9 июля 2020
Правая вера
Соборность

"Гордость России"













Новости сайта

Получайте свежие материалы сайта себе на почту





















Дмитрий Данилов
2 февраля 2007 г.
версия для печати

Православный потенциал

1 февраля в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя в рамках XV Международных Рождественских Образовательных чтений состоялись I Молодежные чтения.

Мероприятие открыл архиепископ Калужский и Боровский Климент, зачитав приветствие участникам I Молодежных чтений Святейшего Патриарха Алексия II. Предстоятель Русской Церкви в своем обращении особо указал, что работа с молодежью является одним из самых главных направлений церковной политики, которым никогда нельзя пренебрегать. «Как апостолов Церковь отпускает вас в мир, в студенческую среду, чтобы нести туда святое благовествование, — в частности говорилось в обращении Алексия II участникам Молодежных чтений.

После этого слово взял ректор Российского государственного социального университета (РГСУ) Василий Жуков. Напомнив слова крупнейшего американского политолога Сэмюэла Хантингтона о том, что православная вера обладает огромным потенциалом и Западу нужно сделать всё возможное, чтобы русские этого не осознали, Жуков призвал юных участников Чтений как можно глубже понять смысл Православия. По мнению ректора РГСУ, огромную помощь в этом благом деле может оказать введение в российских школах Основ православной культуры. В заключение своего обращения Василий Жуков предложил следующие молодежные чтения провести в стенах РГСУ.

С программным докладом, где затрагивались вопросы основных направлений молодежного православного движения в России, выступил председатель Синодального отдела по делам молодежи архиепископ Костромской и Галичский Александр.

Владыка начал свое выступление со статистических данных: на ноябрь прошлого года в России действовал 431 православный молодежный центр. Конечно, по словам владыки Александра, это лишь «капля в море», ведь процесс создания таких центров только начался, но при этом важно понять, что «лед тронулся». Архиепископ Александр также выразил надежду, что православные молодежные центры в будущем способны стать базами и служебными штабами для духовно-просветительских и миссионерских программ, причем не только в областных и республиканских центрах, но и во всех более или менее крупных городах и населенных пунктах.

Председатель Синодального отдела по делам молодежи заметил, что если еще несколько лет назад в церковной среде бытовало настороженное отношение к священникам, искавшим живое общение с молодежью, то сегодня ситуация меняется к таким пастырям относятся с пониманием. И теперь, по мнению владыки Александра, православная молодежь должна активнее идти в свою среду. «Будьте смелее, дерзостнее, священноначалие поддержит вас, – ободрил юных миссионеров владыка.

По мнению владыки, многие подростки, которых водили в храмы благочестивые матери и бабушки, посещали воскресные школы, которых сегодня в России около 10 000. Однако, вырастая, они теряют связи с Церковью, и именно на этом этапе им могут помочь православные молодежные центры, сказал далее архиепископ, особо отметив, что в деле проповеди христианства, а также в вопросах, касающихся посещения храма, исповеди и причастия молодым людям не должно быть никакого принуждения. «Даже Бог отступает перед тайной человеческой личности», — заявил владыка Александр.

Архиепископ сформулировал основные направления развития работы с молодежью. Это объединение всех молодежных инициатив в целостную многоуровневую систему, предполагающую задействование системы целостного многоуровневого воспитания. Кроме того, владыка Александр указал на необходимость существования православной программы поддержки молодых матерей.

Особое место владыка отвел развитию крупнейшей молодежной организации Церкви – Братства православных следопытов, основанного на скаутской методике. «Ребенок видит мир глазами юного разведчика и одновременно глазами Андрея Рублева и Достоевского», — подчеркнул глава Синодального отдела по делам молодежи. «Нашим детям придется жить в условиях глобализма, «мира без границ. Смогут ли они донести в себе чувство своей великой Родины и ее великой культуры?», — добавил владыка.

По его мнению, православный скаутинг должен развиваться не от случая к случаю, но системно. Владыка подчеркнул важность работы юных скаутов в совместных патрулях, участие в которых снимало бы многие проблемы, связанные с социальным неравенством детей из различных по своему благосостоянию семей.

