15 ноября 2019
Правый взгляд

"Гордость России"













Новости сайта

Получайте свежие материалы сайта себе на почту





















Владимир Карпец
21 августа 2007 г.
версия для печати

Инок и воин

Будущая Россия – быть может, не сразу, но, быть может, и резким скачком – неизбежно станет государством и обществом, в котором вне- и сверхполитической субъектностью (без участия в политической жизни) должно обладать сословие духовное, а собственно политической субъектностью – сословие военно-управленческое и многочисленные сословия промышленные, земледельческие, торговые. Научное сообщество неизбежно разделится на связанное с Армией и ВПК и с ним не связанное. Последнее со всеми правами войдет в «третье сословие»

Вопрос о взаимоотношениях Церкви и Армии, как и практические все фундаментальные социальные вопросы, сегодня, в республиканско-секулярном светском государстве и обществе смешанного либерально-посткоммунистического типа, упирается в тупик. Отсутствие национальной идеи и государственной идеологии (без каковой никакого государства не бывает, и самое ее формально провозглашенное отсутствие уже есть идеология, обязательная для воплощения) с одной стороны, разделение внутри церковной среды на «клерикалов» (сторонников всеобъемлющего руководства государством со стороны клира – сама по себе идея криптокатолическая) и сторонников «невмешательства» (криптопротестантизм) с гуманитарно-пацифистским уклоном делают этот тупик практически безысходным и «бесконечным». Очевидно, что ни обязательное введение института военного священства (капелланов), ни секуляризация армии с перспективой превращения ее в отряды наемников не являются выходом. Но есть ли он вообще?

Совершенно очевидно, что в вопросе о церковно-армейских отношениях мы, как и в вопросе о Верховной власти – столь остро всплывшем сегодня в связи с проблемой «невозможности третьего срока», и в вопросе о приоритете международного права над национальным, как и во многих – почти всех! – остальных, оказываемся заложниками «ельцинской» Конституции осени 1993 года. В принципе ее постепенное изменение, причем в рамках, очерченных самой же Конституцией, возможно и в будущем неизбежно, причем, «если завтра война», то гораздо быстрее, чем это можно себе представить. Но сегодня вопрос стоит – особенно в связи с полной деморализацией общества (в том числе и Армии) и особенно на фоне усиливающихся угроз России – предельно остро уже сейчас.

С приходом к власти коммунистов в 1917 году и созданием Красной Армии в 1918 был введен особый институт комиссаров, несших с собой сакрализацию всей военной деятельности от имени «идеи мировой революции» и подчинявшихся формально Военному отделу ЦК РКП(б), фактически – лично Льву Троцкому. Красные командиры, едва ли половина которых составляло офицерство бывшей Русской Императорской Армии (т.н. «красные офицеры»), оказались в полном подчинении комиссаров, фактически несших особую миссию «христианства без Бога» (Л.А.Тихомиров) во имя мировой революции. Большинство из них – «интернационалистов» – было не русского происхождения, и выступали они как представители «Интернационала» (не только и не столько Коминтерна, сколько «Интернационала» в широком смысле слова). Коминтерн отчасти «заместили» в сознании солдатской массы полковых священников Царской Армии, поскольку являлись, как и духовенство, «не отсюда», «не от мира сего», «не от нашего семени», но только с несравнимо более широкими – всеобъемлющими, вплоть до права жизни и смерти – полномочиями. Характерно, что черную ризу священника сменила черная кожанка комиссара.

После так называемого «ленинского призыва» (призыва в партию «рабочих от станка», то есть, крестьян, впрочем, оторванных от земли) постепенно начинает меняться национальный состав комиссарского корпуса. Он, как и партия, как и государство – кроме органов безопасности и дипломатии (до национального переворота 1937 г.) и областей экономики и культуры (вплоть до сего дня остающихся областями господства ленинско-троцкистской среды) – постепенно русифицируется, не становясь, правда, по крайней мере, открыто, православным. Идея «мировой революции» отходит на второй план, а затем исчезает вовсе. 30-е годы – это уже фактически «национал-большевизм» (по Николаю Устрялову). При таком разворачивании событий «русско-советский атеизм» все более становится не столько «христианством без Бога», сколько своего рода сверхсокрытой апофазой, где Имя Божие произносилось как одно из безчисленных Его Имен – «Бога нет»: в противном случае не было бы в стране столь сознательной жертвы за идею, сопоставимой по масштабам с мученичеством за веру. Советское общество – примерно до 1956 года, до ХХ съезда, было обществом аскетическим, и именно по остаткам аскетизма ударила «перестройка». На аскетизме только все и держалось – о каком «атеизме» можно здесь говорить? Только лишь о сокрытии.

