23 октября 2019
Правый взгляд

"Гордость России"













Новости сайта

Получайте свежие материалы сайта себе на почту





















Виталий Аверьянов
1 февраля 2007 г.
версия для печати

Рассыпавшаяся матрешка: экспансия или комфорт?

Русские обязаны сохранить целостность всех уровней своего национального бытия

Российская империя (или держава) – своеобразный, уникальный тип империи, и ее смысл нельзя мерить мерками других имперских проектов. Россия продемонстрировала способность к своеобразному, нигде больше не встречающемуся способу сочетания умного и духовного сотрудничества на межцивилизационном уровне с силовым удержанием гармонии, устранением тех, кто разрушает мировую гармонию, извлекает прибыль из хаоса и страдания других народов и культур

(Первую часть см. РАССЫПАВШАЯСЯ МАТРЕШКА. ЧАСТЬ I. ИТОГИ 4 НОЯБРЯ )

МАЛЫЕ ПРАВДЫ И БОЛЬШАЯ ПРАВДА

Правда современных русских этнонационалистов – в том, что касается масштабов нашего национального кризиса – бьет не в бровь, а в глаз. Действительно, Россия повергнута в состояние небывалого демографического коллапса, она затоплена волнами миграционного хаоса, происходит небывалый ранее отток коренного населения из дальневосточных и сибирских регионов на Запад, разбухание мегаполисов за счет провинции, вырождение села. Многовековой перекос, в соответствии с которым русские рассматривались как безропотный источник ресурсов, как жертвенное и донорское начало в строительстве большой цивилизации, стал особенно очевиден после распада СССР, когда интернационалистические иллюзии развеялись, а либеральная космополитическая идея показала всю свою античеловеческую, хищническую природу.

Эта националистическая правда, наша общая выстраданная правда, пугает политическую элиту 90-х годов. В определенном смысле – это приговор для нее, почему она и признает свои «ошибки» столь неохотно. Но если эта наша правда не будет признана официально, если она не станет одним из императивов дальнейшего бытия России – власть, которая отказываются от нее, похоронит себя сама.

Вместе с тем, нужно задаться вопросом: а как соотносится эта нынешняя правда с Большой исторической Правдой России? Из малой правды выводы могут быть как конструктивными, так и деструктивными. Уже слышны голоса о том, что русские устали от бремени традиции, что они «замордованы» не только либералами и большевиками, но и вообще всей своей историей. Ведь усталость от имперского бремени может быть прочитана как усталость нации вообще – и охотников такого прочтения сразу же набегает целая толпа. Лозунги типа «Расслабляйтесь!» или «Всем отдыхать!» кажутся такими привлекательными и выигрышными по сравнению с традиционными ценностями.

На фоне Большой правды малая правда наших этнонационалистов прозвучит несколько иначе, чем у рекреационных националистов, пытающихся отправить русских «на покой». Прозвучит она примерно так. Сегодня происходит беспрецедентное бурное размывание этнокультурного ядра, которое никак не компенсируется. Ранее в истории России катастрофические события вызывали здоровую реакцию – бурный демографический рост великорусского ядра, бурную миграционную экспансию русских. Сейчас мы наблюдаем совсем другой фон: процессы сворачивания и убывания ядра. Это означает одно: сегодня недопустимо рассчитывать на какую-то саморегуляцию, на какое-то спонтанное развитие, на некий рынок этнических конкуренций, в которых культурно чуждые компоненты бесконтрольно вливаются в русский мир. Наша цивилизация в течение многих веков строила вокруг себя большое пространство гармонии – в этом благородный дух России, ее неистребимая воля к справедливости. Однако гармонию можно строить с позиций силы и бурного роста субъекта-строителя, ее очень трудно удерживать, а тем более невозможно создавать с позиций убывающей силы. Такой гармонии, гармонии слабых никто не примет.

Однако, малая правда этнонационалистов не так безобидна, как может показаться сначала. Прокручивая в сознании сценарии возможного разрушения России – в продолжение прежней «холодной войны» – нельзя не обнаружить, что этнонационализм в его деструктивном или рекреационном (то есть фактически капитулирующим перед другими цивилизационными проектами) формате легко оказывается инструментом в руках врагов русского мира. Не имея возможности уничтожить и разъесть Россию напрямую, они будут поддерживать одну часть России против другой – сталкивать между собой «малые правды» регионов, слоев населения, этнических и религиозных групп, бередить и будоражить страсти там, где проходят между этими слоями и группами естественные швы.

