15 ноября 2018
Правые мысли
Музыка

"Гордость России"













Новости сайта

Получайте свежие материалы сайта себе на почту





















Денис Ступников
29 марта 2005 г.
версия для печати

Между Богом и болью

В начале 2005 года Земфира выпустила новый альбом "Вендетта"

"У нас есть Земфира"Как-то раз в 2000-м году я ожесточённо спорил с другом о судьбах русского рока. Друг – джазовый гитарист, без пяти минут кандидат философских наук — позволял, себе, в основном, мрачные прогнозы. Я же, вдохновлённый тем, что рок в кои-то веки начал собирать стадионы, а самыми кассовыми проектами стали саундтрек к «Брату-2» и трибьют группе «Кино», был более оптимистичным. В какой-то момент, реагируя на очередное сомнение собеседника, я воскликнул: «Но ведь у нас же ещё есть Земфира!». Как ни странно, друг не придумал, как возразить на сей эмоциональный всплеск.

Прошло пять лет, многие невесёлые пророчества друга за это время сбылись. Неизменным осталось лишь одно: «у нас ещё есть Земфира». Жёлтая пресса приписывала певице моррисоновские дебоши с неизменной бутылкой коньяка «Hennesy» в руке. А своё почтение Земфире выразили Инна Чурикова и Людмила Гурченко. Первая записала с ней дуэт «Непошлое», а вторая в довольно экстремальном ключе перепела «Хочешь». Продвинутые филологи увидели в Земфире творца, который органично вводил в тексты песен новую лексику и оскоплённый синтаксис современной молодёжи. Кроме Земфиры, подобное удалось разве что «Мумий Троллю» и «Текиледжаззз».

Вы помните, как всё начиналось? 8 мая 1999 года оказался знаковым днём – как для панк-андеграунда, так и для рок-мейнстрима. В клубе «Факел» состоялся легендарный концерт самых перспективных наследников Егора Летова – актюбинской «Адаптации» (эта запись под названием «Безвременье» позднее разойдётся внушительным тиражом на кассетах и CD). А в респектабельном заведении «Шестнадцать тонн» прошла закрытая презентация дебютной пластинки Земфиры. Некий новый русский, будучи завсегдатаем клуба, долго выяснял, почему на этот раз его вдруг отказываются пускать внутрь. Получив ответ, бедняга взвыл: «Эта та самая девочка, которая поёт «СПИД»?! Плачу любые деньги!!!» Но секьюрити оказались неподкупны…

«СПИД» действительно был хорош. Песня вполне вписывалась в череду фривольных откровений русских рокеров на тему собственной смерти и предстоящих загробных странствий:

Будем глотать в больнице лекарства,

Не думать про завтра, не включать телевизор,

На карте искать тридевятое царство –

А вдруг повезёт, и достанутся визы?

Однако помимо общепринятых метафизических выводов, песня содержала и нечто принципиально иное: национальную самоидентификацию башкирки Земфиры Рамазановой. Вообще-то Земфира никогда особо не делала упор на своих этнических корнях. Но в некоторых ранних интервью она не без гордости заявляла, что княжеская фамилия «Рамазанова» считается у неё на родине одной из самых почитаемых. В рефрене «СПИДа» выражена самоотверженная преданность восточной женщины любимому мужчине: «У ТЕБЯ СПИД – и значит МЫ умрём». Нечто подобное годом позже прозвучит в «Хочешь»: «Пожалуйста, не умирай, или мне придётся тоже».

В финале «СПИДа», пытаясь заглянуть за грань, Земфира пробует выразить словами посмертный опыт. Результат мало чем уступает «запредельным» текстам Егора Летова, Ника Рок-н-Ролла и Дельфина:

Не рассчитались с долгами, свинтили…

До скорого, мама, ключи у соседки,

Я дула на веки, пока не остыли.

И плакали ивы, и ставили метки.

Правда, сразу после этого феноменального трипа следует совершенно необязательная, факультативная пятая строка, резко выбивающаяся из общего контекста:

Не видел ленивый в газете заметки…

Что у тебя СПИД – и мы далеко.

Вот это самолюбование и амбициозность в дальнейшем выйдут у Земфиры на передний план. Если угодил в газету, значит жизнь удалась. «До свиданья, мой любимый город, я уже попала в хроники твои!»

…Второй диск Земфиры «Прости меня, моя любовь» вышел в начале апреля 2000-го. Время было выдающееся: в дни презентации альбома (уже не в тесном клубе, а на стадионе Олимпийский!) в Москве состоялся масштабный концерт памяти Анатолия Крупнова («Чёрный Обелиск») и выступал Владимир Селиванов из ныне гонимых «Красных звёзд». Это был один из последних пассионарных всплесков подлинного русского рок-н-ролла накануне его затяжного кризиса. В альбоме «ПММЛ» (аббревиатура общепринятая) экстатичное упоение Земфиры собственным успехом выходит на передний план:

Она читает в метро Набокова,

Я сижу около, верёвочки связаны,

Маме доказано самое главное –

ЕЕЕ!!!

