14 декабря 2019
Правая вера
Церковь сегодня

"Гордость России"













Новости сайта

Получайте свежие материалы сайта себе на почту





















свящ. Димитрий Познанский, Киев
16 октября 2006 г.
версия для печати

Как делаются расколы

Несколько замечаний к ситуации раскола в Зарубежной Церкви, инициированной группой лиц Одесской и Запорожской епархий

12 октября 2006 года чрезвычайное собрание Одесской и Запорожской епархии Зарубежной Церкви под председательством епископа Агафангела Пашковского прекратило поминовение своего предстоятеля митрополита Лавра, в связи с утверждением Священным Синодом Зарубежной Церкви Акта о каноническом общении между Зарубежной Церковью и Церковью в Отечестве.

Формальной причиной данного решения стало отсутствие соборного осуждения «сергианства» и «экуменизма» Русской Православной Церковью Московского Патриархата. Помимо формальной причины существует иная – обильное присутствие в юрисдикции (распространившейся на Украину, Белоруссию, Модавию и Приднестровье) епископа Агафангела Пашковского клириков, за канонические преступления запрещенных Русской Православной Церковью или покинувших ее исключительно из меркантильных соображений.

Известно, что единственно оправданной причиной отделения от своего епископа или от своей церкви может служить лишь публично провозглашенная и подтвержденная ересь. Могут ли «сергианство» и экуменизм быть такой причиной, оправдывающей разделение между двумя частями Русской Церкви?

Что касается экуменизма, то требовать его соборного осуждения нелепо, поскольку если понимать под экуменизмом молитвенное общение с еретиками, то оно недвусмысленно осуждено еще Вселенскими Соборами: помолившийся с отлученным, даже если сие будет дома, также отлучен. Если же понимать под экуменизмом участие в межконфессиональном диалоге, то это вопрос не догматический, а предмет церковной политики, который не может являться достаточным поводом для разделения.

Что же касается «сергианства» можно сказать лишь одно – такой ереси как «сергианство» не существует, «сергианство» же как явление присутствовало в России как минимум с церковной реформы Царя Петра I, который, по смерти обличавшего Государя Святейшего Патриарха Андриана, поставил во главе Священного Синода светского чиновника. При этом в те времена проявления так называемого «сергианства» были гораздо масштабнее, нежели во времена советской власти. Те, кто говорит о «сергианстве» как ереси сами подпадают под древнюю анафему на донатистов, провозгласивших лжеучение о «церкви сверхчистых» и неканоничности клириков оступившихся под давлением властей.

«ДОНАТИЗМ, схизма, а впоследствии – ересь, вызывавшая раздоры в церкви Северной Африки начиная с правления императора Диоклетиана (284–305) и до мусульманского завоевания. Название ереси происходит от имени Доната, преемника Майорина, который был избран на Карфагенскую епископскую кафедру в 312 поборниками чистоты христианства в обход законного епископа Цецилиана. Последние утверждали, что посвящение Цецилиана было недействительным, поскольку было осуществлено епископом, проявившим слабость во время Диоклетиановых гонений.

Поводом к расколу послужил императорский эдикт 303, в котором, в частности, христианам предписывалось отдавать священные книги, которые затем должны были сжигаться. Некоторые христиане в Нумидии (прибрежная область современного Алжира) заявили, что пресвитеры и епископы, совершившие это отступничество, отныне не вправе совершать таинства. Феликс, епископ Аптунги, был обвинен как один из подобных «предателей» (traditores), вследствие чего осуществленное им посвящение Цецилиана было объявлено не имеющим силы. Христиане, избравшие вместо Цецилиана другого епископа, назвали себя «церковью мучеников» и провозгласили отлучение от церкви всех, кто находится в евхаристическом общении с такими отступниками, как Феликс и Цецилиан.