Боялись ли наши предки изменения этнокультурного субстрата? Стремились ли они к очищению нации от чужаков? Ответ на эти вопросы будет отрицательным – малая правда нынешних этнонационалистов слишком узка, чтобы стать достоянием большой истории. Она есть плод уязвленного достоинства и ущемленного интереса, скорее спонтанная реакция на крушение империи, чем продуманный и обоснованный ответ на вызов эпохи.

Большая правда России состоит в том, что нация наша – очень сложное явление, несводимое к этническому уровню. Нация наша родилась не вчера, она не является ни бабочкой-однодневкой, ни конструируемой по новым чертежам страной-утопией. Сегодняшняя задача нации – сложить малые правды в Большую Правду России. Культурная миссия носителей русской цивилизации является не каким-то искусственно изобретенным долгом, а естественным следствием наличия высокой культуры. Даже замыкаясь на себе, русская нация не перестает воздействовать на соседей, не перестает возделывать почву варварства и трансформировать хаос в порядок. Другое дело, что Россия может жить и реализовывать себя бессознательно, а может и сознательно отвечать на вызовы времени и геополитических конкурентов.

ВСЕРОССИЙСКАЯ МАТРЕШКА

Стратегия подлинного национализма может быть описана через метафору сборки рассыпавшейся матрешки. Даже если какая-то часть матрешки далеко закатилась – необходимо не полениться, забраться под кровать и достать ее. Мы не имеем права собирать нецелую матрешку, собирать нацию, в которой чего-то не хватает – ведь Россия представляет собой живое целое, цивилизацию-личность. Права наносить ущерб этому целому не дано нам ни Богом, ни историей, ни поколениями предков.

Рассмотрим структуру матрешки-целого, состоящую из нескольких матрешек, разлетевшихся по полу.

Первая внутренняя матрешка, к которой как к эмбриону и первоистоку восходит вся Россия, – этническое русское начало, которое сейчас, в условиях страны, искусственно усеченной до границ РФ, составляет подавляющее большинство граждан и делает наше государство фактически мононациональным. К великоросской этничности привиты коренные народы нашей страны, русские расселились по всему пространству исторической России, поскольку они содержат соль нации, ее внутренний, предельный элемент.

Традиционные религии служат средним звеном, соединяющим этническое ядро с участниками сверхэтнической коалиции народов и народностей, составляющих целое России. Роль второй матрешки испокон века выполняет русское православие, которое воспитало нацию со младенчества, а затем сплавило воедино несколько крупных этносов, составляющих основу России. Энергия православия пронизывает собою всю Россию, как ее этническое ядро, так и ее внешний каркас, воздействует и на другие традиционные религии России. Проповедь православия внутри целостного «русского мира» означает не игру в перетягивание каната с мусульманами, буддистами или католиками – а преображение самих условий религиозного существования народов. Свобода совести и веротерпимость по-русски, в традиционном русском ключе – лучшая проповедь православия. Именно так оно доказывает свое духовное превосходство: раз оно выпестовало цивилизацию гармонии, мира и стабильности, значит оно больше соответствует божественному замыслу о человеке, ближе стоит к правде жизни на земле и человеческой природы. Очевидно, что при таком подходе православие будет не подавлять другие религии и духовные учения, а раскрывать в них их высший потенциал, способствовать их благородному движению навстречу друг другу.

Русский язык и русская светская культура – третья матрешка, через которую, как через восприемлющее начало, к основному стволу великорусского этноса прививаются все новые и новые черенки. Другие этносы как правило прививаются к русским не через этничность, то есть не через механизмы непосредственного слияния и ассимиляции, а через сложную систему мощных слоев всероссийской матрешки. В эту систему важнейшей компонентой входит российский ислам, а также и российский буддизм, оторвать которые от России – значит нанести смертельную рану органическому целому нации.

В термине «евразийство» сказалась попытка наших мыслителей описать через одно концептуальное понятие разнообразие этих прививающихся к русскому ядру связей. Но одним словом предметно описать такое разнообразие невозможно. Евразия – географическое отвлечение, в конечном счете, это пространство, которое теоретически может быть заполнено чем-угодно. Решение проблемы описания уникальности нашей цивилизации состоит не в том, что она евразийская, а в том, что она имеет личное имя – Россия, Русская земля. В этом смысле маленькая матрешка дала имя всем остальным. Все они – русские по предметному имени. А вся система в целом – всероссийская общность, русская в цивилизационном смысле.

