22 ноября 2019
Правая вера
Древлеправославие

"Гордость России"













Новости сайта

Получайте свежие материалы сайта себе на почту





















Анастасия Краева, Нижний Новгород
16 ноября 2004 г.
версия для печати

Обучение в воскресных школах и общеобразовательных учебных заведениях единоверческих приходов в прошлом и настоящем

Одним из важнейших направлений единоверческой приходской жизни является обучение и воспитание нового поколения наших прихожан в святоотеческом, святоцерковном, патриотическом и, одновременно, отвечающем сложной современной обстановке, духе...

К 250-летию со дня рождения Императора Павла I

Единоверческие или староообрядные приходы в лоне Русской Православной Церкви, в рамках официальной церковной организации, существуют с 1800 г.. Тогда, именным указом императора Павла I, старообрядцам было позволено войти в состав Грекороссийской Церкви, с сохранением в полном объеме древлеправославного Богослужения, существовавшего при первых пяти Всероссийских Патриархах, а также всех особенностей старорусского бытового уклада. Поместный Собор Российской Православной Церкви 1917-1918гг. дал следующее определение Единоверия: „Единоверцы суть чада Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви, кои с благословения Поместной Церкви, при единстве веры и управления, совершают церковные чинопоследования по Богослужебным книгам, изданным при первых пяти Русских Патриархах, — при строгом сохранении древнерусского бытового уклада“.

После указа Павла I Единоверческие приходы стали возникать по всей России, а Собор 1917-1918гг. дал Единоверию полное каноническое устроение. С одной стороны, устранив все препятствия к взаимному церковному общению единоверцев и общеправославных, с другой, учредив кафедры единоверческих епископов. Первым единоверческим епископом стал священномученик Симон (Шлеев), прославленный на Архиерейском Соборе РПЦ в 2000г.

Окончательно, с каноническо-правовой точки зрения, „зеленая улица“ для православного старообрядчества (Единоверия) была открыта Поместным Собором РПЦ в 1971 г. Тогда были сняты клятвы на придерживающихся старого русского обряда православных христиан, наложенные Московским Собором 1666-1667 гг., а сами старые обряды – равноспасительными.

Особое попечение о развитии старообрядных приходов РПЦ проявил состоявшийся 3-8 октября 2004 г. Архиерейский собор РПЦ, для отцов которого, данное направление церковной жизни оказалось одним из приоритетных. С нашей стороны, мы готовы сделать все от нас зависящее, для того чтобы отеческое попечение о нас не оказалось напрасным. Одним из важнейших направлений единоверческой приходской жизни становится обучение и воспитание нового поколения наших прихожан в святоотеческом, святоцерковном, патриотическом и, одновременно, отвечающем сложной современной обстановке, духе.

Эта традиция существует в Единоверии уже с XIX в. Из архивных документов, относящихся к истории единоверческого храма Архангела Михаила села Михайловская Слобода Московской епархии, который я представляю, известно, что при нем существовало церковно-приходское училище, открытое в 1837 г. По данным на 1858 г. в нем обучалось 32 мальчика и 11 девочек. Прихожане охотно жертвовали значительные средства на образование подрастающего поколения. Из тех же архивных документов нам известно, что при открытии училища, староста храма – купец Василий Ильич Кузнецов – пожертвовал на покупку учебников 200 руб. В дальнейшем училище было очень популярно среди местных жителей. Строгие ревнители церковной старины и древнего русского благочестия с гораздо большей охотой отдавали своих детей для обучения именно в церковно-приходское училище, предпочитая его земской школе, также находившейся в Михайловской слободе.

О том, что вопрос школьного образования был очень важен для единоверческого духовенства и мирян, красноречиво свидетельствует тот факт, что на Всероссийском Съезде православных старообрядцев (единоверцев), который состоялся в 1912 году в Санкт-Петербурге, одним из пунктов повестки дня был вопрос об образовании. По этому вопросу было 14 докладов. Важнейшими из них были доклады протоиерея Григория Шлеева, настоятеля Московской Троице-Введенской единоверческой церкви и священника Санкт-Петербургской Никольской единоверческой церкви Григория Дрибинцева. Эти два доклада вошли в книгу Материалов Первого Всероссийского съезда православных старообрядцев (единоверцев), вышедшую в свет в том же 1912 году.

