14 августа 2020
Правые мысли
Фильмы

"Гордость России"













Новости сайта

Получайте свежие материалы сайта себе на почту





















Константин Ерофеев
10 июля 2008 г.
версия для печати

Соцреализм по-польски

Многие ждали фильм Анджея Вайды «Катынь» с искренним интересом. Было понятно что будет показано, но как будет рассказана история катынской трагедии, было загадкой

Но автор марксистско-правоверной «Земли обетованной» и оппозиционно-либерального «Человека из железа», не может при очередной «смене вех» в Польше не снять националистического китча. «Катынь» была снята в период правления пресловутых братьев-близнецов Качиньских и стала приговором их русофобской политике.

Катынская трагедия – дело темное. И хотя первый президент России поспешил покаяться в вине советского правительства в казни польских офицеров в Катынском лесу под Смоленском, историки до сих пор не могут придти к общему мнению, в каком году произошла казнь – в сороковом или сорок первом? Кто расстреливал поляков – НКВД или Гестапо? Не ясны и масштабы трагедии. Сначала говорили о двух тысячах расстрелянных (комиссия Генпрокуратуры России в 90-е достоверно установила гибель 1803 человек, при этом захоронены в Катынском лесу они были в 20-30-40е гг.), затем о пятнадцати, теперь о двадцати двух. Создавались многочисленные комиссии, писались монографии, велись журналистские расследования, но правда не найдена по сей день. Это принципиальные вопросы, но режиссер сознательно дистанцируется от непростых и неоднозначных фактов. Единственный документ, по которому восстанавливается цепь событий, подчеркнуто антиисторичен – найденный в могиле дневник расстрелянного ротмистра.

В течение всего повествования А.Вайда настойчиво и убежденно доказывает, что расстрел под Смоленском — главный «польский вопрос», от правильного ответа на него зависит будущее польского народа, его национальное и государственное самоопределение, его «посыл» человечеству. При этом не принимается во внимание фактор времени – с момента трагедии прошло 70 лет. Не учитывается общая обстановка начала сороковых – грандиозная мировая война. Вайда не задумывается о том, что несколько тысяч казненных — капля в океане смертей и страданий военного времени. Приведем статистику – во время Второй мировой каждый день уносил почти 30 тысяч жизней – русских, французов, поляков, сербов. Каждый день Великой Отечественной войны стоил советскому народу 23 тысяч жизней. А освобождение Польши от нацистов ежедневно уносило жизни трех тысяч советских воинов. Да и население самой Польши «поубавилось» на 6 миллионов человек. Готов ли А.Вайда взглянуть в глаза фактам?

А вот еще факты. Воинственная и гордая Польша с миллионной армией сдалась немцам через две недели. Через пять дней после начала войны польское правительство бежало из Варшавы в Брест, а еще через несколько дней – в Румынию. На день дольше в горящей столице задержался главнокомандующий маршал Рыдз-Смигла. Почти нигде не оказывая нацистам организованного сопротивления, сотни тысяч вооруженных поляков беспорядочной толпой отступали на восток. Зададим страшный для поляков вопрос: а хотели ли они воевать, сопротивляться? Еще статистика. В осажденной Варшаве в народное ополчение вступило (кстати, по призыву коммунистов и других левых партий) 6 тысяч жителей. А в 1941-ом в сравнимом с Варшавой по численности населения Ленинграде – почти 350 тысяч человек, полмиллиона влились в трудовые армии, строившие оборонительные сооружения. Так выигрываются войны… Конечно, мы никогда не забудем героических защитников военно-морской базы в Гдыне и полуострова Хель, подводников, пробившихся в Англию для продолжения борьбы, гарнизон крепости Модлин, месяц сражавшийся в полном окружении. Безумную храбрость польских улан, лавой с шашками наголо атаковавших танковые колонны вермахта.

