25 июня 2019
Слева направо
Слева

"Гордость России"













Новости сайта

Получайте свежие материалы сайта себе на почту





















Иван Овсянников, РСД
22 октября 2013 г.
версия для печати

Погром или забастовка?

Почему так просто собрать толпу, чтобы разогнать митинг ЛГБТ или избить мигрантов? И почему так сложно организовать профсоюз и провести забастовку? Чем инфантильнее выглядит подобный протест, чем аполитичнее его участники, тем больше шансов на уступки со стороны властей. Бунт в Бирюлеве прекрасно вписывается в патерналистскую схему.

Мне не нравится слово «самоорганизация». И не из-за того, что я такой уж авторитарий, а потому, что в стихийности и спонтанности, на мой взгляд, нет ничего хорошего. Наблюдая погром в Бирюлево или бунт в Пугачеве, я вижу в них, скорее, повод для беспокойства, что революции не будет, чем признак ее приближения.

Внешне все происходило именно так, как описано в анархических книжках: отсутствие иерархий, лидеров, сетевые структуры и т.п., но по своему содержанию пугачевские или бирюлевские события являют собой бессмысленный, беспощадный и, в силу этого, глубоко реакционный бунт.

Его реакционность – не только в привнесенной или изначально присущей этим протестам националистической идеологии. Они отвечают потребностям данной идеологии именно потому, что сам механизм реакционной самоорганизации по сути своей иррационален: проносится вопль «Наших бьют!» — рефлекторная вспышка ненависти – руки нашаривают топоры и толпа устремляется громить овощебазу…

Если марксистская идея классовой борьбы ставит во главу угла сознательность (рабочий должен осознать свои действительные социальные интересы, на основе чего возникает новая – возвышающаяся над этносом, расой, традицией – сконструированная общность: пролетариат), то национализм, как и фундаментализм, апеллирует к «естественным», «традиционным», нерефлексируемым идентичностям и инстинктивным порывам, индивидуальному и коллективному бессознательному.

Почему так просто собрать фанатичную толпу, чтобы разогнать митинг ЛГБТ или избить мигрантов? И почему так сложно организовать профсоюз и провести забастовку? В первом случае нужно лишь освободить архаичные страсти невежественных людей от тонкой оболочки культуры, во втором – приходится преодолевать сопротивление традиции, переворачивать «естественную» иерархию, переоценивать сложившуюся систему ценностей.

Сознательный протест требует рациональной, целесообразной стратегии и тактики. Кажущаяся эффективность стихийного протеста всегда зависит от другого, рационального субъекта – прежде всего, государства. Больше всего это похоже на «тактику», применяемую капризными детьми: закатить истерику, устроить «сцену», чтобы заставить Взрослого «ну, сделать же что-нибудь». В этом суть: чем инфантильнее выглядит подобный протест, чем несознательнее, аполитичнее его участники, тем больше шансов на уступки со стороны властей. Участники марша 6 мая понесли тяжелые наказания, потому что этот марш не вписывался в патерналистскую схему, а вот Бирюлево в нее вписывается очень хорошо. Поэтому участники погрома, скорее всего, отделаются легким испугом, Дума примет очередные недействующие антимигрантские законы, а Путин придет с цветами на могилу Егора Щербакова, как вчера – на могилу Егора Свиридова, а завтра – на могилу еще какого-нибудь Егора.

Проблема подобной «эффективности» состоит в том, что она – мнимая. Иррациональный протест может подвигнуть власть на «успокоительные» популистские меры: в рекордные сроки поймать преступника (или того, кого назначат преступником), закрыть овощебазу, посадить несколько сот или тысяч мигрантов в лагерь и т.п. Но подобные паллиативы, конечно, не сделают улицы Бирюлево более безопасными, не создадут рабочие места в Пугачеве или Кондопоге, не повлияют на уровень коррупции в правоохранительной системе.

Совпавшая по времени с погромом в Бирюлево забастовка рабочих «Антолин» являет собой пример принципиально иного, организованного и сознательного протеста. Если отвлечься от формально-юридической стороны вопроса, забастовка – это удивительно простой и необычайно эффективный способ борьбы за интересы трудящихся. Но только при условии, что ее участники едины, следуют рациональному плану и на каждом этапе его выполнения говорят «Нет» там, где босс, чиновник, полицейский требуют сказать «Да». Именно поэтому забастовки в России происходят крайне редко, а подготовка к ним требует титанических усилий.

Забастовка на «Антолин» началась в октябре, но она вряд ли состоялась бы без длительного обучения, анализа опыта «Форда», «Бентелера», «Фольксвагена», без «тренировочных» акций вроде частичных остановок из-за жары летом этого года и сентябрьской «итальянки», без массированной агитационной кампании, опыта бесплодных переговоров с администрацией, детального, до мельчайших подробностей, разработанного плана, благодаря которому каждый шаг работодателя был предсказан и ожидаем. Весь этот процесс вызревания забастовки можно описать как постепенное избавление от страха, незнания, иррациональных стереотипов поведения, в общем — от всего того, с чем буржуи, менеджеры, чиновники, элита привыкли ассоциировать «народ».

