22 февраля 2020
Правые мысли
Фильмы

"Гордость России"













Новости сайта

Получайте свежие материалы сайта себе на почту





















Сергей Чесноков, Правая.Ру
29 декабря 2005 г.
версия для печати

Сериальный Есенин

Самое обидное, что фильм "Есенин" снят в обычной манере современного кино: Есенин – супер-герой. На экране создается стерилизованный образ русского гения, который имеет право на весь этот «супер» только при одном условии – он должен обязательно быть несчастным или мертвым

К 80-летию со дня гибели Сергея Есенина

Есенин. 2005, реж. Виталий БезруковНоябрь 2005 года может приобрести статус исторического месяца. Уже его начало наводило на эту мысль – впервые был отпразднован «День народного единства». Ни для кого не секрет, что 4 ноября также отмечается день Казанской иконы Божией Матери. Потом случился инцидент в Смоленске, где фанатик-атеист взорвал часовню в честь Смоленской иконы Божией Матери. По его словам, он не мог терпеть того, что колокольный звон разносился над полем боя, где погибли в годы Отечественной войны не только православные. Наконец, на Первом канале была опробована новая сериальная мода — вышел самый главный сериал этого телесезона – «Есенин».

Несколько слов о самом поэте. Сергей Александрович Есенин – одна из самых колоритных фигур «Серебряного века». Его стихи любимы и по сей день. На его родину, в село Константиново Рязанской губернии, совершаются массовые паломничества туристов, большинство из которых искренне любит и его самого, и его стихи. Возможно, потому что его судьба так похожа на судьбы многих русских людей. Из крестьянской семьи способный юноша шагнул в бессмертие. Каждая его поэтическая строка пронизана исключительно русской грустью, широтой русской души.

Он начал писать с 9 лет и писал до последнего дня своей жизни. Он любил свою Родину. И малую, и большую. Что касается его отношения к православию, то тут оно не входит в противоречие со всей его судьбой. Это покаяния и падения. В одном из стихотворений поэт писал: «Стыдно мне, что я в Бога верил, /Горько мне, что не верю теперь». Но при этом, как у любого православного человека, есть место борьбы с лукавым, пример — «Черный человек». Да, он бесконечно свой, например, как поступил бы любой русский, он разочаровался в революции.

Что касается самого сериала, то здесь все несколько сложнее. Во-первых, это чисто семейное предприятие Безруковых. Фильм поставлен по роману Виталия Безрукова «Есенин». Соответственно, сам роман Виталия, как несложно догадаться, писался исключительно «под сына» Сергея. Сюжет довольно прост. В наши дни следователю МУРа Хлыстову приходит письмо, в котором находится фотография умершего Есенина. Александр Михайлов, играющий следователя, начинает скрупулезное расследование давних событий. Изучение жизни Есенина иллюстрируется кадрами из его жизни. Таким образом, демонстрируется как бы фильм в фильме. Например, Хлыстов обнаруживает факт, что Есенин порезал вены. Тут же показывают 20-е годы, и как это случилось. В конце каждой серии зачитывается отрывок из книги следователя, который, кстати, еще много лет назад написал книгу, где опровергнул версию самоубийства. Хлыстов – это не выдуманный персонаж, а действительно живший следователь Хлысталов, который вел своё расследование.

Несколько слов о фигуре киношного Есенина. На 97% поэт оказывается пьяницей, бабником и скандалистом.

Да, действительно, Есенин иногда пригублял спиртное. Вот отрывок из стихотворения:

«Я иду, головою свесясь,

Переулком в знакомый кабак.

Шум и гам в этом логове жутком,

Но всю ночь напролет, до зари,

Я читаю стихи проституткам

И с бандитами жарю спирт».

Но разве это дает повод думать, будто поэт пил всегда. Разве это доказывает факт, что Есенин был беспробудным развратником. Неужели упоминание «белой березы под окном» доказывает, что под каждым окном в России растет белая береза? Вряд ли.

