14 августа 2020
Правые мысли
Фильмы

"Гордость России"













Новости сайта

Получайте свежие материалы сайта себе на почту





















Роман Гоголев, Нижний Новгород
16 января 2009 г.
версия для печати

Из России с любовью

Мы никогда не услышим о существовании на Западе в среде коренных европейцев и американцев движения «русофилов». Поэтому возможно и стоит посмотреть "Стиляг": фильм с открытым финалом

В эпоху наступающего экономического кризиса, который уверенно перерастает в социальный, когда экономическая модель капитализма демонстрирует свою недееспособность, а ностальгия населения по советскому прошлому, грозит перерасти границы чистой созерцательности, режиссеры в едином порыве стремятся «сделать личный вклад в борьбу с тоталитаризмом» (Ф.Бондарчук).

Вкладчики Бондарчук и Тодоровский высказались сполна… Нужно сразу понять, что фильм ни в коем случае не исторический! Это вам не лето перед ХХ съездом партии, когда развенчают культ личности и буква «С» из имени главного героя фильма «Мэлс» (Маркс-Энгельс-Ленин-Сталин), станет неактуальной и по политическим соображениям.

Это некий обобщённый идеальный образ ностальгического прошлого, а музыка 80-х должна окончательно дать это понять. Такой обобщённый идеальный тип не нуждается в пристальной детализации и тонком психологизме, он просто фон для песенок, танцев, вереницы нарядов и улыбок.

Такой фон давно выпекают для бродвейских мюзиклов массово, а куски декораций вольно кочуют из постановки в постановку. Но что это за фон на самом деле получился у Тодоровского и из чего он создан? Раз мюзикл, то конечно из музыки. Звуковая дорожка следует основному концепту картины. Стиляги, рокеры, хиппи, панки – все они культурные маргиналы разных времён. В картине они представлены широко – от старшего поколения (Горбунов, Янковский) до финального шествия героев по Тверской сквозь строй разных неформалов.

Почему музыка восьмидесятников, а не шестидесятников? С моей точки для единства континуума: Шахрин, Науменко, Хавтан, Чистяков – дети тех, кто «зажигал» 50-60-е. Тексты адаптированы, а мелодии подчеркнуто ностальгические, тщательно выбранные из соответствующих репертуаров.К текстам, конечно, есть вопросы… Ну о каком, скажите на милость, порошке может мечтать ветеран, герой Великой Отечественной войны?Визуальный ряд этого, с моей точки зрения, не раскрывает. А уж строчка «пусть на этой сцене ОДНАЖДЫ точно также слова мои сможет пропеть КОГДА-ТО КАЖДЫЙ…» не то что режет слух, а просто сражает наповал… С вокальной точки зрения все справились очень достойно, включая главного героя.

С содержательной точки зрения всё оказывается несколько сложнее… В 1955 году основным занятием настоящих комсомольцев на досуге являлось публичное раздевание стиляг, при использовании подручных средств… Орудовали, как правило, ткацкими ножницами и кулаками напропалую… Основным занятием стиляг было играть и петь буги-вуги в соответствующем ярком прикиде, раздражая своей вычурностью трудовой народ на Тверской. Стиляги – яркие, заводные, запоминающиеся, индивидуумы, комсомольцы (да и все остальные) – безликая, мрачная, серо-коричневая угрюмая масса. Голливуду стоило бы взять мастер-класс у Тодоровского как можно преуспеть в создании отталкивающего образа СССР.

Главный герой – комсомолец Мэлс, яко ветхозаветный Савл гнал и кромсал стиляг с неизменной последовательностью, до тех пор, пока не захотел поиметь с этого хоть какую-то Пользу (самая желанная чувиха Москвы и области, в миру – Полина, а по жизни актриса Акиньшина)… Мэлс простой студент, что живёт в коммуналке человек на 30 вместе с отцом-ветераном войны (Сергей Гармаш) и братом. И вот уже он сам обращается в стилягу Мэла, при помощи крайне симпатичного еврейского мальчика Бориса (стиляга Боб) и неукротимого желания «проводить время с Пользой». Кстати, Игорь Войнаровский, исполнитель роли Боба заслуживает отдельного упоминания и похвалы: везде точен, всегда выразителен абсолютно достоверен, ровно настолько насколько можно быть достоверным в этих сконструированных 50-х.

Другим наставником неофита становится стиляга-мажор Фред, который и галстучек готов подкинуть и Кама Сутрой побаловать под обложкой задачника по геометрии. Благо материальная база позволяет – папа-дипломат (Янковский), относящийся к образу жизни сына как к болезни роста.