Необходимо отметить, что Никольский единоверческий храм города Санкт-Петербурга благодаря трудам и выдающейся организаторской деятельности его настоятеля отца Симеона Шлеева (будущего священномученика Симона) был в начале двадцатого столетия и крупнейшим единоверческим образовательным центром.

При нем в 1908 году было открыто Братское Реальное Училище. Первоначально Училище возникло в церковном доме и количество учащихся составляло всего 10 человек, но уже в 1912/13 году число учеников достигло 400. В октябре 1912 года было построено новое четырехэтажное здание для Братского Училища. Здание было освящено 14 октября 1912 года. Торжество освящения совпало с актом присвоения Училищу имени Его Императорского Высочества Наследника Цесаревича и Великого Князя Алексия Николаевича. Это было единственное в России среднее учебное заведение, действовавшее при православном храме. Отец Симеон Шлеев был его Директором и законоучителем. Многие преподаватели училища были прихожанами Никольского единоверческого храма, и в деле воспитания молодого поколения участвовали совершенно бескорыстно. Некоторые из них были известными общественными и научными деятелями своего времени, среди таковых можно назвать будущего знаменитого академика князя Алексея Алексеевича Ухтомского, старосты Никольского храма и известного церковного писателя А. А. Папкова. Изучая обширную программу светских наук, воспитанники училища постоянно участвовали в Богослужениях, получали также знания в области крюкового знаменного пения и Богослужебного устава. 16 апреля 1913 года воспитанники Училища вместе с отцом Симеоном Шлеевым и некоторыми другими членами причта удостоились высокой чести пропеть „Пасху“ Государю Императору Николаю Александровичу и членам Царской семьи в Александровском дворце. Затем в беседе Государь Император с глубоким интересом расспрашивал об училище его директора.

В 1913 году при Никольской единоверческой церкви Санкт-Петербурга была открыта женская гимназия с полными правами Правительственных женских гимназий Министерства Народного Просвещения. Ее учебный процесс основывался на тех же принципах, что и обучение в Братском Реальном Училище.

Даже после того как отец Симеон стал епископом Симоном, он продолжал оставаться директором Училища и Председателем Педагогического Совета женской гимназии до самого своего отъезда в Уфу для временного управления вдовствующей Уфимской епархией. В Уфе в 1921 году, он принял мученический венец: его вероломно убили вечером 5/18 августа по возвращении домой после Богослужения праздника Преображения Господня.

Почти в это же время и училище и гимназия прекратили существование по распоряжению органов Советской власти.

Прерванные традиции образования в единоверческих приходах постепенно восстанавливаются с учетом богатого опыта наших благочестивых предшественников, который к счастью нам удается черпать из сохранившихся публикаций, изданных в свое время отцом Симеоном Шлеевым.

Хотелось бы рассказать об образовательной и просветительской работе, которая сегодня ведется единоверческим обществом при нашем храме святаго Архангела Михаила, что в селе Михайловская слобода Раменского района Московской области. Специфика нашего прихода в том, что он, находящийся вблизи от Москвы, соединяет в себе особенности традиционного сельского прихода и городского, привлекательного для людей науки, образования, искусства. Среди прихожан нашего храма современные деятели Российской науки и культуры профессор, доктор философских наук А. Г. Дугин; известные художники Д. М. Утенков и Б. П. Кошелев; член Союза Писателей, доцент В. И. Карпец; доктор физико-математических наук Е. Поляков; литератор М. Н. Душин. Все эти люди сознательно выбрали для себя Единоверие, стремясь к сохранению верности Матери-Церкви, при одновременной верности древним традициям Святой Руси. Под духовным руководством настоятеля нашего храма священноигумена Иринарха (1) эти люди, а также другие члены Михаило-Архангельского единоверческого общества прилагают большие усилия в деле воспитания православных христиан-единоверцев. Многие из них непосредственно преподают в создаваемой единоверческим обществом сети начального и среднего образования.