Жемчужины, вроде «СПИДа» на диске, впрочем, тоже наблюдались. Так, в песне «Не оставляй меня» Земфира сделала, можно сказать, программное заявление:

Голуби прячутся, в небо не хочется,

В списках не значится, а значит, не молится…

Наивный экзистенциализм в чистом виде: если мне кажется, что Бог меня оставил, то совсем не обязательно следовать Его законам и общепринятым этическим принципам. Обратим также внимание на десимволизацию образа голубя, который в христианской традиции обозначает Духа Святого.

Более радикальные экзистенциалистские ассоциации содержатся в песне «Повесица» (авторская орфография соблюдена) из свежего альбома «Вендетта»:

Кто тебе позволит или не позволит?

Чего же ты боишься, Бога или боли?

"Вендетта" ЗемфирыВслед за Камю и Сартром Земфира предлагает человеку вынести на свалку истории два последних «ограничителя»: Бога и боль. Именно тогда, по её мнению, можно обрести полную свободу и окончательно размыть границы дозволенного. Строчка же «раненое сердце ничего не стоит» по-ницшеански безжалостна. Подобное книжное философствование, видимо, не случайно. Летом 2004-го Земфира стала студенткой философского факультета МГУ. Пока учёба ей даётся с трудом: первая сессия не была сдана вовремя из-за хлопот, связанных с выпуском «Вендетты» и заказного концерта на олигархическом курорте Куршавель.

«Вендетте» предшествовал саундтрек к фильму Ринаты Литвиновой «Богиня». Специально для этой картины Земфира совместно с питерским электронщиком Игорем Вдовиным написала песню «Любовь как случайная смерть». В «Богине» Литвнова синтезировала свою любовь к советскому быту 60-х с народными страшилками в духе «Песен восточных славян» Л. Петрушевской. На протяжении примерно получаса режиссёр детально воссоздаёт предсмертные видения следователя Фаины, которую отравил возлюбленный. Сразу приходят на ум и уродливая советская привычка устраивать обильные кладбищенские возлияния на Пасху, и полуязыческие представления о том, что иногда покойники возвращаются в мир живых за новыми тапочками или свадебным платьем.

Вязкая песня Земфиры и Вдовина только закрепляет эти неутешительные эмоции:

Здравствуй, мама –

Плохие новости,

Герой умирает

В начале повести.

И мне останутся

Его сомнения,

Я напишу о нём

Стихотворение.

Здесь, пожалуй, впервые появляется странное сочетание привычной для Земфиры амбициозности с огульной фетишизацией загробного бытия. В отличие от «СПИДа» и «Хочешь», героиня песни не следует за умершим возлюбленным, но самонадеянно берёт на себя роль его персонального медиума. Сомнительность этой задумки подчёркнута как болезненно минорным настроем композиции, так и спецификой её названия. Случайная смерть никак не может считаться знаком Божественного расположения к почившему.

Плоть от плоти саундтрека к «Богине» новый альбом Земфиры «Вендетта». Концептуальное единство обеих работ подчёркнуто даже на уровне дизайна: обе пластинки украшают небрежные корявые надписи и туманные экспрессионистские иллюстрации. На уровне записи, мелодий, аранжировок, поэтической техники, вокала Земфиры «Вендетта» — выше всяких похвал. А четыре песни, сделанные в соавторстве с тем же Игорем Вдовиным, выглядят просто безупречными. Аранжировки очень живые: в песне «Дыши» прописаны нервные вздохи, а в «Дай мне руку» после строки «я запомню твои родинки и смех» действительно доносится задорный хохот. Как всегда, Земфира берёт за живое своей неповторимой манерой пения. В песне «Разные», говоря о мелочных духовных запросах наших современников, Земфира исподтишка выражает к этому отношение своим презрительным «хы». Море неожиданных обертонов – от пугающей беззащитности до мстительной агрессии – звучит в одиозной строке «твой аналитик просто бл…дь».

В концептуальном же плане «Вендета» выглядит куда как менее радужно. Большинство песен откровенно депрессивны, хотя Земфире надо сказать огромное спасибо за то, что она умудряется не заражать своим упадническим настроем слушателя – и песни воспринимаются отстранено. Обиднее то, что профанация образа-символа неба, начавшаяся ещё, как мы видели, в «Не оставляй», достигает своей критической точки. В начальной песне диска «небо» фигурирует лишь в составе неповоротливого кентавра «небомореоблака». Зачем это сделано? А почему популярная рок-группа назвалась «Уматурман»? Да чтобы удобнее было находить информацию в поисковых системах Интернета, отсекая ненужные ассоциации! Так трансцендентальное запросто приносится в жертву сомнительным сетевым рейтингам.