В результате во многих городах оказалось по два епископа, один из которых подчинялся Цецилиану, а другой – Майорину. По просьбе раскольников император Константин представил этот спор на рассмотрение папе Мильтиаду. Папа созвал собор в Риме, на который Цецилиану было приказано явиться вместе с десятью епископами, поддерживавшими его, и десятью епископами, не признававшими его. Делегацию противников Цецилиана возглавлял Донат.

Папа Мильтиад принял решение в пользу епископа Цецилиана, но Донат отказался подчиниться этому решению и потребовал созвать новый собор, который состоялся в Арле в 314. Решения этого собора также не удовлетворили Доната, и он обратился к императору. На протяжении нескольких лет император Константин пытался подавить схизму, но затем ослабил гонения и призвал христиан, состоящих в общецерковном общении, к терпимости по отношению к донатистам.

Незадолго до смерти Константина (337) донатисты получили поддержку в лице т.н. циркумцеллионов – участников повстанческого движения лишившихся собственности земледельцев (circumcelliones – буквально «бродящие вокруг селений», circum cellas). Бездомные и безработные, они промышляли разбоем в сельской местности, нападая на богатых землевладельцев с дубинами и мечами. Циркумцеллионы не доверяли и отказывались повиноваться властям, которые подвергали их пыткам и казнили. Чтобы не попасть им в руки, некоторые циркумцеллионы совершали самоубийство, бросаясь в пропасть. В 347 император Констант возвратился к политике преследований донатистов, которой держался его отец, но император Юлиан Отступник (361–363) восстановил веротерпимость, в результате чего конфликт между христианами вспыхнул с новой силой. Лишь в 412 император Гонорий издал эдикт, который привел к практически полному исчезновению секты. Гонорий обложил донатистов тяжелыми податями, ссылал их епископов и пресвитеров и в судебном порядке преследовал циркумцеллионов. Однако донатистская схизма, хотя и утратившая остроту, продолжалась до завоевания арабами Северной Африки (7 в.).

Влиятельность донатизма отчасти объясняется его мощной организационной структурой, а в еще большей степени – простотой его догматической позиции, сводящейся к двум положениям: 1) церковь есть сообщество святых, из которого должны исключаться грешники; 2) таинства имеют силу лишь тогда, когда совершаются священниками, принадлежащими к этой святой церкви. Фактически, донатисты пытались исключить из церкви состоятельных людей, которые, чтобы сохранить свои привилегии, во время гонений пошли на сотрудничество с чиновниками Диоклетиана. Оптат и Августин посвятили многие годы полемике, направленной на опровержение этого учения.

Донатизм сыграл не последнюю роль и в том, что отцы церкви (прежде всего – Августин) были вынуждены обратиться к решению вопроса о границах вмешательства светских властей в религиозные дела. Первоначально Августин был против применения к «еретикам» гражданских законов, но впоследствии, когда циркумцеллионы превратились в серьезную угрозу для состоятельных слоев общества, он приветствовал политику государства, призванную защитить граждан от насилия со стороны неимущего класса. (Энциклопедия «Кругосвет»).

