14 августа 2020
Правые мысли
Фильмы

"Гордость России"













Новости сайта

Получайте свежие материалы сайта себе на почту





















Елизавета Меркулова
18 ноября 2008 г.
версия для печати

Ребятам о зверятах

«Мадагаскар-2» не обманул ожиданий. Однако за шутками, весело вращающимися хвостиками и прочими «животностями» есть серьезно-трогательный план. Каждый зверюшка переживает свою незвериную драму

«Мадагаскар-2» не обманул ожиданий. А ждали все. Свидетельством тому — самая разновозрастная публика, присутствовавшая в зале: дети 8-10 лет, подростки-старшеклассники, студенты, тридцатилетние, моим же соседом оказался мужчина пенсионного возраста.

Несмотря на традиционное российское восприятие мультфильма как детского жанра, современная западная анимация собирает и взрослую аудиторию. Почему? Первый и очевидный ответ – расслабиться и повеселиться хочется не только в 10 лет. И уж что-что, а «Мадагаскар» (и первый, и второй) это позволяет сделать: под легендарную I like to move it move it весь зал начинает пританцовывать, ну а мадагаскарским шуткам все возрасты покорны.

Однако за шутками, весело вращающимися хвостиками и прочими «животностями» есть серьезно-трогательный план. Каждый зверюшка переживает свою незвериную драму. Оказываясь из-за аварии в Африке, животные должны приспособиться к новой среде и к настоящим, незоопарковским зверям. Веселая команда та же, что и в «Мадагаскаре-1»: лев Алики, зебра Мартин, бегемотиха Глория и жираф Мелман. Лев Алики – «король Нью-Йорка», знаменитость, т.к. он прекрасно танцует. Танцующий лев в городе запросто может стать поп-звездой, а вот танцующий лев на природе никому не нужен, и даже смешон. Алекс понимает это далеко не сразу. Картина очевидная: вожак города – в мире природы никто.

Параллельно разворачивается линия зебры Мартина, который тоже экс-звезда Нью-Йорка. Однако в Африке оказывается, что все зебры абсолютно похожи друг на друга, и нет никакого уникального Мартина.

В городе голос крови, естественный голос заглушен, но на природе все обостряется. Ситуации мультфильма порой напоминают какие-то шоу a la «Последний герой». Но смысловая подоплека заострена – показаны неестественные звери (к неестественным людям мы уже привыкли). Кстати, нью-йоркцы начинают вести себя в той же Африке абсолютно по-звериному: именно чудная бабуля бьет «нехорошую киску» — льва-вожака.

По мультфильму рассыпано много символических, я бы даже сказала, неожиданных деталей, например горячая любовь пингвина к чучелу. Невольно возникают ассоциации с далекими немецкими романтиками, хотя вряд ли режиссер задумывал параллели с литературной традицией Гофмана, Арнима. Скорее архетипические сюжеты бессознательно воспроизводились в мультфильме, повторюсь, довольно неожиданно.

Сегодня можно констатировать: огромной популярностью пользуются животные сюжеты или сюжеты с героями не-людьми (при том у недетской аудитории). Вспомним прославленные «Шрек», «Ледниковый период», «Рататуй». Почему так? Современные мультфильмы зачастую выполняют исключительно развлекательную функцию, в отличие от традиционных детских жанров, например сказок. А животные сюжеты как нельзя лучше соответствуют этому назначению. При этом, хотят того создатели или нет, в мультфильмах так или иначе все равно всплывают архетипы. В «Шреке» они прямо обыгрываются, правда, по принципу все наоборот: принцесса никакая не принцесса, людоед не людоед, а уж о карликовом принце вообще лучше не говорить.В «Мадагаскаре» явно прослеживаются противопоставления цивилизации и природы (и в первой, и во второй части), вопрос о уникальности единичной личности, т.е. «животности» (Мартин во второй части), неразделенная любовь жирафа к бегемотихе (почти по песенке Высоцкого).Так или иначе, создавая нечто в 21 веке, авторы творят в рамках уже существующей культурной матрицы.

