3 июня 2020
Правый взгляд

"Гордость России"













Новости сайта

Получайте свежие материалы сайта себе на почту





















Сергей Батчиков
20 июля 2007 г.
версия для печати

Бедность как социальная и духовная проблема

В социальной реальности даже богатейших стран Запада бедность является обязательным элементом («структурная бедность»). Но наши традиционные культурные установки, и философские основания выводимые из крестьянского общинного коммунизма, и русская православная философия исходили из совершенно другой установки: бедность есть порождение несправедливости и потому она - зло

У любого народа, в любой культуре важным является представление о бедности — отношение к тому, что часть ближних имеет очень низкий, по меркам этого общества, уровень потребления.

Бедность — продукт классового общества с развитыми отношениями собственности. Таким было общество рабовладельческое, а потом капиталистическое. В сословном обществе люди включены в общины, и нехватка благ здесь носит совсем иной характер. Община помогала своим членам не впасть в крайнюю бедность и в то же время не позволяла человеку опуститься. Уравнительный уклад общины не порождал в человеке разрушительного самосознания бедняка. В городе – хоть древнем Риме, хоть в буржуазном Лондоне — зрелище образа жизни богатой части порождало неутоленные потребности и ощущение своей отверженности. В Англии периода раннего капитализма говорили о двух разных расах — «расе бедных» и «расе богатых».

Протестантская Реформация породила отношение к бедности как признаку отверженности («бедные неугодны Богу» — в отличие от православного взгляда «бедные близки к Господу»). Историк Бродель так писал об изменении отношения к бедным после Реформации: «Эта буржуазная жестокость безмерно усилится в конце ХVI в. и еще более в ХVII веке… В ХVI в. чужака-нищего лечат или кормят перед тем, как выгнать. В начале ХVII века ему обривают голову. Позднее его бьют кнутом, а в конце века последним словом подавления стала ссылка его в каторжные работы».

Рыночная экономика породила государство, которое сознательно сделало голод средством политического господства. Бедность в буржуазном обществе вызвана не недостатком материальных благ, она – целенаправленно и рационально созданный социальный механизм. Амартья Сен, удостоенный за свой труд «Политэкономия голода» Нобелевской премии по экономике, показывает, что бедность не связана с количеством товаров (шире — благ), а определяется социально обусловленными возможностями людей получить доступ к этим благам.

В социальной реальности даже богатейших стран Запада бедность является обязательным элементом («структурная бедность»). В Нью-Йорке один миллион жителей ежедневно получает свою похлебку в благотворительных столовых, и еще 350 тысяч эту похлебку не получают, так как не хватает талонов.

И наши традиционные культурные установки, и философские основания советского строя, выводимые из крестьянского общинного коммунизма, и русская православная философия исходили из совершенно другой установки: бедность есть порождение несправедливости и потому она — зло. Таков был официально декларированный принцип и таков был важный стереотип общественного сознания. В этом советские принципы и стихийное мироощущение людей полностью совпадали.

По типу распределения благ советский строй жизни резко отличался от Запада. Во время реформы были отвергнуты советские принципы, и именно Запад был взят за образец «правильного» жизнеустройства, якобы устраняющего ненавистную «уравниловку». Не будем вилять — отрицание уравниловки есть не что иное, как оправдание бедности, придание ей законного характера.

Надо подчеркнуть, что понимание бедности как зла, несправедливости, которую можно временно терпеть, но нельзя принимать как норму жизни, вовсе не является порождением советского строя. Напротив, советский строй — порождение этого взгляда на бедность. Признать нищету ближних как норму жизни – значит отвергнуть русскую культуру, корнями уходящую в Православие.