Нельзя же забывать о том, что Есенин был талантлив. И благодаря таланту он побеждал свои страсти. Фигура Есенина слишком буквально совпадает с некоторыми его автобиографическими стихами, но вопиюще не проиллюстрирована другими, где он предстает иным человеком. Этим, например, недоволен внук поэта («Комсомольская правда» от 10-17 ноября 2005 г. №175-т/45 (23609-т)).

Защищая свою идею о несносном характере Есенина, развившемся под воздействием алкоголя, Виталий Безруков подчеркнул, что он несколько десятилетий увлекается творчеством поэта. И кому, как не ему, знать, что Есенина убили. И убили его, практически, из-за пьяных выходок. Ну не за что было больше убивать поэта. Автор романа показал такого Есенина, который был нужен для доказательства его убийства.

По сути своей, сериал должен был называться «Другой Есенин, каким его видит Виталий Безруков». Увы, телевизионный жанр диктует другие условия.

Заслуживает упоминания, особенно в данном контексте семейного предприятия, исполнитель главной роли – Сергей Безруков. Этого актера все знают по двум сериалам: «Бригада» и «Участок». В одном фильме он бандит, а в другом — лицо прямо противоположное, то бишь участковый. В сериале «Есенин» Безруков сыграл практически самого себя. Поэта, мучающегося в сетях порока, но гениального в душе. Однако, сам Безруков – настоящий – преодолел порок. Стал известным и успешным. То есть как бы превзошел Есенина, стал тем, кем Есенину стать не удалось. В этом ракурсе фигура поэта вообще теряет связь с исторической правдой, какой бы малой она ни была. Конечно, Безруков «сделал» Есенина, но совсем не того, который жил сто лет назад.

Наконец, о самом пафосе новой моды. Самое обидное, что фильм снят в обычной манере современного кино. Есенин – супер-герой. Его любят девушки (практически все фильмы сейчас с элементами порнографии, и, увы, этот не стал исключением). Его ненавидят современники, но он их побеждает. На экране создается стерилизованный образ русского гения, который имеет право на весь этот «супер» только при одном условии – он должен обязательно быть несчастным или мертвым. И весь «супер» состоит из бесконтрольных вливаний в себя алкоголя, из количества покоренных женщин и потраченных впустую чужих денег. Та же «Бригада», с тем лишь исключением, что разные исторические эпохи. Таким и должен русский, чтобы казаться счастливым: «пьяным городским гулякой по всему тверскому околотку, где любая местная собака знает его легкую походку».

Образ семейного человека, способного управлять, быть успешным, работающего, посвящающего свои творения Богу и дарующего их миру – это сейчас табуированная тема.

Жаль, что фильм получился именно таким. Но с другой стороны, хорошо, что появляются хотя бы такие фильмы. Они, по крайней мере, приоткрывают завесу тайны нашей истории, совершенно незнакомой современной русской молодежи. Может быть, кто-то вдруг прочтет поэму Есенина или выучит его стихотворение. И то польза. Но она все равно слишком мала по сравнению с гонорарами продюсеров и актеров. И уж тем более эта мотивационная польза меньше в сравнении с тем объемом упрощений и лжи, которым питают зрителя. Хочется надеяться, что дальше будет все наоборот.


Прикреплённый файл:

 Есенин, 4 Kb



Оставить свой отзыв о прочитанном


Предыдущие отзывы посетителей сайта:

5 января 22:17, Петр Пивкин:

Увы

По слову Пушкина - человеческая посредственность всегда пытается доказать себе и другим, что гений - просто разукрашенная бытовуха. Отсюда и Есенин воспринимается автором статьи лишь как некий декларативный "русский певец", призванный воспевать млеющие в человеческих страстях, "потоки Божественной нравственности". Но это совсем не так. Есенин - человек эпохи, он ясная и четкая картина того, что скотство в человеческом лице имеет приходящее и сублимированное свойство, и то, что гений - не просто красноречивый сумасброд, приседающий на уши девочкам - он адекватный ответ дьявольскому поруганию над человеческой честью, над образом и подобием Божиим, как и обстояло дело во времена красно-еврейских "преобразований" во славу "семейных ценностей" коммунизма. Есенин, как истинный гений, сумел всю эту еврейскую "гуманистическую" шнягу съесть и остаться истинно русским православным человеком, имеющим веры более, нежели любая современная декларативно-"православная" посредственность, авторитетно вещающая о том "где можно и где нельзя". Мало того - поэт убедительно раскрыл это многим, что и послужило причиной его убийства.

