18 февраля 2019
Жесты

"Гордость России"













Новости сайта

Получайте свежие материалы сайта себе на почту





















Григорий Аниканов
27 октября 2009 г.
версия для печати

Плохо звучащий тренд

Не важно, на каком современном приборе мы возьмемся прослушивать наши любимые диски. Во всех случаях звук будет объективно тонально и эмоционально беднее по сравнению с тем, что смогут извлечь с тех же компакт-дисков аппараты 80-90-х.Правда разницу могут услышать только немногочисленные обладатели классических усилителей - допотопных «Тандбергов», «Телефункенов», «Фишеров»

Написание данного текста началось с прочтения статьи о прогнозируемом крахе продаж компакт-дисков и замене их рынка сбыта платным онлайн распространением МР3-шек.

В общем, конечно же, такая перспектива вполне логична и со все возрастающей настороженностью ожидаема. Но вот о чём всегда умалчивают в связи с этой проблемой, так это о качестве грядущего онлайн контента. И дело даже не в самом этом качестве. Дело, скажем так, в актуальном превалирующем тренде, по отношению к которому вопрос качества, как такового, находится в положении строго зависимом.

Все в курсе, что качество воспроизведения файлов "сжатых" форматов отличается от качества воспроизведения файлов "несжатых". Правда, немногие теперь представляют степень этого различия. И совсем уж немногие помнят звучание хорошей аналоговой аппаратуры, почти забытой, чему прямо способствовало "общественное мнение", между делом прививающее обывателю уважительно-пренебрежительное отношение к прошлому, как к "достоянию истории". И, в данном случае, сообщающее отношение к нецифровой технике, как к анахронизму, к "дедушкиным лаптям". (Кстати, остатки производства и потребления так называемого Хай-Энда нисколько общественному мнению не мешают и не противоречат, и этот момент стоило бы рассмотреть как-нибудь отдельно).

Но вопрос об аналоговой технологии звукозаписи мы сейчас опустим. Достаточно будет присмотреться к восприятию публикой двух основных цифровых форматов, "несжатого" и "сжатого", CD и МР3. С последним, собственно, все понятно — он знаком каждому, он везде, применим практически к любому гаджету и совместим с подавляющим большинством приложений. И, при битрейте выше 256 КБ/сек, его как бы вполне можно слушать. Но уже в случае с CD все не так однозначно при кажущейся простоте.

Вроде бы все ясно, 44100 Герц на 16 бит. И тоже ведь, в своем роде, формат "сжатый" по отношению к реальному звуку. Но кто теперь задумывается (тем более из тех, кому сейчас меньше тридцати) о том, что практически ни один девайс из тех, что были представлены на широком рынке за последние 10 лет, не способен в полной мере озвучить даже то немногое, что заложено в эти 44100/16? Разницу могут слышат только немногочисленные обладатели старых, громоздких (целых 46 сантиметров в ширину!) проигрывателей, классических усилителей — ламповых, транзисторных или гибридных, каких-нибудь допотопных "Тандбергов", "Телефункенов", "Фишеров", — и высококлассной акустики, всяких там рупоров, щитов, открытых и закрытых конструкций, занимающих столько полезной площади...

Не важно, на каком современном приборе мы возьмемся прослушивать наши любимые диски: на чудом сохранившемся карманном плеере размером с блюдце, на переносной или автомобильной магнитоле, на бюджетном или дорогом музыкальном центре, или же посредством CD-ROM и звуковой карты. Во всех случаях звук будет объективно тонально и эмоционально беднее по сравнению с тем, что смогут извлечь с тех же компакт-дисков аппараты 80-90-х годов.

А. Лихницкий, пожелаем ему многих лет плодотворной деятельности, резонно утверждает, что "прогрессом" аудиотехники, профессиональной и любительской, последние 60 лет движет вовсе не стремление к совершенству звукопередачи, но непреодолимая тяга к освоению растущих бюджетов, выделяемых под новые патенты. Стоит ли удивляться? Бредовая идея постоянного "развития" и "прогресса", безраздельно владеющая западными умами уже лет двести, в наши дни постоянно требует "новинок", стремительно обесценивая "старье" в глазах публики, чтобы расчистить для этих "новинок" место на прилавках. Но звучат ли они лучше своих предшественников? Можно, конечно, кокетливо поболтать о вкусах, но азов звукопередачи и психоакустики еще никто не отменял.

Ламповая техника, самая простая и адекватная с точки зрения психоакустики, была почти вытеснена с рынка транзистором, который, в свою очередь, уступил место микросхеме.

Аналоговые носители, самые адекватные с точки зрения психоакустики, стали объектом коллекционирования немногих чудаков-приверженцев, капитулировав перед компакт-диском. Теперь и он уходит в прошлое, не в силах удержать внимание публики, все более погружающейся в мерцающее небытие виртуальной реальности. И что же её туда так затягивает?