Какие силы не давали в СССР людям скатиться в бедность, стоять в очереди за похлебкой и ночевать в уличных переходах? Старые принципы общины – она и помогала удержаться, и не позволяла опускаться. Так, в СССР низкие цены на жилье, транспорт и самые необходимые продукты почти уравнивали людей с низкими доходами по фундаментальным показателям образа жизни с людьми зажиточными. Таким образом, человек ценами “вытягивался” из бедности, и СССР был “обществом среднего класса”. Реформы кардинальным образом изменили структуру цен. Продукты первой необходимости население покупает по любым ценам, что побуждает взвинчивать цены. В результате к концу 2004 года хлеб подорожал относительно среднего автомобиля примерно в 4-5 раз, а проезд на метро в 30 раз. Дороже всего стали лекарства.

Изменение ценообразования сочеталось в реформе с изменением типа распределения доходов. Есть показатель расслоения общества по доходам - фондовый коэффициент дифференциации (отношение доходов 10% высокооплачиваемых граждан к доходам 10% низкооплачиваемых). В СССР он составлял около 3,3. К 1994 г. фондовый коэффициент подскочил до 15 (с учетом теневых доходов он оценивается в 30-40). Он так и держится на этом уровне.

Реформаторы приняли неолиберальное представление о бедности — она рассматривалась ими не как зло, а как полезный социальный механизм. Массовое обеднение населения России было предусмотрено в доктрине реформ – это видно по трактатам «теоретиков», типа Чубайса, еще в советское время. С самого начала реформы не только не была выдвинута задача предупреждения бедности, но и не было сделано никаких шагов для преодоления ее крайних проявлений.

В стране, где «структурная бедность» была давно искоренена и забыта так, что ее уже никто не боялся, массовая бедность буквально «построена» политическими средствами. Искусственное создание бедности в нашей стране — колоссальный эксперимент над человеком. Он настолько жесток и огромен, что не укладывается в голове — люди не верят, что сброшены в безысходную бедность, считают это каким-то временным «сбоем» в их нормальной жизни. Вот кончится это нечто, подобное войне, и все наладится.

В результате реформ возникла устойчивая бедность – постоянное состояние большой части населения. Эта бедность не связана с личными качествами и трудовыми усилиями людей. По данным социологов, только 10% бедняков в России могут, и то лишь теоретически, повысить свой доход за счет повышения трудовой активности.

В России возникла уникальная, невиданная категория «новых бедных» — большие группы работающего населения, которые по своему образовательному уровню и квалификации никогда ранее и нигде в мире не были бедными. Обеднели целые категории работающих людей, причем людей квалифицированных, выполняющих сложную работу. Это просто не имеет аналогов ни в феодальной, ни в капиталистической экономике. Когда семья с двумя работающими не может прокормить двух детей – по официальным расчетам минимальных потребностей, — это и есть корень демографической катастрофы.

Из возрастных категорий сильнее всего обеднели дети в возрасте от 7 до 16 лет. Примерно треть их находится за чертой бедности, причем более половины из этой категории детей относятся к «крайне бедному населению» – к тем, кто имеет уровень дохода в два и более раз ниже прожиточного минимума.

Воздействие бедности на здоровье, культуру, характер и поведение человека имеют долгосрочный характер – через состояние бедности в 90-е годы прошла половина детей РФ. На деле призрак бедности овеял своим дыханием почти все население России – и это будет сказываться долго. Наших людей реформы действительно делят на две расы, живущие в разных мирах и как будто в разных «Россиях» — на богатых и бедных. Тонкая прослойка «среднего класса» уже не может их соединить, они расходятся на два народа.

Наконец, надо сказать о крайней бедности. В результате реформ в Россииобразовалось «социальное дно», составляющее около 10% городского населения или 11 млн. человек. В состав его входят нищие, бездомные, беспризорные дети и уличные проститутки. Большинство нищих и бездомных имеют среднее и среднее специальное образование, а 6% — высшее. Такого «дна» ещё не бывало в истории человечества ни в одной стране.

Сложился и слой «придонья», размеры которого оцениваются в 5% населения. Как сказано в отчете социологов, находящиеся в нем люди «испытывают панику» — они еще в обществе, но с отчаянием видят, что им не удержаться в нем. Постоянно испытывают чувство тревоги 83% неимущих россиян и 80% бедных.