А вот небольшая заметка из справочника о.С. Булгакова: "ДОНАТИСТЫ — раскольники IV века, последователи Доната, еп. Нумидийского, который, при избрании в 311 г. епископа карфагенского, не согласился признать достойным этого сана Цицилиана, потому что он, подобно многим другим во время гонения на христиан, принужден был выдать язычникам священные книги, которые они требовали для истребления (по сведениям архиеп. Илариона даже не сам Цицилиан, а рукоположивший его епископ подозревался в предательстве — А.И.). Донат назвал его отступником и под этим предлогом образовал в 312 г. собственную партию и проповедовал необходимость вторичного крещения, потому что первое, принятое от "еретиков", по его учению, было недействительно, и необходимость восстановления первобытной церкви: это нaзначение он приписывал себе. В фарисейском самомнении, его последователи считали себя обществом святым, духовным и отделились от Церкви, как общества греховного и плотского. От своих последователей они требовали высокой нравственности, с щепетильною боязнью и фанатическим ужасом избегали всякого сношения с тяжкими грешниками или даже людьми, находящимися только в церковном общении с ними, считая их смертельной заразой, эпидемией, отравляющей своим греховным ядом всю нравственную атмосферу церковного общества. Они признавали действительность таинства зависящей от нравственного поведения совершителя его, от его личной веры, и считали крещенных грешным духовенством, или только находящимся в церковном общении с тяжкими грешниками, за некрещеных язычников; они проповедовали полное и всецелое отделение церкви от государства, утверждая, что церковь и государство не должны иметь ничего общего; протестовали против насильственных мер и всяких стеснений в делах веры и совести, и в гонениях, воздвигнутых на них со стороны гражданской православной власти, видели доказательство истинности своей церкви. Последователи Доната господствовали в христианских провинциях Северной Африки и в 330 г. имели уже 172 епископа. Донатисты, всегда враждебные господствовавшей Церкви, наконец, до того усилились, что в 348 г. напали на императорское войско, выступившее против них для обращения, и в продолжение 30 лет опустошали Мавританию и Нумидию, грабили, производили разбой, мучили не принадлежащих к их секте. Эта секта, столь грозная в IV и V вв., истребилась совершенно с завоеванием сарацинами тех провинций, где она находилась".

Наиболее основательно учение донатистов рассматривается священноисповедником Илларионом (Троицким) в "Очерках из истории догмата о Церкви", где, в частности, свт. Илларион пишет: "В своих догматических представлениях о Церкви донатисты выходили из строгого понятия о святости Церкви и об ее единстве. Церковь, принимающая в общение традиторов (т.е. отступивших во время гонений), не может быть святой. Традиторы-епископы не могут сообщать никакой благодати; поэтому в Церкви, имеющей епископов традиторов, нет и Таинств. Личное недостоинство епископа лишает благодати всю Церковь... Можно заметить, что донатисты усвоили некоторые идеи св. Киприана и обратили их против Церкви".

Согласно Православному Вероучению, преподание благодати бывает двоякое. Одно совершается по домостроительству Божию и принадлежит не лично человеку, а Церкви. Сюда следует отнести благодать священства. Другое – обоживающее преподание благодати конкретному человеку. Сюда следует отнести личную святость. Поэтому, наличие благодати священства не находится в зависимости от личного благочестия. Точно так же, как личное спасение человека не находится в зависимости от благодати священства. Если бы дело обстояло иначе, Церковь не могла бы существовать исторически. Святитель Григорий Богослов в своем Слове на Святое Крещение, говорит: «А к очищению тебя всякой достоин веры, только был бы он из числа получивших на сие власть, не осужденных явно и не отчужденных от Церкви. Не суди судей ты, требующий врачевания; не разбирай достоинства очищающих тебя; не делай выбора, смотря на родителей. Хотя один другого лучше, или ниже, но всякий выше тебя. Рассуди так: два перстня, золотой и железный, и на обоих вырезан один и тот же царский лик, и обоими сделаны печати на воску. Чем одна печать отлична от другой? — Ничем. Распознай вещество на воску, если ты всех премудрее. Скажи: который оттиск железного, и который золотого перстня? И от чего он одинаков? Ибо хотя вещество различно, но в начертании нет различия. Так и крестителем да будет у тебя всякий! Ибо хотя бы один превосходил другого по жизни, но сила Крещения равна, и одинаково может привести тебя к совершенству всякий, кто наставлен в той же вере».

Возвращаясь непосредственно к личности патриарха Сергия Страгородского, не лишним будет отметить, что многие отказавшиеся от общения с ним в связи с его деятельностью на посту патриаршего местоблюстителя, восстановили общение с Патриаршим престолом после законного избрания Патриархом архиепископа Алексия (Симанского). В их числе можно упомянуть священноисповедника Афанасия Ковровского, автора службы всем святым в земли Российстей просиявшим, которую он написал во время своего пребывания в лагерном заключении.

