17 сентября 2019
Правые мысли
Книги/Журналы

"Гордость России"













Новости сайта

Получайте свежие материалы сайта себе на почту





















Наталия Ганина
27 апреля 2004 г.
версия для печати

ИЗ "ПРАВОСЛАВНОГО КУРСА ПО САМОЗАЩИТЕ": иеромонах Серафим (Роуз). Бытие: сотворение мiра и первые ветхозаветные люди

Это главный труд о. Серафима, опубликованный посмертно по обширному рукописному материалу и текстам записанного на магнитофон курса лекций...

О. Серафим недаром назвал цикл своих лекций «Курсом выживания» или «Православным курсом по самозащите». В самом деле, не опасно ли жить, имея на устах Символ веры, в сердце – искреннюю веру в Господа Иисуса Христа... а где-то в дальнем чулане сознания (точнее, безсознательного) – внушенную с детства «теорию эволюции»?Каждая из книг подвижника и мыслителя о. Серафима (Роуза; 1934 – † 1982) сравнима с со сложной, блестяще выполненной боевой операцией по возврату исконных земель, объявленных захватчиками «спорной территорией». «Душа после смерти», «Православие и религия будущего» – благодарную память об этих книгах как о действенном убеждении и ободрении хранят многие. «Бытие: сотворение мiра...» не только венчает этот ряд «боевых операций», но и и во многом перерастает его.

Однако новизна и смелость труда о. Серафима не в самом обращении православного богослова к этой проблеме, но в том модусе мышления и высказывания, который наиболее кратко определяется как сознание правоты. Нет нужды «оправдывать» Священное Писание: «Мы должны почитать текст Бытия в такой степени, чтобы признавать, что он содержит истину даже несмотря на то, что это истина может показаться нам необычной или неожиданной» (с. 79). Святые Отцы не нуждаются в чьих-либо «извинениях» в связи с «научным уровнем той эпохи»; они знали то, чего не знаем мы, поскольку им были открыты тайны: «Будем любить и уважать их писания, которые в наши запутанные времена суть путеводная звезда чистоты... Не будем спешить думать, что «мы знаем лучше», нежели они...» (с. 95). Это не робкая «духовно-академическая» оборона XIX-начала XX вв., это – контрнаступление.

Но в этом почтении к святоотеческой мысли нет увлечения «традицией вообще» (ср. показательную формулировку «Святые Отцы в ответ на ухищрения средневковых схоластов»), и в сознании правоты нет заносчивости, ибо дело иеромонаха Серафима, воплощенное в посмертно изданной книге – не превозношение нового гностика, но молитвенное взывание к Святым Отцам: «Пусть они откроют наш ум разуметь Божие Откровение» (с. 95).

Книга о. Серафима разворачивается сразу в двух планах: для того, кто всегда мыслил о сотворении мiра так, как сказано в Бытии, или давно преодолел «эволюционное» наваждение, она прежде всего – живое и глубокое осмысление святоотеческой традиции. Для того, чей взгляд на мiр лишен целостности, она – призыв очнуться и предупреждение («Не буди столп сланый, душе, возвратившися вспять...»). Но не столько со старыми баснями здесь борьба, сколько с медлительностью и косностью современных христиан, не замечающих, чему они зачастую готовы подчиняться.

Студент университета Юджин Роуз располагал тем же «фактическим материалом», что и все. «В одно время я целиком верил в эволюцию, – вспоминал позднее отец Серафим. – Я верил не потому, что много размышлял над этой проблемой, но просто потому, что «все верили в нее», потому, что это «факт», а как можно отвергать «факты»?» Обратившись в Православие, мыслитель подверг тщательному анализу основы новоевропейской философии и пришел к заключению, что теория эволюции, впервые предложенная в 1794 г. дедом Ч. Дарвина Эразмом, была выведена из априорных посылок натурализма и прогресса: «Эта теория развивалась вместе с современной философией, начиная от Декарта, задолго до появления какого-либо «научного доказательства» ее истинности».

Итак, в общем новоевропейском контексте теория эволюции – ядовитые испарения духовной катастрофы, назревавшей давно (ср. замечание о. П. Флоренского о «среде неонтологической возрожденской мысли, которая расслабляет и создает благоприятные условия к духовному заболеванию» – «Философия культа», гл. VII, приложение I). В конкретном своем историческом явлении она – «исчадье мятежей», псевдоним революции: [R]EVOLUTION.

«Какой ты сделал грех, из-за которого стряслось над тобой это несчастье из несчастий: что ты пресек связь с Источником Жизни и Подателем разума, что отрекся от Того, Чье вечное бытие очевиднее нашего мгновенного бытия и Чьим существованием единственно может утвердиться и наше существование.

Бог не скрывается от человека. Человек грешный скрывается от Бога <...>, пока совсем не потеряет его из виду <...> Когда человек совершит тяжкий грех, он прячется от Бога за спину природы...

И теряется между тварями, теряется между деревьями, и камнями, и животными, как бы мнимыми своими сродниками, и тонет в тени природы» (свт. Николай Сербский, «Мир тебе и утешение от Господа. Письма к духовным чадам»).

«В 1859 году Дарвин приоткрыл дверь, ведущую на новый психологический уровень новой модели идеологической организации – организации мысли и веры вокруг эволюции. В эволюционной модели нет больше <...> места сверхъестественному. Земля не была сотворена, она эволюционировала <...> Эволюционирующий человек больше не может искать защиты от своего одиночества в руках Божественно-Отцовского Существа, Которого он сам себе создал» (замечания Ю. Хаксли на дарвиновском юбилее в 1959 г.; «Бытие и сотворение мiра...», с. 9).