По оценкам экспертов, угроза обнищания в начале этого десятилетия была реальна для 29% крестьян, 44% неквалифицированных рабочих, 26% инженерно-технических работников, 25% учителей, 22% творческой интеллигенции. Сейчас эти доли чуть уменьшились, но принципиально состояние не изменилось. Общий вывод социологов таков: «В обществе действует эффективный механизм «всасывания» людей на «дно», главными составляющими которого являются методы проведения нынешних экономических реформ, безудержная деятельность криминальных структур и неспособность государства защитить своих граждан». Это – выводы из главного журнала Российской Академии наук «Социологические исследования».

Отказ общества считать отверженных ближними имеет демонстративный характер. Так, им отказано в конституционном праве на медицинскую помощь (ст. 41 Конституции РФ). При этом практически все бездомные больны, а среди беспризорников больны 70%. Половина бездомных – бывшие заключенные и беженцы – находятся в постоянном конфликте с властью, т.к. не могут легализоваться и нарушают правила регистрации. Государственная помощь оскорбительно ничтожна по масштабам, что также стало символом отношения к бедным..

Удел бедных – убийственное пьянство. С 1994 по 2003 г. велся Российский мониторинг экономического положения и здоровья населения. Он показал, что уровень потребления алкоголя тесно связан с бедностью. Если потребление чистого алкоголя в областных центрах выросло за 1994-2002 гг. с 13 до 16 литров на душу, то на селе – до 29 литров. Алкоголь выкашивает русских крестьян.

Это исследование завершается таким выводом: «Пить стали чаще и больше в социальных средах, в наибольшей степени испытавших социально-экономические и психологические травмы переходного периода: падение уровня жизни, депрессии, страх, потерю уверенности в себе и в своем будущем, суицидные мысли».

Другой удел бедных, в городе, — бездомность. Сейчас в России официально более 3 млн. бездомных. Основная их масса – люди 35-54 лет. Большинство бездомных – бывшие рабочие, но каждый год заметно приращение бывших служащих. Более половины бездомных имеют среднее образование, 22% — среднее специальное, около 9% — высшее. Главные причины потери жилья (в порядке убывания значимости) – выселения за неуплату, жилищные аферы и обманы, выписка с жилплощади в связи с пребыванием в местах лишения свободы.

И вот выводы социологов: «Всплеск бездомности – прямое следствие разгула рыночной стихии, «дикого» капитализма. Ряды бездомных пополняются за счет снижения уровня жизни большей части населения и хронической нехватки средств для оплаты коммунальных услуг… Бездомность как социальная болезнь приобретает характер хронический. Процент не имеющих жилья по всем показателям из года в год остается практически неизменным, а потому позволяет говорить о формировании в России своеобразного «класса» людей, не имеющего крыши над головой и жизненных перспектив. Основной «возможностью» для прекращения бездомного существования становится, как правило, смерть или убийство».

Надо только заметить, что ничего «стихийного» в разгуле «дикого» капитализма или в нехватке средств для оплаты коммунальных услуг нет. Это – результат реализации глубоко продуманной программы, досконально обсчитанной учеными и экспериментально проверенной в ряде стран. В благополучной России эта программа была применена как орудие экономической войны.

Чем большее число наших соотечественников сожрет бедность, тем более тяжелый грех ляжет на душу благополучных. Благополучных лишь внешне, ибо не может быть благополучия в стране, где царит такая несправедливость и устроены массовые страдания твоих ближних.





Оставить свой отзыв о прочитанном


Предыдущие отзывы посетителей сайта:

20 июля 23:00, Посетитель сайта:

Очень спорные тезисы о борьбе с бедностью...

Особенно это:

"По типу распределения благ советский строй жизни резко отличался от Запада. Во время реформы были отвергнуты советские принципы, и именно Запад был взят за образец «правильного» жизнеустройства, якобы устраняющего ненавистную «уравниловку». Не будем вилять — отрицание уравниловки есть не что иное, как оправдание бедности, придание ей законного характера.