Герой Янковского в молодости сам был хоть куда – чечётку отбивал, джаз слушал, но потом взялся за ум, остепенился и многого достиг. Уж он-то точно знает, что яблоко от яблони далеко не укатится, и сын легко бросит своё шутовство и бросится «открывать двери в МИДе»… Предательство идеалов свободы? Переход на «тёмную сторону силы»? Акцента на этом не делается намеренно – ибо как посмотреть… Фред, проделывает путь обратно к Фёдору, как в своё время другой герой от Бездомного к Понырёву, посещает Бродвей в настоящей Америке и привозит оттуда потом страшную тайну…

Но это потом… А пока…Студент разгружает по ночам вагоны и на вырученные деньги обзаводится прикидом и даже саксофоном. История приобретения саксофона показательна и характерна для понимания того насколько легковесна драматургия картины. На чёрном рынке, где торгуют всем, вплоть до пулемёта, героя, естественно не бесплатно, сводят с опустившимся джазменом (Горбунов), который на прямой вопрос о продаже саксофона читает лекцию о замечательной стране, где обладание саксофоном приравнивается к ношению холодного оружия… Но обещание быстрых денег заставляет этого ритора смягчиться и за три кружки пива уступить Мэлу саксофон. Понять почему так поступает герой Горбунова невозможно… Почему он не пропил инструмент раньше, раз так легко продал его первому встречному? Тем более, что, по меткому выражению папаши стиляги Боба, который с намёком на «дело врачей», отмечает у Мэла приятную внешность работника НКВД. А если он не настолько опустившийся тип, чтобы продавать самое святое, что прямо следует из песни, где Горбунов поёт (кстати, недурственно) о том, что «я и саксофон – одно», почему же всё-таки продаёт? На эти вопросы нет ответов… Это ж мюзикл, зачем тут сильно мотивировать поведение персонажей – один попросил, другой продал… Словом, как можно догадаться парень своего добился, а вот какая из этого вышла Польза – смотрите сами…

Представлена в фильме и комсомольская точка зрения, наиболее ярким носителем которой выступает не какой-нибудь унылый старый партработник, а прехорошенькая комсорг-комиссар Катя. Как писал виновник заглавной буквы М в имени нашего героя по поводу евангельской притчи о виноградной лозе, «Но не только на виноградаря смотрела бы виноградная ветвь: если бы она могла чувствовать, она тесно прижалась бы к лозе, она почувствовала бы себя самым тесным образом связанной с ней и с выросшими на ней ветвями; она уже потому полюбила бы другие ветви, что один и тот же виноградарь заботится о них, один ствол даёт им силу». Идейная комсомолка идёт даже на акт самопожертвования, пытаясь соблазнить героя собой и радостью принадлежности к лозе. Мэл ответствует ей в том смысле, что хорошо, когда все люди разные…

Характерно, что сцена обольщения сыграна актрисой Юлией Брик превосходно (да и вообще, ради неё и стиляга вступил бы в комсомол, простившись с чувихами из тусовки). Если к этому присовокупить гуляющий в сети, но не вошедший в фильм трек «Московские огни» на музыку Хавтана «Будь со мной», то можно предположить что при окончательном монтаже картины режиссёром вместе с песней была порезана лирическая линия, раскрывающая тайную страсть Кати к Мэлсу. Тогда комсомольское собрание, где Мэлс кладёт на стол комсомольский билет, является не только последним педагогическим приёмом, но и местью отверженной женщины. Само собрание, которое проходит под вариацию песни «Скованные одной цепью» воскрешает в памяти сразу все фильмы Ромеро про зомби… Комсорг с трибуны речитативом выговаривает куплеты о радости единства и побудки горном, а сидящие в зале комсомольцы, раскачиваясь, входят в транс… Ревущее коллективное бессознательное, народная масса-лоза – заговорённая и готовая к линчеванию еретика… Вот такое вот лозоплетение…В итоге, маргиналы – униженные и оскорблённые сбиваются в здоровую ячейку общества, рожают ребёнка и всё бы ничего, если бы не страшная американская тайна Фёдора…

«Важно не то, что снаружи, а то, что на подкладке, – сообщает одетый в шикарного кроя костюм Фёдор. Чем свободней человек, тем он проще одет. Мэл, у меня для тебя плохие новости: ТАМ нет стиляг. Если бы нас вот таких вот выпустили на Бродвей, на настоящий Бродвей, нас через два квартала забрали бы в психушку».

Реакция Мэла показывает, что он не до конца «выдавил из себя жлоба» (Жлобы – враждебный стилягам обычные граждане СССР). Он прогоняет друга, как некогда сам был изгнан из среды комсомола, а на засевшую в голове фразу о том, что в Америке нет стиляг, кричит: «Но мы-то есть!»Кто есть?- Как есть?-Судьбы стиляг вполне в русле известной строчки из «Billy’sBand» – «Помнишь та, что играла с парнями в буру, вышла замуж за дворника и сыграла в Неву»…

Боб наследуя родовое проклятие оказался судим по политической статье, Бэтси выслана за пределы Москвы за проституцию, Фрэд оказался типичным мажором, Дрын – попал на подводную лодку… Семейная драма самих главных героев вообще за гранью терпения: характерно, что восприемником новорожденного из роддома принимает не Мэл, а его отец… Словом, все эти милые люди, как показывают нам сами авторы фильма, при столкновении с реальной жизнью оказываются на обочине…

Однако, горькая мораль фильма состоит не только в том, что каждое общество структурно предполагает наличие протестного настроения, но и в том, что подчас в теоретической основе этого протеста лежат имеющие весьма опосредованное отношение к реальности идеалы и ценности. В этой ловушке одинаково оказались и комсомольцы, и стиляги, несущие в себе рудименты сектантского сознания (придерживаясь этой логики также можно рассматривать нынешних коммунистов и правых).

