Денис Ступников
29 декабря 2006 г.
статья на сайте

Белый флаг русского "металла"

Уход рок-музыканта, играющего "хэви металл", от мiра, в определённой степени воспринимается поклонниками как предательство, как попытка выбросить белый флаг. Но как быть, если дело всей твоей жизни вдруг становится похожим на пролитое масло булгаковской Аннушки, а сама жизнь превращается в сплошное балансирование на скользких рельсах? Однако лучшее, что есть в "хэви-металле", начинает сверкать всеми красками только тогда, когда сюда вкладывается религиозный и патриотический смысл

Сначала это казалось просто игрой. Монстры на обложках Black Sabbath, Iron Maiden и Оззи Осборна завораживали. И не потому, что были такими уж милыми или высокохудожественными, а в силу своей неприступности. В Застой и в начале Перестройки в лучшем случае приходилось довольствоваться бледными копиями этих изображений, в худшем — раздувать буйные фантазии по мотивам восторженных рассказов более «продвинутых» друзей. Следовательно, как только доступ к информации стал легальным и безлимитным, наши доморощенные «металлические» музыканты ринулись бездумно копировать эти внешние демонические атрибуты… Пока не осознали, что за многими из этих картинок стоят вполне осязаемые сущности. Как совершенно верно заметил Константин Кинчев, если после каждого концерта кричать: «До встречи в аду», то довольно скоро можно прийти к чёткому пониманию неотвратимости данного свидания. Да и на Западе все большую популярность у поклоников тяжелой музыки начинает завоевывать стиль "white metal" — принципиальный ставящий во главу угла не набивший оскомину демонизм, а светлые, духовные темы, основанных на религиозных мотивах.

В России самой популярной группой, последовательно заигрывавшей с эстетикой black-metal, была и остаётся «Коррозия Металла». «За железной дверью – похоронный марш, пожирает дьявол человечий фарш», — это уже хрестоматийно. Воспринимать процитированный «трэш» всерьёз могут только самые непримиримые противники рок-музыки, не владеющие всей полнотой информации. Да и «Коррозия Металла» оказалась совсем не чужда неким вдохновенным порывам. Один из самых известных альбомов одиозного коллектива, «Садизм» оказался направленным против абортов. Любопытно, что чудовище с младенцем на обложке диска фактурно совпадает с очертаниями памятника на Новодевичьем кладбище академику Персианову, прославившемуся на ниве акушерства.

О религиозной подоплёке российского хард-энд-хэви активно заговорили после раскола легендарной «Арии», грянувшего в 2001 году. Обиженные музыканты вываливали на головы поклонников и журналистов мегатонны компромата друг на друга. Среди прочих тем вновь и вновь всплывали истории о запрете запланированных концертов «бесовской» «Арии» в Белоруссии и об идейном нежелании набожного Валерия Кипелова исполнять песню «Антихрист».

Обновлённая «Ария» сразу и уверенно взяла курс на патриотизм и русский национализм. Музыкальный руководитель группы – гитарист Владимир Холстинин постоянно позволял себе предельно жёсткие высказывания в адрес мигрантов из южных республик и выражал осторожные респекты российским скинхедам. Радеющий за будущее России музыкант всем советовал прочитать роман Елены Чудиновой «Мечеть Парижской Богоматери» и сделать соответствующие выводы. Явно под влиянием этой книги создана композиция «Новый Крестовый Поход», рисующая страшные картины будущего завоевания мусульманами христианского мира.

Здравая политизированность «Арии» омрачается только её малообъяснимыми симпатиями к язычеству. Песня «Крещение Огнём» отсылает к временам Владимирской Руси и выражает точку зрения язычников, сопротивляющихся христианским миссионерам. Из той же оперы – новая песня «Мессия». Она содержит вопль вздорных и ограниченных людишек, не верящих явным Знамениям Христа и приходящих в малодушное содрогание от перспективы упасть перед Ним на колени. Каков практический смысл и в чём заключается сверхзадача этого более чем сомнительного манифеста – сказать сложно. На альбоме «Арии» «Армагеддон» песня «Мессия» смотрится настоящей костью в горле, отчаянно противореча даже соседним трекам. Ведь в «Новом Крестовом Походе» подлинность Господних Знамений сомнению не подвергается, а «Кровь Королей» содержит верный лейтмотив о невозможности «Мессии в своём отечестве».

Столь же вопиющие противоречия содержит и песня проекта «Кипелов» «Пророк». Заглавный персонаж чувствует в себе сверхъестественные способности, но просит у Бога взять эти щедрые дары обратно. Правда, здесь многое проясняет комментарий Валерия Кипелова к «Пророку»: «Почему он не желает пророчить, хочет замолчать? Потому что он в результате своих «пророчеств» пострадал больше всех. Вместо того, чтобы заниматься своими ближними, любить их, он занимался предсказаниями. За прообраз был взят Нострадамус. Он же пострадал при жизни, несладко пришлось его семье, близким. Отсюда мотив: отпусти меня, я не хочу этого, я хочу быть нормальным живым человеком. Песня о личной трагедии».

