12 ноября 2019
Правая вера
Древлеправославие

"Гордость России"













Новости сайта

Получайте свежие материалы сайта себе на почту





















Владимир Карпец
24 июля 2006 г.
версия для печати

Древлеправославное торжество

Почти невидимый консервативно-революционный процесс Великого Возвращения начался, и его уже не остановить при всем желании – возникающем часто с обеих сторон – как никонианской, так и старообрядческой

Ставленник перед архиереем21 июля с.г., в день празднования Казанской иконы Божией Матери, в единоверческом (старообрядном) храме св. Архангела Михаила в селе Михайловская слобода Раменского района Московской области Преосвященный Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий за Божественной литургией совершил рукоположение диакона Евгения Саранчи в священники и чтеца Игоря Краева в диаконы. Рукоположение было совершено по полному древнему архиерейскому чину, по старым, дораскольным богослужебным книгам. Отметим при этом, что Владыка Ювеналий сам знает древний чин и умеет по нему служить, и не только потому, что сам он происходит из древнего старообрядческого рода Поярковых, но и потому, что уже долгие годы уделяет пристальное внимание развитию православного старообрядчества (единоверия) в своей епархии.

На самом деле в этой день произошло вовсе не рядовое рукоположение, каковых сегодня бывает много, что вполне естественно для многочисленных вновь открывающихся храмов. И дело даже не в том, что единоверческая община храма Архангела Михаила является сегодня самой крупной старообрядной общиной и приходом в Русской Православной Церкви, что настоятель ее священноигумен Иринарх (Денисов) – самым авторитетным старообрядным клириком в современной Русской Православной Церкви Московской Патриархии – что некоторые единоверцы хотя и пытаются оспаривать, однако им так и не удалось пока что противопоставить что-либо авторитету о.Иринарха – и не в том, что среди прихожан нашего храма много людей, прямо и открыто участвующих не только в церковной, но и в общественной жизни, выступая сегодня против расколов и разделений церковных и готовящегося и грозящего распада России, хотя, наверное, и все это имеет значение. Обратить внимание хотелось бы на следующее.

В последние два года, после решения Архиерейского Собора Русской Православной Церкви «О взаимоотношениях со старообрядчеством и о старообрядных приходах РПЦ МП», явившегося продолжением исторического Деяния Поместного Собора 1971 года, открылось по всей России уже семь новых старообрядных приходов МП. Много это или мало? На самом деле, ничтожно мало. Но, с другой стороны, почти невидимый консервативно-революционный процесс Великого Возвращения начался, и его уже не остановить при всем желании – возникающем часто с обеих сторон – как никонианской, так и старообрядческой.

В чем историческая – экклезиологическая и не в последнюю очередь политико-историческая – трагедия раскола XVII века? Прежде всего, в том, что чисто экклезиологически оказались правы никониане – при всей жестокости применявшихся ими методов искоренения древлего благочестия – ибо они сохранили апостольское преемство и иерархию (иное дело, что, как говорят иногда старообрядцы, стол был о трех ногах), в то время как не желавшие принять «новин» – и поповцы, и безпоповцы, вместе еще к XIX составлявшие едва ли половину русского народа, сохранили каноническую и метафизическую правду Православия, верность не только быту и обряду, но и святоотеческому Преданию, и общинно-соборному началу, и правильному учению о Православном Царе как «удерживающем». Многие из них унесли правду Третьего Рима, правду Святой Руси в леса и гари, а над Царским Домом легла неотменимая тень измены, которую смыть можно стало только искупительным подвигом и мученической смертью – от Императора Павла I до Царя-Мученика Николы и Его Семьи.

