21 августа 2019
Жесты

"Гордость России"













Новости сайта

Получайте свежие материалы сайта себе на почту





















Вячеслав Дымов
6 декабря 2010 г.
версия для печати

Гроб для эльфа

В эпизоде, когда умирает эльф Добби, жевание попкорна прекратилось. Гарри заявил, что хочет похоронить Добби собственноручно, без волшебства. Герой Рэдклиффа вырыл яму, куда и было опущено тельце эльфа, завернутое в белый саван. В этот момент раздался громкий детский голос: "Мама, мама, а где же гроб?" Действительно, а где же гроб?

Очередная серия затянувшейся почти на 10 лет саги о мальчике-волшебнике Гарри Поттере – «Гарри Поттер и дары смерти» — победно шествует в российском и мировом прокате. Специально выбрав время, я сходил в кинотеатр на просмотр фильма. Не ожидая ничего сверхъестественного от «сериального псевдофэнтези», я был окончательно разочарован в фильме, который изначально обречен на «финансовое долголетие».

А прибыль от фильма, как говорит статистика, внушительная. Не было бы доходов, никто бы из господ-голливудчиков не занимался этим проектом. Считать чужие заморские деньги, дело, как известно, неблагодарное. Вместе с тем приведем всего лишь один факт. В первой серии «Гарри Поттера» гонорар главной звезды «поттерианы» Дэниэла Рэдклиффа составлял скромные 60.000 тысяч долларов, во второй — полмиллиона долларов. К настоящему моменту за образ, придуманный Джоан Роулинг, в общей сложности 21-летний Рэдклифф накопил без малого 60 миллионов долларов. Согласитесь, для мальчика из средней смешанной семьи (мать еврейского происхождения, агент по кастингу; отец выходец из Северной Ирландии, литературный агент) западной части Лондона совсем-совсем неплохо. В общем, бренд «Гарри Поттер» наиприбыльнейшее дело нулевых.

В чем же секрет коммерческого успеха «поттерианы»? В гениальном писательском слове Джоан Роулинг, которая судилась не с одним европейским детским писателем по статье нарушения авторских прав? Конечно, нет. Книга с точки зрения анализа классического фэнтези, где в ХХ веке за вершину творчества можно принять фантастическую сагу Джона Рональда Руэла Толкиена «Властелин колец», откровенно слабая. Если у Толкиена мы видим абсолютно замкнутую художественную реальность, герои которой живут в выдуманном автором мире, покоряющем своими масштабами, по законам классического эпоса, то у Роулинг получилась типичная массовая литература, где основным значительным признаком стал занимательный сюжет. Конечно, это и есть главная цель массового продукта – развлечь, но и здесь поттериана местами «пробуксовывает». Похоже, и сама писательница не надеялась на долгую жизнь своего произведения.

Маркетологи проектов «Гарри Поттера –фильм», как и у «Гарри-книга», тоже ничего особого гениального не придумали. Они действовали строго по законам продвижения известных брендов. Сначала была продукция, потом ее раскрутка, потом ее продвижение. Конечный этап — формирование у потребителя мнения, что, например, без памперсов «Бэби драйв +» уже никак не обойтись ни одному родителю, если, конечно, только не будет новой модели, например, «Бэби два минуса равно +» .

Гениальным ходом оказался выбор аудитории – дети, подростки, юноши. Для них «Гарри Поттер» стал фильмом, на который «нельзя не сходить». Те молодые люди, кто в душе понимает, что когда смотрел первый фильма ему было 14, а теперь уже за 20, сходят на фильм, ибо после стольких «мытарств очкарика» все равно интересно, чем же в итоге закончится. Закон сериала действует, а значит будут отданы еще 250 рублей в общую прокатную копилку. На вопрос: «Понравилось ли тебе?» от детей младшего и старшего школьного возраста всегда почти услышишь ответ: «Да, было круто». Ведь не сходить на Гарри Поттера – это значит отстать от жизни, от сверстников, что в период возраста «наивного реализма» очень болезненно воспринимается детьми. Поэтому за время существования проекта не только каждая серия становится все более окупаемой, но и востребованной – повзрослевшую публику сменило новое поколение, приведенное заботливыми родителями в кинотеатр. Как старший сын вырос в памперсах, так и младший их надевал, и в мире обоих прочно занял место проект Гарри Поттер.

