21 января 2019
Жесты

"Гордость России"













Новости сайта

Получайте свежие материалы сайта себе на почту





















Вадим Венедиктов
29 ноября 2011 г.
версия для печати

Притча о Лыжнике

Пьеса В. Голышева «Лыжнег» – захватывающая притча. Патриарх Кирилл, узнав о том, что Папа Римский при посещении Турции использовал автомобиль-двойник, решил завести и себе двойника...

Осенью этого года в русской культурной жизни произошло одно знаменательное событие. Владимир Голышев, автор скандально нашумевшей пьесы «Пребиотики», посвященной Владимиру Путину, порадовал интернет-сообщество новым творением – трагической пьесой в трех актах с эпилогом, «Лыжнег».

Пьеса «Лыжнег» – притча с захватывающим и увлекательным сюжетом. Посвящена пьеса Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу.

Вкратце пьесу можно пересказать следующим образом. Патриарх Кирилл, узнав о том, что Папа Римский при посещении Турции использовал автомобиль-двойник, который направляли по ложным маршрутам, решил завести и себе двойника. Настоящего двойника – человека. На этот шаг его подтолкнули, действующие лица пьесы – Чаплин (весьма напоминающий известного московского протоиерея Всеволода Чаплина) и митрополит Илларион (прототипом которого, очевидно, является митрополит Иларион (Алфеев)). Патриарху эта идея очень нравится, т.к. он сильно устает от общественно-политических дел. К тому же у него есть одна страсть – горные лыжи. Его манят лучшие в мире горнолыжные курорты. Образ этого «лыжного патриарха» запечатлен автором пьесы в конце первого акта:

Лыжник переступает с места на место, поворачивается к Иллариону спиной. Отталкивается, сует лыжные палки под мышки и приседает, будто хочет покакать. Слышен свист ветра.

Двойника Патриарху ищут в местах заключения. Находят зека-рецидивиста по кличке «Тропарь». Внешнее свойство зека с Патриархом поразительное. К тому же Тропарь алтарничал в тюрьме. В общем, «человек степенный, в летах», как о нем отзывается тюремное начальство.

Замена Патриарха на зека весьма эффективна – Лыжник всецело теперь может предаться своей горнолыжной страсти (по донесению митрополита Иллариона он узнал, что в Красной Поляне соорудили что-то удивительное, «склон хребта Псехако, Газпром постарался»), а Тропарь уверенно входит в роль Предстоятеля. Чаплин даже желает об этой «чудесной» замене публично сообщить людям. Патриарху эта идея нравится, мол, благочестивый мирянин помогает ему нести крест патриаршего служения, подражая Симону Киренеянину. Но рассудительный Илларион не дает осуществиться этому открытому плану:

Он же может нести крест тайно. Зачем лишний раз искушать маловеров?

Несчастный Патриарх не догадывается, что хитрый Илларион задумал против него заговор. В Великую Субботу, полностью предавшись своей пагубной страсти, Патриарх развлекается на кавказском горнолыжном курорте. Его архиерейские обязанности в эти дни выполняет двойник:

В тишине кто-то тихо напевает «Не рыдай Мене, Мати, видя во гробе лежаща…» (песнопение Великой Субботы). В свете прожектора на сцене появляется тот же лыжник, что и в первом акте. В той же яркой экипировке. Он проходит на центр сцены — так же боком, словно перемещается по заснеженному склону. Судя по всему, у лыжника хорошее настроение. В его исполнении «Не рыдай Мене, Мати» звучит не жалобно (как обычно), а чуть ли не игриво.

Лыжник останавливается на том же месте, что и в первом акте. Втягивает ноздрями воздух и шумно выдыхает. Смотрит на прожектор, прикрывая глаза рукой — как от яркого солнца.

Кирилл (жизнерадостно): Ну… В последний раз!

Слышен свист ветра, скрип снега. Вдруг лыжник заваливается на бок и перекатывается на спину — как жук, которого хулиган перевернул кверху лапами. Прожектор гаснет, вспыхивает, гаснет, вновь вспыхивает. Слышны звуки бьющегося тела, хруст ломающейся экипировки. Лыжник резкими движениями отбрасывает от себя палки, лыжи, очки, шапочку, делает кувырок через голову и, растянувшись на животе в неестественной позе, замирает.