Ставка режиссёра на стиляг ясна – они ярче, пестрее для глаза, они за разнообразие и плюрализм. Поэтому эти люди всегда оказываются наиболее уязвимыми, подчас гонимыми и т.п…Таков их выбор, что сказать…Грустно другое… Мы никогда не услышим о существовании на Западе в среде коренных европейцев и американцев движения «русофилов», охватившем отпрысков истеблишмента, которые носят косоворотки, валенки, стригутся «под горшок» слушают Лидию Русланову, Фёдора Шаляпина и танцуют вприсядку… И пора бы это усвоить… С подобными размышлениями возможно и стоит посмотреть "Стиляг": фильм с открытым финалом…


Прикреплённый файл:

 stilsmall.jpg, 3 Kb



Оставить свой отзыв о прочитанном


Предыдущие отзывы посетителей сайта:

20 января 11:39, rebus:

Спасибо за статью, очень интересно.

Я пошел на фильм исключительно из за своей знакомой. Сам бы, увидев афишу и прочитав название не пошел бы никогда. В процессе просмотра отношение изменилось от слегка пренебрежительного (антисоветская михалковщина про молодых) до по-настоящему уважительного.

Дело тут вот в чем, автор статьи прав, антисоветской дури в фильме не мало, но ее, к концу картины весняеют ДОБРОТА и КРАСОТА. Это настолько тонко чувствуешь, что при просмотре последних кадров хочется аплодировать, как в оперном театре.

Показ "сов.действительности" сер и уныл, но он настолько сер и уныл, что не может восприниматься всерьез. Там "принадлежность к лозе" представлена, как БЕДА а не ВИНА. А это очень важный момент, в отличии от "Московских саг","Переутомленных солнцем" и т.д и т.п Я повторюсь, на мой взгляд, это очень важно и это одна из причин, которая не дает право опустить "Стиляг" до упомянутых мной антироссийских творений.

В фильме не хватало арйи главных героев, для раскрытия характеров, пару раз за время просмотра я говорил об этом своей спутнице. Это минус! Плюс то, что первый кино-мюзикл больше порадовал, чем разочаровал.

Кстати, мне, при просмотре фильма, почему-то постоянно вспоминался знаменитый американский мюзикл "Багси Мэлоун". Короче, ждем продолжения на российском мюзикл-фронте, с творческим и профессиональным ростом :)


28 января 14:04, чиж:

Фильм обнажает ту проблему, которая, в конечном итоге, привела к распаду СССР: Запад для политически незангажированного человека более привлекателен, чем советский строй. Фактически, перестройка и была затеяна, чтобы люди у нас могли пользоваться теми благами и свободами, что и на Западе. Могла ли она закончиться чем-то иным, чем крах СССР - вопрос, мне кажется, открытый.


10 марта 13:53, Andrej:

neformal, goodbye

Не было стиляг на Западе, а вот остальные неформальные течения были... И есть...

И вот вся эта неформальщина растворена в пёстром, и в тоже время однотипном обществе, в котором царит такая свобода, что многим уже нет дела до других, потому как каждый сам за себя...

Как ни странно, неформал в СССР более экзистенциален, чем там, в королевстве внешней свободы - здесь он действительно существовал, вызывал пусть не всегда положительную, но реакцию...

Теперь - ты просто существуешь, отчасти и сам для себя... Ты просто есть и этим всё сказано.

Я думал, у нас в запасе еще как минимум лет пять.

Я был просто уверен, что у нас хватит время попить пиво и поболтать.

Но, но вот я вижу твою спину, с трафаретом "Не скучай",

Стой, задержись хотя б на день, шаляй валяй.

время пивка и болтовни кончилось, настало время, когда надо просто выживать, как все...



Ваше мнение об этом материале:

— Ваше имя
— Ваш email
— Тема отзыва

Ваш отзыв (заполняется обязательно):

Введите текст показанный на картинке:

Правая.ru


Получайте свежие материалы сайта себе на почту
Rambler's Top100 Яндекс цитирования
Использование материалов допустимо только с согласия авторов pravaya@yandex.ru, с обязательной гиперссылкой на сайт Правая.ru.
 © Правая.ru, 2004–2020