Василий Васильевич Розанов со свойственней ему заостренностью еще в 1918 году писал, что все было бы в большевиках правильно, если бы вместо девиза «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» на титуле газеты «Правда» было начертано «Проходит образ века сего». Добавим, что сама «Правда» была в 1912 году выкуплена у старообрядцев и сохранила свое название.

Продолжая мысль Розанова, предположим, что более всего исторической полуночи России после убиения Царя и его Семьи, соответствовали даже не большевики, а анархисты, чей черный стяг с символикой «мертвой головы» – caput mortum – в точности соответствовал tōghū-wā-whōgū, из какового, согласно книге Бытия, «искони» творится («Искони сотвори Бог», согласно Острожскому тексту) небо и земля. «Анархия – мать (т.е. materia prima) порядка». Нового порядка, предрассветного. Но большевики «восхитили» красное. А красным может быть только стяг Последнего Царя Последних времен.

В свою очередь Белая Армия формально сохраняла дореволюционный институт военных священников, большинство из которых в дальнейшем ушло в Зарубежную Церковь вместе с исходом Белой Армии из России. Однако большинство из них, впрочем, как и военное руководство Белых Армий, офицерство которых часто исповедовало Православие лишь «по привычке», хотя и открыто, было все же настроено скорее на «кадетскую» волну, мысля себя теократически, в духе митрополита Антония (Храповицкого) или священномученика Андрея (Ухтомского), либо просто республикански, вслед за протопресвитером Императорской Армии и Флота о.Георгием Шавельским. Будущую Россию они видели как «отреставрированную» Империю ХIX в. – кроме шедших за священномучеником Андреем «старообрядствующих» и единоверцев, вспоминавших о Московской или Новгородской Руси, – но без Царя. Сами же Белые Армии, изменив Царю, постепенно отходили и от Бога – Православие в них становилось – за исключением отдельных личностей – еще в большей степени «скорлупой пустого ореха», чем в ХIX и XVIII веках.

В эпоху, неверно именуемую «гражданской войной», – неверно потому, что граждан, то есть, физических лиц, живущих в республиканском государстве, объявленном в нарушение присяги Царю незаконным декретом Временного правительства от сентября 1917 года, на самом деле не было и юридически все население оставалось подданными Императора Всероссийского, даже не царствующего, даже затем и не существующего – обе стороны – как Белые, так и Красные, было духовно и государственно ущербны, и Красные одержали победу геополитически в силу владения ими Москвой, промыслительно – в силу объективного стояния их за единство России – Дома Пресвятой Богородицы (не случайно явление Ея Державной иконы) – в то время как Белые начали создавать свои собственные государственные образования, пользовавшиеся финансовой поддержкой стран бывшей Антанты – прообраза нынешнего НАТО – надеявшихся разделить Россию по крайней мере на сферы влияния.

Во время Великой Отечественной войны был упразднен институт комиссаров: их заменили политруки с гораздо меньшими полномочиями. Впрочем, принцип единоначалия командира фактически установился еще и ранее – после переворота 1937 года, бывшего фактически ударом лично Сталина, поддержанного НКВД, по партии как таковой. Такой же, кстати, удар прежде планировал Тухачевский, но, как известно, «два медведя в одной берлоге не живут». В 50-е-70-е годы вместо прежних комиссаров существовала должность заместителя командира по политчасти – это те же самые военных времен политруки, ответственные за «марксистско-ленинскую» подготовку личного состава, часто, впрочем, вмешивавшиеся в работу командира, связывавшие ему руки. Объективно командный состав выступал в армии как представитель государства – на самом деле внепартийной России, «извечной России», – политический же – как представитель партии (если так можно назвать КПСС, не являвшейся «партией» в обычном понимании этого слова). Такое «дублирование», не столь, конечно, «брутальное», как полное господство комиссаров в 1918-1922 гг., все равно раздражало командный состав, которому совершенно не нужна была посторонняя опека кого бы то ни было. В то же время само Главное политическое управление Советской Армии и Военно-морского флота (ГЛАВПУР), возглавлявшееся генералом армии А.А.Епишевым (из плеяды национально и геополитически мысливших военачальников маршала Н.В.Огаркова, адмирала С.Г.Горшкова, генерала армии С.М.Штеменко), находилось в двойном подчинении – ЦК КПСС и Министерства обороны – и стало одним из полусокрытых центров «русской партии внутри КПСС», по выражению одного из ее «ветеранов» А.И.Байгушева, стремившейся к постепенной трансформации коммунистической идеологии в национальную и имперскую. Однако «византийские игры» между Старой площадью, Знаменкой и Лубянкой почти никогда не доходили до низовых уровней армии, где политорганы, как правило, навязывали «закосневший» мертвый марксизм, который, впрочем, все равно был лучше «живого», подобного тому, который был при Ленине и Троцком. «Красный уголок», то есть, «красный угол», где должны быть иконы, в т.н. «ленинской комнате», заполняли отнюдь не они. Впрочем, не это раздражало командиров – им все эти вещи, как правило, безразличны. Раздражали «вторые командиры». Как неизбежно раздражают и будут раздражать всегда. В том числе в священнических ризах. Отсюда сегодня проистекает внутреннее – впрочем, сдерживаемое – неприятие частью офицерского корпуса идеи «военного духовенства», синодальной по своему происхождению и идущей от петровской эпохи.