Двойник Патриарха косячит на пасхальной службе. Наговаривает массу вольностей в адрес супруги президента Медведева и лично премьеру Путину. После чего ФСО по указанию Иллариона физически устраняют Тропаря.

В итоге, зек-двойник попадает в рай. А настоящего покалеченного Патриарха возвращают вместо умершего в исправительно-трудовую колонию на койку Тропаря. Это «трагическое недоразумение» в ИТК решается совместными усилиями…

Финальные слова пьесы принадлежат тюремному Авторитету:

Это у них всё по беспределу. У нас – по закону.

Несколько раз в пьесе появляется православный активист, Кирилл Фролов, выхлестывающий с энергетическим запалом совершенно неожиданно и абсолютно бессмысленно лозунг:

Миссии быть!

Красной нитью по ходу пьесу проходит известная евангельская история с Разбойником Благоразумным. О ней красочно повествует еще один фигурант голышевской трагедии протодиакон Кураев, выступающий с лекцией в ИТК:

Может быть, он чистосердечно раскаялся? Нет! Разбойник лишь признал неудобства, которые ему доставляла противоестественная поза, (с нажимом) заслуженными! (почти кричит) Поделом мне! Что посеял, то и пожал! Какой мерой мерил, такой мерой и отмерилось мне! (с лукавой улыбкой) И своему блатному, так сказать, корешу цинканул: мол, не кипишуй, босОта! всё по уму…

Самому же разбойнику Тропарёву (он же «Кирилл» — двойник Патриарха), отсидевшему фактически всю жизнь на зоне, в третьей сцене второго акта в тюремную комнату заглядывает Христос (Незнакомец) с пуэром в кармане, удивленный зек недоверчиво спрашивает:

Ты часом не обознался, а?

Автор пьесы недвусмысленно намекает, что современная РПЦ настолько забюрократизировалась, что по духу царившей в ней мертвечины вполне напоминает ИТК. У главных церковных персонажей пьесы совершенно блатной язык, а претерпевшие в этой жизни горести и печали обычные зеки идут в рай вслед за первым евангельским разбойником. Очевидно, что пьеса Владимира Голышева – это призыв читателя к совести, к вечным вопросам. Один из которых поднимает главный персонаж пьесы Тропарёв во второй беседе со Христом:

Давай, не томи – когда лыжи мазать?

Ведь, если этот грубоватый вопрос перевести с тюремной фени на современный разговорный язык – получится примерно следующее:

- Готов ли я, Господи, к встрече с Тобою?

Похоже, что вся голышевская пьеса пронизана покаянным пафосом. Читатель невольно сам вспоминает вслед за Тропарём простые и доходчивые слова восьмой песни знаменитого шедевра – Канона Покаянного:

Верую, яко приидеши судити живых и мертвых, и вси во своем чину станут, старии и младии, владыки и князи, девы и священницы; где обрящуся аз? Сего ради вопию: даждь ми, Господи, прежде конца покаяние.


Прикреплённый файл:

 lygneg.jpg, 14 Kb



Оставить свой отзыв о прочитанном


Предыдущие отзывы посетителей сайта:

29 ноября 16:59, Валерий:

По-моему, кощунственно. Речь ведь не человеке грешном, исполняющем обязанности Патриарха. Речь о сане, к которому следует проявить уважение. Патриарх избран, ибо его избрание признало большинство.

Можно критиковать, но не так, наверное. Я бы не рискнул такое написать.

Тем более неуместно упоминание Спасителя.

Наверное, можно было как-то по-иному всё передать.


30 ноября 00:12, Перформатив:

Согласен - пьеса тухлая. И - неужели Голышев сам не видит?! (видит, конечно) - представляет собой прекрасный пиар ПК.