На разбойничьем соборе 1666-67 гг. были наложены страшные клятвы – все они опубликованы, каждый сегодня может их прочитать и ужаснуться – на всю дораскольную русскую святость – так или иначе под них попадали и св. Владимир, и преп. Сергий Радонежский, и весь сонм русских дораскольных святых, и Отцы Стоглава, такие, как ныне прославленный в РПЦ святитель Макарий Московский признаны «невеждами», а собственному народу «вменено поганство». После этих событий – а вовсе не после в чем-то обоснованных военно-политических реформ Петра I – как то утверждали так и не доросшие до понимания правоты Древлего Православия и оставшиеся, в общем-то, либералами славянофилы, началось разделение – не социальное, а культурное, и шире, психологическое, даже «психопатическое», на «простых» и «культурных», «черную кость» и «белую кость», разразившееся во взаимной резне 10-20-х годов ХХ века, которое не уврачевано до сих пор и до сих пор нас разделяет, причем иногда на уровне семьи и даже доходя до «области разделения души и духа».

Если сердце народа Церковь, то только исцеление этой «сердечной мышцы» В храме...может быть предпосылкой – только предпосылкой, ибо есть еще иные условия – исцеления нации. Но здесь процесс может быть только взаимным. У него два основания: признание юридико-экклезиологической правоты никониан и мировоззренческой – старообрядцев. Если будет только что-то одно, то не будет ничего. Провал. Бездна. На самом деле, на этом зиждутся и наши отношения с Исламом, и правильное поведение на Ближнем Востоке, и совершенно новый православно-геополитический прорыв – в Корее и Латинской Америке.

Это не «уния». «Униональный» момент в «церковном старообрядчестве» (единоверии) действительно присутствовал в XIX веке и вообще до снятия клятв лжесобора 1666-67 гг. Особенно он проявился тогда, когда в 40-50-е годы ХIX века старообрядцев стали «загонять» в Единоверие насильно, а «общеправославным» по-прежнему запрещали прибегать к таинствам в старообрядных приходах своей же Церкви. Но после снятия клятв в 1971 году все это в прошлом (быть может, только ради этого события и произошел 1917 год, как по другому поводу писал священномученик Андрей, князь Ухтомский? – во всяком случае, нельзя не обратить внимания – 17 век, 1917 год, 1971 год — ?). Сегодня на самом деле необходима церковная контрреформа – но именно в РПЦ МП, в «никонианской Церкви», никуда никому не уходя. К сожалению, приходится констатировать, что ошибки – преимущественно на политическом уровне – совершали также и старообрядцы. Это и определенный антимонархический крен в начале ХХ века (не у всех, а в основном в купечестве), и «оранжевые» проявления сегодня. Но часто – особенно сегодня – способствует этому пренебрежительное отношение к «старинам» со стороны части – весьма значительной – духовенства (часто причины здесь весьма прозаические: лень переучиваться, длинные службы и проч.); и продолжающееся «подзуживание» некоторых православных СМИ против «раскольников», к которым порой причисляют даже единоверцев. Есть некоторые канонические трудности – о них здесь говорить не будем – а также расхождения в оценках некоторых святых. Но – «где Дух Господень, там свобода» – в конце концов, это так.

Еще одна важнейшая черта нынешнего рукоположения. И отец Евгений, и отец Игорь духовно – и семейно – выросли в недрах Свято-Михайловской общины и были общиной избраны, а затем поставлены – один «в попы», другой – «в дьяконы». Это крайне важно, потому что полностью соответствует всем древним канонам Церкви. Важно и то, что оба представляют ныне белое духовенство, имеют семьи и детей – еще каких детей! Это очень важно, поскольку некоторое время назад ряды единоверческого духовенства пополняли чаще отдельные ревнители-священноиноки, воспитанные в монастырях или возле монастырских стен. Это само по себе замечательно, но в Церкви необходима полнота, постоянное воспроизведение трехчинной иерархии, в том числе и из семей самого духовенства, изнутри общин: в этом и состоит соборность Церкви, завещанная нам предками.