Вряд ли нужно отрицать остроту вопроса о выходе Московского Патриархата из Всемирного совета церквей, поднятого представителями Зарубежной Церкви. Тем более, что существует риск подмены глобальной православной миссии межконфессиональными диалогами, а иные договоренности заключенные в ходе этих диалогов связывают этой миссии руки. Так или иначе, решение этого вопроса уже находится в соборном ведении. Но любые претензии прервавших общение и с Московским Патриархатом и с Зарубежной Церковью раскольников не имеют никакой духовно-нравственной силы даже в том случае, если выглядят справедливыми.

Когда жена по своей воле разводится с мужем, то все ее дальнейшие претензии к его жизненному укладу просто безнравственны и могут быть отнесены к разряду злопыхательств и инсинуациям. Человек отказался реально решать проблемы семьи, предпочтя преступный и легкомысленный «выход» — инициировав развод. Если самовольный развод жены с мужем рассматривается Церковию как прелюбодеяние, то раскол, вне всякого сомнения, есть прелюбодеяние духовное. Покинув Церковь, отказавшись решать существующие проблемы изнутри, раскольники полностью дискредитировали свое моральное право на диалог. Мы же будем надеяться, что теперь, после подписания Акта о каноническом общении между двумя частями Русской Церкви, все неразрешенные вопросы, вопросы не догматического, а икономического порядка, будут решаться нашими иерархами совместно, как оно и должно происходить при естественном порядке вещей.





Оставить свой отзыв о прочитанном


Предыдущие отзывы посетителей сайта:

17 октября 00:01, Кирилл Фролов:

Восоединение здесь и сейчас

МП не заключает никаких договоренностей в ВСЦ, которые связывают руки. ПРетензий к архиеп. Илариону Алфееву у православных нет. Он действительно отстаивает там православие. ЕСли МП уйдет, там будет верховодить КОнстантинопольский патриархат. Статья ты льет на воду тем , которые не уходят прямо в равскол, а говорят, давайте отложим восоединение, пока МП не выйдет из ВСЦ. Это такая же провокация- затянуть процесс до Втоорого Пришествия под любым предлогом


17 октября 04:22, Иерей Николай Савченко:

ВСЦ и новое разделение

В настоящее время по решениям Всеправославных Совещаний Православная Церковь является якобы "органическим членом" ВСЦ, как было сказано в постановлениях Совещания 1967 г. или "полным членом" ВСЦ, как это было постановлено Совещанием 1986 г. Так вот это неправильно! Не может быть Православная Церковь членом или частью инославной организации. Эта неправильность породила и это новое разделение. Вновь чуждая сила разделяет православных! Будем избегать разделений, но также будем настаивать на исправлении.


17 октября 17:08, Кириллу:

Кирилл, ты не прав. Во-первых, де-факто объединение уже состоялось, и в статье оно оценивается однозначно позитивно. А то, что мы не боимся говорить о существующих проблемах - это признак духовного здоровья. Не нужно превращать православие в закрытую секту, в которой всегда все идеально.


17 октября 22:11, М.В. Назаров:

В статье неправильно объяснены причины, по которым клирики Одесской епархии приостановили поминание митр. Лавра (в виде последнего увещевания).

Эти причины - нарушение Синодом РПЦЗ решений многих предыдущих Арх. Соборов РПЦЗ и последнего Всезаруб. Собора (май 2006), подтасовка решений этого Собора, утаивание от паствы текста Акта о каноническом общении, в котором также явно искажены прежние соборные решения. Если этот акт будет подписан митрополитом Лавром - он тем самым уйдет в раскол, а вовсе не Одесская епархия. Такова строго формальная и безспорная сторона дела. Подробности по содержанию см:http://www.rusidea.org/articles.php?id_articles=12009&id_articles_name=12


18 октября 03:33, Кирилл Фролов:

О существующих проблемах надо говорить, но это не повод к задержке восстановления церковного единства. И не надо выдумывать, что Церковь Русская где-то связала себе руки. ВСЦ-не более чем миссионерская и дипломатическая площадка. У нас не все идеально, но спекулировать на этом -давать повод для противников воссоединения. Вот уже "кредины" и начали простраивать "отношения" Пашковского с "умеренной оппозицией в РПЦЗ, с теми, кто требует сначала выход МП из РПЦЗ , а потом восстановление единства. Спасибо, о. Димитрий! Удружил, блин. Прожектор перестройки ты наш, правдоруб!

