14 октября 2019
Слева направо
Справа

"Гордость России"













Новости сайта

Получайте свежие материалы сайта себе на почту





















Илья Бражников
1 августа 2012 г.
версия для печати

ОХП и "битва за историю"

Ответ В.И. Карпцу

Автору неплохо было бы определиться, с кем он: с любителями древлего благочестия, осуждающими никониан, или с Победоносцевым, который всячески способствовал ужесточению репрессий против старообрядцев. И разве Христос древлего благочестия – это Христос Победоносцева?

C большим интересом я знакомился с материалами авторской колонки В.И. Карпца «Битва за историю», где историософско-конспирологические теории автора складываются в масштабную картину противостояния метафизических и метаисторических сущностей. Тем большей неожиданностью стала тема очередной колонки — "Суперстар" против Царя Славы", — посвященной созданию «Общества христианского просвещения». Честно говоря, сложно было представить, каким образом автор впишет это событие в контекст своих метаисторических «раскладов». Будучи одним из организаторов общества (далее ОХП), я считаю своим долгом ответить за тех, кто так или иначе близок к нему, поскольку критика Карпца, местами интересная, местами, скажем так, несколько «фэнтэзийная», способна создать превратное впечатление от нашей инициативы.

Логика фэнтэзи прослеживается в ряде художественных образов, с которыми ассоциируются у автора участники ОХП. Тут и «антифа», и «новые протестанты», и «новые христиане-хиппи», и толстовцы, и поклонники «русского рока» (который, если кто-то не знал, есть продолжение «левого дискурса», идущего аж от первых христиан), и «дети романа «Мастер и Маргарита» с его «Иешуа Га-Ноцри», и, наконец, как вершина пирамиды мерзостей – рок-опера Э. Ллойд_Вебера «Jesus Christ Superstar». Весь этот занимательный культурологический ряд, в котором присутствуют интересные сближения, разумеется, не имеет ни малейшего отношения ни к одному из участников ОХП, ни к целям и задачам общества.

Правда в том, что все участники ОХП – православные христиане, РПЦ МП. Многие из них (если не все) известны читателям газет «Завтра» и «День литературы» (это Роман Багдасаров, Илья и Яна Бражниковы, Владимир Голышев). Никто из них не был и не является хиппи, никто не выражал желания «вернуться к подлинному христианству», напротив, говорилось об опасности нового раскола и русского протестантизма, о чём можно прочитать в стенограммах собраний, которые публикует Правая.ру. Равно как нигде не «порицается» и ещё не обсуждалось на собраниях «консервативное отношение Православия к сексу», хотя тема, бесспорно, интересная. Пользуясь случаем, мы предлагаем В.И. Карпцу как инициатору такого обсуждения выступить в рамках ОХП с докладом «Православие и секс». Мы с удовольствием выслушаем и обсудим эту волнующую автора тему, которую прежде он неоднократно затрагивал в своем блоге.

Не являются хиппи и находящиеся 4 месяца в СИЗО участницы группы Pussy Riot, назвавшие свою акцию «панк-молебном». Разницу между хиппи и панками В.И. Карпец может считать несущественной, но, с точки зрения истории культуры, это во многом противоположные явления. Общим знаменателем для них является, пожалуй, лишь их «неформальность» и раздражающее действие на репрессивный аппарат дисциплинарного общества. Как пел молодой БГ: «Панки любят грязь, а хиппи – цветы / И тех, и других берут менты». Только для «ментов», ставших теперь полицейскими, нет разницы между хиппи и панками, реальными преступниками и случайными прохожими. Обезьянников и СИЗО хватит на всех.

Нет ничего удивительного в том, что «Казус Пусси Райот» представляется автору «омерзительной провокацией». У него свои вкусы, свои политические пристрастия, свои возрастные особенности, которые судить мы не в праве. Однако неверной посылкой является прямая увязка акции в ХХС с созданием ОХП. ОХП связано не столько с самой акцией, сколько с ре-акцией на неё общественности, называющей себя «православной». Реакция эта превосходит по агрессии и мракобесию всё доселе происходившее в церковной сфере на постсоветском пространстве. «Линчевать», «посадить на кол», «облить бензином и сжечь» — вот лишь некоторые (и наиболее «гуманные») из озвученных «православной общественностью» пожеланий в прессе и блогосфере по отношению к молодым женщинам, устроившим масленичный карнавал в ХХС. Если христиане в начале 21 века всерьез выдают такие реакции, значит, с самим христианством или с его последней «православной» версией что-то глубоко неблагополучно. Конечно, можно ссылаться и на положения Трулльского (692 г.) и Лаодикийского (ок. 360 г.) соборов (по которым составлен обвинительный акт), и на Соборное уложение 1649 года, где сказано: «А будет какой бесчинник пришед в церковь Божию во время святыя Литургии, и каким ни буди обычаем, Божественныя Литургии совершити не даст, и его изымав и сыскав про него допряма, что он так учинит, казнити смертию безо всякия пощады». Но не слишком ли экзотично и эклектично тогда станет наше правосудие? Давайте тогда восстановим в полном объеме все средневековые нормы и правила. Только тогда, я боюсь, придётся немедленно казнить население всей соборной России, начиная с первых лиц, поскольку все ежедневно нарушают те или иные постановления древних соборов. (Хотя и здесь следует отметить, что Pussy Riot «бесчинствовали» не во время Литургии, поэтому даже в этом отношении невиновны).