Почему забастовка на маленьком предприятии вызвала такую волну поддержки и ажиотаж в СМИ? Да потому что для России это действительно диковинное событие. Обычные, как говорят обыватели, «работяги» не перекрывают дорогу в ожидании большого барина, не устраивают голодовку, и даже (что было бы не совсем обычно, но понятно) не громят овощебазу. Они выдвигают разумные требования, свободно ориентируются в хитросплетениях трудового права, дают комментарии прессе, ведут сложные переговоры и в целом выглядят если не пришельцами из другой галактики, то, во всяком случае, коллегами тех западных рабочих, которых нам часто показывают по Евроньюс.

Забастовка на «Антолин» тоже отчасти была связана с проблемой миграции. Столкнувшись с сопротивлением рабочих, работодатель стал через заемные агентства привлекать внештатных работников – иностранцев, которые в момент забастовки были использованы в качестве штрейкбрехеров. Это, естественно, вызывает серьезное беспокойство рабочих и профсоюза. Однако позиция МПРА не имеет ничего общего с расизмом или национализмом, равно как и со слезливой либеральной филантропией.

Заемный, а значит неравноправный, работник — будь он русский, азербайджанец или узбек — может присоединиться к профсоюзу (часто, в силу его особой уязвимости, тайно). А профсоюз добивается введения ограничений на использование заемного труда путем перевода «контрактников» в штат, как это было на Фольксвагене и Форде.

Если же не удается пресечь вольное или невольное штрейкбрехерство подобным способом, по необходимости могут быть использованы и такие средства, как обращение в ФМС. Нелегальный мигрант в этом случае может, конечно, пострадать, но в противном случае пострадают все остальные. На войне как на войне.

Однако вряд ли кому-то из профсоюзных активистов придет в голову мысль, скажем, разгромить общежитие «гастарбайтеров». Не потому что среди профсоюзников нет ксенофобов, а потому, что это никак не поможет в борьбе с работодателем. Набить морду за штрейкбрехерство могут тому, у кого был выбор. Т.е., скорее, россиянину, чем мигранту. Один мой знакомый рассказывал, что он устроился работать на Форд в момент знаменитой забастовки, когда компания судорожно искала персонал, чтобы запустить производство. Он ничего не знал о происходящем на заводе, и через некоторое время заметил, что, в отличие от тех, кто осознанно отказался примкнуть к бастующим, его не подвергают бойкоту, относятся к нему нормально, ведь никакой субъективной вины на нем не лежит. Насколько это отличается от поведения бирюлевских погромщиков, готовых избивать всех «нерусских» без разбора за не ими совершенное преступление и преспокойно игнорирующих «славянские» убийства!

После событий на Манежной площади некоторые левые если не поддержали, то косвенно оправдывали участников столкновений, говоря о том, что они имели «социальные корни». Но ведь все что угодно имеет социальные корни! Важно то, что вырастает из этих «корней». Водораздел между «левым» и «правым» — это граница между сознательным и бессознательным, разумом и предрассудком, забастовкой и погромом, революцией и смутой.


Прикреплённый файл:

 logopcd.gif, 0 Kb

Смотрите также в интернете:

anticapitalist.ru/analiz/diskucsii/pogrom_ili_zabastovka.html#.UmYzCHDwYuD


Оставить свой отзыв о прочитанном


Предыдущие отзывы посетителей сайта:

26 октября 19:26, Посетитель сайта:

НУЖНАЯ СТАТЬЯ

СПАСИБО ЗА СТАТЬЮ!

Но как трудно унять "возмущенную кровь"..!

Быть сознательным и разумным, бастовать и идти по пути революции - может только сплочённая группа, не имея в своих рядах агентов от властей...

Может необходимы и партизанские методы борьбы?


29 октября 15:09, Пётр С.:

Остановиться и осмотреться

Автор статьи прав в том, что стихийностью, бунтом, пугачёвщиной, как явлениями по сути иррациональными и деструктивными, мало чего можно добиться в решении социальных вопросов. Такие способы улучшения общественной жизни малоэффективны, хотя и вызывают сочувствие к мирной части участников. Однако и профсоюзами, даже если бы они в России были столь же развиты как и на Западе, капиталистов не испугать. Тем более, что организовывать возмущённое непорядками население района(Бирюлёво недавно) или города(Кондопога раньше) задача отнюдь не профсоюзов.

Подобные акции, доведённого до отчаяния населения, превращаются в бунт и погром не сами по себе и даже, как правило, не стихийно, а лишь когда к ним, под видом сочувствующих, сознательно примыкают организованные радикально настроенные группы молодёжи, обделённой общественной заботой и воспитанием или специально засланные провокаторы от власти или от политических соперников власти, или обычные члены ОПГ, преследующие свои цели. В любом случае это свидетельствует об оторванности власти от нужд народа.

Дрейф от "левизны" к "правизне" в нашем обществе был заметен уже в последнем десятилетии СССР. Качественный переход в другую формацию оказался для России катастрофическим, но пока не смертельным. Сегодня с неизбежностью обозначился дрейф уже в сторону "левизны", столь же опасный, если не более в наше время, как и предшествующие "зигзаги" нашей истории. Надо остановится и осмотреться и найти разумные пути совершенствования нашей жизни к чему справедливо призывает всех нас автор.



Ваше мнение об этом материале:

— Ваше имя
— Ваш email
— Тема отзыва

Ваш отзыв (заполняется обязательно):

Введите текст показанный на картинке:

Правая.ru


Получайте свежие материалы сайта себе на почту
Rambler's Top100 Яндекс цитирования
Использование материалов допустимо только с согласия авторов pravaya@yandex.ru, с обязательной гиперссылкой на сайт Правая.ru.
 © Правая.ru, 2004–2019