Мы не считаем, что церковная контрреформа, которой мы чаем, должна проводиться теми же методами, какими шла реформа XVII века. Никакого насилия. Это Церковь, а не государство, где насилие и «стеснение» (как любил говорить Конст.Леонтьев) необходимы. Мы считаем, что идти она должна свободно: пусть те, кто хочет оставаться при никоно-алексеевских «новинах», при них остаются, не впадая только в криптолатинство и криптопротестантство. Мы лично знаем много прекрасных никонианских отцов-настоятелей, сжившихся с «новинами», но оставшихся православными по духу, знаем и духоносных иноков русских монастырей, в свое время принявший послереформенный чин. Пусть каждый сейчас остается на своем месте – «где родился, там и пригодился». Кроме Единоверия как такового есть еще и приходы, общины, где возвращение к древности идет постепенно, по частям – и это хорошо. Главное – перемена «в самом воздухе», а она началась. Быть может, не так явно, как бы хотелось, но началась.

Собственно о старообрядцах – поповских и безпоповских согласиях, каждое из которых имеет и свою правоту, и свои особенности – когда-нибудь обязательно вольющееся в общецерковное – предания и свой «особый вкус» и разговор особый. Отдельный. К нему вернемся. Соборно.

Но некоторые соображения хотелось бы высказать уже сейчас. С безпоповцами все обстоит легче всего. Кто хочет, готов к объединению уже сегодня – как обстояло дело с Рижской Гребенщиковской общиной, настоятель которой – ныне диакон – Иоанн Миролюбов в настоящее время трудится по данным вопросам в отделе Внешних церковных связей МП. В ХIX и первой половине ХХ веков к таинствам – в том числе крещению, таинству брака, реже Евхаристии, а также к погребению, прибегало Спасово согласие («нетовщина», как раз наиболее радикальное согласие, утверждавшее, что «после Никона ничего нет»). К сожалению, их осталось очень мало, но в свое время они оказали неизгладимое влияние на русскую культуру и даже политику (см. об этом в только что вышедшем романе Владимира Микушевича «Воскресение в Третьем Риме»). Недавно иерархию и таинства РПЦ МП признали не желающие употреблять слова «Единоверие» староверы поморского согласия в Белоруссии. Серьезных препятствий к воссоединению – по крайней мере к взаимному признанию с Древлеправославной Церковью (Новозыбковского согласия) тоже нет, хотя есть канонические проблемы – например, с крещением.

Сложнее всего дело обстоит, конечно, с Белокриницким согласием (Русской Православной Старообрядческой Церковью) – самым мощным направлением современного староверия. «Белокриницкие» требуют от РПЦ МП прежде всего соборного покаяния в реформах XVII века и последующих гонениях. Это надо сделать, как уже сделала РПЦЗ. Далее следовало бы начать хотя бы переговоры о возможности взаимного признания священства, без перемазывания, как это предлагал в свое время митрополит Антоний (Храповицкий). Но здесь начинается много запутанного, о чем я здесь говорить воздержусь.

Выскажу еще и свое собственное мнение. Решение церковных вопросов по византийско-русской традиции невозможно без прямого участия государственной власти, причем личного участия. Последние, уже новейшие примеры – 1943 год и идущие сегодня переговоры с РПЦЗ, начавшиеся по инициативе Президента. Но всего этого мало. Очень мало, поскольку касается только вопросов ХХ века и только никониан. А необходимо всё. Иными словами, необходим своего рода «Алексей Михайлович, но наоборот». Быть может, тот Русский Правитель, который собственной державной волей инициирует этот процесс – наряду, конечно, с иными делами, а, быть может, увы, опять в ходе войны – и станет тем Восстановителем, которого тайно чают русские люди и явно ненавидят наши враги.





Оставить свой отзыв о прочитанном


Предыдущие отзывы посетителей сайта:

25 июля 12:33, Русский:

Мне кажется, что г-н Карпец выдает желаемое за действительное. Положение единоверия ничуть не улучшилось с дореволюционных времен, скорее ухудшилось. Епископа как не было, так и нет, что может свидетельствовать только о недоверии со стороны руководства МП. Число единоверцев ничтожно мало, в Москве, столице, приходов практически нет. Стремления к возвращению к старым обрядам в среде РПЦ МП практически не видно, за исключением отдельных иереев. Миссия не ведется. Наоборот, куда более агрессивно проповедуется прогрессизм и предубеждение к старообрядчеству - яркий пример - активность Кураева. В общем, радоваться нечему.