Попавшие в плен польские офицеры (сплошь в новеньких мундирах, не запятнанных кровью и гарью сражений) не рассуждают о столь «высоких» материях. Они заняты более важным делом – хранят в сердцах «польскую идею». Осмелившийся задать вопрос о причинах поражения поручик подвергается остракизму сослуживцев. Очевидна и дальнейшая его судьба. Он «катится по наклонной»: вступает в просоветскую Армию Людову (воюет всю Отечественную…). Но затем польский патриотизм берет верх – офицер в пьяном угаре раскаивается и кончает с собой. Так просто решает проблему режиссер. Но остаются вопросы у зрителя: если всех польских офицеров казнили, кто тогда в составе сформированных в СССР польских армий освобождал родную Варшаву и брал Берлин? Кого через Иран переправили на подмогу англичанам и американцам на итальянский фронт? Кто восстанавливал послевоенную Польшу? Значит, был какой-то отбор. А вдруг расстреливали не всех пленных, а только полицаев и карателей, антисоветских партизан? Известно, что в 39-40-ом нацисты поощряли антисоветские выступления на только что освобожденных польских землях.

Не говорится в фильме ни слова и об участии Польши в предвоенном «мюнхенском сговоре». Всего за год до катастрофы сентября 1939 года польская военщина участвовала вместе с гитлеровцами в разделе Чехословакии, оккупировав Тешинскую область с 2\3 чешского населения. Не говорится и о предательстве англо-французских друзей, распалявших воображение гордых шляхтичей о будущей Великой Польше («от моря и до моря»), а затем бросивших союзника на произвол судьбы. Мало кто вспоминает в Речи Посполитой о судьбе польских офицеров, надменно отказавшихся вступить в польскую армию, формировавшуюся советским руководством. Сталин разрешил им через Иран выехать в расположение англо-американских войск в Италии. Отплывавшие на кораблях из каспийской бухты шляхтичи демонстративно рвали советские деньги и посылали на берег проклятия. А по прибытии в Италию были безжалостно брошены в лобовую атаку на немецкий укрепрайон Монте-Кассино (погибли сразу и почти все). Об их гибели в цветущем поле поляки сложили песню «Червонные маки». А какие песни сейчас популярны в Варшаве?

Ни словом не обмолвился А.Вайда и об истинных причинах действий Советского Союза по аннексии восточных областей Польши в сентябре 1939-го. Действительно по Пакту Молотова-Риббентропа победившие державы устанавливали границу сфер влияния. Но поляки забывают, что граница раздела их государства разделила собственно Польшу и отторгнутые в 1920-м территории с преимущественным украинским и белорусским населением (из 16 миллионов жителей присоединенных к СССР территорий 10 были украинцами, 4 – белорусами и 2 – польскими переселенцами-«осадниками», появившимися на этих землях в 20-е годы ХХ века). Вайда показывает пустынные улицы освобожденного «Советами» городка, колонну дико орущих оборванных красноармейцев и жмущееся по стенам польское население. В действительности подавляющее большинство западных украинцев и белорусов засыпали цветами советские танки, приветствуя падение «панской» власти, запрещавшей «братьям-славянам» учиться и читать на родном языке, устраивавшей погромы и репрессии. Благостную картину а-ля-Вайда разрушают опять же исторические факты: украинские националисты в 90-е серьезно рассматривали воссоединение украинских земель 16 сентября как дату общегосударственного праздника – Дня Незалежности. Это при их-то нелюбви к «красным»! Напомним полякам, что и резали их прежде всего бендеровцы – 40 тысяч человек в 43-44 гг. От геноцида польское население спасла опять же наступающая русская армия.

Вайда представляет пленных офицеров – мучениками за польский народ и за веру. «Элита», «герои» — какими только словами не превозносят жертв Катыни. Прекрасные лица, подогнанная форма, блеск наград – режиссер призывает нацию любоваться своими офицерами. В среде пленных царит патриотическое единомыслие, диалоги выверены, мысли мудры. Вайда в буквальном смысле слова «молится» на своих соотечественников. Польские офицеры в Козельске. Их разместили в изгаженном и обобранном (русскими, разумеется…) православном храме. В жуткой и темной стране поляки празднуют Рождество, ждут первой звезды в беспросветном небе. Они стоят в проходах между четырьмя кубами нар, пересечение проходов образует крест, который заполняют поляки. Вид сверху: в центре креста светлый лик генерала, читающего слова молитвы. Неземной свет исходит от живого креста…

Еще образ: молодой поручик падает в ров, сраженный пулей энкэвэдэшника, в руках он сжимает четки с распятием. Советские солдаты забрасывают ров землей. Но не могут засыпать руку с крестом. Победа Света над темной советской силой! Еще один образ, апофеоз. Жена ротмистра ищет среди убитых и тяжело раненых своего мужа. Она замечает ксендза, читающего молитву над накрытым шинелью телом. Она узнает шинель мужа, на ней синяя орденская ленточка! Прекрасная полячка бросается к телу, срывает с него шинель… А под шинелью изваяние Христа, сброшенного советскими пулями с церковной стены. Польское искусство, искусство последней христианской страны Западной Европы, все еще обладает мистической силой. Этот образный ряд сильнее американских пропагандистских агиток.

