15 августа 2020
Правые мысли
Книги/Журналы

"Гордость России"













Новости сайта

Получайте свежие материалы сайта себе на почту





















Наталья Иртенина
5 декабря 2007 г.
версия для печати

В поисках Белого Царя

Книга Ольги Елисеевой «Наследник Тавриды», очень правильная и актуальная, отвечающая на ворох злободневных политических и геополитических вопросов, несёт к тому же важное послание читателю, затрагивая при этом вечные вопросы...

Книга Ольги Елисеевой «Наследник Тавриды», очень правильная и актуальная, отвечающая на ворох злободневных политических и геополитических вопросов, несёт к тому же важное послание читателю, затрагивая при этом вечные вопросы, как то: верность долгу, служение отечеству, христианское милосердие, святость брака, ответственность перед Богом. Роман способен в хорошем смысле "вправить мозги" искренне заблуждающимся, до сих пор верящим в сказку о благородных и отважных декабристах. Трактовка событий заговора и мятежа в книге весьма убедительна – не менее убедительна, чем идеологически противоположная интерпретация в известном фильме «Звезда пленительного счастья».

Вообще, чтобы трактовка какого-либо исторического события оказалась правдоподобной и привлекательной для публики, нужно создать вокруг этого события ореол мифа – даже если этот миф будет построен на сугубо реальных фактах. Здесь автору эта задача вполне удалась: черты мифа присутствуют в книге во всей полноте. Это и, например, сцены с молдавско-одесскими разбойниками, и эпизод с преподобным Серафимом Саровским, и почти эпическая глава про спасание людей во время наводнения в Петербурге, и вся пушкинская линия романа, и также вполне эпическая сцена в конце – с крестьянами, бредущими к Белому морю на поиски Белого Царя.

Деромантизация декабрьского мятежа произведена в книге хирургически точно именно потому, что один миф заменен другим, без потери «кинематографичности», художественности образа – автор не ударяется в огульную хулу и обезображивание, не лишает те события права на живописность, символичность и образность, а значит, и мифологичность.

Отдельно о пушкинской линии. Она вся насквозь мифологична, поскольку такого Пушкина мало кто знает. И по большей части эта линия романа массовым читателем должна восприниматься, по-видимому, примерно так же, как древние греки воспринимали байки про своих олимпийцев – то есть вполне серьезно, чистосердечно и не без приятности, потому что боги совершают все то же самое, что и простые смертные: пируют, ссорятся, заводят любовниц, спасаются от женского гнева и ревности мужей и все такое прочее. Иными словами, богам все же приходится обжигать горшки, и Александру Сергеевичу горшков достается в полной мере.

Другая составляющая этого пушкинского мифа в книге – то, что в ней так или иначе присутствуют некоторые творения самого Александра Сергеевича: в намеках на их сюжет или в прямой отсылке к происходящим в романе (или за его пределами) событиям. Это и «Онегин», и «Цыганы», и «Медный всадник», и наверное, что-то еще. Хотя местами мифологизации образа Пушкина очень мешает инфантильность, которой наделяет его автор – сознательно или нет, не знаю. Может быть, в двадцать с небольшим лет он именно таким и был, но ведь это «олимпиец», герой мифа, а значит, он не должен иметь конкретного возраста, он должен быть «вне времени». Во всяком случае, эта детская капризность романного Пушкина как одной из центральных фигур – единственное, что не вписывается в рамки условно заданного жанра – романа-мифа, эпического (по современным меркам) сказания о временах не столь отдаленных.


Прикреплённый файл:

 Таврида, 3 Kb



Оставить свой отзыв о прочитанном


Ваше мнение об этом материале:

— Ваше имя
— Ваш email
— Тема отзыва

Ваш отзыв (заполняется обязательно):

Введите текст показанный на картинке:

Правая.ru


Получайте свежие материалы сайта себе на почту
Rambler's Top100 Яндекс цитирования
Использование материалов допустимо только с согласия авторов pravaya@yandex.ru, с обязательной гиперссылкой на сайт Правая.ru.
 © Правая.ru, 2004–2020