18 августа 2019
Слева направо
Справа

"Гордость России"













Новости сайта

Получайте свежие материалы сайта себе на почту





















Алексей Цветков
28 октября 2014 г.
версия для печати

Сериал про Распутина. Мистический монархизм

Распутин показан как сгусток мистической народной силы (изображается она немудреным образом - золотой свет, которым всё начинает озаряться, когда на героя нисходит дух) и неортодоксальный святой, предположительно более близкий и понятный народу во все времена, нежели официальные святые

Посмотрел по Первому каналу первую серию «Григория Р». Идеологически очень интересно. Ясно, что это продолжение «Ванги», столь популярной в прошлом сезоне. Мол, может собственных чудотворцев и провидцев и русская, а не только болгарская, земля рожать. Распутин показан как сгусток мистической народной силы (изображается она немудреным образом — золотой свет, которым всё начинает озаряться, когда на героя нисходит дух) и неортодоксальный святой, предположительно более близкий и понятный народу во все времена, нежели официальные святые.

Сначала он живет с женой и детками неграмотным сибирским мужиком, любящим алкогольный деревенский угар, но потом небо избирает его и начинаются необходимые мытарства. Не может он видеть как проданную живодерам лошадку (продал сам же) мучают и крадет её той же ночью у живодеров. Т.е. совершает акт зоозащиты, выражаясь современным языком. За что тупые и не чаящие духа мужики избивают конокрада «до смерти». Но небо воскрешает его и Григорий после невинных мук, уже слегка уподобившись Христу, бросает всё и идет странствовать.

Дар останавливать кровь, выключать боль и предсказывать будущее крепнет в нем день ото дня. Его заманивают к себе и пытаются соблазнить богомерзкие хлысты, которым очень нужен такой харизмат, но он их гневно отвергает, ибо нет в них бога. И едет в Петербург, чтобы там говорить всю правду в лицо избалованным светским дамам, бичуя пороки тогдашнего гламура и фарисейство сильных мира сего. Его главным другом в столице становится Иоанн Кронштадтский – официальный (будущий) святой, специально пересахаренный донельзя, чтобы зритель не отвлекался от главного героя.

Да! По дороге нашего народного бодхисатву хочет убить зловещий отшельник, живущий на болоте, но вместо этого готический упырь гибнет сам. Всё это выясняет следователь – честный и профессиональный агент рационального разума, печально ограниченного отсутствием веры в неизъяснимое и запредельное. Следователя послала буржуазная революция (Керенский лично), чтобы собрать на Распутина компромат. Следователем этим мог бы быть б.акунинский Фандорин, если бы его описывал не сам Б.Акунин, а какой-нибудь православный консерватор, вроде Никиты Михалкова т.е. ума в рациональном агенте хоть отбавляй, порядочности тоже, а вот души в нём маловато. Это оттого, что он по фамилии «Свиттен» т.е. попросту недостаточно русский человек. Не удивлюсь, если к концу сериала его ждет если не преображение, то необратимое потрясение в связи с открывшимися неопровержимыми чудесами. Но впрочем, что русскому хорошо, то Свиттену… сами знаете.

А пока он охотится за компроматом. Типа, погибший был конокрад, хлыст, убийца и шарлатан. Но все эти дьявольские (как и сама буржуазная революция, устроившая следствие) наветы разбиваются о факты: мучили, оговаривали, соблазняли, завидовали и пытались сгубить народного чародея, призванного свыше.

Что я думаю об историческом Распутине? Думаю, что его нельзя понять, не зная культурной политики времен Александра Третьего, т.е. всепроникающего «русского стиля», создавшего в обществе невероятный спрос на славянофильскую утопию – спасительного мужика, неграмотного, спонтанного, но зато напрямую управляемого небом. На этом пропагандистском образе и держался тогдашний «русский мир». Эта культурная политика и представление о диком, но невероятно обаятельном народе-богоносце были унаследованы Николаем Вторым, но в последние годы Империи к ним добавилась салонная мода на нью эйдж, которой отдали дань все заметные персонажи столичного «серебряного века». Ожидать сверхчеловека со дня на день сделалось всеобщею модою. Сверхчеловек должен был, явившись, начать мировое преображение. Всё это создавало и уточняло трафарет, роль, место, на которое не мог не найтись кандидат. Там, где есть культурный спрос такой силы, возникнет и предложение.