Не менее вольно Земфира обращается с символикой неба в песне «Так и оставим»:

В этой квартире холодно слишком

В эти минуты падает небо

Так и оставим.

В финале композиции вообще появляются строки на грани фола:

Я на диване, небо в кармане

Так и оставим.

Хотя, может статься, что здесь певица разумеет вовсе не высокие материи. Не исключено, что «небо в кармане» является просто намёком на наркотик (ср., например, с фразой из «Кондратия» группы «Крематорий» «с белым кайфом в кармане»).

PS: Между «ПММЛ» и «Вендеттой» был ещё альбом «14 недель тишины». Но эта пластинка до сих пор считается одной из главных загадок Земфиры. В дни выхода альбома Александр Ф. Скляр хотел в свой альбом «Ведьмы и стервы», посвящённый метафизической женской природе, включить композицию о Земфире «13 секунд тишины». Но в последний момент отказался от этой идеи, так и не разгадав загадку Земфиры. Мы тоже поостережёмся делать глобальные выводы. Ясно одно, если в песнях Земфиры так и останутся цвести ядовитые цветы депрессанса и будут избегаться религиозно-философские ассоциации, страшно даже помыслить, что будет с её фанатами, которые чувствуют эти песни кожей.


Прикреплённый файл:

 "Вендетта", новый альбом Земфиры, 4 Kb



Оставить свой отзыв о прочитанном


Предыдущие отзывы посетителей сайта:

29 марта 21:58, наблюдатель:

Земфира на фоне всякой попсы поначалу вызывала интерес, но потом я понял, что она утомительно однообразна. к тому же зациклена на себе любимой. а кто она? так... человечек


1 апреля 16:50, фанаи:

Земфира

Чувствовать нужно, а не отделять слова от музыки и искать в них смысл. Творчеству Земфиры характерна недосказанность (о это я уже нахваталась), для полета фантазии...здесь каждый видит свое


1 апреля 19:53, AyraD:

Да ведь так и пишут подростки свои незамысловатые тексты - ... полуфразы,получуйства, полутона... нехитрый скоренький коллаж. девушка, конечно, попала в струю. но не думаю, что все так сурьёзно. хотя на то и музкритики, чтобы докопаться! Но читать Вас, Денис, занятно.


1 апреля 20:37, Аркадий:

Земфира как поэт ! ноль Как впрочем и большинство драговых музыкантов Однако ее голос! настоящяя жемчужина изрядно правда замаранная электроникой в последних двух пластинках Хор из нескольких земфир ! смешно

Кощунственные тексты 9чего стоит песня 2синоптик2 ! а клип на песню из Богини это вообще Действительно Бог для З ничто иное как повод поломаться и поиграть в философию Обложка Вендетты отбивает всякую охоту знакомится с одержимым

А вообще то очень жалко человека добившегося почти что всего в жизни и не нашедшего главного


12 апреля 13:57, Стёпа:

Денис, ты угарно пишешь:-)))

голос у нее неплохой, и вообще девочка неординарная. Но эта вписанность в нынешнее поколение, этот какой-то полускрытый недо*б (извините), этот имидж вульгарный - оно меня отталкивает. Не такими должны быть женщины.


24 мая 19:27, kisstiger:

спасибо, денис!!!

от души повеселилась - серьезная статья получилась, аналитическая, можно даже так сказать! )))

только с текстами у вас что-то не совсем. вернее, совсем никак. цитирую:"Строчка же «раненое сердце ничего не стоит» по-ницшеански безжалостна."" господи, надо же так нагородить! ))) в песне поется "раненое сердце весит тяжелее". и куда после этого засунуть ваши философские размышления над судьбой певицы? ну сами понимаете куда. в одной статье сделать 3 ошибки в оригинальных текстах - это надо сильно мудрым быть. )))


24 июля 11:21, Сергей Углев:

А по мне, так Земфира Талгатовна будет сейчас лет 8 сидеть где-то в загородном домике и писать очередные 10 песен для своей новой неоконцептуальной пластинки... Гений!

PS. А 14 недель тишины - это самый хороший альбом, на мой взгляд


7 июня 13:58, Peter Smith:

Метафизика

Метафизика бытия или Новости из Тридевятого царства

ПРИМЕЧАНИЕ: фанатам религии, т.е. смертникам (от греч. Фанатос-Танатос – смерть) и всем некро-поклонникам “царства небесного” или снов-иллюзий разума, т.е. людям с Ограниченными Умственными Возможностями – настоятельно не рекомендуется!