Наконец, русский имперский проект (большая матрешка) представляет собой внешний всеобъемлющий и защищающий слой. Российская империя (или держава) – своеобразный, уникальный тип империи, и ее смысл нельзя мерить мерками других имперских проектов. Россия продемонстрировала способность к своеобразному, нигде больше не встречающемуся способу сочетания умного и духовного сотрудничества на межцивилизационном уровне с силовым удержанием гармонии, устранением тех, кто разрушает мировую гармонию, извлекает прибыль из хаоса и страдания других народов и культур. Не хищнический и в то же время не беззубый, не травоядный характер Российской империи проявился в том, что русские не покушались на искоренение других культур, на вытеснение русским языком и русской верой других языков и вер. Суть русского типа империи не может быть ухвачена ни через какую-то однозначную формулу соотношения центра (Москвы) и периферии, ни через модель экспансии и покорения других земель (не колониальную, а органическую), но через внутренний дух самой России – через выработку нашей цивилизацией самобытного нравственного мира.

ХОЗЯИН-МИРОТВОРЕЦ

Культурные, религиозные и имперские факторы служат теми средствами, которые обеспечивают базовый процесс – этногенез русской нации на пространствах исторической России, формирование многосоставного «русского мира». В пределе своем «русский мир» универсален и космичен. Он не ведет к смешению рас, как западная левая глобализация, не призывает к уравниванию всех культурных стандартов в одном – русском, как произошло бы, если бы русские подражали в этом европейским правым экспортерам западной модернизации. «Русский мир» вырабатывает большую мировую правду, большую справедливость, которая должна была бы стать внятной не только европейцам и азиатам, но даже «инопланетянам», если бы таковые появились на горизонте человеческой истории.

Тем не менее, русская справедливость держится и на силе, являя собой «добро с кулаками» – и этого нельзя скрывать. Национально-имперская силовая стратегия не только не исчерпывается военными средствами (к ним прибегают в крайних случаях), но преимущественно строится на политической работе с периферией.

Попытки критики русского державного проекта с позиций неких якобы «классических» империй оборачиваются абсурдными обобщениями. Присутствующее у многих критиков русского имперского проекта раздражение по поводу «неправильного» соотношения метрополии и периферии в России можно понять. Здесь есть та «малая правда», о которой говорилось выше. Однако и сами эти критики должны осознать, что логика традиционной России состояла не в том, чтобы банально вытеснять хаос из центра на периферию, выталкивать нищету и лишения из коренной России на окраины. Стратегия России на континенте состояла в том, чтобы формировать не один, а множество центров стабильности, излучая гармонизирующую силу в различных регионах и нейтрализуя враждебные и хаотические анклавы. В блистательной работе А. Рудакова и Р. Багдасарова показано, насколько непохожими по природе и смыслу своего существования являются различные имперские проекты, в частности империя-остров Великобритания и империя-континент Россия. В продолжении этой работы авторы, отчасти вторя Достоевскому, отмечают: «Сведение глобального администрирования к голой прагматике, краткосрочным выгодам или решению за счет периферии проблем метрополии – непростительные ошибки для настоящего лидера. Империя, выполняющая роль международного администратора, это не хищник, не ростовщик, а вдумчивый хозяин. …Куда приходят русские миротворцы, война прекращается. А там, где «мирную миссию» выполняет НАТО (аббревиатура этой организации все чаще звучит лишь как геополитический псевдоним США), насилие разгорается еще больше. Достаточно сопоставить уровень безопасности Косово и Афганистана с Приднестровьем или Таджикистаном, чтобы убедиться, кто был и остается миротворцем, а кто это звание явно не вытягивает».

Современная идея «либеральной империи» Чубайса, в которой содержится подспудный подражательный рефлекс по отношению как раз к Британской империи, с ее экономикоцентричным империализмом, оборачивается в условиях России чудовищным извращением. Чубайс оставляет в своем прожекте только большую имперскую оболочку России, только «внешнюю матрешку» – русский же этнос, традиционную веру, традиции культуры и даже традиции русского языка его вряд ли заботят.

В каком-то смысле данная модель является прямо противоположной британской, поскольку опека Британии над колониями блокировала развитие в этих колониях собственных производств и технологий. Российская же либеральная империя обречена оставаться сырьевым базисом и отдавать всю тонкую и технологическую сферу на откуп потребителям своего сырья.





Оставить свой отзыв о прочитанном


Предыдущие отзывы посетителей сайта:

1 февраля 10:01, Посетитель сайта:

Неплохо

Только не совсем верно, что Российская империя никогда не покушалась на нерусские язык, культуру и веру. Украинцев, если верить их идеологам, гнобили довольно долго именно по языковой части, ликвидировали Киевского митрополита. У грузин отняли Царя и Патриарха, насильно влив их в Русскую Церковь. У армян в начале XX века отнимали церковное имущество и т.д. Всё это отнюдь не меняет моих монархических убеждений, но знать правду всё-таки полезно.