Надо подчеркнуть, что понимание бедности как зла, несправедливости, которую можно временно терпеть, но нельзя принимать как норму жизни, вовсе не является порождением советского строя. Напротив, советский строй — порождение этого взгляда на бедность. Признать нищету ближних как норму жизни – значит отвергнуть русскую культуру, корнями уходящую в Православие".

Да, бедность и нищета - не норма, а зло, но зло неизбежное, вошедшее в мире вместе с грехопадением Адама и Евы и долженствующее исчезнуть только после Страшного Суда и всеобщего воскресения. Те, кто пытаются устранить это зло силой - утописты и хилиасты, считающие, что Царствие Небесное вполне достижимо на земле до Второго Пришествия Христа. На самом же деле бедность надо смягчать жертвенной помощью, понимая, что вполне уничтожить её на этой грешной земле, и даже среди народа Божьего, невозможно:

"Ибо нищие всегда будут среди земли твоей; потому я и повелеваю тебе: отверзай руку твою брату твоему, бедному твоему и нищему твоему на земле твоей" (Втор. 15:11).

Бедные изначально ближе к Богу, если с благодарностью Богу, без зависти и злобы воспримут свою бедность как предназначение к спасению себя и более богатых, которым, иначе как по молитвам облагодетельствованных ими бедных к Богу, спастись почти не возможно, как верблюду пройти через игольное ушко (Мк 10:25).


20 июля 23:39, Посетитель сайта:

Благополучных

"Благополучных..." Ну и кто эти "благополучные", получившие и получающие все блага? Назвать их вам, что ли, страшно? "Программа проведена". Ну и кем, как не властями РФ? И что, скажете, они ее прекратили, не проводят больше? В стране действительно "две России" - богатых и бедных. Причем первым на последних больше чем наплевать. Так что не надо слов про "ближних". Ничего этого и близко нет. Они нас ненавидят, как злые инопланетяне землян в "Independence Day". "Хотим, чтобы вас не было".


21 июля 02:02, Вершинин Владимир:

В 1980-х «Караул устал!» и в «обществе потребления» стали множиться реалисты, уже не довольствующиеся иллюзиями «социального дизайна». Их специфический «реализм» суперменов заключается в воплощении в жизнь принципа «максимума притязаний при минимальных усилиях» посредством сознательного отъёма у других того, чего новые реалисты-супермены желают для себя. Причём, этот «реализм» проявляется не только на индивидуальном, но и на популяционном уровне, кристаллизуясь в государственной политике в условиях приближающегося исчерпания природных ресурсов. Миру явились новые МИЛИТАРИЗМ и РАСИЗМ, носителем которых является «белый человек», воскрешающий античный КУЛЬТ СИЛЫ, предполагающий отношение к «архаичному» (имеющему дело с «низменной материей») труду как к уделу рабов, скотов, «недочеловеков» — для того, чтобы решиться отнять у других то, чего я хочу для себя по праву сильного «белого человека», нужно признать этих других расово и социально НЕПОЛНОЦЕННЫМИ: «не той» ментальности, «не той» традиции, «не той» веры. Но это не только компенсаторская уловка хамского сознания, возомнившего себя «панским». Психоаналитики укажут здесь и на действие механизма «вытеснения и проекции», когда некая скандализующая характеристика (в нашем случае - имеющий дело с «низменной материей» труд, от которого «информационное общество» безусловно ЗАВИСИТ) вытесняется нами из собственного сознания и неосознанно проецируется на других для «решительного и бескомпромиссного» осуждения. В общем, нужно признать этих других «незаконными» (недостойными) наследниками и владельцами территорий с дефицитными природными ресурсами, на которые есть «более достойные и эффективные» претенденты. Запад вновь ощутил себя языческим римским «orbis terrarium» (кругом земель), окружённым «варварами», по отношению к которым возможено и оправдано галльское «Vae victis!» (Горе побеждённым!)… Необходимо, наконец, понять, что деление на богатых и бедных приняло характер расовой несовместимости, и уже идёт (мировая и российская) гражданская война первых ПРОТИВ вторых…


21 июля 22:25, xNemo:

"Какие силы не давали в СССР людям скатиться в бедность, стоять в очереди за похлебкой и ночевать в уличных переходах? Старые принципы общины – она и помогала удержаться, и не позволяла опускаться.