Однако наметилась новая очень интересная тенденция. Мир людей отходит на второй план. Помимо развлекательной специфики, чувствуется и еще что-то… В «Мадагаскаре» появляется смелая бабуся, и в «Шреках» есть принц, его окружение. Однако каждый раз человеческий мир подается как уродливый, как мир античеловеческий, мир, которому знакомы все хитрости человеческого мозга, но не знакома жизнь сердца (особенно ярко в «Шреке»).

В конце концов, если просмотреть вышеперечисленные мультфильмы по порядку, то явным станет одно – недоверие к людям. Но кому же тогда чувствовать, любить, переживать, ведь об этом-то и все сюжеты? Ответ ХХI века – животным. Зебра, лев, белка, крыса, панда – все расскажут о том, что некогда переживали люди, а теперь разучились. Видимо то, во что уже невозможно поверить в человеке, в животной среде звучит как-то искреннее. Так что аристотелевское правдоподобие жило, живет и будет жить, только в несколько парадоксальной форме.

Постмодернизм провозгласил своим принципом – не верь и играй. Во взрослой литературе это означало различные эксперименты с формой, образами, суть которых – единой истины нет. А вот в детской литературе все немного по-другому. Да, человеку верить больше нельзя, он не умеет любить, геройствовать, зато есть братья наши меньшие, которые и воплотят эти ценности, верить в которые все равно хочется. Ну а если еще вспомнить про чувство юмора создателей мультфильма, то секрет успеха «Мадагаскара» становится очевиден.


Прикреплённый файл:

 madagaskar2.jpg, 3 Kb

Смотрите также в интернете:

russianews.ru/blogs/?p=166


Оставить свой отзыв о прочитанном


Предыдущие отзывы посетителей сайта:

19 ноября 10:26, Сергей Лебедев:

Хороший мультик и достойная статья! Спасибо, Елизавета!


21 ноября 20:36, Andrej:

Хорошие мультики( из увиденного) - Ледниковый период, Мадагаскар, Охотники на драконов, Сезон охоты.

Насчёт Шреков - первый ещё можно разрешить смотреть детям, остальные - противопоказано их духовному здоровью - пошловатое ерниченье над сказками, подача сказочных героев в искажённой форме, - для взрослых безвредно, потому что взрослые разуверились в сказки, детям вредно - станут циниками. В одном ряду со Шреками мультик Белоснежка брачный сезон, и некоторые другие, которым не хочу делать рекламу.


27 ноября 18:18, Филипп:

мультфильмы

Культурная экспансия запада продолжается, пока мы спорим о высоких материях ,монархии и спасении души ,идет формирование вкусов подростающего поколения , поверьте на слово , как отцу четверых детей , после шреков и мадагаскаров пробиться к высшим смыслам будет невозможно , вырастут американизированные дебилы, напичканные хохмами и приколами:выход семейная цензура и освоение сокровищ советской мультипликации


5 декабря 10:24, Владимир:

Филипп

Целиком и полностью согласен!

Причём показывать советские (и нечего пугаться!) мультики надо с раннего детства и как можно дольше ограждать детей от западных. Знаю много примеров, когда привыкшие к западным мультам дети не хотят смотреть наши, они им кажутся скучными.


6 декабря 17:49, Настя:

Ужасный мультик

Мне кажется, зря этот мультфильм так расхвалили в статье. Никаких высоких смыслов в нем нет. И, конечно, мультфильм совершенно не детский: чего только стоит этот ужасный чисто "плотский" бегемот с неоднозначным именем, да и много других "недетских" деталей, а в зале на просмотре присутствоали совсем малыши.

И я, если честно, чуть не уснула на этом мультфильме - до того он показался мне скучным, а шутки - не смешными. Чисто американский мультфильм - что еще можно сказать.



Ваше мнение об этом материале:

— Ваше имя
— Ваш email
— Тема отзыва

Ваш отзыв (заполняется обязательно):

Введите текст показанный на картинке:

Правая.ru


Получайте свежие материалы сайта себе на почту
Rambler's Top100 Яндекс цитирования
Использование материалов допустимо только с согласия авторов pravaya@yandex.ru, с обязательной гиперссылкой на сайт Правая.ru.
 © Правая.ru, 2004–2020