Польские вдовы, матери и сестры, от лица которых ведется повествование – поразительные красавицы, первый ряд польского женского кино — Коморовская, Осташевская, Челецкая. Со времен советского кино мы отвыкли видеть такие одухотворенные лица на экране, сопереживать блистательной актерской игре. Сейчас мы вынуждены довольствоваться лицезрением потасканных физиономий «звезд» сериалов и шоу. Правда, у прекрасных полячек мы почти не видим переживаний и любви. Эти женщины – воительницы. Смысл их жизни – доказать окружающим свою правду, правду о расстреле офицеров русскими. Недавний соцреалист Вайда стремится показать правду жизни и здесь совершает ошибку. Окружающие поляки отмахиваются от горя вдов. Одни из них не верят «злодеяниям Советов» (видимо, достаточно хлебнувши горя от гитлеровского пятилетнего геноцида), другие предпочитают конформистски промолчать, третьи осыпают женщин проклятиями и насмешками, доносят на них в спецслужбы Народной Польши. Вайда не пытается объяснить зрителям, почему его «правда» оказалась никому не нужна. Попытка представить всех «несогласных» негодяями не убедительна. Между тем есть что-то цельное, созидательное в образах строителей «нового мира», стремящихся превратить родину в цветущий сад.

Поражает озлобленность и взаимная ненависть самих поляков. Вдовы бросают чудовищные обвинения в адрес всех, кто не принимает их трагедию. Функционерам «новой» Польши, офицерам Армии Людовой. Юноша-партизан, сын одного из расстрелянных офицеров, не раздумывая выхватывает револьвер, чтобы застрелить польского милиционера. Сестра ротмистра оскорбляет священника, призывающему к добру и состраданию. Строители советской Польши беспрестанно говорят о прощении, необходимости забыть о взаимных обидах во имя возрождения страны. Символична сцена, когда служанка приносит вдове генерала сохраненную ей во время оккупации саблю. Вложенная в ножны сабля как бы говорит о мире и покаянии. Но с безумной гордостью и заносчивостью генеральша обнажает клинок. Война продолжается! После такой сцены какой обыватель не проголосует за размещение на своей территории направленных на восточных варваров ракет.

Отдельная тема – изображение русских. Стремясь быть «объективным», А.Вайда придумывает образ положительного героя – расхристанного капитана в исполнении Сергея Гармаша, критикующего советские газеты, не говорящие «всей правды» о жизни в СССР. Для капитана придумана анекдотическая история влюбленности во вдову ротмистра. Для нее он идет на предательство, выдает все военные секреты (совсем как Андрий у Гоголя!). Но этот образ слишком проходной, схематичный. А на протяжении всего фильма – озлобленные, небритые, грязные русские солдаты и офицеры – люди без лиц. Их жесты – как движения животных, реплики – отрывистые возгласы разбойников, повадки – распущенных зверей. Чего стоит одна сцена. Советские солдаты раздирают надвое польский красно-белый флаг. Красную половину водружают обратно, а белую пускают на портянки. Все это происходит перед строем пленных офицеров. Что ж ни один из них не бросился спасать поруганную честь страны? Где польский гонор? Нет, они выше этого. Русских Бог накажет.

Правда, до самого конца фильма автор сохраняет «объективность». Покажет и насилия (но не убийства) немцев, и бесчинства польских коммунистов, и зверства русских. Бесконечны диалоги о «катынской правде», «жизни не по лжи», «покаянии». Герои беспрестанно возвращаются к одним и тем же конфликтам, спорам. Венчающая фильм супернатуралистическая сцена расстрела поляков зверями в грязных пилотках с красными звездами воспринимается неким катарсисом. Все становится понятным. Автор ставит жирную точку. А что ставит история – точку, многоточие, вопросительный знак?