Самое время отметить еще один факт: покажется ли странным, но качество звукозаписи даже самых именитых фирм год от года падает. Это замечено многими экспертами и меломанами. Вместе с тем отмечается падение культуры исполнения произведений любых жанров и стилей. Причины данных процессов так же подробно изложены и объяснены в работах Лихницкого (шире данная тема не раскрыта ни кем). При этом под качеством записи подразумевается не соотношение сигнал/шум и не диапазоны, частотный и динамический, а тональная и эмоциональная насыщенность, естественность и "живость" звучания предлагаемой записи.

Всё это не по делу? Так вернемся же к нашим баранам.

Древние знали: Мир един, и даже деление изучающей его науки на дисциплины слишком условно. Социум же (и его внутренние процессы) резонно рассматривался как случайное следствие жизнедеятельности человека, обусловленное его миропониманием, оскудевающим со сменой поколений. Последнее утверждение никак не отменяет тезис о Единстве, что в нашем случае указывает на необходимость взглянуть на вещи более широко, отбросив специальные рамки.

Действительно, что если не малодушничать и не оставлять проблемы аудиорынка маркетологам, всегда на кого-то работающим? Что если самим разобраться в азах психоакустики, и постараться, не доверяя экспертам и аналитикам, охватить взглядом социальные процессы последних десятилетий? То есть, одним словом, постараться увидеть всю картину происходящего с нами – целиком! Возможно, тогда у нас еще останется шанс понять, что это за общий "превалирующий тренд, по отношению к которому вопрос качества звуко-музыкального контента находится в положении строго зависимом", если не случайном.

Музыка — это ходовой продукт. Сейчас модно рассуждать обо всем, как о продукте. Каждый хочет получить достойный продукт. Каждый продавец хочет, чтобы его продукт стал ходовым, а ходовой продукт — еще более ходовым. Сама логика капитализма требует постоянной экспансии капитала через постоянную экспансию все новых его продуктов — товаров. Если экспансия капитала остановится, ему начнут находиться, как встарь, более понятные и осязаемые эквиваленты при обмене, и вскоре он просто выродится, рассеется как мираж, кем-то искусственно созданный и поддерживаемый, которым он и был всегда по своей сути.

Успешный продукт — массовый продукт. Прогрессирующая массовость продукта обеспечивается:

1 — ценой, доступной подавляющему числу потребителей,

2 — постоянным расширением рынка его сбыта,

3 — быстрой сменой ассортиментного ряда на "более привлекательный".

Вопрос снижения цен остро встал перед аудио-индустрией в тот момент, когда началась переориентация слушателей на "пиратские" носители и Интернет-ресурсы. Обоим теперь объявлена настоящая война. Выход очевиден: удешевление процесса записи, чему способствуют компьютерные технологии — они же позволяют обойтись без услуг дорогостоящих высококлассных музыкантов — и более демократичное онлайн распространение продукции.

Вопросом расширения рынка сбыта, что очевидно, заняты "международные прогрессивные силы", повсеместно насаждающие "мировые стандарты" и "общечеловеческие ценности" (М. Хазин, экономист и политолог, ввел в обиход едкое словечко "общечеловеки"...). Маркетинг, следящий за сменой ассортимента и готовящий потребительские массы к очередным волнам "новинок", бесспорно, является функцией тех же "прогрессивных сил".

И сам собой встает вопрос о том, насколько, в свете изложенного, бизнес станет интересоваться вопросом "качества"? И что бизнес будет подразумевать под "качеством"? Насколько само понятие "качества" будет трансформировано в угоду потребностям бизнеса? Бульонный кубик, или напиток, на 90% состоящие из ингредиентов Е123, одобренных Минздравами ведущих мировых держав, бесспорно, являются качественными продуктами! Но как будет развиваться человеческий организм на таких кормах, и долго ли он протянет? Так как процесс производства-продажи бульонных кубиков и газировки крайне выгоден, никто не подумает от него отказываться. Демократия! — имеют право производить! Нужно только воспитать одно-два поколения потребителей, не мыслящих свой быт без этой дряни, а потом они сами начнут отстаивать свое право все это потреблять. Демократия! — имеют право жрать гадость. И, право, стоит ли мешать им?

С музыкой и звуком, и вообще с культурой, к сожалению, та же — все время одна и та же! – история: либо продукт – либо Музыка, либо продукт – либо Литература, либо продукт – либо Архитектура, и т. д. В таких реалиях «качеству» остается роль величины переменной, и понятия относительного.

