18 февраля 2019
Жесты

"Гордость России"













Новости сайта

Получайте свежие материалы сайта себе на почту





















Илья Морозов
9 сентября 2014 г.
версия для печати

Лев Толстой: человек-невидимка в царстве симулякров

9 сентября 2014 года исполнилось 186 лет Толстому Льву Николаевичу, мужчине 1828 г. рождения, русскому, женатому, зарегистрированному по адресу: п/о Ясная Поляна Щекинского района Тульской области.

Намеренно пишу «исполняется», а не «исполнилось бы». Дело даже не в том, что для христианина (к коим себя отношу) смерти нет и «Бог не есть Бог мертвых, но живых» (кстати, сам именинник, подобно Конфуцию, не тратил время на разговоры «о чудесах, физической силе, хаосе и духах», полагая, что «для того чтобы жить доброй жизнью, нет надобности знать о том, откуда ты явился и что будет на том свете»). Просто в путинской фейк-России, этом близком к идеалу «société du spectacle» царстве симулякров — «духовных скреп», «православной империи», «русского мира», «традиционных ценностей» и т. д. – Толстой действительно всегда жив, хотя его не видно и не слышно. Он — человек-невидимка, внимательно следящий за тем, что и мы каждый день наблюдаем в новостных лентах. Вот несколько цитат «на злобу дня», дня именно сегодняшнего, «духовно-скрепленного»:

- «по жизни человека, по делам его, как теперь, так и тогда никак нельзя узнать, православно-верующий он или нет. Даже, напротив, в большей части случаев: нравственная жизнь, честность, правдивость, доброта к людям встречались и встречаются чаще в людях неверующих. Напротив, признание своего православия и исполнение наглядное его обрядов большей частью встречается в людях безнравственных, жестоких, высокопоставленных, пользующихся насилием для своих похотей — богатства, гордости, сластолюбия»;

- «у меня от Думы три впечатления: комичное, возмутительное и отвратительное. Комичное в том понимании, какое оттенял Шопенгауэр противоположное естественному, нужному. Вот как если упал человек, когда он должен идти и не падать. Делается именно то, чего не нужно делать. Комичное, потому что мне все кажется, будто эти дети играют во взрослых. <…> Наконец, Дума отвратительна — по грубости, неправдивости выставляемых мотивов, ужасающей самоуверенности, а главное, озлобленности»;

- «нет того негодяя, который, поискав, не нашел бы негодяев в каком-нибудь отношении хуже себя и который поэтому не мог бы найти повода гордиться и быть довольным собой»;

- «сила правительства держится на невежестве народа, и оно знает это и потому всегда будет бороться против просвещения. Пора нам понять это»;

- «то, что называется патриотизмом в наше время, есть только, с одной стороны, известное настроение, постоянно производимое и поддерживаемое в народах школой, религией, подкупной прессой в нужном для правительства направлении, с другой — временное, производимое впечатление низших по нравственному и умственному даже уровню людей народа, которое выдаётся потом за постоянное выражение воли всего народа»;

- «правительство в самом широком смысле, включая в него и капиталистов и прессу, есть не что иное, как такая организация, при которой большая часть людей находится во власти стоящей над ними меньшей части; эта же меньшая часть подчиняется власти ещё меньшей части, а эта ещё меньшей и т. д., доходя, наконец, до нескольких людей или одного человека, которые посредством военного насилия получают власть над всеми остальными. Так что всё это учреждение подобно конусу, все части которого находятся в полной власти тех лиц или того одного лица, которое находятся на вершине его. Вершину же этого конуса захватывают те люди или тот человек, который более хитёр, дерзок и бессовестен, чем другие, или случайный наследник тех, которые более дерзки и бессовестны»;

- «если христианство истина и мы хотим жить в мире, то не только нельзя сочувствовать могуществу своего отечества, но надо радоваться ослаблению его и содействовать этому»;

- «только бы не полагались свободные люди на то, что не имеет силы и всегда несвободно, – на внешнее могущество, а верили бы в то, что всегда могущественно и свободно, – в истину и выражение её. Только бы смело, ясно высказывали люди уже открывшуюся истину о братстве всех народов и преступности исключительной приверженности к своим народам, и само собой соскочило бы, как отсохшая шкура, то мёртвое, ложное общественное мнение, на котором держится вся власть правительств и всё зло, производимое ими, и проявилось бы то новое, живое общественное мнение, которое ждёт только отпадения мешающего ему старого, для того, чтобы явно и властно заявить свои требования и установить соответственные сознанию людей новые формы жизни»;

- «враги ваши не буры, не англичане, не французы, не немцы, не чехи, не финляндцы, не русские, а враги ваши — вы сами, поддерживающие своим патриотизмом угнетающие вас и делающие ваши несчастья правительства».

Думаю на пресловутую «двушечку», никак не меньше, в РФ эта скромная подборка высказываний точно потянет. А ведь написал наш именинник, как известно текстов на 90 объемных томов. И как минимум в половине этих томов можно найти фрагменты, способные у современной российской власти – и светской, и т.н. «церковной», у ее идеологической обслуги, равно как и у «патриотически настроенных» представителей населения, вызвать свербение в противоположном головному мозгу органе.