Впрочем, пребывание в воюющих – то есть, идущих каждый день на смерть – частях священников, причем чаще и лучше всего иночествующих – крестящих некрещеных, исповедующих и причащающих бойцов перед боем, отпевающих убиенных, как это показал опыт войны в Чечне, не только желательно, но обязательно. Более даже обязательно, чем военных врачей, ибо последние лечат раненое тело, а первые содействуют исцелению (исцеляет не священник, а Сам Христос) всего человека, препровождая его в жизнь вечную.

Инок и воин – существа единоприродные. Тот и другой берут на себя бремя брани, неизбежной в отброшенном от безбранного рая мире. Тот и другой приносят себя в жертву. Различие только в одном: инок ведет брать против сил, для большинства невидимых, «духов злобы поднебесной», воин – против сил видимых для всех, явленных в телесно-плотском облике. Инок ведет брань постоянно, воин – временно, только «когда война» (впрочем, есть воины особые, ведущие, как и иноки, свою брань непрерывно, – разведка, например). Как и иночество, воинство основано на полном послушании (приказе), строго подчинено уставу, полностью отсекается собственная воля. Воин только лишь свободен от иноческих обетов поста, безбрачия и нестяжания – впрочем, свобода эта весьма относительна. В истории бывало и нечто прямо противоположное: в частности, во времена рекрутских наборов (XVIII-первая половина ХIХ вв.) «солдатчина» на 20-25 лет фактически означала и «уход из мира» (правда, без обетов) – многие по возвращении уходили в монастырь уже в прямом смысле этого слова. По образу «ангельского чина» была устроена и опричнина Царя Иоанна Грозного, и Запорожская Сечь, смысл которой замечательно раскрыл ее исследователь Роман Багдасаров (истории Европы мы здесь не касаемся – как нынешний Папа Бенедикт XVI «сомневается в благодатности» Православной Церкви, так и мы давно уже «сомневаемся в благодатности» Римо-католицизма – нас может интересовать лишь эпоха Меровингов и краткий исторический эпизод Гогенштауфенов). Инок как воин и воин как инок – вот исторический архетип, точнее, про- и праобраз соотношения Церкви и Армии в Православии. Заметим, что многие Отцы Церкви – наставники иноков – еще в древности писали, что лучший инок это бывший воин. В XIX веке эту мысль повторял святитель Игнатий (Брянчанинов), сам бывший офицер. Сегодня многие насельники Троице-Сергиевой лавры, Соловецкой и Валаамской обителей, Оптиной пустыни – бывшие военные, в особенности прошедшие через «горячие точки». Это абсолютно естественный путь – тот, кто непосредственно коснулся смерти, уже сам не отсюда. Он иной, то есть инок.

Связь между воинским – причем в его особом, высшем, царском аспекте – подвигом и подвигом иноческим особо проявлялась в том, что Русские Великие Князья и Цари перед смертью принимали не просто иноческий чин, а великую схиму – минуя малую – как высший образ ангельского чина, попаляющий любые грехи. Это было связано как с обязанностью царя казнить преступников, тем самым принимая грех убийства «на выю свою», так и с некоторыми особыми, тайными, не подлежавшими разглашению аспектами царского служения, с «царской наукой», ведение которой переходило от царя к царю. Церковная реформа XVII века и последовавшая за ней частичная секуляризация Царской власти прервали эту традицию, неразрывно связывавшую Царство, воинство и иночество, определенным образом объединяя их в некое единое служение.