А вот, к примеру, совсем недавно, президент Путин учинил молитву с раввинами у стены плача о восстановлении Третьего Храма. Согласно православным канонам, за это он должен быть немедленно анафематствован! Однако патриарх как-то не спешит с этой анафемой. Может, не так уж не правы были панк-молитвенницы, обратившиеся к Верховной Владычице Земли Русской со словами «Богородице Дево, Путина прогони!»?

В.И. Карпец точен лишь в одном: действительно, участниками ОХП было заявлено, что их инициатива – продолжение дела Религиозно-философских собраний начала ХХ века. Но почему эти собрания, в которых значительную роль играли православный философ В.В.Розанов, последний обер-прокурор Синода А.В. Карташев, а председательствовал будущий патриарх РПЦ МП Сергий (Страгородский) – поставлены автором в один ряд с обновленцами, толстовцами, вегетарианцами и чуриковцами?

А просто потому, что все они были на подозрении у К.П. Победоносцева! Автор выступает апологетом этого консервативного деятеля, восхищаясь его фразой в письме Л.Н. Толстому «Ваш Христос – не мой Христос». Именно Победоносцев сначала нехотя разрешил, а потом поспешно закрыл Религиозно-философские собрания, испугавшись открытости дискуссий в них, допускаемых председателем (будущим патриархом Сергием), в результате чего острые вопросы церковной жизни так и остались недообсужденными. Интересно, что предшественник Победоносцева граф Д.А.Толстой, напротив, поддерживал религиозные журналы и дискуссии, видя в них противовес нигилизму и терроризму 60-х-70-х гг. Толстой покровительствовал ещё одному предшественнику ОХП — «Обществу любителей духовного просвещения», которое вместе с издаваемым им журналом было благополучно закрыто тем же К.П. Победоносцевым.

Здесь содержится, наверное, самая существенная ошибка В.И. Карпца как церковного историка. Отождествляя «церковь Победоносцева» с нынешней церковной организацией, автор как бы не замечает, что между государственным православием Российской империи, полуподпольной церковью советского времени и нынешней сервильной МП «дистанции огромного размера». Не говоря уже о том, что В.И. Карпец, как известно, является единоверцем, а Победоносцев считал последователей старого обряда такими же опасными элементами, как Карпец – хиппи и молодежную субкультуру. Указ святого Царя-мученика «Об укреплении начал веротерпимости» 17 апреля 1905 г., по которому старообрядцы уравнивались в правах с господствующей конфессией, для Победоносцева означал конец карьеры, о чём свидетельствовал он сам в письмах того времени: «Ныне... с предстоящей церковной реформой, нравственное положение мое станет невозможно…». Поэтому автору неплохо было бы определиться, с кем он: с любителями древлего благочестия, осуждающими никониан, или с Победоносцевым, который всячески способствовал ужесточению репрессий против старообрядцев. И разве Христос древлего благочестия – это Христос Победоносцева?

В заключение хотелось бы отметить, что ОХП – абсолютно открытая площадка для ведения любых дискуссий по всем волнующим церковно-общественным вопросам, и я ещё раз приглашаю уважаемого В.И. Карпца принять участие в очередном собрании – оно, кстати, будет посвящено современным аскетическим практикам, которые участники ОХП, вопреки его утверждению, отнюдь не «порицают».

Текст публикуется в авторской редакции


Прикреплённый файл:

 logozavtra.gif, 2 Kb

Смотрите также в интернете:

www.zavtra.ru/content/view/ne-osudi/


Оставить свой отзыв о прочитанном


Предыдущие отзывы посетителей сайта:

2 августа 00:44, Протоиерей Димитрий Назаров:

Голышев

"Правда в том, что все участники ОХП – православные христиане, РПЦ МП."