При нашем храме с 2000 г. работает Воскресная школа, имеющая уже один выпуск. Среди выпускников теперь есть студенты МГУ, Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета, Российского православного Университета им. Святого Иоанна Богослова, Института народного хозяйства им. Г.В. Плеханова, а также других московских ВУЗов. Директором школы является диакон Евгений Саранча. Школа делится на младшую и старшую группы. В ней преподаются Священное Писание Ветхого и Нового Завета, Катехизис, Церковное пение, Основы рукоделия (для девочек), Русский язык, Словесность, История Отечества, Церковнославянский язык. При преподавании церковных предметов строго соблюдаются все особенности Богослужебного устава, языка и унисонного знаменного пения, сложившихся ко времени первых пяти Всероссийских Патриархов и хранимые единоверческой традицией. При этом делается акцент на принадлежность именно к Московской Патриархии Русской Православной Церкви и подчинению ее священноначалию. Большое значение в процессе обучения придается дисциплине и внешнему виду учащихся. Культивируется приверженность к традиционной русской одежде. Преподаватели воспитывают в учащихся нетерпимость к безделью, курению, пьянству и другим порокам, столь распространенным в современной юношеской среде.

Академическое обучение сочетается с трудовым воспитанием. Учащиеся работают на строительстве храма, помогают устроению приходского кладбища, работают в саду и на огороде, участвуют в ремонте школы. Любовь к родному краю прививается ежегодным крестным ходом по Раменскому району в неделю Святых Жен Мироносиц, а также походами по историческим местам и окрестным лесам и поездками в достопамятные места на поклонение русским православным святыням.

В настоящее время при храме осуществляется начальное школьное образование в полном объеме начальной образовательной школы. Занятия, как и во всех школах, проводятся каждый день по полному курсу начальной школы. По окончании начальной школы, мы планируем продолжение обучения этой группы в рамках среднего образования. Среди учащихся дети не только из семей, живущих в близлежащих населенных пунктах, но и из семей наших прихожан-москвичей.

В дальнейшем возможно преобразование школы в училище, где юноши и девушки будут получать специальность в области церковного пения, иконописи, ремесел, народных промыслов. Образцов для деятельности училища должно стать братское реальное училище имени наследника и Великого князя цесаревича Алексия Николаевича при Единоверческом Обществе Никольской единоверческой церкви в Санкт-Петербурге.

В настоящей публикации представлены тезисы доклада Анастасии Краевой, зачитанного на "Покровских днях", проводившихся с 11 по 4 ноября в Нижнем Новгороде. По завершении первых нижегородских «Покровских Дней» планируется выпуск сборника полных текстов докладов, а по отдельным секциям будут изданы стенограммы семинаров и круглых столов.

«Покровские Дни» проводятся Нижегородской региональной организацией Союза православных граждан совместно с Епархиальным Просветительским центром Нижегородской епархии по благословению Его Преосвященства Преосвященного Георгия, епископа Нижегородского и Арзамасского.

Цель их — возрождение старинного русского праздника Покрова Пресвятой Богородицы. В программу «Дней» включены историко-патриотические чтения, круглые столы, семинары, а также просмотр кинофильмов, дискуссии о насущных вопросах Православия, концерты духовной музыки.





Оставить свой отзыв о прочитанном


Предыдущие отзывы посетителей сайта:

17 ноября 12:51, Посетитель сайта:

Да, побольше бы таких приходов и таких школ!


9 декабря 14:06, Посетитель сайта:

Иконы и церковное имущество.

Когда Вы посмотрите наш сайт:

http://www.bait-arvutisalong.com/mustvee/ ещ поймете нас инаши заботыю Иконы ЕПЦМП не возвращает, как православным прихожанам, так и единоверческому приходу. Вот такое Православие у нас в Эстонии,а Ваш сайт нам понравился. Спасибо.



Ваше мнение об этом материале:

— Ваше имя
— Ваш email
— Тема отзыва

Ваш отзыв (заполняется обязательно):

Введите текст показанный на картинке:

Правая.ru


Получайте свежие материалы сайта себе на почту
Rambler's Top100 Яндекс цитирования
Использование материалов допустимо только с согласия авторов pravaya@yandex.ru, с обязательной гиперссылкой на сайт Правая.ru.
 © Правая.ru, 2004–2019