать клевету в свой адрес, а также юлить и ублажать тех, кто всё равно никогда не принесёт тебе пользы. Потому что не способен вообще не способен её приносить.

Я появился здесь только для того, чтобы опровергнуть некомпетентные высказывания набивающих себе цену провокаторов и сделав это удаляюсь.


26 января 11:14, Владимир Вереснев:

Дёрину (вдогонку)

Несколько театрально, а-ля Чацкий... Но раёк рукоплещет. Мавр сделал своё дело...

(И стоило человеку посреди ночи так нервничать?).


26 января 12:46, Игорь В.:

О каком единстве мы говорим?

В католических молитвословах (на русском языке) Символ Веры так и представлен: "Верую во Единую, Соборную и Апостольскую Церковь". Что, по моему разумению, говорит более о земной Церкви, чем о Небесной. Оная представлена в православном изложении: "Верую во единую Святую, Соборную и Апостольскую Церковь". Разность и, тем более, наполненность очевидна. Я не в коей мере не говорю что в упрек, а более о невозможности административного единства Церкви земной. Один из римских понтификов на представление ему соловьевского прожекта единой Церкви, сказал: "Идея хорошая, но неисполнимая".


26 января 14:41, Владимир Вереснев:

Игорю В.: О чаемом единстве

Погодим с католиками, я - о единстве православных, о чём и в ектениях наших глаголется ежедневно и помногу. Оттого-то и печаль моя, что вот, единоверцы - даже и административно (слово противное, но что делать) с нами едины, но... Но повторятся уж не стану, дабы не доводить весь разговор до абсурда.

ВСИ святии, молите Бога о нас!


27 января 03:06, Юрий Тюрин:

Забавно...

Молодец, Сергей Дёрин! Кроме шуток. Действительно, нет большого смысла в сей долгой дискуссии на тему "на сколько же % Дугин православен"...

Мы знаем, что некоторые русские князья признавались святыми, хотя принимали первое православное покаяние лишь на сметном одре. Все знают, о ком идёт речью О. Андрей Кураев, с которым я когда-то, лет 10 назад, имел долгий разговор о Дугине, в котором старался убедить о. Андрея. только что узнавшего о существовании Дугина, что у него, о Андрея, и у Дугина - РАЗНОЕ призвание и РАЗНЫЕ пути к ОБЩЕЙ цели - поэтому им лучше вообще изегать публичного обсуждения друг друга... Так вот, о. Андрей где-то писал о том, что есть разные пути к святости: путь подвижника - и путь полководца или политика - и они НЕ похожи...

Я не говорю, что Дугин "свят" - отнюдь! Я говорю о КРИТЕРИИ. Я хочу сказать, что БОЛЬШИНСТВО авторов комментов (включая вашего покорного слугу с островов туманного севера) наверняка не сделали для России и НАРОДА и 10% процентов того, что сделал Дугин... Что он УЖЕ сделал.

Путь Дугина - это великий путь гения-патриота. Имя Дугина и величие его дела ещё оценит русская история. Потому нет смысла копаться в "философиях" Дугина - мне лично достаточно и того что он ГОВОРИТ, что он Православный. А я предпочитаю больше думать о СВОЕЙ душе и грехах - чего и всем дружески так сказать советую...

Как сказано - "по плодам оценят..." и ещё про "талант" который нельзя "зарывать в землю"... Такая вот личная проблема или задача для каждого из нас. Дугин как раз для себя её решил...


27 января 12:59, Владимир Вереснев:

После Юрия Тюрина...

Что УЖЕ сделал Дугин? - Он памятник себе воздвиг нерукотворный!..

Так давайте закончим сию безсмысленную дискуссию, ибо оценивать величие дела Дугина - этого великого гения-патриота, по плечу не нам, грешным, а русской истории. А нам, не сделавшим для России и НАРОДА и 10% того, что сделал Дугин, остаётся лишь одно - внимать тому, что ещё скажет и сделает сей человек-памятник. Dixi.


27 января 19:11, Вальдемар:

Уточнение

Действительно, эта полемика не имеет большего значения . Александр Гельевич Дугин вполне православный человек, в своих замечательных работах он не раз критиковал и ересиархов прошлого, и современных оккультистов и неоспиритуалистов. Когда Вера сочетается с глубоким патриотизмом - это,как правило,всегда православие. Хотелось бы уточнить относительно мнения Кураева о Дугине. Год назад я поинтересовался им у о. Андрея и получил довольно агрессивный ответ: Дугин -однозначно враг православия, плюс Кураев необоснованно обвинил Дугина в каббалистике, плюс допустил инсинуации в адрес личности А.Г. - дескать, тот проповедует установления, кои сам не соблюдает. Причина такой нелюбви в следующем: Кураев все-таки - "попсовый теолог", а Дугин погружен в глубины традиции, к тому же А.Г. обращается преимущественно к радикальной молодежи, а о.Андрей - ко всем подряд, что заставляет вспомнить про бисер перед свиньями.