Владыка Александр указал на необходимость развития православных интернет-проектов. «Мы должны ходить «по дорогам и изгородям» — заходить в те чаты и гостевые книги, где собираются молодые, и вести их к нашим ресурсам». Интернет, по мнению владыки, является сегодня важнейшим средством влияния на молодежь. «Мы не должны уподобляться нерадивым беспомощным священникам, сидящих в своих храмах в ожидании очередных треб», — заявил архиепископ.

Вместе с этим владыка Александр заметил, что рост молодежного экстремизма порожден чувство испуга молодых людей ростом численности диаспор. Он подчеркнул важность православной миссии среди национальных диаспор России, особенно — в молодежной среде. Подобно тому, как в Римской империи были сначала воцерковлены германские, а потом и славянские племена, сегодня Церковь должна вести миссию среди тех же китайцев, приезжающих в Россию. Мы либо станем ненужным этнографическим заповедником, либо выйдем просвещать мир и спасать людские души», — завершил свою речь глава Синодального отдела по делам молодежи.

Вслед за владыкой Александром трибуну занял академик РАН Дмитрий Львов. Он заявил, что в современной России существуют три основные проблемы, затрагивающим, в том числе и молодежь. Это проблема достижения социальной справедливости, решения проблемы неравенства в широком смысле слова и проблемы эффективности экономики, конкурентоспособности нашей страны. И это в совокупности укладывается в главную проблему – вымирание русского народа.

Академик привел статистические цифры, которые не оставили в зале никого равнодушными. Первенство проблем во вкладе в увеличение общей в смертности России на самом деле занимает не обнищание населения, как думают многие (11%), а социальная агрессивность и социальная апатия (73%). Это означает чувство безысходности, которое лишает молодежь и трудоспособное населения стимула к продолжению рода. «Мы имеем по факту несколько Россий. И наши недра, природные ресурсы принадлежат Господу Богу, а значит – должны принадлежать не отдельной группе населения, а всем», — сказал Львов. Эти слова академика были буквально прерваны шквалом аплодисментов зала.

Следующим слово взял доктор экономических наук Игорь Рязанцев. Он поведал аудитории, что, судя по социологическим исследованиям, проведенных среди молодых людей во всех федеральных округах, православная молодежь перестала восприниматься маргинальной группой. Более того, из опрошенной молодежи 45,4% считают, что роль Русской Православной Церкви за последнее время усилилась. По данным Рязанцева 72,5% опрошенных считают Православие национальной и государственной традицией России, а 75% — основой русской культуры. Игорь Рязанцев подчеркнул, что сейчас имеет место определенный вектор возврата предпочтений молодежи к ценностям традиционного и консервативного плана.

Доклад кандидата философских наук Александра Посадского «Религиозная жизнь российского студенчества» завершил основную часть пленарного заседания. Посадский остановился на трех важнейших сдвигах, характеризующих современное состояние духовного мира российской молодежи. Первое – российское студенчество находится в состоянии постоянного религиозного поиска. Для этого поиска характерны синкретизм и эклектика. Второе – этот поиск, в отличие от советского времени очень индивидуализирован. И третье – российскому студенчеству, в отличие от студенчества, скажем европейского присуще в современную эпоху развитое религиозное чувство, которое раскрывается чаще всего в проявлении сильных религиозных эмоций в пограничных жизненных состояниях. Эти эмоции даже у внешне нерелигиозного человека проявляется в чувстве собственной греховности при столкновении с духовными сферами, пониманием их величия, осознанием их превосходства: чувствами почтения при входе в храм и т.д.





Оставить свой отзыв о прочитанном


Ваше мнение об этом материале:

— Ваше имя
— Ваш email
— Тема отзыва

Ваш отзыв (заполняется обязательно):

Введите текст показанный на картинке:

Правая.ru


Получайте свежие материалы сайта себе на почту
Rambler's Top100 Яндекс цитирования
Использование материалов допустимо только с согласия авторов pravaya@yandex.ru, с обязательной гиперссылкой на сайт Правая.ru.
 © Правая.ru, 2004–2020