Не вижу никакого смысла раскручивать его личность и био. Патриарха нам поставили - но он глючит: на запросы не отвечает и окна сворачивает. Наверно, бета-версия. Может, скинемся на что-нибудь лицензионное? (Папу и Илариона - не предлагать)


30 ноября 01:58, duxoborets:

ответ Валерию

Простите, а что кощунственного в пьесе Голышева? По-моему, патриарх в Русской Церкви и папа в Римской Церкви - это два разных в общем-то человека. Патриарха можно и нужно критиковать, а вот святейшего папу ни в коем случае нельзя. К тому же пьеса действительно нацелена на то, чтобы простому человеку показать: ху из ху. И не более того. Открывает глаза, так сказать, на современную церковную жизнь.


30 ноября 14:27, Валерий:

Критиковать можно, а издеваться над саном - непозволительно. В этом есть разница, не правда ли?

Тем более, привлекать в сатиру образ Христа - прямое кощунство.

Автора при Царе просто бы высекли, не допустив к печати. И это независимо от личности Патриарха.

Я всегда в подобных случаях стараюсь представить, что прокомментировали бы известные святые или старцы. По-возможности фантазии.

При этом понимаю, что до сего времени монахов-горнолыжников не было на столь высоком посту.

Но всему есть своя мера. Думаю, что подобная вольная критика распускает литераторов, так, что они в последующем будут считать возможным писать даже непотребные памфлеты на иерархов. Это принижает духовный уровень общества, его уважение и серьёзное отношение к личности и сану.

-"А что такого?"

И неуместно упоминание в смеховщине Священных текстов и песнопений. Они при параллельном высмеивании обесцениваются. Я в своё время эпиграфом к шутливому поздравлению сделал слова апостола - и до сих пор жалею об этом.

Это только моё мнение.


30 ноября 14:52, alexander:

Валерию

>>Патриарх избран, ибо его избрание признало большинство.

Вы не забывайте, что эти люди делали церковную карьеру еще в советское время при прямом участии и протекции КГБ. У Гундяева она летела как пробка из бутылки шампанского:

23 года - принял монашество

25 лет - возведён в сан архимандрита.

тогда же становится представителем МП при ВСЦ в Женеве.

28 лет: член ЦК и исполкома Всемирного совета церквей

30 лет епископ

31 год архиепископ и.т.д

В КГБ имел агентурную кличку "Михаилов"

А вот одно из апостольских правил:

30. Еще какой епископ, мирских начальников употребив, через них получит епископскую в церкви власть: да будет извержен и отлучен, и все сообщающиеся с ним.


30 ноября 16:28, Валерий:

Читайте вторую часть вашей цитаты.

Я всё это знаю. Но не имею материальных артефактов и доказательств. Если бы имел, то выставил бы их на всеобщее обозрение и провозгласил бы, как рядовой член Церкви, что не признаю сего владыки.

Кто-нибудь смог так сделать? Кто объявил, что выборы незаконны, что он не признаёт их? - Единицы и то, по словесным доказательствам.

Вам же понятно, что большинство признаёт нынешнего Патриарха? Он Патриарх до тех пор, пока его соборно признают.

Мне очень не нравятся тенденции в нашей Церкви, но у меня нет документальных фактов, чтобы уйти от общения. У вас есть? Значит, приходится ждать, когда нечестивцы в Церкви выдадут себя, нарушив каноны и догматы. Хотя можно легко видеть, что осторожные экуменисты-паписты будут совершать свои реформы крайне постепенно.

Есть Апостольские Правила, мы, как православные должны им следовать. Стараться хотя бы.

И ещё раз повторю: всё, относимое к конкретной личности не должно прикладываться к сану, унижать его. Равно и ёрничанье со Священным Писанием или иными православными текстами.

Нам надо оставаться бдительными и не давать повода освистать и осмеять себя, как еп. Диомид в своё время.

Критиковать можно и нужно, но не так. Впрочем, сужу лишь по статье.


30 ноября 18:28, Владимир Голышев:

Валерию

думаю, вам стоит взять на себя труд прочитать всю пьесу

это лёгкое чтение

оно вас не утомит

зато у вас появиться возможность критиковать меня со знанием дела


30 ноября 19:23, duxoborets:

еще раз Валерию

>>> Тем более, привлекать в сатиру образ Христа - прямое кощунство

Валерий, научитесь читать тексты. Это не так сложно, т.к. они все написаны в основном черным по белому.