Возможно, когда-то аудиоиндустрия была заинтересована в квалифицированном высококультурном слушателе. Но анализ изменения аудио-рынка с момента его появления говорит о том, что уровень духовного и эстетического восприятия потребителя, не только никого никогда не волнует, но, пожалуй, сознательно снижается, т.к. всегда был и остается помехой для массовой реализации постоянно сменяющих друг друга "новинок". Уровень восприятия потребителей должен быть равным в своей невзыскательности. И ряды таких потребителей должны шириться с каждым годом. Именно таким образом стоит понимать 2-й фактор успешности продуктов масс-медиа и пр., если Вы считаете себя человеком непредвзятым.

Итак:

- Лишь немногие образцы современной аудиотехники способны передать во всей полноте звучание качественной звукозаписи. Эти образцы непомерно дороги, и(или) случайны.

- Качество издаваемой музыки, а то и "музыки", во многих случаях снизилось до уровня, при котором иногда становится уместным говорить о простом обозначении ритмической и тональной структуры произведения звуками "яркими, но лишенными содержания". "Вокальные партии" в упомянутых случаях выполняют второстепенную, служебную функцию.

- Массовый потребитель не знает или успел забыть о том, что когда-то было иначе. Аудиопродукция прошлых лет в большинстве случаев воспринимается ими как "допотопная", "непонятная", "заумная" и т.д..

- Все выше сказанное привело к полному отсутствию у производителей аудио-продукции стимулов к повышению ее качества — тональной и эмоциональной насыщенности, естественности и "живости" звучания.

- Самое страшное, что повальный цифровой ремастеринг, начавшийся с момента изобретения цифровой записи, "истребляет все живое" в записях классической, фольклорной и прочей живой музыки, сделанных в доцифровую эпоху.

Похоже, современные звукорежиссеры категорически не желают понимать того, что "новое качество" — такие замечательно высокие "верха", и такие потрясающе низкие "низы"! — ставшее доступным с приходом новых технологий, не имеет никакого отношения к реальному звучанию неэлектронной музыки. Отсутствие чувства меры и желание приукрасить звук супер-басами и супер-верхами при записи и ремастеринге живой музыки полностью уничтожает ее действительное звучание, память о котором мы хотим освежить, включая запись.

— Компьютерные сети, ставшие доступным "благом", только усугубляют ситуацию. Качество звучания файлов любых форматов при многократной перекачке по сети заметно ухудшается. В широких кругах общественности задумываться об этом считается теперь чудачеством или дурным тоном. Да и стоит ли заморачиваться, если оценить разницу почти некому? Зачем придавать особое значение качеству звучания трека, если уже завтра его сменит новый? Достаточно будет просто удовлетворительного, без шумов и помех, яркого и бодренького звука. Чего там еще слышать-то?

- Индустрия Хай-Энда (термин Хай-Фай практически исчез из употребления на рубеже веков) ориентирована на сравнительно небольшой круг потребителей, уменьшающийся год от года. Она уже выродилась бы, наверное, и перешла на штучное производство, почти маргинальное, если бы не использовалась аудиоиндустрией как фиктивный "авангард", источник "изобретений" и новых патентов, внедряемых спустя время в технику более демократичного ценового уровня, и поддерживающая легитимность появления очередных "новинок". — налицо все признаки скорого вырождения отрасли.

Не могу разделить сдержанного оптимизма тех, кто уповает на грядущий ренессанс по-настоящему высококачественной аудиотехники и звукозаписи. Нет никаких предпосылок для второго пришествия "аудио-рая, уже созданного однажды в довоенной Германии усилиями специалистов компаний Сименс и Телефункен...". Германские производители тех времен ориентировались на уже имеющуюся, достаточно широкую, искушенную аудиторию, воспитанную на живом звучании хороших оркестров в хороших старинных залах, акустическое совершенство которых недоступно современным "зодчим". К тому же недемократические режимы, например, советский или германский 30-х — 40-х годов прошлого века, склонны "культивировать культуру" в рядах своих граждан. В меру своего разумения, но склонны, и это огромный неоспоримый плюс.

Тогда как демократия, напротив, оставляет данную сферу на произвол как самого гражданина потребителя (обычно склонного не напрягаться), так и на произвол самого гражданина производителя (обычно склонного продать подороже то, что стоит копейки, и тоже склонного не напрягаться).

Результатом этого, ставшего почти глобальным, недосмотра, стало кардинальное изменение вектора "развития" общества в сторону обвальной дебилизации. Даже обоснованность употребления термина "демократия" в наше время вызывает сомнения. Теперь, когда демос практически выродился в охлос, в толпы, в массы, следовало бы, может быть, говорить "охлократия", если бы не явная абсурдность получившегося словечка – охлос, пестрые оболваненные толпы, править не в состоянии.

