20 августа 2019
Жесты

"Гордость России"













Новости сайта

Получайте свежие материалы сайта себе на почту





















Илья Егармин
26 апреля 2010 г.
версия для печати

Спасти генерала Михалкова

При просмотре картины не сложилось впечатления целостности. Видимо, нужно подождать выхода заключительно части трилогии, которая называется «Утомлённые солнцем-3: Цитадель», чтобы понять, что именно режиссёр хотел сказать своему зрителю.

Работа над фильмом продолжалась в течение 10 лет. Невольно начинаешь испытывать уважение — работа проделана колоссальная, потрачено столько сил, столько творческой энергии. Сам Никита Михалков признавался в одном из интервью, что после завершения съёмок «почувствовал такую пустоту». Как после всякой честно и от души проделанной работы. Но впечатления фильм не произвёл. Несмотря на то, что в картине, безусловно, присутствуют «хорошие» моменты, нет в ней какого-то скрепляющего вещества, какой-то внутренней логики. Технически фильм сделан хорошо, в духе времени. В духе времени — это значит, что там есть натурализм, жестокость, матерщина. Присутствуют и «смешные» моменты. Наверное, это наш запоздалый ответ Голливуду («Цельнометаллическая оболочка», «Взвод», «Спасти рядового Райана», «Апокалипсис сегодня»). Хотя «ответом» это затруднительно назвать, потому что именно что запоздалый он. Да и не «наш». Потому что т. наз. «техничность», которая появилась в русском кино, не принадлежит нам, равно как, скажем, «Нива-Шевроле». Все запоздалые ответы даются в духе времени. А настоящее искусство время опережает. Например, до Кубрика и Копполы никто так не показывал войну. Потому и называли эти работы «скандальными» — это было новое слово в искусстве. «Фильм-шок», как любят говорить. Почему, например, «цепляет» «Морфий» Балабанова? Потому что там действует иррациональная сила, которая как бы помимо воли человека вторгается в его жизнь. Зависимость от морфия не является чем-то, чему можно дать человеческое объяснение. Она абсолютно алогична. Молодой врач честно и самоотверженно выполняет свою работу, становится морфинистом и кончает жизнь самоубийством. Не герой нашёл морфий — морфий нашёл героя. Морфий не вещество, а существо. В «Предстоянии», напротив, кажется, что слишком много логики. Чувствуется избыточное присутствие автора в такой иррациональной стихии, как война. Война из существа превращается в вещество. То есть стихия утрачивает качество иррациональности и становится в подчинённое положение по отношению к деспотичному авторскому замыслу. Так было, скажем, и в фильме «12». Мог получиться замечательный триллер, однако последний присяжный — сам Никита Сергеевич — своей заключительной сентенцией скомкал весь фильм. Он, что называется, раскрыл все карты, в результате чего иррациональная стихия утратила тайну, обесцветилась и перешла в «земное» качество.

Также не очень ясна в «Предстоянии» фигура И. Сталина. Сложно сказать, как было на самом деле, но впечатление сложилось такое, что в картине проявилось крайне негативное отношение автора к этому историческому персонажу. Думается, что в фильме о ВОВ, в которой верховный главнокомандующий сыграл, как известно, «далеко не последнюю роль», его фигура должна быть в «сильной позиции». А то «плохой» Сталин как-то не очень вяжется с победой русских над фашистами. Какой-то диссонанс вносит это в концепцию фильма. Что, например, означает эпизод, в котором корабль подрывается на мине, и взрывом на берег выносит гипсовый бюст Сталина вместе с люстрой, за судьбу которой так трогательно опасалась героиня М. Шукшиной?

Ни в коем случае не хочется обидеть Никиту Михалкова — он замечательный актёр и талантливый режиссёр. И этого не отнять. Взять хотя бы «Свой среди чужих, чужой среди своих». Уж это фильм на века. Что же касается описываемой здесь картины, то изложенные в данной рецензии замечания основаны, по большей части, на первом впечатлении от просмотра, а потому и не могут претендовать ни на что, кроме, собственно, «первых впечатлений». Это всего лишь взгляд из зрительного зала, взгляд из темноты. Зритель — тот же потребитель; он глотает то, что ему дают, мало заботясь о проделанной автором работе. Поэтому, думается, что будет правильным воздержаться от поспешных выводов и посмотреть трилогию целиком. «Утомленные солнцем-3: Цитадель» выйдет на экраны в ноябре этого года.





Оставить свой отзыв о прочитанном


Предыдущие отзывы посетителей сайта:

26 апреля 18:54, Андрей:

Во многом согласен с автором данной статьи, но главный аспект фильма это правдивость событий войны, но от Михалкова я не ожидал, такого стиля, как натурализм, жестокость, матерщина... Разве мы все такие идиоты, не представляем, что происходило, на поле боя... А в целом давайте ждать продолжения!



Ваше мнение об этом материале:

— Ваше имя
— Ваш email
— Тема отзыва

Ваш отзыв (заполняется обязательно):

Введите текст показанный на картинке:

Правая.ru


Получайте свежие материалы сайта себе на почту
Rambler's Top100 Яндекс цитирования
Использование материалов допустимо только с согласия авторов pravaya@yandex.ru, с обязательной гиперссылкой на сайт Правая.ru.
 © Правая.ru, 2004–2019