19 января 2019
Правление
Политология

"Гордость России"













Новости сайта

Получайте свежие материалы сайта себе на почту





















свящ. Евгений Гордейчик, Киев
20 октября 2004 г.
версия для печати

Русский консерватизм: прошлое и настоящее

С 13-го по 15-е октября, в Воронежском Государственном Университете, проходила международная научная конференция: “Правый консерватизм в России и русском зарубежье в новое и новейшее время”

Это уже вторая проводимая Воронежским университетом конференция, посвященная наиболее традиционной для Русского самосознания тематике: осмыслению сущности исторических процессов в свете религиозного откровения; и поисках идеального устроения общества, берущего свое начало не в абстрактных рассуждениях о естественных правах, а в подражании устроению Града Божьего. Соответствию политических и социальных принципов государства, содержащимся в совести церковного народа идеалам нравственного совершенствования.

В конференции приняли участие более двадцати исследователей правоконсервативного движения из Российской Федерации и стран постсоветского пространства.

Не может не радовать то, что в обсуждении проблем, традиционно считавшихся сугубо исторической тематикой, приняли участие исследователи самых различных направлений: философы, экономисты, религиоведы. Широта исследуемых вопросов, совмещенная с довольно таки высоким уровнем исследования, несомненно, составляет одну из главных заслуг организаторов конференции.

Наряду с сообщениями об историографии, этапах развития, персоналиях и идеологии правоконсервативного движения, на конференции были представлены доклады, посвященные исследованию основополагающих идей правоконсервативного движения, его отличительных признаков, позволяющих отделить консервативное сознание от таких близких ему по формам, но чуждых по сути явлений, как национализм и умеренный либерализм.

Повышенный интерес к подобным, сугубо теоретическим проблемам, неопровержимо свидетельствуют о выходе современного состояния исследований правоконсервативного движения на качественно новый уровень, переходе от эмпирического сбора материалов к комплексному, мировоззренческому осмыслению проблемы.

Но все же конференция оставила несколько двойственное впечатление. С уверенностью можно констатировать, что большинство исследователей правоконсервативной тематики в то же время являются и носителями консервативно-монархических идеалов. Автору вполне резонно могут возразить, что для получения объективных результатов, исследователь должен быть максимально дистанцирован от своего предмета. Однако исследование правоконсервативного движения, возможно, представляет одно из немногих исключений из общего закона.

Русское консервативное сознание — это, прежде всего, проекция религиозного типа мышления на общественную жизнь. Поэтому приверженность исследователя религиозным традициям и социальным формам, характерным для русского консервативного сознания, никак не уменьшает объективности, но лишь углубляет понимание своего предмета.

Немаловажную роль в отборе лиц, выбравших правоконсервативную тематику, играет и явно недостаточное финансирование данной темы. Многие исследователи, особенно это характерно для украинских ученых, вынуждены заниматься правоконсервативной тематикой на общественных началах, в свободное от основной работы время. Как правило, ученые советы, по политическим причинам, отказываются утверждать темы, посвященные правым движениям.

Общение с людьми, считающими себя консерваторами и по своей углубленности в проблему долженствующими быть наиболее последовательными выразителями монархических идеалов, убедило автора в невозможности возрождения монархического движения в нынешних условиях, по крайней мере, внешними, человеческими средствами.

Большинство нынешних консерваторов, преимущественно люди среднего возраста, пришли к своим взглядам исключительно диалектическим путем гегелевского отрицания отрицания: отвращение к советской реальности и наступившее впоследствии еще большее отвращение к либеральным утопиям. Пусть в процессе этих метаморфоз мировоззренческие ценности диаметрально изменились, но сам путь был сугубо рациональным. А консерватизм — это прежде всего традиция, мифологическое понимание мира, сакрализация власти. А это-то и отсутствует начисто.

Естественно, что в современном обществе консервативные идеалы будут присутствовать, так как следование традиции — это наиболее естественное и здоровое состояние человеческого ума. Но вряд ли стоит надеяться на то, что современный консерватизм будет преемствен дореволюционному. Скорее всего, это будет явление совершенно самобытное. Пока еще трудно строить какие либо прогнозы о том, как именно воспримут традицию наши потомки. Скорее всего, дореволюционный опыт войдет в качестве строительного материала в державное здание новой России, но надеяться на то, что он станет ее фундаментом довольно-таки наивно.Однако несомненно то, что трудиться следует, хотя бы ради того, чтобы зафиксировав имперский опыт и осознав причины крушения исторической России, дать возможность потомкам строить новую Русь на старых идеалах, но не повторяя ошибки прошлого, что, впрочем, и есть самая вожделенная мечта любого консерватора.





Оставить свой отзыв о прочитанном


Предыдущие отзывы посетителей сайта:

15 января 15:18, Посетитель сайта:

Дополнение

Анатолий Степанов

Правое слово в Воронеже. В столице Черноземья прошла конференция "Правый консерватизм в России и русском зарубежье в новое и новейшее время"

http://www.rusk.ru/st.php?idar=102697



Ваше мнение об этом материале:

— Ваше имя
— Ваш email
— Тема отзыва

Ваш отзыв (заполняется обязательно):

Введите текст показанный на картинке:

Правая.ru


Получайте свежие материалы сайта себе на почту
Rambler's Top100 Яндекс цитирования
Использование материалов допустимо только с согласия авторов pravaya@yandex.ru, с обязательной гиперссылкой на сайт Правая.ru.
 © Правая.ru, 2004–2019