Сознательно или безсознательно следуя теории эволюции в любой ее модификации – от дремучего дарвинизма до тейяр-де-шарденовского пластилинового мiровоззрения – следуют именно этому.

Конечно же, бездумно, в общей колее материалистической инерции... Но, между прочим, и теперь ничего нового не слышат (и вряд ли услышат в обычной школе, а таких в России всё-таки большинство) наши православные, крещеные во младенчестве, верующие дети. И про «миллион лет до нашей эры» кругом то и дело твердят. И в Зоологическом музее залы «от простого к сложному» выстроены – вплоть до жуткого зала скелетиков и скелетов на втором этаже, где густо пахнет нафталином и где сиротливо белеет одинокий череп какого-то старомосковского аборигена, отдавшего себя на съедение всё той же теории.

На место его сейчас никто не претендует: яростно, до кровопролития, в эволюцию никто уже не верит. «А и не надо, а так и надо: вы верьте тому и сему» – а твердо знающие, что к чему, будут тихомолком строить новую Вавилонскую башню из доступного генетического материала.

Научные доказательства, обобщенные о. Серафимом по работам ведущих новейших палеонтологов, превосходны (есть здесь и об археоптериксе, и о рыбе латимерии, и о «жаберных щелях» эмбриона, и – самое приятное для историка, физически чувствующего несообразность «миллиардов лет» – об истинном возрасте Земли), и не будем лишать читателей удовольствия рассмотреть их лично и самостоятельно сообщить кому-нибудь. Сейчас всё более явно иное: даже в самой науке, исконно призываемой в союзницы натуралистическим теориям, завелось слишком много такого, «что вашей философии не снилось». И вообще говоря, если в XIX веке о сотворении Евы из ребра Адама могли говорить как о «противоречащем науке», то сейчас наука весьма широка – угрожающе широка.

Только здесь уже не следует ждать никаких особых деклараций. Теория эволюции свое дело сделала и дальше в тех же камуфляжных целях пригодится. Более того – «эволюционный взгляд позволяет различить нам, хотя и не полностью, контуры новой религии» (из того же выступления Ю. Хаксли). И, как справедливо замечает о. Дамаскин (Христенсен) в послесловии к труду о. Серафима, «ломка традиции и ломка христианства марксистским коммунизмом и дарвиновским эволюционизмом служат подготовкой для чего-то худшего <...>» (с. 575). Это предвидел и сам о. Серафим, говоря о новом объединении науки и религии для создания единого эволюционного синтеза: «Возможно, это ключевое (интеллектуальное) направление наступления на Церковь, сама «философия» (и такое явление существует!) грядущего антихриста» (там же).

Потому весьма важным и, быть может, важнейшим звеном общей концепции труда о. Серафима является мысль о Бытии как пророчестве в прошлом, почерпнутая у свт. Иоанна Златоуста («Беседы на Книгу Бытия», II, 2): «Все другие пророки говорили или о том, что имело быть спустя долгое время, или о том, чему надлежало случиться тогда же, а он, блаженный (Моисей) <...> удостоился водительством вышней Десницы изречь то, что сотворено Господом всего еще до его рождения» (с. 93-94). При этом весьма показательно заключение о. Серафима: «Итак, нам следует подходить к первым главам Бытия как к книге пророчества, зная, что описанное там суть реальные события, но зная также, что по отдаленности их от нас и по самой природе их как <...> первых событий земной истории, мы будем способны понять их лишь несовершенно, равно как весьма несовершенно наше понимание событий, имеющих быть при конце мiра, изложенных в Апокалипсисе и других новозаветных Писаниях» (с. 94-95; разумеется, речь идет лишь об ограниченности земного зрения, а не о ведении Церкви). Это напоминание не только о равночестности, но и о сущностном единстве Книги Бытия и Откровения св. Иоанна Богослова. Особое отношение о. Серафима к этой мысли явствует и из обращения к ней (и вновь с указанием на Апокалипсис) в последней его беседе о сотворении мiра, состоявшейся в августе 1982 г., за две недели до преставления.

Первый христианский англосаксонский поэт, описанный у Беды Досточтимого, не способный к «извитию словес» пастух Кэдмон, получил от ангела дар сложения песней вместе с повелением: «Воспой мне Перво-творение». Преподобный Серафим Саровский пророчествовал о временах антихристовых. Последний труд о. Серафима (Роуза) – таинственное соединение этих линий.


Прикреплённый файл:

 rose3.jpg, 54 Kb



Оставить свой отзыв о прочитанном


Предыдущие отзывы посетителей сайта:

13 января 12:53, Посетитель сайта:

святой Роуз "Курс по выживанию

Где можно найти эти лекции? Были ли они опубликованы?



Ваше мнение об этом материале:

— Ваше имя
— Ваш email
— Тема отзыва

Ваш отзыв (заполняется обязательно):

Введите текст показанный на картинке:

Правая.ru


Получайте свежие материалы сайта себе на почту
Rambler's Top100 Яндекс цитирования
Использование материалов допустимо только с согласия авторов pravaya@yandex.ru, с обязательной гиперссылкой на сайт Правая.ru.
 © Правая.ru, 2004–2019