28 января 00:30, Дёрин:

Совершенно верно! Именно это вам всем и нужно сделать.


28 января 13:46, Сайтопосетитель:

Дёрину

Уходя - уходи.


28 января 19:13, Сергий, монархист со стажем:

М. В. Назарову

Газета "Завтра" за 1999 год! За это время много воды утекло. Вас ведь тоже, Михаил Викторович, некоторые до сих пор считают членом НТС. А у меня, каюсь, двадцать пять лет назад, над столом портрет Бакунина висел. Хочется спросить о нынешних взглядах Дугина. Ибо как говорил классик(Лев толстой), "я не щегол, чтобы всю жизнь чирикать одну и ту же песню". Путь Христу у всех разный. Кому то легко. Другие идут путём длинным, извилистым. А интересно, Отец Максим был комсомольцем?


28 января 23:02, Посетитель сайта:

мой муж сидел с Дугиным за одной партой в средней школе отзывы самые плохие и смешные Вот и мне читать о Мсье Дугине как о гении и какой-то там надежде смешно


29 января 02:28, Посетитель сайта:

а у нас в деревне все проще


29 января 14:49, М.В. Назаров:

Еще об "оккультном мессии" А.Г. Дугина

Отвечаю на просьбу по телефону дать точную ссылку на источник приведенной цитаты А.Г. Дугина об "оккультном месии": газета "Завтра", 1999, № 7, с. 6 ("Вторжение", статья так и называется: "Магический властелин").

Уточню, что в этой серии статей Дугин, разумеется, выступает против царства антихриста, т.е. Нового мирового порядка, который, по его трактовке, готовят плохие "атлантисты" (от названия Атлантического океана). Им противостоят хорошие "евразийцы" - такова по концепции Дугина главная раскладка мировых сил; критерий тут геополитический, точнее - попросту географический.

И он пишет об этом критерии в другой статье: "Все остальное - вторично. Евразийцем может быть любой - православный и мусульманин, буддист и атеист, синтоист и язычник, хасид и марксист... Геополитический закон доминирует надо всем остальным" ("Затра", 1999, № 16, с. 6).

То есть спектр хороших "евразийцев" велик: от православных до сатанистов.

Так вот для их совместной борьбы против "атлантистов" Дугин считает необходимым иметь собственного "оккультного мессию".

Дугин человек умный, начитаный, энергичный, хорошо говорит. Создан евразийскую партию, был советником спикера Госдумы Селезнева, приобрел известность и в кругах западных "советологов", даже встречался в США с лидерами мировой закулисы (если верить сообщениям его соратников).

Но прошу все-таки ответить его и авторов беседы: как все это совмещается с православным вероучением о борьбе сил добра и зла, об их носителях, о конце истории?


29 января 22:41, М.В. Назаров:

Монархисту со стажем о Дугине

Писал свое второе сообщение, когда Вашего еще не было. Согласен, что мы не должны придираться к прошлым заблуждениям кого бы то ни было - все мы со временем уточняем свои позиции. Значительно уточнил их и я с энтээсовских доперестроечных времен. Но что предосудительного Вы видите в том, чтобы быть членом антикоммунистического НТС тех лет в духе "Наших задач" И.А. Ильина? При немалых политических иллюзиях тогдашнего руководства НТС - оно все же с язычниками, хасидами или марксистами совместных идеологий не сочиняло.

Если за прошедшие 6 лет Александр Гельевич больше не ждет "оккультного мессию" - он должен прямо отмежеаться от своих тогдашних писаний. Но ведь с иудейскими фундаменталистами, ждущиим мошиаха, он по-прежнему стоит в одном строю против "атлантистов", о чем было немало материала в его изданиях в самые последние годы.

По моему мнению, это маскирует носителей зла в истории и препятствует пониманию идущей в мире духовной борьбы. В таком контексте даже своим красноречием и эрудированностью, изложением многих верных идей, он лишь отвлекает на себя многих людей от православного пути сопротивления злу. Какое уж тут миссионерство...