25 июля 12:38, Зырянин:

"<...> признание юридико-экклезиологической правоты никониан и мировоззренческой – старообрядцев."

Разве экклезиология - только юридическая форма, а не часть мировоззрения? Я не утверждаю, что-де "никонианам" не в чем каяться: и не столько даже за грехи предков (боюсь, легковесны подобные "покаяния"), сколько за нынешние, наши уже (то же нерадение к службам, справедливо Вами отмеченное).

Но именно мировоззренческих ошибок - неужели так-таки совсем и не было у тех, кто пошел за Аввакумом?


25 июля 23:37, Русский:

Да, Зырянин, не было. Не надо сваливать с больной головы на здоровую. Мы остались при старой традиции. Не было ошибок у свв. Макария, Сергия Радонежского, Нила Сорского, Антония, Евстафия и Иоанна, в Вильне пострадавших. Не было ошибок у тех, кого вы бы, живи они позже, назвали бы старообрядцами, кому вместе с Петром и Алексеем, уподобляясь язычникам, рубили бы бороды, руки, вырезали бы языки. Не было ошибок у Церкви.


25 июля 23:38, Диаконовец:

Замечательные люди и о.Евгений, и о.Игорь. Отец Иринарх величайший деятель Церкви нашего времени. Они спасутся и с ними спасутся древлеправославные християне...Но это все единично. В целом единоверие как было в загоне, так и есть...РПЦ МП-это система, а система убивает...увы...


26 июля 13:18, Андре:

Вопрос!

В.И., хоть это и не по главной теме статьи, а нельзя ли подробнее про православно-геополитический прорыв в Латинской Америке? В чем он выражается - должны же быть какие-то параметры?

Ну, или хотя бы ссылку на соответствующие материалы.

Заранее благодарю.


26 июля 22:57, В К для Андре:

Вообще все завязано на Уго Чавесе.Идеологически он на распутье. От католицизма явно отходит.Для левого антиглобализма социал-троцкистского толка он слишком почвенный человек, слишком не... Реального советского социализма, который принял когда-то Фидель просто нет.Язычество? Для этого должен быть "языческий ренессанс" повсюду, "мир ста флагов", перефразируя Алена де Бенуа. Он ориентируется на Россию, фактически прямо говорит:рассчитывайте на нас как на передовую линию.Остается - ... С более конкретными вопросами обратитесь к К.А. Фролову


26 июля 23:37, Зырянин:

Русскому

Вы действительно считаете, что Нил Сорский, увидев на Афоне крестящихся троеперстно греков, счел их еретиками?


27 июля 11:00, Sabbaka - Зырянину:

Преподобный Нил прямо греков в ереси не обвинил, но сНчел троеперстие сомнительным и потому с Афона ушел.Великий святой - тихо исчез, а потом оказался там, где и прославился.Это, кстати, образ именно русской святости. Ни шума, ни обличения, ни проповеди. Тихо ушел. "берестяный светлый поп", как писал Клюев


27 июля 12:11, Посетитель сайта:

трейси тваймен

Прошу прощения, что пишу не по теме публикации, но, не зная электронной почты автора другого места не нахожу.

Владимир Игоревич, планируется ли перевод Тейси Тваймена на русский?


27 июля 13:28, Посетитель сайта:

МНОГАЯ ЛЕТА!!!!

Дорогого автора - с наступающим Днем Ангела!

Молитвенно поминаем и лю.бим - ВСЕМ САЙТОМ!!!!

