17 июня 2019
Правление
Политическая история

"Гордость России"













Новости сайта

Получайте свежие материалы сайта себе на почту





















Илья Бражников
20 января 2004 г.
версия для печати

Крестовые походы

Современная католическая точка зрения рассматривает крестовые походы как грех, публичное покаяние в котором папа Иоанн Павел II принес несколько лет тому назад. Кажется, накануне 1000-летия взятия Иерусалима и “освобождения Гроба Господня” крестоносцами. В идее крестового похода просматривается логика джихада и мораль Талмуда, но не этика Нагорной проповеди. Но интересно: если бы христианам удалось удержать Иерусалим до сего дня, построить в нем новые храмы, уберечь то, что уцелело, папа тоже бы каялся? И если да, то после покаяния понтифика надо было бы свернуть знамена и очистить Святую землю для евреев и арабов, подобно возвращению китайцам Гонконга?

Крестовые походы, по справедливости являющиеся как бы символом всей западноевропейской средневековой истории, ставят сегодня перед нами ряд вопросов. Во-первых, и это самое главное, были ли они как по своей цели, так и по результату крестовыми? Или же мы имеем дело с обыкновенной военной экспансией, сродни арабским завоеваниям VII-VIII вв. – поначалу имевшим своей целью распространение ислама, а затем превратившимся в ординарные восточные деспотии?

А может быть, в крестовых походах надо видеть первое проявление пассионарности западноевропейской цивилизации, шаг к её будущему преобладанию в мире? Или это один из шагов к цивилизации мировой, современной, глобализирующейся, стремление к которой присуще Западу начиная с Александра Македонского, в планах которого, как известно, было создание единой евро-афро-азиатской державы, со смешанным населением, для чего он в своё время женил 10000 своих солдат на азиатках, и сам женился на дочери персидского царя?

Или это очередное “паломничество в страну Востока”, без которого немыслим западный мир, — путешествие в поисках истины? Последнее, кстати, подтверждается созданием духовно-рыцарских орденов – одним из ближайших следствий крестовых походов. Ордена эти быстро впитали в себя “восточную мудрость” и принесли в Западную Европу легенду о Святом Грааале, гностические ереси, алхимию, астрологию и Каббалу.

Христианство – единственная религия, распространение которой (до Крестовых походов) происходило преимущественно мирным путём. Были случаи насильственного обращения – саксонцев, баварцев, прибалтов, например, были насильственные меры по отношению к еретикам, но всё же до VII в., т.е. до начала арабских завоеваний, христианский мир составляли народы, самостоятельно и свободно принявшие Благую Весть. Во всяком случае, с мечом от имени Христа не нападал никто. С этой точки зрения, идея Крестовых походов не являлась собственно христианской: она была, без сомнения, рыцарски благородна, может быть, исторически оправданна и, пожалуй, содержит некоторую примесь иудаизма и ислама.

В самом деле, концепция крестового похода, основывалась на идее паломничества в Святую землю. Термин крестоносцы и крестовый поход возник в первой половине XIII в. Восприятие Палестины как Святой земли характерно именно для евреев и арабов. Несколько книг Ветхого Завета повествуют о завоевании евреями земли обетованной; для арабов Иерусалим всегда был святым местом. В период вавилонского пленения и рассеяния иудеи совершали паломничества в Иерусалим; “каждый еврей должен хоть однажды побывать в Святой земле”. В конце концов это земля их предков, здесь каждый камень отсылает к Библейскому повествованию: там колодец Иакова, на месте храма Соломона, по преданию, Авраам совершил своё жертвоприношение.

Для арабов, в свою очередь, Мекка и Кааба были и остались местом традиционного паломничества. Но у европейских народов – в историческое время – не было ни предков, ни воспоминаний в Палестине. Для христианина и поныне посещение Святой земли заманчиво, но не обязательно, а вот мусульманин хоть раз в жизни, но должен совершить хаджж.

Стало быть, в идее крестового похода просматривается семитское влияние. Заметно оно и в таком моменте, как обещание папы отпустить грехи всем участникам похода. Это уже прямо нехристианская идея. Ведь в походе, при всём желании, нельзя видеть акта покаяния, без которого отпущение грехов неканонично. Более того: современная католическая точка зрения рассматривает крестовые походы как грех, публичное покаяние в котором папа Иоанн Павел II принес несколько лет тому назад. Кажется, накануне 1000-летия взятия Иерусалима и “освобождения Гроба Господня” крестоносцами. В идее крестового похода просматривается логика джихада и мораль Талмуда, но не этика Нагорной проповеди.

Но интересно: если бы христианам удалось удержать Иерусалим до сего дня, построить в нем новые храмы, уберечь то, что уцелело, папа тоже бы каялся? И если да, то после покаяния понтифика надо было бы свернуть знамена и очистить Святую землю для евреев и арабов, подобно возвращению китайцам Гонконга?

Важный момент: крестовые походы не затрагивают непосредственно весь Христианский мир и не являются частью истории Церкви. Стало быть, это явление западной истории. Это проявление той отдельной, особой судьбы западнохристианского мира, которую по словам И. Киреевского, оно само себе создало, выделившись из полноты христианской Церкви.

Последствия:

4-й крестовый поход привел к подлинному, а не только теоретическому расколу Христианской Церкви. До этого времени можно говорить о расколе в сознании иерархов, после – в массовом сознании, поскольку началась антигреческая пропаганда. Отсюда поворот во всём крестоносном движении – против еретиков, схизматиков и проч. Через 5 лет после Константинополя начинается поход против альбигойцев, затем против Руси и т.д.

Культурное значение Крестовых походов огромно. Столкнувшись с Византией и Востоком, Западная Европа впервые почувствовала себя единой цивилизацией. Христианское единство было в сознании и ранее, но теперь это единство обычая, менталитета, одежды и т.д. кроме того, чувство национального единства: бургундцы, шампанцы, провансальцы на Востоке становятся просто “французами”.





Оставить свой отзыв о прочитанном


Ваше мнение об этом материале:

— Ваше имя
— Ваш email
— Тема отзыва

Ваш отзыв (заполняется обязательно):

Введите текст показанный на картинке:

Правая.ru


Получайте свежие материалы сайта себе на почту
Rambler's Top100 Яндекс цитирования
Использование материалов допустимо только с согласия авторов pravaya@yandex.ru, с обязательной гиперссылкой на сайт Правая.ru.
 © Правая.ru, 2004–2019