Отче Не наш, суЧий на небесах …

Да-да, Он самый, уважаемые земляне и со-планетники инопланетяне!

Суть самопровозглашённый узурпатор планеты греков-римлян и иллюминатов-дракониан, потомков древних атлантов и рептоидов Империи Орион, Гея-Терра, этот “суЧий на небесах” псевдо-бог, Яхве-Иалдабаоф, возомнивший себя главным духовно-космическим куратором и единоличным хозяином планеты-колонии большого космоса, уже более, чем 2000 лет непрерывной Новой истории homo-цивилизации Геи-Терры (Атланты) –

– ТЕРПИТ полное поражение на всех фронтах Метафизической (невидимой) войны на Земле и в космосе в многомиллионно-летней “звёздной войне” элит-Империи Ориона-Атланты с ГалаКОНом-коммун-Лемурией! – Материальные Следы-Следствия или суть “Проекции” которой – панорамно, палео-исторически и философско-политически, представлены-спроецированы мной в моей аналитической книге-эссе: Пиэрс, “Пангалактические войны и их UFO-проекции на Земле”, М., 2012.

Полное Метафизическое поражение псево-творца и лже-хозяина планеты Терра, “суЧьего в небесах” узурпатора нашей матери-Земли, Терры, подтверждены следующими сугубо Физическими (гео-политическими) и духовно-космическими (невидимыми) Фактами и эхом-Проекциями Высшего сюр-реального (НЛО-модулированного и N-мерного) в “подлунном мире” реального.

1. Факты Метафизические:

• а) Конца света, обещанного с даты чуть ли не казни агента-реинкарнанта (био-робота-проповедника христианства на Земле), так и не наступило – ни 300-м, ни в 1000-м, ни в 1666-м, ни в 2000-м, и наконец, ни в 2012-м!

• б) Конца света, согласно не-христо-угодным пророчествам, не наступит и через 100, 200, 1000 и более лет! (см. катрены Мишеля Нострадамуса и профитии Федерико Мартелли (Раньо Неро) от 1550 и 1345 годы соответственно, ибо первый прозревал будущее планеты и цивилизации до 3970-го, а второй – аж до 6323 года н.э.)

• в) Квантового перехода как для всей Земли и её жителей, суть некоего варианта “конца света” в 2012, 5 раз в 2013 и уже 6не менее 6 раз в текущем, 2014 году, от Яхве и Ко, столь атакующе-навязчиво рекламируемого им через своих “ангелов” и их земных квакал-ченнелеров, также не предвидится! И мало того, этот факт-блеф о Квантовом “вознесении” (Переходе) сами же квакалы этого “суЧьего на небесах” – откладывают уже также откладывают на 10, 20, 100 и … даже более лет!

2. Факты Физические:

i) Геополитическая, демографическая и экологическая директивы-доминанты времени, диктующие сильным мира сего их деяния и акции, находятся в критически неустойчивом, бифуркацинном состоянии неопределённости, неясности, следствие которых – скрытая, и уже почти явная подготовка к Новому, Третьему все-миро-переделу (войне) на планете Терра.

ii) Космическая угроза от приближающейся к Земле Нибуру, факт скрываемый сильными мира сего от простых смертных, диктует сверх-конспиративную подготовку к великому Новому (оказывается, Периодическому!) Потопу Геи-Терры, происходящие каждые 3600 лет, и взрыв Санторина 1600 лет до н.э. – тому яркое и явное Свидетель и материальное Доказательство, как и факт резкого наклона земной оси, когда в Сибири замерзли мамонты, а в Европе началось потепление и таяние ледников – для массовой в неё миграции, а Сахара, наоборот, постепенно стала пустыней! –

iii) Вот отчего столь мало-понятны и не-адекватны (политически не-корерктны) действия некоторых лидеров супер-держав на планете: странности-инициативы утопающего, мечущегося между войной и миром, Обамы? –

iv) Наглая аннексия Россией Крыма?

v) Города-призраки Китая? –

vi) Необъяснимые (а-номальные) и повсеместно участившиеся “техногенные” и природные катастрофы?

vii) И? наконец, общая лихорадочная Озабоченность и подготовка всех стран к некой …



Ваше мнение об этом материале:

— Ваше имя
— Ваш email
— Тема отзыва

Ваш отзыв (заполняется обязательно):

Введите текст показанный на картинке:

Правая.ru


Получайте свежие материалы сайта себе на почту
Rambler's Top100 Яндекс цитирования
Использование материалов допустимо только с согласия авторов pravaya@yandex.ru, с обязательной гиперссылкой на сайт Правая.ru.
 © Правая.ru, 2004–2018