;))))))))))))))))


27 июля 17:55, Русский:

Зырянину - я ничего не считаю. Я знаю, что хохлов и греков во времена Нила Сорского принимали в Православие. Именно принимали как еретиков. Первым, вторым и третьим чином. Первым - не крещеных как положено - трехпогружательно, т.е. большинство хохлов, остальных - вторым и третьим чином, по причине утраты полноты Православия в католицизированных и обасурманенных землях. Об этом свидетельствуют документы Приказов. И прекратилась эта практика при Никоне, перевернувшим все с ног на голову.


27 июля 18:10, Андре:

Поздравляю

с Днем Ангела, желаю многая лета!!!

И благодарю за информацию по Латинской Америке!


27 июля 20:04, Serg:

"Да, Зырянин, не было."

Всем великим знатокам истории, богословия и тд.

Как же так могло статься, что признаны святыми Серафим Саравский, Тихон Задонский, Иоасаф Белгородский ...


27 июля 21:24, В.К. - посетителю сайта:

О Трейси Тваймене

Милостивый государь ( простите, не знаю имени ) Мое мрение таково; далеко не все следует переводить. Есть вещи соблазнительные, особенно для людей неподготовленных, падких на любую сенсацию. В этом смысле советская практика ДСП ( для служебного пользования ) была совсем не плоха в принципе. Иное дело, что переводили или одних леваков ( это был заработок для диссидентуры ), или вообще эти книгиникто не читал ( увы, интеллектуальный уровень большинства номенклатуры был невысок - ее интересовали другие вещи - в том числе потому и Союз отдали ). Сейчас все, кто интересуется, могут прочитать на языках - уже одно то, что человек читает на языке есть определенная гарантия "качества чтения". Лучший пример - история со "Священной загадкой" ( о Дэне Брауне не говорю- это во всех смыслах "загранка" и просто чушь собачья . А сколько шума... Думаю, Вы меня поняли.


27 июля 22:11, Sabbaka - Serg:

Преп. Серафим молился по-старому, ходил с лестовкой и проч. Эта традиция С аровской пустыни от ея первого настоятеля Иоанна.Года три назад вышла книга "саровские старцы" - перекореженная, но все богослужебные последования -древние. Не скроешь.На т.н. Кочующем Соборе 1927г. открыты были доументы о старообрядчестве Преподобного. Это вызвало шок.Вся критика там обращена к безпоповзам и "бегликам".Кстати, знаменитое нападение разбойников тем и вызвано. Потому был против прославления Синод, и все решила личная воля Государя - как всегда в России.Кое-что об этогм писал Б.П. Кутузов.


27 июля 23:37, Посетитель сайта:

автору

Уважаемый автор!

1. Насчет новозыбковцев всё не так гладко. Белокриничники их объявили чуть ли не экуменистами, и они боятся прослыть таковыми. Вообще же в Новозыбкове нет серьёзной идеологической лаборатории. Если уместно так выразиться.

2.Как Вы считаете: чем был продиктован саботаж митр.Платона относительно инициатив имп.Павла по утверждению единоверия?

М.б. дело не в зловредности митрополита (как считают старообрядцы), а в том, что императора почитали человеком сумбурным?

Буду весьма признателен.

Павел Тихомиров

urv@rambler.ru


28 июля 16:13, Serg:

Serg-Sabbaka

Посмотрите, как идет любой форум - в нем главное настоять на своем.

Что от нас нужно Господу - смирение. Как совместить смирение и не отойти от Господа? Иначе не спасемся.

"Я знаю, что хохлов и греков во времена Нила Сорского принимали в Православие." -Вот вам пример. Автор "ЗНАЕТ"!!!, что было сотни лет назад. Комментарии уже не нужны. Ваш ответ Зырянину подтверждает, что уже сотни лет назад, при Ниле Сорском спасались смирением. Нам, как и учат Отцы, и подавно другого пути нет.


28 июля 16:44, С.Храмов:

Владимир Игоревич, проясните, пожалуйста, мысль насчёт новозыбковской РДЦ и её потенциальном сближении с РПЦ МП.