Так кто же, все-таки, правит?Собственно, "превалирующий тренд" уже был упомянут, заметили? Глобальный капитал, он же бизнес во всех видах, глобально упрощает себе жизнь путем тотального оболванивания новых поколений землян. А вопрос "качества" не исчезает — напротив, на нем делаются большие деньги! Но он постепенно трансформируется с помощью масс-медиа, вместе со спровоцированной ими мутацией мироощущения обывателей, в направлении, выгодном капиталу на данном этапе.

Жаль, что мудрый мастер Лихницкий — пожалуй, наш ведущий специалист в области звука, наиболее широко раскрывающий тему вырождения аудио в своих работах — оставляет многое недосказанным. Быть может, умышленно. Но как просто, глядя чуть шире любой отдельной "отрасли" знания и культуры, увидеть то, что деградация аудиоиндустрии стоит в одном логическом ряду с иными "деградациями", неразрывно связанными друг с другом, и складывающимися в социальную картину более чем неприятную. В которой современный обыватель, этот инвалид борьбы за обеспеченное настоящее, наглухо контуженный потребительским бумом, уже почти научившийся радоваться перспективе жить в долг и не думать ни о чем, кроме его калькуляции — это двуногое недоразумение есть продукт умелых манипуляций, реальные последствия которых вряд ли представляют себе даже "господа манипуляторы".


Прикреплённый файл:

 telefunken.gif, 8 Kb



Оставить свой отзыв о прочитанном


Предыдущие отзывы посетителей сайта:

28 октября 13:17, io:

Забавная статья, недоумевал только от "Качество звучания файлов любых форматов при многократной перекачке по сети заметно ухудшается." Как так?! По поводу тонально-эмоционального обеднения музыки сам замечаю нечто подобное, но списываю это скорее на собственное восприятие звука, ставшее с годами более плоским и непритязательным. А может и прав автор, и всё дело в суррогатности современного звуковоспроизведения?)


28 октября 13:45, Анатолий:

о звучании

Статья на хорошую тему - но к сожалению явно заказная. Лихницкий в свое время немало сделал для того чтобы отечественные усилители были худшими в мире именно по звучанию, а не по параметрам.

Кроме того на сайте Линицкого под маркой пропаганды старой, винтажной аппаратуры ведется пропаганда техники и идеологии Рейха и полная дискредитация всего русского и советского как в музыке так и в технике.

Григорий - неужели Вам с ним по пути?


28 октября 18:32, Григорий Аниканов:

от автора

Анатолию: статья не заказная, ни на кого не работаю. Кроме того, сами подумайте, кто может быть заинтересован в развенчании самого феномена аудио, как он есть, целиком?

Творения Лихницкого, "Бриг" и "Корвет", те экземпляры, которые были выпущены до его ухода с производства, являются культовыми, ценятся коллекционерами. Они на самом деле звучат лучше, чем любые отечественные компоненты, и лучше многих импортных. Просто не знаю, о чем Вы...

Ничего советского Лихницкий не "дискредитировал", как Вы пишите. Перечитайте, все, о чем он говорит, сводится к следующему: в Германии предвоенной поры что-то смогли сделать, а в СССР, к огромному сожалению, нет. Если бы что-то лучшее тогда или теперь сделали бы в Китае, или, предположим, в Зимбабве - уверен, Лихницкий хвалил бы китайцев и зимбабвийцев.


29 октября 16:11, Константин:

Все приемлемо, но вот это предложение является недоразумением:

"Качество звучания файлов любых форматов при многократной перекачке по сети заметно ухудшается."

Поясните как именно битовый набор набор может "ухудшиться" при перекачке?

Если Вы имели ввиду преобразование форматов, так поправьтесь в этом предложении, дабы не портить впечатление от всей, несомненно заслуживающей внимания, статьи!

С уважением, Константин!


30 октября 00:58, Григорий Аниканов:

Цитаты из АМЛ

"Но слух не обманешь! Перенос звукозаписи с одного носителя на другой, даже бит в бит, по необъяснимым причинам приводит к потерям в записанной музыке"."Для тех, кто не знает! Маркетинг - продукт умственной деятельности яйцеголовых олигофренов американского происхождения". (АМЛ, "Блестящие звукозаписи", журнал Аудио Магазин 3(50), 2003 год).



Ваше мнение об этом материале:

— Ваше имя
— Ваш email
— Тема отзыва

Ваш отзыв (заполняется обязательно):

Введите текст показанный на картинке:

Правая.ru


Получайте свежие материалы сайта себе на почту
Rambler's Top100 Яндекс цитирования
Использование материалов допустимо только с согласия авторов pravaya@yandex.ru, с обязательной гиперссылкой на сайт Правая.ru.
 © Правая.ru, 2004–2019