15 ноября 2019
Правая вера
Агиография

"Гордость России"













Новости сайта

Получайте свежие материалы сайта себе на почту





















Федот Алексеев
6 декабря 2008 г.
версия для печати

Святой благоверный князь Александр Невский

«Блажен муж, иже не идее

на совет нечестивых» (Пс. 1. 1)

Своим смирением благоверный князь Александр покорил одного врага, а твердостью веры другого. Он воплотил в себе идеал мудрого политика и попечителя о Земле Русской. Его сердце болело об истинности веры, о России, о народе, где личным амбициям не было места. Святой князь Александр явился соработником Господа, не дав своим чувствам покорить ум. Он был «удерживающим» всемирного православия от притязаний Запада и мистическим преемником Византийских Царей. Он отстоял православие и сохранил его в чистоте для будущих поколений в колыбели русской души, что впоследствии дало возможность стать России полноправной наследницей Василевсов – Третьим Римом

Александр Невский и Мария Магдалина

«Разграбление Константинополя крестоносцами в 1204г. и монгольское завоевание восточной Европы в 1237-1240гг. были катастрофическими событиями, поставившими под угрозу само существование восточного христианства…» [1].

Благодаря усилиям св. бл. Князя Александра, у границ Руси была остановлена «чума» грозившая уничтожить православие. На долю святого князя выпало испытание, которое решало будущую судьбу России, ее бытие как православного государства. XIII век для Руси стал временем укрепления или, лучше сказать, зарождения русского самосознания. Глубинные черты народа рождаются в испытаниях, или же искореняются, подпадая под низменные, животные чувства. Россия оказалась между двух огней – Восток и Запад.

Восток в лице татаро-монгол угрожал физическому истреблению русских, католический Запад – духовному. Господь же говорит: «не убойтеся от убивающих тело, души же не могущих убити: убойтеся же паче могущего душу и тело погубити в геене» (Мф. 10.28). Когда Русские земли стонали от хана Батыя, Римская церковь предприняла коварные попытки обратить огнем и мечем русских православных людей в латинство. Святой князь Александр стал АНГЕЛОМ-ХРАНИТЕЛЕМ Руси от волка хищного, папской веры. Русь была в смятении. Князья готовы были идти под Рим ради уничтожения Золотой Орды. Стремления их были материальные, так как Орда нанесла им убытки. Чтобы вернуть утраченное, они готовы были Истину продать, променять на мамону. Князь Александр не поддался общему смятению. Он всей своей душой понимал значение утраты Истины и что православие — это путь ко спасению, и избранничество Богом России. Александр «вступил в служение «удерживающего» Русской земли – державного защитника чистоты церковного вероучения» [2].

В конце XIX начало XX веков св. бл. князь подвергался критике за свои связи с монголами, но мы не будем повторять слова злоязычных недругов, порой даже псевдо-патриотов. Он выбрал тот путь, который не угрожал бы вере. Он совершил подвиг стойкости и смирения, так как служение монголам не причиняло вреда православию, Церкви Христовой. Монголы были веротерпимы; даже учредили в столице Орды Сарае православную епархию и выпустили указ, по которому запрещалось вредить православной вере, под угрозой казни [3]. Конечно, ханы требовали от русских князей разного рода исполнения обрядов, которые для православного христианина недопустимы. Есть мнение, что святой князь Александр поклонился огню и идолам, но в его житии говорится противоположное: «тебе поклонюся: Бог бо почти тебя царством, твари же (огню и идолам) не поклонюся» [4]. Подчеркнув законность власти хана, князь сумел убедить его, не поклоняться идолам. Он обладал великим даром слова.

Историк Иван Солоневич замечает, что князь Александр был Хозяином земли Русской, с хозяйским глазом и расчетом, и вел свою политику по отношению к Орде именно таким расчетливым образом [5]. Не будил зверя, но заручился его поддержкой, став побратимом Сартака, сына Батыева, а по закону, и сыном последнего.

Видя упадок Киева, святой Александр митрополита Киевского Кирилла II перевозит во Владимир, намечая тем самым новый центр собирания Русских Земель [6]. Вторит своему сородичу — святому князю мученику Андрею Боголюбскому.

Агрессия латинян была не только религиозной, ибо не покорявшихся вере латинской убивали. Поэтому нельзя допускать, что князь не видел этого или не знал. В случаи победы шведов или тевтонцев над русскими Россия теряла бы выход в море, то есть стратегическое преимущество в геополитике. Западный историк Тойнби замечает: «Русь потерпела убытки от западных соседей, не преминувших воспользоватся ослаблением Руси, для того чтобы отрезать от нее и присоединить к западнохристианскому миру западные русские земли» [7]. Золотая Орда не посягала на целостность русских земель, несмотря на порой свою жестокость.

«Вассальная зависимость Руси от Монгольской империи отнюдь не рассматривалась (в то время) как нечто заведомо «позорное и безсмысленное». Поэтому нет ничего неожиданного в том, что наивысшим признанием пользовались на Руси те руководители XIII-XIV веков, которые всецело «покорялись» вассалитету – св. Александр Невский, Иван Калита, свв. митрополиты Петр и Алексий» [8].

Потерпев поражение, Запад предпринимает новые попытки захвата России. Тевтонские ордена, некогда враждовавшие, объединяются против Александра и «схизматиков», но терпят новое поражение. Немец разбит на Чудском Озере в 1242 г. Несмотря на попытки папы в 1245 г. натравить татар на Русь, отослав своих легатов в Орду, им ничего не удалось, потому что князь был в милости у хана [9]. Тогда папа решается на иную хитрость – натравить Русь на монгол, предоставляя свою помощь взамен измены веры. Понтифик получил отпор не только великого полководца и воина, но и великого ритора – св. бл. князя Александра Невского. Если бы князь решился без измены веры на войну с монголами, то Россия оказалась бы разорвана Востоком и Западом. Поддерживая мир с ханом, князь Александр ради России шел на личные жертвы.