1 февраля 10:35, Максим:

рокировочка

на мой взгляд русский язык и светская культура шире "имперской матрёшки"(т.е. государственности), ибо они объемлют всь русским мирв мире других государствах и не толкьо руских людей, но и людеяй говорящих по-русски,мыслящих по-русски и любящих Россию и её культуру


1 февраля 15:57, Посетитель сайта:

Максиму

Да, русский язык и культура, а также любовь к России - это очень хорошо, этого достаточно, как правило, чтобы быть союзником России, но недостаточно, чтобы считаться русским. Почитайте статью "Культурофилия" на эту тему:

http://www.apn.ru/publications/article11159.htm


2 февраля 00:29, Rex:

посетителю 1

Скажите, когда это и на сколько (по времени)грузинскую церковь влили в русскую?


2 февраля 11:03, Посетитель сайта:

Rex'у

В начале XIX века, на 100 с лишним лет, незаконно с точки зрения канонов. Выходили они абсолютно неканоническим и самочинным порядком, воспользовавшись русской революцией, поэтому был из-за этого большой раскол с РПЦ, св. Тихон им много писал, но всё без толку...

Сами грузины скромно умалчивают, что восстановили они свою автокефалию тоже незаконно, но им не привыкать, они так же со скандалом ещё от армян в своё время отделялись (начало VII века). Сейчас они об этом неправославном периоде своей церковной истории (150 лет, однако) также скромно умалчивают. Обратите внимание, что Русскую Православную Церковь они часто пишут (почему-то) с маленькой буквы. Впрочем, не хочу никого осуждать, особенно грузин - среди них много православных братьев во Христе, святых и мучеников.

Кстати, если кто-то из грузин будет хвастаться древностью своего письма - не верьте, оно датировано где-то XVII веком. Настоящее старое грузинское письмо, обретённое ими в начале V века, с IX века употребляется, главным образом, в Церкви, оно сильно походит на армянское и албанское, так как, по всей видимости, эти три письма составлены одним человеком. Я кинул ссылку на древнюю грузинскую икону св. Спиродона Тримифунтского с надписью этим письмом:

http://www.patriarchate.ge/istoria/1r.htm

http://www.patriarchate.ge/arch.htm

http://days.pravoslavie.ru/Images/ib2044.jpg


3 февраля 19:11, Куркуль:

Только про грузин не надо.Каждый грузин князь,а мы

в этом раскладе их слуги, обслуга. Никакой веры грузинам - обман, лицемерие и вероломство. Хватит им

хихикать за нашими спинами. С какого рожна мы должны

оправдываться перед теми, кого спасли от резни

персов и турок. Неблагодарные свиньи. Никакой помощи

грузинам, когда их турки или персы опять захотят

подрезать.


4 февраля 06:22, Посетитель сайта:

2Куркуль

Среди грузин, как ни покажется странным, иногда попадаются достойные люди - народ всё-таки православный. Да, Ермолов говорил, что нельзя найти людей более продажных и себялюбивых, но и настоящая элита грузин в своё время помогла России как мало кто ещё. Взять того же Багратиона...


4 февраля 23:40, 1812:

Багратион

за Россию проливал кровь. А современные граждане Грузии проливали? Нэт. Поэтому Багратион - русский, а если грузины хотят считать его грузином, то пусть расскажут нам как же он ошибся:-)))


5 февраля 14:54, Посетитель сайта:

2 1812

"Если проливал кровь за Россию - то русский". Интересный критерий, кажется, мне он пока не попадался. Да, проливал, и проливал добровольно (в отличие от сталинской эпохи с заградотрядами). Нынешние грузины проливают кровь за США, однако те их признавать американцами не хотят.

Тем не менее, грузины, желающие проливать кровь за единую с Россией Грузию - есть. Как только из тюрьмы выпустят их оппозицию, может быть, им даже придётся это сделать.



Ваше мнение об этом материале:

— Ваше имя
— Ваш email
— Тема отзыва

Ваш отзыв (заполняется обязательно):

Введите текст показанный на картинке:

Правая.ru


Получайте свежие материалы сайта себе на почту
Rambler's Top100 Яндекс цитирования
Использование материалов допустимо только с согласия авторов pravaya@yandex.ru, с обязательной гиперссылкой на сайт Правая.ru.
 © Правая.ru, 2004–2019