И Назаров тут как тут,везде нараскалывает, везде на..т. Пусть катится в своей пашковский раскол.


18 октября 13:59, с.Д.:

М.В. Назарову

Во-первых, никакие решения Синодов или Соборов РПЦЗ не могут иметь обязательной силы, если они находятся в противоречии с решениями Вселенских Соборов. И в данный момент отчетливо видно, что никаких канонических и догматических причин для разделения в Русской Церкви нет.

А во-вторых, Ваша статья необъективна, в ней допущены передергивания, навязывается собственная трактовка решений Всезарубежного Собора.

Просто как пример: Препятствием Собор назвал участие МП во Всемiрном совете церквей и попросил МП об «устранении этого соблазна». То есть фактически Собор поставил условием соединения выход МП из этой глобалистской псевдоцерковной структуры, унижающей Православную Церковь приравниванием ее к еретикам и сатанинским культам.


18 октября 14:06, с.Д.:

Да, на совещании были приняты два документа: резолюция и обращение. В обращении проямо указывается на "сергианство" и экуменизм: "наш Синод перечеркнул все прежние документы (признал их "яко не бывшими") многочисленных наших Соборов и Синодов, в которых выражалась надежда на то, что руководство Московской Патриархии откажется от сергианства и участия в экуменическом движении и этим устранит причины разделения в Русской Церкви. Напротив, войдя в состав МП, мы сами делаемся причастны этим грехам, поскольку не посчитали их препятствием для единства".

Опять таки, некорректо говорить о уходе митрополита Лавра в раскол, когда идет речь о решении всего Синода.


18 октября 16:55, М.В. Назаров:

Значит все члены Синода уйдут в раскол, если откажутся выполнять решения Всезарубежного Собора. Истина в Церкви не определяется демократическим голосованием. Вспомните, за что Церковь прославила Марка ЭФЕССКОГО.


18 октября 18:09, с.Д.:

Церковь прославила свт. Марка Эфесского, который отказался подписывать еретическую унию. Наша Церковь не находится ни в унии, ни в какой-либо ереси. Что же касается "ереси сергианства", то как здесь было наглядно показано еретиками являются именно те, кто считает, что существование такой ереси имеет место.


18 октября 18:57, Олег:

Кириллу Фролову

Меня, честно говоря, больше беспокоит не то, что РПЦ член ВСЦ, а то, что мы никак не разорвем общения с Константинополем.

А возможно это надо было сделать еще после отмены в 1965 г. анафем 1054 г.


19 октября 00:23, Akreev:

Как делается из сергианства "сергианство"

ПризнаЮт ли себя паписты еретиками? Вопрос риторический. Так и сергиане. ВСЦ у них: просто некая "площадка". А молитва с экуменистами, а подписание их деклараций? А прославление безбожных "богоданных вождей"-гонителей? А ложь, в течении десятилетий, об отсутствии гонений? Тем самым сергиане отказались от Новомучеников и Исповедников. Сергиане в течении десятилетий лгали и благодарили "наше советское Правительство", кощунственно выдавая свою организацию за Церковь Христову. Своей ложью породили лже святых и лжебогословов: Сталинский Лауреат Войно-Ясенецкий, модерниста Кураева и прочих подобных. А возглавляет всё это бывший чекист по кличке "щолом вам, братья". Печально.