Именно после просмотра сериала "Есенин" я стал относиться к Безруковым с уважением, найдя в их творчестве именно те штрихи понимания окружающего мира, о которых прекрасно знаю сам.


12 января 16:57, Сергей Чесноков, но не автор статьи:

В качестве полемики

Уважаемый Сергей!

В качестве полемики присылаю ссылку на свою статью:

http://www.rusk.ru/st.php?idar=104048

Кроме того, хотелось бы обсудить с Вами вопрос о том как нам быть, что бы нас не принимали друг за друга. Если Вас, конечно, этот вопрос интересует.

С уважением Сергей Чесноков, пресс-секреатрь Нижегородского Союза Православных граждан


13 января 22:48, Вереск:

Больше Сергеев Чесноковых - хороших и разных!

Вопрос идентификации обоих Сергеев Чесноковых интересует не только их двоих, но и всю православную интернет-общественность. Дело не шуточное. А ну как один напишет что-нибудь этакое, а подумают все на другого. Или наоборот. А кому читатель должен адресовать свои похвалы или претензии? А ведь как просто можно было бы решить проблему. Например: Сергей Чесноков-Нижегородский. Или Сергей Чесноков-Москворецкий. И звучит благородно, и уже не перепутаешь. Право, господа, Вы уж как-нибудь разрешите этот архиважный казус. Я-то уж давно предлагал безчисленным "посетителям сайта" как-нибудь посамобытнее себя обозначать, чтобы всё-таки понятно было, кто когда говорит. Так мне же за это один из Сергеев Чесноковых (поди пойми - какой именно)попенял тогда: дескать, надобно своим природным именем подписываться. Ан вот с ним какую штуку-то жизнь учудила...

А что до Сергея Есенина, то мне ближе точка зрения Сергея с берегов Волги.


15 января 19:11, Уважаемый Вереск!:

Сергей Волжский

Приношу свои изинения. Шутка хорошая. Я вообще люблю святочные шутки. Но в том, кто за ником-то Вашим Вы так и не признались. Наверное, поддержка сайта и это я поддерживаю. Спасибо и за раскрутку фамилии-имени в бизнес кругах торговая марка денег стоит. А мы народ нижегородский народ купеческий все услуги ценим. А поскольку сайт православный, то хотя бы могу сказать - спаси Бог на добром слове. Когда-нибудь и Вас выручу.


16 января 08:41, Вереск:

Сергею Волжскому

Уважаемый Сергей!

Простите меня, ради Бога, если в моей попытке слегка пошутить (Святки, как-никак) Вам послышалось что-то не совсем дружеское - отнюдь! Поверьте, зная Вас исключительно заочно, и в мыслях никогда не имел чем-то обидеть. У меня, действительно, есть свои причины, по которым я предпочитаю пользоваться ником; оглашать их я не считаю нужным.

Ещё раз хочу отметить, что Ваш взгляд на личность и трагедию Есенина мне показался наиболее верным.

Спаси Вас Господь! С грядущим праздником Богоявления и Крещения Господня!


24 января 14:22, Сергей Чесноков-Волжский:

Вереску

Я и совершенно серьезно. Буду должен.


28 февраля 18:13, Людмила:

Сергею Чеснокову: учитесь видеть и уважать талант

Фильм замечательный, Я,благодаря гениальной игре С. Безрукова,наконец-то УВИДЕЛА того,ТОГО самого Есенина,настоящего,и жизнь его,и особый дар клокочущей поэзии в нем,даже портрет!-ведь при великом таланте перевоплощения С. Безруков еще и внешне был самим Есениным. Убеждена: ни одно самое честное повествование не в состоянии показать ТАК достоверно трагичный образ поэта ,как это смог талант Безрукова. И то,что создатили фильма-отец с сыном-только еще более накладывает ответственности за их творчество,даже друг перед другом; а в этом,как раз им не перед кем краснеть,т. к. они свою миссию выполнили на все СТО! И,кстати,о сценарии: о поэте писать вообще почти невозможно,т. к. в основном вся активная жизнь поэта-это для нас сокрытая жизнь их души; поэтому фрагментальный показ ключевых моментов жизни Есенина(согласитесь,все ж до сих пор так мало известного)-это гениальное решение проблемы,ведь автор ничего не прибавил и не убавил!Фильм замечательный,а Безруков-великий актер нашего времени! И плевать мне на то,что он сыграл в "Бригаде"-я этот фильм принципиально смотреть не стану,в конце-концов,Безруков-актер,а роли могут быть разные;но то,КАК он ПРАВОСЛАВНО высветил Есенина-это ему зачтется СВЫШЕ,и дай Бог!!!!Спасибо Безруковым!!!!


12 января 20:55, Рахим Байрамов:

Paximb@mail.ru

Версия убийства так талантливо показанная в сериале основа на домыслах.Достаточно обратится к материалам смерти поэта.это отдельный вопрос.Актерская игра вызывает глубокое чувство восхищения


30 апреля 13:53, Посетитель сайта:

Про Ганина и Мариенгофа

В сериале искаженно представлены поэты Анатолий Мариенгоф и Алексей Ганин - это были очень порядочные и талантливые люди. Сериал дискредитировал их. Не мог Мариенгов цинично говорить о смерти Блока, так как очень уважал талант и творчество этого поэта, в его "Романе без вранья" есть этому подтверждение. Даже актеры, которые их сыграли внешне не похожи на своих персонажей.


28 июня 00:57, Катерина:

Мариенгоф как ещё меньший подарок

И здесь нельзя не остановиться на настоящем шабаше, который устроили “стихотворцы”, имена которых и остались-то на слуху только потому, что они присосались к Есенину, словно мелкие рыбешки прилипалы к акуле, или, как писал про них в своих воспоминаниях о Есенине А.П. Чапыгин, “их имена равны ценой лохмотьям нищей”. Об этом “неприличии” устроенном Мариенгофом, Шершеневичем и др. писал, в частности, А. Евгеньев в девятом номере “Вестника литературы” за 1921 год в заметке “У свежей могилы”:

“Всякому безобразию и хулиганству есть предел. Но есть группа людей, именующих себя писателями, которые никаких границ не признают в своем стремлении к экстравагантным трюкам и клоунским коленцам.

Разумеется, мы говорим о так называемых имажинистах, подвизающихся в Москве в шато-кабаках и чуть ли не на площадях.

Когда эти зачинатели новой поэтической школы юродствуют в “стойлах Пегаса” и “Домино”, украшенных кощунственными плакатами с надписями, в роде “Господи, отелись”,“штанишки Марии Магдалины”, или в этом роде, то это глубоко возмутительно, но вы ничего против этого поделать не можете. <…>

Когда же имажинисты в погоне за саморекламой и оригинальностью чинят неприличие над свежей могилой только скончавшегося выдающегося нашего поэта, то оставаться равнодушными нам нельзя, нельзя потому, что к этому позорищу привлекаются широкие массы. Широковещательными афишами имажинисты оповестили недавно московскую публику о посвященном ими Блоку поминальном вечере 22 августа в имажинистском кафе. Вечер этот носил неудобопечатаемое название “ …….ая мистика”, “ни поэт, ни мыслитель, ни человек” и т.д.

Большее хулиганство и пошлость трудно себе представить. Мы не будем предлагать запретительные и пресекательные меры против имажинистских безобразий, ибо не сочувствуем “закону Гейце”*, но сними можно и должно бороться. Необходимо призывать к бойкоту имажинистских выступлений, когда они выносятся на улицу и угрожают общественной нравственности…”.



Ваше мнение об этом материале:

— Ваше имя
— Ваш email
— Тема отзыва

Ваш отзыв (заполняется обязательно):

Введите текст показанный на картинке:

Правая.ru


Получайте свежие материалы сайта себе на почту
Rambler's Top100 Яндекс цитирования
Использование материалов допустимо только с согласия авторов pravaya@yandex.ru, с обязательной гиперссылкой на сайт Правая.ru.
 © Правая.ru, 2004–2020