"Лыжнег" - это не сатира, это ТРАГЕДИЯ!


1 декабря 12:08, Валерий:

30 ноября 18:28, Владимир Голышев: "думаю, вам стоит взять на себя труд прочитать всю пьесу"

- Постараюсь, если ссылочку дадите.

30 ноября 19:23, duxoborets: ""Лыжнег" - это не сатира, это ТРАГЕДИЯ!"

- Ну да, стоящий раком Патриарх-лыжник - это трагедия. Для всех нас. Равно как и зэки в иерархах. Как бывшие агенты у благостыни. Неверующие священиики. Это всё трагедия. Но это не сценическая трагедия. В прозе и театре это - сатира.

Повторяю, это - моё мнение. Я бы покой потерял, если такое написал бы (а своё время чего только не "творил"!). Я традиционист и консерватор, даже ретроград. Для меня совмещение сцены, вольностей с Церковью и Писанием несовместимы. Равно несовместима корысть, своемыслие, раболепство перед миром со служением во священстве.


2 декабря 01:46, Голышев:

текст пьесы -

http://golishev.livejournal.com/1752123.html


3 декабря 14:40, Скимен:

Валерию Голышеву

Хорошая пьеса. Благодарю.

Изменения в нашей стране неизбежны.

Поэтому, правильно поступаю те, кто создает Совет Русской Земли. После изменений, надо будет жить и управлять дальше.

Скоро РПЦ МП отправится в то же ведро, что и ПЖиВ.

Мы должны позаботиться о будущем Русской Церкви.

РПЦ МП нежизнеспособна. Это общественная организация, созданная в 20-е годы для борьбы с инакомыслием. Два последних десятилетия она поддерживала и благословляла антинародный курс, превратившись, по сути, в католический орден. Интересы народа и иерархов окончательно разошлись.

Уже сейчас мы должны думать - как восстанавливать Русскую Православную Церковь?


11 декабря 00:09, Посетитель сайта:

Притча о Лыжнике

"Очевидно, что пьеса Владимира Голышева – это призыв читателя к совести... - очевидно, призыв читателю к поискам совести для автора, так как последний, судя по цитатам, собственную утратил безвозвратно.

Стыдитесь!


11 декабря 03:19, Посетитель сайта:

Сочинитель (графоман ?) Голышев, вероятно, без совести, но не без способностей... таких блогеров теперь много - это своего рода современное народное электронное творчество. Компьютер вместо забора. В его нетленке и "Секс со Христом", и пьеса о Св. мучениках, где Вырубова - сексопатологическая убийца и т.п. Совесть, честь, благородство - какое отношение все это имеет к таким "деятелям культуры" как "Голубые носы" ? Нечто швыдко-чубайсо-новодворско-гельманастое... разоблачает, взывает, поучает, указует - вобщем , как всегда, пытается спасти Россию и русский народ. На меньшее они не способны. Также как сектоведы Дворкин-Кураев борцы с сектантами, сексовед Голышев - с фарисеями...


13 декабря 08:04, Посетитель сайта Сергей:

ИМХО

"...Очевидно, что пьеса Владимира Голышева – это призыв читателя к совести, к вечным вопросам..."

да нет, очевидно, что пьеска Голышева - это стёб и провокация (что-то типа опуса Сорокина в Большом Театре ранее)


13 декабря 11:55, Посетитель сайта:

Зачем глумитесь над патриархом, "православные"? Читал рецензию, "под столом", но так нельзя. Это просто бред, удивительно, какие наркотики надо принимать, чтобы выдумать такой маразм



Ваше мнение об этом материале:

— Ваше имя
— Ваш email
— Тема отзыва

Ваш отзыв (заполняется обязательно):

Введите текст показанный на картинке:

Правая.ru


Получайте свежие материалы сайта себе на почту
Rambler's Top100 Яндекс цитирования
Использование материалов допустимо только с согласия авторов pravaya@yandex.ru, с обязательной гиперссылкой на сайт Правая.ru.
 © Правая.ru, 2004–2019