Кипелов не дерзает посвящать песни подлинным пророкам, вроде Сергия Радонежского или Серафима Саровского. Его интересует психологическое состояние человека, находящегося на распутье, озадаченного проблемой выбора. Аналогичным образом поступают и участники нынешней «Арии». При этом и «Кипелов», и «Ария», яростно открещиваются от массового поп-искусства, признают свою ответственность перед поклонниками и заявляют о желании петь преимущественно о вечных темах. Если это ещё не «светлый металл», то веская и решающая ступень к нему.

Кстати, «патентом» на словосочетание «светлый металл» в России обладает «Чёрный Кофе». Первые же композиции лидера группы Дмитрия Варшавского – «Владимирская Русь» и «Деревянные Церкви Руси» – прозрачно декларировали приоритеты этой формации. Последний альбом «Чёрного Кофе» «Они БесЫ» можно считать подлинно православным произведением искусства. Даже когда Варшавский сотоварищи выступают в провинции, местные журналисты задают ему вопросы преимущественно христианского толка. И этот факт говорит сам за себя, хотя можно сколь угодно долго спорить о том, насколько органичными получились у Дмитрия Варшавского созданные им термины «твёрдый металл» и «каменный рок»…

Ещё одним довольно последовательным адептом направления «white-metal» является «Мастер». Некогда основатели «Мастера» играли в начинающей «Арии», но после выхода второго альбома последней «С Кем Ты» (1986) выкристаллизовалась в отдельную формацию. Одной из причин такого шага стало желание делать более плотную, скоростную и прямолинейную музыку, чем это позволяли себе «арийцы». С другой стороны, лидера «Мастера» Алика Грановского, видимо не устраивало характерное для ранней «Арии» вольное обращение с некоторыми инфернальными образами.

Идеологической точкой отсчёта нового коллектива стал лозунг «тысячеглавый убийца-дракон, должен быть повержен он, сильнее всяких войн Воля и Разум». Пожалуй, это уникальный случай, когда с самого начала своего пути рок-музыканты ставят во главу угла не манящие страсти, а, напротив — то, что служит средством к их обузданию.

К сожалению, новая работа «Мастера» «По Ту Сторону Сна» кажется шагом назад от изначально избранной концепции. Альбом получился откровенно эклектичным, хотя его продюсер Маргарита Пушкина стремилась к особого рода концептуальности. Хаотичный синтез самых разных музыкальных форм привёл к тому, что диск звучит то как второсортный попсовый мюзикл, то как бледная копия героической рок-оперы «Юнона и Авось». Подобный разнобой царит и в идейном отношении. Многое объясняет самоуверенный эпиграф из «Карманного Справочника Мессии» Ричарда Баха: «Никакого Рая, Никакого Ада. Только эти бесконечные миры, которые ты создаёшь, пока думаешь, что так и надо».

Несмотря на все издержки, создатели диска «По Ту Сторону Сна» вплотную подошли к анализу феномена «белого металла». «Мастер» стал первым, кто прямым текстом запел о воцерковлении российских рок-музыкантов:

Уставший гений рока

Уходит в монастырь,

Зашла в тупик дорога,

И сняты блокпосты.

(«Гений Рока»)

Автору текста Маргарите Пушкиной удалось достоверно зафиксировать тенденцию, но вот внятных выводов она сделать так и не смогла. Припев – это животрепещущий кровоточащий вопрос:

До сих пор

Не окончен спор,

Кто есть кто,

Как вершить добро,

Шаг вперёд,

Сто шагов в обход,

Третий Рим.

Что ни день – горим!

А в финале песни и вовсе звучит неприкрытое раздражение:

И ты травой сухою

Катись по жизни в даль,

От духоты к раздолью,

От воли – в никуда…

То есть, уход рок-музыканта от мiра, в определённой степени воспринимается как предательство, попытка выбросить белый флаг. Но как быть, если дело всей твоей жизни вдруг становится похожим на пролитое масло булгаковской Аннушки, а сама жизнь превращается в сплошное балансирование на скользких рельсах? В альбоме «По Ту Сторону Сна» Пушкина формулирует и этот вопрос:

Ой, да как мне породниться с полюшком?

Ой, да как бросить в землю зёрнышко?

Чтобы выросло солнышко подсолнухом.

Дотянулось до неба беспредельного.

(«Песня Аннушки»)

Итак, питать особых иллюзий по поводу «верности» проверенных временем российских хэви-металлических команд, наверное, всё же не стоит. Рок-музыканты, играющие "хэви" – народ мнительный, экспрессивный и увлекающийся. Однако то лучшее, что есть в этом направлении (героический форсированный вокал, эпические тексты, симфонизм, возвышенные гитарные риффы и ободряющие соло) начинает сверкать всем красками только тогда, когда сюда вкладывается религиозный и патриотический смысл. Тому свидетельство – творчество «Чёрного Кофе» и «Легиона». И заменить опасное для жизни подсолнечное масло инфернальных тем на зёрна божественных подсолнухов вполне под силу каждому из наших «металлических» героев.