Монгольское иго было не только попущено Руси за грехи, как считал народ, но явилось оградительным и спасительным инструментом в войне с истинным врагом – врагом веры. Господь, промышляя о России, зло обратил в добро [10], а князь Александр, в свою очередь, не повторил поступок ветхозаветного царя Седекии, который ослушался пророка Иеремию и восстал против Навуходоносора царя Вавилонского, тем самым пошел против воли Божьей и вверг царство Израильское на уничтожение (2 Пар. 36. 12,15); (Иер. 21. 3-10).

Своим смирением благоверный князь Александр покорил одного врага, а твердостью веры другого.

Он воплотил в себе идеал мудрого политика и попечителя о Земле Русской. Его сердце болело об истинности веры, о России, о народе, где личным амбициям не было места. Святой князь Александр явился соработником Господа, не дав своим чувствам покорить ум. Он был «удерживающим» всемирного православия от притязаний Запада и мистическим преемником Византийских Царей. Он отстоял православие и сохранил его в чистоте для будущих поколений в колыбели русской души, что впоследствии дало возможность стать России полноправной преемницей Василевсов – Третьим Римом.


[1] Иоанн Мейендорф. прот. «Рим, Константинополь, Москва». Москва. 2005г. стр.105

[2] Иоанн (Снычев). митрп. «Самодержавие Духа». Санкт-Петербург. 1994г. стр. 83

[3] Там же, стр. 76

[4] Серафим (Соболев). архиеп. «Об истинном Монархическом мировоззрении». Москва. Лествица. Диоптра. 2002 г. стр. 38

[5] И. Солоневич. Народная Монархия. 1973г. (www.rus-sky.org)

[6] В. Кожинов. «Война и мы». Москва. ЭКСМО. 2005г. стр. 538

[7] Там же, стр. 527

[8] В. Кожинов. Правда «Черной сотни». Москва. ЭКСМО. стр. 352-353

[9] Иоанн (Снычев). митрп. «Самодержавие Духа». Санкт-Петербург. 1994г. стр. 78

[10] Филарет (Дроздов). свт. Пространный Катехизис. Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 1995г. стр. 22





Оставить свой отзыв о прочитанном


Предыдущие отзывы посетителей сайта:

10 декабря 00:37, фрол:

Статья хорошая. Но вот Федот Алексеев пишет: «Восток в лице татаро-монгол угрожал физическому истреблению русских, католический Запад – духовному». Позвольте с вами не согласиться, уважаемый. Не надо сгущать краски. Слово об истории...оно ведь не воробей. Как Восток (пусть и в лице татаро-монгол) не угрожал физическому истреблению русских (никогда у Востока не было такой цели) , так и Запад (по крайней мере в то время) не угрожал духовному истреблению русских . В те наивные времена речь шла о подчинении и порабощении ( дань, дань, дань ). Это сейчас Запад все еще «принуждает» нас к ПЕРЕРОЖДЕНИЮ. Поэтому, когда Вы, уважаемый Федот Алексеев, пишите: «Своим смирением благоверный князь Александр покорил одного врага, а твердостью веры другого», может быть немного правильнее было бы сказать так: «Своим незаурядным умом, душевными качествами, личным обаянием и искусством политика и дипломата князь Александр Невский сдержал одного, а твердостью характера, выдающимся лидерским качеством, личной воинской доблестью, талантом полководца и организатора и опять - искусством политика, поразил другого врага. За всем этим, безусловно - твердость веры. Далее. «…что впоследствии дало возможность стать России полноправной наследницей Василевсов – Третьим Римом…» Думается, что у России ( как бы она ни называлась в веках) никогда не было необходимости становиться наследницей других стран. В том числе каких-то «Василевсов»( базилевсов) . Россия – наследница себя самой, Руси и далее в века. Вы вот опросите жителей нынешней России: считаете ли вы себя полноправными наследниками – Третьим Римом , духа Василевсов ? Что Вам ответят? У России своя история , в которой были и ее щиты прибиты на ворота Царьграда. У России своя история духа , в которой Наша Вера всегда была нашим оплотом. И Вера эта – не примитивная калька с Византийской ( хотя она нам и ближе многих других). «Здесь русский дух, здесь Русью пахнет…» Именно это Александр Невский и проявил. А Вы говорите… своим смирением…Александр Невский – потому и Святой теперь, что проявил себя тогда зримым и значимым попечителем Земли нашей.


14 декабря 21:41, Свой:

фролу

...«Вы вот опросите жителей нынешней России: считаете ли вы себя полноправными наследниками – Третьим Римом , духа Василевсов ? Что Вам ответят?», - у Вас, наверное, опыт социолога-практика? – не попробовали бы провести в том же ключе пилотажное исследование, например, на общественных остановках по теме: «Чему равен квадрат гипотенузы ?» Что Вам ответят?



Ваше мнение об этом материале:

— Ваше имя
— Ваш email
— Тема отзыва

Ваш отзыв (заполняется обязательно):

Введите текст показанный на картинке:

Правая.ru


Получайте свежие материалы сайта себе на почту
Rambler's Top100 Яндекс цитирования
Использование материалов допустимо только с согласия авторов pravaya@yandex.ru, с обязательной гиперссылкой на сайт Правая.ru.
 © Правая.ru, 2004–2019