Поучительно вспомнить для сравнения и других экранных Распутиных. В «Агонии» Климова он выступал сексуальным либертеном, народным авантюристом, чуть-чуть гипнотизером и эпилептиком, а в целом – симптомом скорого необратимого конца Империи, стремительно летящей вниз сквозь мировую войну. Эдаким живым знаком ментального тупика обреченных на вымирание классов. Классы эти держали народ в невежестве и бесправии и прежде чем разумно отомстить правителям с помощью революции, «народ» входил в Зимний Дворец не с ружьем большевика, а с посохом юродивого и запускал свою мозолистую лапу не в алмазный фонд, который будет национализирован, а в бальное декольте беспомощных графинь. Т.е. Распутин Климова это «темная месть» народа правящему дому, вслед за которой, по законам диалектики, явится и «светлая народная месть» штурма Зимнего.

Другое дело диснеевская «Анастасия». Классический либерально-эмигрантский взгляд, для которого Распутин – магический источник хаоса, зеленый дух разрушения традиции в стиле поп-сатанизма Кроули. Мечта такого Распутина – извести монархию физически. Но он не понимает, что политически она и так невозможна и не нужна, оттого-то Анастасия в конце концов и выбирает безвестность и «обычную жизнь», отказавшись от короны, а Распутин, оставшись без антипода, распадается на атомы. Это, конечно, традиция «Хеллбоя», в котором Распутин назначен главным жрецом апокалипсиса, а его тайный склеп на Волоколамском шоссе есть дверь в преисподнюю, которая однажды будет раскрыта на беду всем жителям земли.

В более раннем американском фильме Эделя Григорий живет при дворе как звезда рок-н-ролла и, конечно, «рашен крейзи лав-машин» с неотразимой харизмой. Он знает, кто такие Кришна, Будда и другие «великие посвященные», незримо общается с ними и его магнетическому взгляду не может противостоять никто. Перед нами готовый идол хиппизма, презирающий условности, и вообще мечта богемы о собственном признании при дворе.

А сериал «Распутин» дальше можно не смотреть – образ уже создан и изменен не будет. Чей это взгляд на «странника»? Конечно же, это взгляд самой царской семьи и петербургского двора. Не могли же они ошибаться? Не могли же они состоять из мистических пошляков, впечатленных артистичным мужиком и из подлых циников, которым этот «человек божий» был необходим до поры в их интригах.


Прикреплённый файл:

 snob-logo.png, 1 Kb

Смотрите также в интернете:

www.snob.ru/profile/28439/blog/82862


Оставить свой отзыв о прочитанном


Предыдущие отзывы посетителей сайта:

7 ноября 16:55, Пётр С.:

Кино - не ширпотреб

Статья интересная, креативная, изложенная лёгким языком. Автор обращает внимание читателя на многие непростые вопросы жизни общества, народа и элиты, а на примерах разного показа образа Григория Распутина разными режиссёрами,-на нестойкую ограниченность представлений многих из них об исторических личностях. В чём нельзя с ним не согласиться.

Кино о реальных людях - не ширпотреб и зрителя надо не столько развлекать искусством, сколько поднимать его до высот исторической правды, какой бы горькой, неприглядной, а порой и трагической она не была в действительности. Иначе эстетического и нравственного совершенствования общества не произойдёт. Такое кино нельзя снимать тем более однобоко в угоду временной моде, если относиться к зрителю с должным уважением.



Ваше мнение об этом материале:

— Ваше имя
— Ваш email
— Тема отзыва

Ваш отзыв (заполняется обязательно):

Введите текст показанный на картинке:

Правая.ru


Получайте свежие материалы сайта себе на почту
Rambler's Top100 Яндекс цитирования
Использование материалов допустимо только с согласия авторов pravaya@yandex.ru, с обязательной гиперссылкой на сайт Правая.ru.
 © Правая.ru, 2004–2019