28 июля 22:22, Зырянин:

В XV веке грек Киприан _митрополитом_ на Руси был; что, и его перекрещивали?

В том-то и штука, что без подобных апокрифов ("Нил на Сору с Афона от ереси ушел... Серафим старообрядцем был...") старообрядческая идеология рассыпается, они - необходимый мировоззренческий элемент.


29 июля 14:30, Sabbaka:

Перекрещивать начали при Патриархе Филарете. В Новгороде и Пскове в 14-15 веках было много обливанцев.Почему - это уже иной вопрос. После присоединения этих земель ( правильнее сказать, воссоединения ) жителей не перекрещивали, но было особое соборное послание - "впредь не обливать".Отношение ко всему этому, конечно, можект быть разным


25 января 13:53, удивленный малознайка:

экклезиологически оказались правы никониане

Прежде всего, в том, что чисто экклезиологически оказались правы никониане – при всей жестокости применявшихся ими методов искоренения древлего благочестия – ибо они сохранили апостольское преемство и иерархию

Насколько я понял, во время действия Никона вопрос об апостольском преемстве не стоял. Он возник тогда, когда умерли все сохранившее апостольское преемство - собственно, безпоповцы, насколько я помню (малознайка), отсюда и появились, а белокриничники нашли решение преемственности. По поводу сохранения иерархии в РПЦ - вопрос, насколько при всем при этом она осталась Ц? Или обряды важнее сути?


1 июня 02:42, Посетитель сайта:

sazonov_75@mail.ru

Я считаю что написанное автором является своеобразным мостом между новым и старым обрядом Для меня не совсем понятна позиция священноначалия почему нет повсеместного распостранения старого обряда и уклада церковной

жизни Так же хотел больше узнать о единоверии сегодня и пообщаться на эту тему по почте Зараннее благодарю Константин


27 июня 10:57, Лев Игошев:

Насчет староверия

Статья интересна - как и все у этого автора. Но вот вопрос: я со староверами давно знаюсь. И нашел документы, подтверждающие, что сам раскол родился в результате провокации Константинополя. Материал нужен? Послать Вам? Если да, то куда?


28 ноября 14:43, Оксана:

Старообрядчество - никонианство

Очень хорошая (беспристрастная) статья, на мой взгляд. Спасибо!

Я считаю, что объединение Православной Церкви просто НЕОБХОДИМО для исцеления России! Но нельзя начинать это объединение, пока в "никонианской" Церкви продолжает царить такая внешняя расхлябанность, ведь староверы правы, когда говорят, что в нашей Церкви нет атмосферы для действенной молитвы, ибо нет порядка, все толкуться, говорят по мобильным телефонам, одеты кто в чем и т.п. конечно, это всего лишь внешние недостатки, но тем не менее они существенны для староверов, у которых все строго, благоговейно пред Господом. И конечно как оправдаться никонианам пред древлеправославными в бесчисленных убийствах, гонениях и пр.?

Выход очевиден и единственен:

покаяние - прощение - объединение. Ведь Господь заповедовал нам прощать друг друга ибо мы - лишь орудия в Его руках.

а мы, простые смертные, можем только молиться за это долгожданное объединение. Да будет воля Бога Всевышнего в Святой Троице славимого!


6 января 13:34, Василий Ильин:

Староверие

Статья нашего брата во Христе В.Карпеца уже тем прекрасна, что призывает Русь к преодолению страшного духовного раскола, который уязвил русский народ в самое сердце, и подает самые светлые надежды на исцеление от до сих пор кровоточащей глубокой раны. Мне близок призыв к смирению и покаянию всех сторон действия. Это основное условие воссоединения Церкви. Другим важнейшим условием является соборный дух, соборный разум русской Церкви. Затем - стальное терпение. Чаемое объединение рано или поздно произойдет. Процесс объединения, надо отметить, происходит в тяжких обстоятельствах раскола мировой православной цивилизации и Вселенской Православной Церкви. Надо прямо сказать, что мы являемся свидетелями кризиса православной цивилизации. Хотя Православие не одолеют и врата адовы, стоит ли ждать. когда нас загонят в катакомбы? Некоторые уже, самые унылые и отчаявшиеся, сами добровольно идут в подземное изгнание, спешат, спешат приблизить Голгофу. Не похоже ли это на самосожжение староверов в пору никонианских гонений? Но могут ведь и до буквальных самосожжений дойти! Отряхнемся же от гипноза антихристова, соберемся всем церковным миром и с арктическим ледяным разумом и сердечным огнем скажем себе: мы - русские, мы - православные. Русь и Православие - вот два камня, на которых должен стоять светлейший престол святейшего председателя объединительного Церковного Собора. От камней этих и нужно исходить каждому слову из уст каждого соборного представителя или посла. Надо уяснить раз и навсегда, что без воссоединения Русской Церкви и без возрождения Российской империи в какой бы то ни было форме Вселенская Православная Церковь и Православная цивилизация сократятся, подобно шагреневой коже, до катакомб. И прежде всего на этом спасительном Соборе мы должны спросить себя: в чьих руках находится все материальное наследие мирового Православия, в частности, письменное? Как хорошо мы знаем свою традицию, насколько хорошо она нами отрефлексирована, то есть, насколько хорошо осознана и воплощена в стройную традиционалистскую идеологическую систему, в те идейные принципы, которые были бы предельно доходчивы, понятны каждому русскому человеку? Именно на эти вопросы я не нахожу ответов. В самом деле, когда Никон начинал свою "справу", имел ли он под руками отлично отпечатанное и отлично комментированное греко-ромейское православное письменное наследие, которое включало бы в себя все содержание Традиции, включая историю Ромейской империи, историю Церкви, все богословские и аскетические источники, все источники, касающиеся государственной жизни, культуры и быта "Византии"? Нет, не имел. Имелась лишь разрозненная литература. К тому же, помимо собственно греко-ромейского письменного наследия, существует еще и православно-славянское наследие - наследие моравов, сербов, черногорцев македонцев и болгар. Но есть еще и румынское православное наследие. Я уж не говорю о грузинском, православно-арабском... Учел ли Никон в своей справе весь опыт Вселенской Церкви? Нет, не учел. Мало того, при Никоне даже не было составлено кодекса или канона русского святоотеческого предания, который бы доносил до верующих весь богословский, аскетический опыт и идейный багаж Русского Православия. Митрополит Макарий сделал первую попытку создания такого кодекса, которая выразилась в его "Четьях-Минеях". Но это лишь попытка и она ни в какое сравнение не идет, например, с подвигом кодификатора и толкователя Конфуция на ханьской почве или с подвигом собирателей, кодификаторов и толкователей "Вед" и древнеиндусского эпоса. Не было у Никона никакого фундамента для "справы", кроме греческого новодела. Он даже не создал какого-либо богословского учреждения, которое бы занималось полномасштабным переводом, публикацией, толкованием и кодификацией как греко-ромейских и православно-славянских, так и русских рукописей и книг - первоисточников. О чем нам спорить, если, во-первых, мы до сих пор не имеем тщательно изданного, прекрасно и глубоко откомментированного ВСЕГО греко-ромейского, … [используйте форум для подробного обсуждения http://forum.pravaya.ru]


27 ноября 21:26, Посетитель сайта:

Вот интересно где же это Христос Правь Славит...??



Ваше мнение об этом материале:

— Ваше имя
— Ваш email
— Тема отзыва

Ваш отзыв (заполняется обязательно):

Введите текст показанный на картинке:

Правая.ru


Получайте свежие материалы сайта себе на почту
Rambler's Top100 Яндекс цитирования
Использование материалов допустимо только с согласия авторов pravaya@yandex.ru, с обязательной гиперссылкой на сайт Правая.ru.
 © Правая.ru, 2004–2019