6 февраля 20:40, Сергей Строев:

"Православный миссионер" в цитатах

«Победили наши, полярные, солярные евреи <...> Я очень рад. Искренне поздравляю израильтян с истинным выбором. Сделав его, вы невероятно помогли нам <...> ступайте смело на Храмовую Гору, как Ариэль Шарон <...> Я поздравляю Ариэля Шарона с этим великим успехом. Я вижу в этом знаки времени» (Дугин. постинг на форуме "Арктогеи").

«до определенного момента (и довольно далеко отстоящего от сферы профанов) путь инициации и контринициации не только параллелен, но в сущности един» (А.Г. Дугин «Контринициация»).

«следует попытаться объединить жестко полит-некорректного «коричневого» традиционалиста Эволу с его онтологией Пола вместе с нюансированными и любопытными именно в психологических и аналитических деталях теориями психоанализа, с «фрейдо-марксизмом». На том же основании, на котором мы объединяем концепцию «живой материи» и «полярно-райский» подход, мы можем объединить красных и коричневых, материалистов и идеалистов в области психоанализа, подкрепленного полноценной метафизикой секса. Это дало бы революционный взгляд на вещи» (А.Г. Дугин «Пол и субъект»).

«Записанные бормотания студента холодных вод должны изучаться на кафедрах философии столичных университетов, фигуры делирия пациентов утвердится наряду с полотнами классиков (это уже есть). Этот уравнительный момент, на самом деле, уже присутствует в современной культуре, особенно в пост-модерне. Это, кстати, не само собой вышло: на лицо результат стратегии массивной подрывной деятельности <...> наших, национал-большевистских агентов влияния – от Батайя до Юнга» (А.Г Дугин: «Бытие и безумие»).

«В заключении своего доклада хочу сказать слова благодарности моим сподвижникам, приложившим немалые усилия для того, чтобы наш учредительный съезд состоялся. <...> Федерации еврейских организаций России и лично верховному раввину Берлу Лазару за всемерную помощь и поддержку, оказанную всеми ими в создании "Евразии"» (А.Г. Дугин. Выступление на учредительном съезде ОПОД «Евразия»).

«Если человек и машина, строго говоря, не являются онтологически различными, между ними не существует реального разрыва, то при определенных условиях существует возможность перехода от куклы к человеку, т.е. оживление куклы, искусственной вещи, аппарата, который начинает отвечать Фоме Аквинскому на теологические вопросы, обслуживать раввина Лоэва в старой пражской синагоге и выполнять в аналогичных ситуациях массу всяких поручений. ... Соответственно, высшим ритуалом для человека, исследующего дно реальности (эзотерика, гностика, мага, герметика, каббалиста), было бы повторение той же самой операции, которую произвел Бог, создавая Адама - отсюда бесконечное желание создать именно живой аппарат» (А.Г Дугин: «Угроза гомункула»).

Подробнее см. http://russoc.by.ru/Doctrina/Dugin.htm


13 февраля 21:20, ПК:

Зачем говорить? Не понимаю какая разница что он за человек этот Дугин? Вы в своих нелепых раговорах только грешите. Какая разница еретик он или нет. Все равно большинство интелектуальной молодежи и не только книжки его читала читает и будет читать. Читал и я, читаю и буду читать. Когда читаешь нужно смотреть на то что читаешь а не слепо заглатывать текст в век гиперссылки перепрыгивая по нему глазами-указателями. Оценивайте же текст. Смотрите на него. А не решайте вопросы любит ли Дугин А.Кроули и перепрыгивать на новую гиперссылку в цифровом пространстве. Миссионер ли Дугин? А какая собственно разница? Текст его гипперсылок поймет не каждый, он не несет ко всем он несет к избранным. ЕСМ для всех и это тот проект для каждого по усмотрению Дугина. Но нужен ли он вам? дело то ваше а не гиперрсылок


13 февраля 21:22, Посетитель сайта:

Забыл есче добавить ... нужно ли читать Дугина? если не читал то по моему НЕ НУЖНО.. лучше не читать... если же прочел один раз то лучше прочесть Дугина дальше иначе получится только путаница



Ваше мнение об этом материале:

— Ваше имя
— Ваш email
— Тема отзыва

Ваш отзыв (заполняется обязательно):

Введите текст показанный на картинке:

Правая.ru


Получайте свежие материалы сайта себе на почту
Rambler's Top100 Яндекс цитирования
Использование материалов допустимо только с согласия авторов pravaya@yandex.ru, с обязательной гиперссылкой на сайт Правая.ru.
 © Правая.ru, 2004–2018