21 ноября 2019
Правая вера
Агиография

"Гордость России"













Новости сайта

Получайте свежие материалы сайта себе на почту





















Сергей Чесноков, Нижний Новгород
21 сентября 2004 г.
версия для печати

праведная Иулиания Муромская

Жизнь св. Иулиании является типичным примером «монашества в миру». Этот церковный термин означает, что человек, живущий полноценной мирской жизнью, имеющий семью, внутренне заключил себя в монашеской келье, внешне выражая это в духовной собранности, непрестанной молитве, действенной любви к окружающим, смирении, нестяжании и исполнении других монашеских обетов, которые можно совместить с жизнью в миру...

икона праведной Иулиании Муромской

Св. Иулиания была замечательной русской женщиной, родившейся в 1535 г. в Москве. Отец ее, Иустин Недюрев, был государевым ключником, а мать, Степанида Григорьевна Лукина, была родом из Мурома. После смерти матери в 1542 г. девочка была взята в Муромский уезд бабкой Анастасией Никифоровной Дубенской, а после ее кончины попала в семью своей тетки Наталии Араповой. Здесь ей пришлось пережить много насмешек и обид, ибо семья была религиозна лишь внешне и не понимала глубокой религиозности Иулиании. Это непонимание окружающими сопутствовало ей всю жизнь.

Такое бывало во все времена. Есть особый тип людей «не от мира сего», они не укладываются в общепринятые рамки, и это раздражает. Почему? Это невозможно объяснить, хотя инстинктивно окружающие чувствуют их духовное возвышение над собой, но, т.к. рационально объяснить их внутреннее состояние и продиктованное им внешнее проявление, приносящее лишь трудности невозможно, то это и раздражает. Такие люди обречены на одиночество, и это о них сказал Господь: «В мире скорбны будете».

В 1551 г. св. Иулиания была выдана за муромского дворянина Георгия Васильевича Осорьина (также канонизированного) и поселилась с ним в Лазареве, что под Муромом. Святая и в замужестве осталась такой же. В то время случился мор и голод, и она, сама недоедая, а то и голодая, раздала все, что у нее было, крестьянам. В конце концов была вынуждена даже прибегнуть ко «лжи во спасение» – просить у свекра и свекрови, якобы для себя, пищи, которую по ночам раздавала; ходя по избам, сама ухаживала за больными и умирающими.

Было у них с св. Георгием 10 сыновей и 3 дочери, из которых 6 умерло во младенчестве. После кончины мужа в 1595 г. св. Иулиания раздала нищим все, что осталось, и в лютую зиму сама ходила в рваной одежде. Наконец дошло до того, что она вынуждена была питаться лебедой, выпекая из нее хлеб. И, о чудо, хлеб этот был до того вкусен, что голодные крестьяне приходили к ней за ним.

Много раз ей являлись бесы, искушая и пугая ее, но она мужественно противостояла им. Два раза ей на помощь приходил Николай Угодник, разгоняя бесов. Вообще, он оказывал и оказывает ей покровительство, о чем поговорим ниже.

Скончалась святая 2-го января 1604 или 1605 г. и была погребена рядом со св. Георгием в Лазареве. Вскоре над ними была поставлена деревянная церковь в честь Собора Архистратига Михаила. Дочь их была схимницей в Муроме.

Рака с мощами праведной ИулианииВ 1931 г. св. мощи праведной Иулиании попали в Муромский музей, где подвергались кощунствам, но православные, приходя в музей, поклонялись им тайно. И вот 20 января 1989 г. рака со св. мощами была возвращена Церкви и перенесена в муромский Благовещенский монастырь, где была поставлена перед иконой Николая Угодника. В 1993 г. 9 июля она была перенесена в Николо-Набережную церковь. Воистину, свт. Никола и по кончине не оставляет ее своим покровительством.

В Лазареве существует колодец, по одному преданию, оставшийся после Ноева потопа, по другому — образовавшийся от удара о землю копытом коня преподобного Илии Муромца, когда он поскакал в Киев на службу (около 1166 и 81 гг.) В нем в 1584 г. был утоплен слугой сын прав. Георгия и прав. Иулиании Иван. Над колодцем стояла надкладезная часовня, разрушенная в 1933 г. Святая вода в нем обладает чудотворными свойствами. Молятся здесь на первый Спас.

Другой колодец около с. Дуброво находится на берегу оз. Свято. Здесь в старину крестьянка, полоскавшая белье, обрела чудотворную икону праведной Иулиании с житием. На месте обретения образовался колодец. Икону перенесли в погост Муска, где она и находилась до 1932-33 гг., когда, перед закрытием и разрушением храма, чудесно перенеслась в Лазарево. В настоящее время ее местонахождение неизвестно. Над колодцем воздвигли надкладезную часовню (разрушена в 1941-45 гг.) Несколько раз после этого здесь являлась молящейся праведная Иулиания огромного роста. На источнике происходит множество исцелений. Молятся здесь в 10-е воскресение по Пасхе.

Давайте и мы помолимся замечательной русской женщине, одной из тех праведников, на которых держится мир.

Жизнь и подвиг св. Иулиании является прекрасным примером того, чем являлось русское дворянство для простого народа. Не «кровопивцы-эксплуататоры», а любящие родители, жертвующие всем ради детей своих, не разделенных с ними сословной пропастью, а объединенных в единое тело Церкви Христовой, которая в то время была синонимом общества.

Александр Епанчин,

г. Муром, 11 июля 1998 г.

Энциклопедист-самоучка, собиратель преданий священной истории города Мурома Александр Александрович происходил из старинного рода, свою древность возводящего к известному предку Романовых св. Прокопию Устюжскому.В очередной раз останавливаясь на последнем абзаце статьи, задаешься вопросом: оставит ли после себя в истории российской хотя бы нечто подобное бесчисленным древнерусским житиям наш современный господствующий класс?





Оставить свой отзыв о прочитанном


Ваше мнение об этом материале:

— Ваше имя
— Ваш email
— Тема отзыва

Ваш отзыв (заполняется обязательно):

Введите текст показанный на картинке:

Правая.ru


Получайте свежие материалы сайта себе на почту
Rambler's Top100 Яндекс цитирования
Использование материалов допустимо только с согласия авторов pravaya@yandex.ru, с обязательной гиперссылкой на сайт Правая.ru.
 © Правая.ru, 2004–2019