В мире «духовных скреп» таким, как Толстой, тем, кто «не может молчать», место одно: на скамье подсудимых, в СИЗО, в лагере. Поэтому практически незамеченной в обществе в кажущемся из «дивного настоящего» относительно «вегетарианским» 2010 году, прошла столетняя годовщина со дня его смерти, как отметил игумен Иннокентий (Павлов). Можно было бы убрать Толстого из школьных программ по литературе, заказать Аркадию Мамонтову «разоблачительный» фильм о нём на канале НТВ, объявить «национал-предателем», «духовным отщепенцем», «закоренелым русофобом», подобно Герцену, Белинскому, Некрасову, да вот беда… Еще Михаил Афанасьевич Булгаков заметил, что Толстой и Достоевский – два козыря для любого человека русской культуры на Западе. Как начнет какой-нибудь «гейропеец» «русофобствовать», так любой «патриот» его всегда может перешибить: «А зато у нас Толстой!» Действительно, для любого образованного человека в Европе, США, Японии Толстой – одна из первых ассоциаций с понятием «великая русская культура». Такими потенциальными союзниками власть пренебречь не может, поэтому публичному проклятью Льва Николаевича не предает. Отправила в дальний чулан – может, пригодится еще. Не цитирует, но и не сжигает.

Еще можно, конечно, официально поделить Толстого на «хорошего» и «плохого»: объяснил же нам же Андраник Мигранян, что одно дело – Гитлер до 1939 года и Гитлер после оного. Но вот беда, даже самый прожженный циник, готовый за благо быть приближенным к личной кормушке государя-анператора, чувствует в этом неправду: Толстой всегда один. Духовный кризис Великого Льва, превративший его в бескомпромиссного врага государства, государственной церкви и прочих «духовных скреп» — прямое следствие экзистенциального опыта всей его предшествующей жизни. Семидесятилетний старик написал о том, что видел за полвека до того бравым юнкером на Кавказе: «Старики-хозяева собрались на площади и, сидя на корточках, обсуждали свое положение. О ненависти к русским никто и не говорил. Чувство, которое испытывали все чеченцы от мала до велика, было сильнее ненависти. Это была не ненависть, а непризнание этих русских собак людьми и такое отвращение, гадливость и недоумение перед нелепой жестокостью этих существ, что желание истребления их, как желание истребления крыс, ядовитых пауков и волков, было таким же естественным чувством, как чувство самосохранения. Перед жителями стоял выбор: оставаться на местах и восстановить с страшными усилиями все с такими трудами заведенное и так легко и бессмысленно уничтоженное, ожидая всякую минуту повторения того же, или, противно религиозному закону и чувству отвращения и презрения к русским, покориться им» («Хаджи-Мурат»). Иному человеку с чуткой совестью достаточно увидеть такую сцену, чтобы сорвать с себя погоны, сжечь паспорт, и восстать против мiра где творится такое. Толстой ждал еще долго. До личной встречи с Христом. Именно встреча с Христом, живым, реальным, не «огламуренным» и не приглаженным учебниками «Закона Божия» — то, что способно заставить человека восстать против лежащего во зле мiра, против зла, воплощающегося то в государстве, то в церковной организации, то в искусстве, то в фальши человеческих отношений. Никто из «медийных персон» в истории России не восставал бескомпромисснее и радикальнее Толстого, и это понятно даже его противникам.

Вот и находится наш именинник в таком двойственном положении: с одной стороны – памятники, музеи, школьная программа, с другой – бытие в медиа-пространстве в качестве человека-невидимки, «неличности» (nonperson на оруэлловском новоязе). Потому что выбор небогат – либо «духовные скрепы» и «стабильность», либо Дао, «путь» Иисуса, который искренне и убедительно пытался пройти Лев Николаевич. Нагорная проповедь в жизни. В каждом действии. В каждом слове. Перманентный взрыв мозга, переворот сознания.

И именно поэтому Толстой, Анархист Земли Русской, всегда будет близким и родным для каждого живущего в России человека, считающего своей родиной не симулятивную «империю», а русский язык, русскую культуру и отчаянное сопротивление демону имперской «государственности». Даже если человек не любит художественное творчество Толстого или имеет с ним расхождения по некоторым идеологическим вопросам, как, например, феминистки, справедливо усматривающие в некоторых его текстах элементы мизогинии.

С днем рождения, Лев Николаевич! С днем рождения, великий Анархист Земли Русской, любимый учитель в борьбе за богословие освобождения против «духовных скреп»!

Oi! Oi! Lev Tolstoi!


Прикреплённый файл:

 oi.jpg, 18 Kb



Оставить свой отзыв о прочитанном


Ваше мнение об этом материале:

— Ваше имя
— Ваш email
— Тема отзыва

Ваш отзыв (заполняется обязательно):

Введите текст показанный на картинке:

Правая.ru


Получайте свежие материалы сайта себе на почту
Rambler's Top100 Яндекс цитирования
Использование материалов допустимо только с согласия авторов pravaya@yandex.ru, с обязательной гиперссылкой на сайт Правая.ru.
 © Правая.ru, 2004–2019