Смотря где как... Но в принципе в каждой городской "тошниловке" пищевые отходы вывозились 40 литровыми флягами и если помочь теткам грузить эти фляги они тебя запросто накормят и даже не помоями из этих фляг. Ночевать советские бичи (расшифровывали как "бывший интеллигентный человек") предпочитали в камерах теплотрасс (за что их называли "труболеты") — светло, сухо и тепло. А число их регулировалось законом о тунеядстве и ленью ментов. А сколько людей жило в вагончиках и бараках? И это в 80-е годы и в областном центре... Так что не понять о какой общине речь.

"Так, в СССР низкие цены на жилье, транспорт и самые необходимые продукты почти уравнивали людей с низкими доходами по фундаментальным показателям образа жизни с людьми зажиточными."

Принципе не очень-то и выравнивали: зарплата уборщицы или сторожа 80-90 рублей, Инженера-конструктора 1 категории или начальника вспомогательного цеха 180-190, а если учесть премию 20-40% и районный коэфициент 15-30%, то разницу можете почувстовать реально. Не стану говорить о начальстве повыше... Так что в этом вопросе "совдепия" отличалась лишь ограничением на предел (или беспредел) ограбления населения и государства. Нужно еще учесть два "изумительных" изобретения как "блат" и "телефонное право". А вот для того, чтобы убрать проворовавшегося начальничка, не мудрствуя приписывали ему "аморалку" или без долгих слёз с "почетом" выпроваживали не пенсию.

Но за то, если не рваться в столицу можно было безплатно получить вполне качественное образование и если вам были не особо противны принципы коммунизма, то карьера в большинстве случаев обеспечена.

"Продукты первой необходимости население покупает по любым ценам, что побуждает взвинчивать цены. В результате к концу 2004 года хлеб подорожал относительно среднего автомобиля примерно в 4-5 раз, а проезд на метро в 30 раз."

Не сказал бы что всё это "гут", но в советские времена в этом вопросе был другой перекос — когда начинали свиней кормить черствым хлебом потому, что он был дешевле зерна или гнать самогон из-за лигачевской дури...

Просто в те времена наглость и хитро####ть не выпячивалась и не провозглашалась добродетелью. Не было гонки за "баблом", хотя все старались зарабатывать побольше, но оставалось еще масса времени просто Жить. Вот это и оскорбляет сегодня нас бывших советских, русских, православных, потому что нам навязывают чужую жизнь, а не ту которую стороили наши деды и отцы...

А те кому десять-пятнадцать лет считают что так было всегда и что так устроен мир.

Поэтому несерьезно говорить что:

"Воздействие бедности на здоровье, культуру, характер и поведение человека имеют долгосрочный характер – через состояние бедности в 90-е годы прошла половина детей РФ. На деле призрак бедности овеял своим дыханием почти все население России – и это будет сказываться долго."

Хотите сказать что в нашей истории не было времён пострашнее?

Разруха и голод с 17 по 30 годы, но Войну выстояли. в 91 было повторение — поживём ещё...

"Чем большее число наших соотечественников сожрет бедность, тем более тяжелый грех ляжет на душу благополучных. Благополучных лишь внешне, ибо не может быть благополучия в стране, где царит такая несправедливость и устроены массовые страдания твоих ближних."

Иегова Адонаи Саваоф им простит, так как ближними мы им никогда не были.



Ваше мнение об этом материале:

— Ваше имя
— Ваш email
— Тема отзыва

Ваш отзыв (заполняется обязательно):

Введите текст показанный на картинке:

Правая.ru


Получайте свежие материалы сайта себе на почту
Rambler's Top100 Яндекс цитирования
Использование материалов допустимо только с согласия авторов pravaya@yandex.ru, с обязательной гиперссылкой на сайт Правая.ru.
 © Правая.ru, 2004–2020