19 октября 13:09, с.Д.:

Akreev-у

Вместо того, чтобы бредить не читая, прочитайте не бредя. По-русски написано, что данное явление, которое вы невежественно именуете "сергинаством" существует давным-давно. А в русской Церкви как минимум с Петра. Какой именно догмат нарушен РПЦ? Именно РПЦ, а не кто-то где-то в углу. Со сслыками на документы, конкретно, без закатывания глаз и причитаний. Надоело, ей Богу.


22 октября 14:35, Посетитель сайта:

Божба типа "ей Богу" - грех. Кто вы такой, чтобы Бога себе в свидетели призывать по всякому ерундовому поводу? И даже по большому?

Нарушил ли Иуда Искариот каноны и догматы? Он был предатель. Так и сергиане. ссылаются на петровское время. Да такое сергианство, как при Петре, было и до него, уважаемый. И при Юстиниане Великом, и при Карле Великом и других, например, тоже. И что же? Будем оправдывать свое предательство тем, что предатели, малодушные иерархи были всегда? Ссылайтесь тогда на Иуду. Он тоже, как и сергиане предал Христа безбожникам.

Существование правящих иерархов, которые и до и после своего рукоположения неоднократно отказывались от Новомучеников и Исповедников предательство и ересь. Предатель теряет сан.

Скольких ваших "архиереев" рукоположил, например Ротов? Ротов - еретик, модернист, коммунист и католик. Вы были все эти десятилетия сотрудниками с "извергами рода человеческого" - большевиками. Вы находетесь под соборной анафемой 1918 года.

Без "причитаний":

...Заклинаем и всех вас, верных чад Православной Церкви Христовой, не вступать с таковыми извергами рода человеческого в какие-либо общения... Зовем всех вас, верующих и верных чад Церкви: станьте на защиту оскорбляемой и угнетаемой ныне Святой Матери нашей... А если нужно будет и пострадать за дело Христово, зовем вас, возлюбленные чада Церкви, зовем вас на эти страдания вместе с собою...

...Заклинаем и всех вас, верных чад Православной Церкви Христовой, не вступать с таковыми извергами рода человеческого в какие-либо общения... Зовем всех вас, верующих и верных чад Церкви: станьте на защиту оскорбляемой и угнетаемой ныне Святой Матери нашей... А если нужно будет и пострадать за дело Христово, зовем вас, возлюбленные чада Церкви, зовем вас на эти страдания вместе с собою...

...Заклинаем и всех вас, верных чад Православной Церкви Христовой, не вступать с таковыми извергами рода человеческого в какие-либо общения... Зовем всех вас, верующих и верных чад Церкви: станьте на защиту оскорбляемой и угнетаемой ныне Святой Матери нашей... А если нужно будет и пострадать за дело Христово, зовем вас, возлюбленные чада Церкви, зовем вас на эти страдания вместе с собою...

...Заклинаем и всех вас, верных чад Православной Церкви Христовой, не вступать с таковыми извергами рода человеческого в какие-либо общения... Зовем всех вас, верующих и верных чад Церкви: станьте на защиту оскорбляемой и угнетаемой ныне Святой Матери нашей... А если нужно будет и пострадать за дело Христово, зовем вас, возлюбленные чада Церкви, зовем вас на эти страдания вместе с собою...

Ссылочка: Святая Русь. Исторический календарь-альманах. М. 2000.

А сергиане, пойдя ПРОТИВ этого СОБОРНОГО документа, пошли на путь соглашательства.


23 ноября 00:13, с.Д.:

"посетителю"

Я же просил, не бредить, не закатывать глаз и не причитать. Эх Вы



Ваше мнение об этом материале:

— Ваше имя
— Ваш email
— Тема отзыва

Ваш отзыв (заполняется обязательно):

Введите текст показанный на картинке:

Правая.ru


Получайте свежие материалы сайта себе на почту
Rambler's Top100 Яндекс цитирования
Использование материалов допустимо только с согласия авторов pravaya@yandex.ru, с обязательной гиперссылкой на сайт Правая.ru.
 © Правая.ru, 2004–2019