Прикреплённый файл:

 katiy.jpg, 2 Kb



Оставить свой отзыв о прочитанном


Предыдущие отзывы посетителей сайта:

10 июля 17:36, Палех:

Спасибо за интересную рецензию.


14 июля 18:42, Русский империалист:

Прекрасная статья. Интересно, однако, что находится немало среди завсегдатаев всяческих форумов рьяных защитников " гордых ляхов", готовых всех нас тащить каяться перед поляками, перед эстонцами, перед литовцами, перед латышами, чехами, венграми, румынами и даже немцами-а как же -всем известно о 3 миллионах изнасилованных немецких фрау!

Печально, что эти настроения постоянно подогреваются телевидением, с упорством кликуществующим о безмерной преступности коммунистического , советского режима, о 70 годах мучений народа и т. д. И после этого-чего ждать от ДРУГИХ?


14 июля 21:00, Посетитель сайта:

Отец моего варшавского друга был офицером польской армии перед войной, в Коломые. Рассказывал сыну: мы в любой момент ожидали удара в спину от собственных солдат. Офицеры были поляки, а солдаты - лемки и гуцулы, они даже польского языка не знали. Рядовой состав польской армии перед войной были в основном белорусы и украинцы и воевать за независимость Польши им не хотелось. Они просто ушли домой.


21 июля 11:27, Николай:

Статья в тему! Видать шибко сожалеют шляхтичи что мы фашиста задавили. Ну да, под фюрером им бы жилось куда лучше. Вопрос лишь в том:"А жилось бы?" Жаль история не знает отката. Хотя ренесанс возможен...


26 июля 09:11, menashe:

Поляки были убиты из немецкого оружия,руки связаны немецким шпагатом.Книги Ю.И. Мухина "Катынский детектив", "Антироссийская подлость" -читайте, анализируйте,требуйте открытого суда над виновными.А.Вайда -польский Михалков,услужливая проститутка. Одно радует: во всех войнах с участием Польши,сторона-союзник Польши терпела поражение.Это- судьба.


2 августа 10:18, витёк:

http://katyn.ru/index.php


10 августа 22:42, Виктор:

Война в Осетии ещё раз показала, что Польша, Литва, Грузия и оранжевая польская окраина- враги России. Они безучастны к зверствам против осетениских женщин, детей, стариков и готовы помогать грузинам в проведении геноцида осетин. Почему именно осетин? Чем они помешали полякам? Ничем. там даже врадли знают что такой народ есть. Просто осетины выбрали Россию. В глазах перечисленной сволочи этого достаточно, чтобы потерять право на жизнь. Так что придется добавить!


24 августа 02:50, Михаил Чернушенко:

Да, любопытно было прочесть, тем более что когда-то фильмы Вайды меня весьма трогали. А "Катынь" еще не смотрел. Впрочем, не уверен, что стану смотреть.

По содержанию статьи одно маленькое замечание: "из 16 миллионов жителей присоединенных к СССР территорий 10 были украинцами, 4 – белорусами и 2 – польскими переселенцами-«осадниками», появившимися на этих землях в 20-е годы ХХ века". Я не знаю, насколько эти цифры достоверны. Поляки всё же жили на этих землях и до Первой мировой войны. Во Львове половина населения города были поляки.

Кроме того, вполне очевидно, что забытыми оказались и пара миллионов евреев на этих территориях. Немцы убили их почти всех, и похоже, что при подсчете числа погибших во 2-й мировой войне евреев их засчитывали дважды, сначала как польских евреев, потом как советских. Не входят ли они также и в число 6 миллионов погибших поляков?

Я, собственно говоря, ничего особенного всем этим сказать не хочу, просто из дотошности отмечаю сомнительность приводимых цифр.


17 сентября 21:42, Посетитель сайта:

гордые поляки??? шляхта??? нация торгашей и проституток! мне все равно кто их убивал и как одно плохо,мало убивали))))раз они еще есть)))



Ваше мнение об этом материале:

— Ваше имя
— Ваш email
— Тема отзыва

Ваш отзыв (заполняется обязательно):

Введите текст показанный на картинке:

Правая.ru


Получайте свежие материалы сайта себе на почту
Rambler's Top100 Яндекс цитирования
Использование материалов допустимо только с согласия авторов pravaya@yandex.ru, с обязательной гиперссылкой на сайт Правая.ru.
 © Правая.ru, 2004–2020