А можно узнать каким боком к РПЦ МП принадлежит блоггер Владимир Голышев?!

Кто его Духовник, где он исповедуется , причащается ( то есть, существует ли в принципе-- имена неинтересны, только юрисдикция...) ?


2 августа 13:27, Посетитель сайта:

Уважаемый Илья, очень прошу Вас честно ответить на вопросы, не удаляя сей комментарий:

"Правда в том, что все участники ОХП – православные христиане… …никто не выражал желания «вернуться к подлинному христианству», напротив, говорилось об опасности нового раскола и русского протестантизма" - как подобные утверждения Вы вплетете в канву разгромной критики проблем РПЦ МП, вскрывания проблем и немощей священноначалия, гнусных оскорблений Патриарха (каким бы он ни был)?

«Линчевать», «посадить на кол», «облить бензином и сжечь» — вот лишь некоторые (и наиболее «гуманные») из озвученных «православной общественностью» пожеланий в прессе и блогосфере по отношению к молодым женщинам, устроившим масленичный карнавал в ХХС" - допустим, все это так. В программе Мамонтова на эту тему была видеозапись акции, без звукового монтажа. Одна из "мучениц" громко выкрикивала слова "срань! срань! срань!", находясь на амвоне. Вы, что действительно ИСКРЕННЕ считаете, что это можно считать маслиничным гуляньем?

Если Вы найдете в себе смелость ответить на данные простые вопросы, буду очень Вам благодарен. думаю, что очень многие православные задаются подобными вопросами читая Ваши статьи


2 августа 15:03, Артур Васильевич:

Батюшка задал вопрос - ждем ответа ..

о. Димитрий Назаров задал вопрос, ждем ответа... Знаю про "злоключения г. Голышева", про его отношение и отношения с РПЦ. Но вопрос от о. Димитрия пронзителен, ибо и он от официоза РПЦ МП страдал не меньше, но вне церкви себя не провозгласил, одеяние священника не снял, а смиренно служит Богу, продолжает служить. Ждем ответа на его вопрос.... Хотелось бы чтобы сам господин Голышев дал его. Спасибо.


2 августа 21:30, Посетитель сайта:

Голышев - ярый сектант пуссианист. Он жгет каленым железом тех кто не молится на пусси райт


3 августа 18:38, Железнов:

Кто такие - Голышев и Лурье?

Присоединяюсь к просьбе протоиерея Димитрия Назарова.

Мы знаем, кто такой о. Димитрий. Но кто такой - Голышев? Какое отношение он имеет к Православию?

Хотелось бы также увидеть материалы 3-го собрания ОХП, с участием лже-"епископа" Лурье.

Уже объявлено о 4-м собранни, а о том, что происходило на 3-м, - ни слова.


3 августа 19:08, Редакция Правой.ру:

Железнову

простите, долго расшифровывали

http://pravaya.ru/experiments/22799


4 августа 22:18, Посетитель сайта:

Рома, что ты там делаешь, ты же умный человек! Да проблемы есть, да мы все видим как деградирует мир, в т.ч. мир церковный. Но и во время Иоанна Златоустого так было. Никак, ни при каких обстоятельствах нельзя оправдать беснование в Храме, какими бы \"причинами\" оно не было продекларировано. Бросай это заигрывание с \"гламурными скифрилами\" и их \"скухами\". Читай правило от осквернения на ночь.


4 августа 22:21, Посетитель сайта:

"битва за историю" - это очень громкое название, Илья. Посмотрите в глаза правде, снимите наконец свои розовые очки, в действительности все ГОРАЗДО скромнее.


4 августа 23:12, ИБ:

22.21

Родной, ты кавычки видишь? Знаешь, что означает сей знак? Что это - цитата. Так называется колонка автора, с которым тут идёт полемика. Хоть бы по ссылке сходил, что ли.

И при чем тогда очки, да ещё РОЗОВЫЕ, а, родной?


24 августа 11:18, Станислав:

Хиппи и панки

Обратите внимание,хиппи и панки очень похожи на индейцев.Может быть индейцы передали поселенцам на их землях информационным полем? Вот что исследовать нужно!



Ваше мнение об этом материале:

— Ваше имя
— Ваш email
— Тема отзыва

Ваш отзыв (заполняется обязательно):

Введите текст показанный на картинке:

Правая.ru


Получайте свежие материалы сайта себе на почту
Rambler's Top100 Яндекс цитирования
Использование материалов допустимо только с согласия авторов pravaya@yandex.ru, с обязательной гиперссылкой на сайт Правая.ru.
 © Правая.ru, 2004–2019