Вообще взросление детей это неотъемлемая часть всего проекта, что и делает задумку ради коммерческого успеха особо циничной. Эмма Уотсон – Гермиона Гренджер — из маленькой девчушки превратилась во вполне оформившуюся девушку. 21-летний Дэниэл Редклифф играет 17-летнего Гарри Поттера, а Руперт Гринт (Рон Уизли) скорее похож на здорового рыжего детину болельщика «Манчестер Юнайтед», чем на юношу-волшебника. Тем самым, якобы детский продукт Роулинг лишается главной художественной составляющей – произведение, где главные герои дети и для детей. Это уже кино скорее для юношей, где даже появляются намеки на сексуальный желания главных героев.

Но так ли безыдейна предпоследняя серия поттерианы? Отнюдь нет, фильм представляется вполне форматным творением Запада, активно продвигающим актуальные соврсеменные тренды: борьбы за права человека во всем мире против «традиционной тирании», во имя терпимости и толерантности. Так, главный злодей и противник бесстрашного Гарри Поттера, тиран и убийца Волан-де-Морт захватывает Министерство Магии и провозглашает борьбу против «грязнокровок» — потомков людей и волшебников. Противостоит ему группа толерантных героев, считающих, что в мире маглов (людей) и волшебников нет места ни тирании, ни делению на лучших и худших. И для создания «Лучших Времен» Гарри и его друзья, хоть и добрые по своему нраву люди, должны быть сильными и нанести Злу сокрушительный удар. Не напоминает ли это уже другой проект – строительство мультикультурального европейского общества, чьё либеральное внутреннее устройство подпитывается постоянной угрозой какого-либо нового Холокоста и нападения страшных дальних народов, в государствах которых нет основ демократии западного образца. Только вот выходит маленькая неувязочка, последняя книга была написана в 2007 году, а в сентябре 2010 года Ангела Меркель официально заявила, что проект «мультикультурность немецкого общества» с треском провалился.

Примером ко всему сказанному стал случай в кинотеатре, который мною воспринимается с точки зрения метафизики. Собственно говоря, именно он подвиг меня на написание этой заметки. Соседи мне на просмотре первой части «Даров смерти» (последнюю книгу разделили на две части-две серии два финансовых события) попались очень уж шумные, дети лет 9-10. Лихо уплетающие попкорн и чипсы в глянцевой упаковке, и запивающие «Кока-Колой», ребята постоянно громко обменивались мнениями, что Редклиффу уже 21 год, что нужно использовать такие-то заклинания, и в таком духе. Родители видимо расположились где-то в отдалении в надежде отдохнуть от говорливых чад. В трагическом эпизоде, когда на руках Гарри Поттера умирает окровавленный эльф Добби, жевание попкорна и булькание жидкости прекратилось. Гарри заявил, что хочет похоронить храбреца Добби, всех спасшего, собственноручно, без волшебства. Герой Рэдклиффа сам вырыл яму, куда и было опущено тельце эльфа, завернутое в белый саван. В этот момент справа от меня раздался громкий детский голос: «А где же гроб? Мама, мама, а где же гроб?» Действительно, а где же гроб? Для русского мальчика вполне естественно, чтобы хоронили в гробу. «Ему гроб не нужен, он же эльф»,- ответила находчивая мама. «Нет, так нельзя»,- не унимался ребенок, но потом затих, увлеченный новой сценой сражения доблестного героя Рэдклиффа.

Конечно, это всего лишь маленькая деталь, но деталь значительная, ибо похороны обряд, связанный с понятием традиции, складывающейся веками у разных народов. В мире пропаганды новой культуры, целой финансовой империи разве кто-то услышит чистый и звонкий голос традиционный протест мальчугана из России? Мальчик еще и не догадывается, что это модерн бьется в конвульсиях культурного истощения, а также — что когда плохо сделанный художественный продукт становится массовым, ничего, кроме откровенного разрушения, он принести не способен? Он просто искренне протестует сердцем против тренда, обреченного на успех.


Прикреплённый файл:

 potter.jpg, 2 Kb



Оставить свой отзыв о прочитанном


Предыдущие отзывы посетителей сайта:

6 декабря 20:58, Алексей:

о поттериане

Устами ребенка глаголит истина!



Ваше мнение об этом материале:

— Ваше имя
— Ваш email
— Тема отзыва

Ваш отзыв (заполняется обязательно):

Введите текст показанный на картинке:

Правая.ru


Получайте свежие материалы сайта себе на почту
Rambler's Top100 Яндекс цитирования
Использование материалов допустимо только с согласия авторов pravaya@yandex.ru, с обязательной гиперссылкой на сайт Правая.ru.
 © Правая.ru, 2004–2019