Русская история знает и прямое участие иноков в видимой военной брани. Здесь следует оговориться: для священноиноков (иеромонахов) оно невозможно и воспрещено церковным каноном. Пролитие крови – даже врагов Веры, Царя и Отечества – для приносящего у алтаря бескровную жертву невозможно (собственно, священнику воспрещена даже охота на зверя и птицу). Однако для простого инока – в критическое, т.е. «судное» время таковое возможно. О подвиге Пересвета и Осляби говорить будет уже общим местом. Но не все знают, что в Московской Руси «черными сотнями» называли не только податное городское население (в отличие от «белых слобод», не зависимых от принесения «государевой дани»), но также и – в годы польско-католического вторжения начала XVII в. – иноков окрестных с Москвой монастырей, в том числе Троице-Сергиевой Лавры, взявших в руки оружие для защиты Церкви и Царства.

Однако в обычное время – хотя, когда оно на Руси было «обычным»? – общество, разделенное в своих обязанностях по отношению к государству – социальная основа сословно-представительной монархии – не смешивалось: оно делилось на «государевых людей» и «государевых богомольцев». Последние – включая странников, Христа ради юродивых, «калик перехожих», не говоря уже собственно о духовенстве, церковном причте и иночествующих, – в принципе не исполняли непосредственно государственных, прежде всего, военных, обязанностей. Так же, как и на противоположном полюсе – «скоморохи, гудцы, сопелники» – при том, что «государевы богомольцы» почитались, а последних Стоглавый Собор повелел из городов изгонять. Впрочем, и здесь все обстояло гораздо сложнее, чем это принято считать: так, в Калязинском районе на Верхней Волге до сих пор сохранились остатки «кладбища скоморохов», созданного и особо почитавшегося Царем Иоанном Васильевичем.

Стрелецкие слободы и казачьи станицы, то есть, поселения, где военно-служилое сословие проживало семейно, занимаясь в мирное время еще и побочным – земледелием у казаков, торговым у стрельцов – промыслом (что, конечно, было уже отступлением от древнейшей традиции), окормляли «белые попы» местных храмов, избиравшиеся общинами, то есть, самими стрельцами и казаками (требование Кормчей об избрании священника общиной не может изменить никто и никогда): как правило, это было одна семья, где наследование «поповства» шло от отца к сыну, и избрание лишь подтверждало вековой обычай – так складывались на Руси «намоленные роды», отдаленный след которых тянется вплоть до сего дня. Реформа XVII века нанесла и по ним сокрушительный удар, но многие сохранились, перейдя – часто формально – на новый обряд. Такие же взаимоотношения существовали и между военным дворянским сословием и «духовным» – при дворянских «подмосковных» (это название известно с ХV в.) и поместьях в других областях строили церкви и «ставили» там «белых попов».

Вообще церковно-государственные отношения перевернуты сегодня на 180° по сравнению с каноническими. Государственная власть в соответствии с древней традицией является единоличной и неделимой, выборное начало в ней отсутствует или сведено к сословно-совещательному представительству, в то время как все «попы церковные», включая епископат (впрочем, часто от имени «мира Церкви» их избирает Великий Князь или Царь) выборны, церковные решения принимаются только соборно, то есть совместно, с участием как духовенства, так и мирян. Сегодня все иначе: государство мыслит себя демократическим и избираемым, а духовная власть Церкви часто понимается как принудительная земная власть епископата. Из этих – апостасийных по сути – представлений выросла и Февральская революция: большинство членов Синода мечтало о коллективном светском управлении под руководством Патриарха («вместо Царя» – давняя «никонианская мечта»). Поэтому прав современный новосибирский историк А.М.Бабкин: при сегодняшних нестроениях в Церкви монархия невозможна – «те, кто свергал Царя, никогда его не восстановит».

Впрочем, к вопросу о власти Армия в любом случае имеет более прямое отношение, чем церковные институты (разумеется, Церковь в ее мистическом измерении, «Церковь воинствующая»). Поэтому воцерковление Армии не просто необходимо. Скажем так: воцерковление Армии должно превысить «расцерковление» Церкви. В том числе для того, чтобы потом сама Армия восстановила правильные пропорции в Церкви. Как говорил афонский старец Аристоклий о Последнем Царе: «Сначала он наведет порядок в Церкви, уберет теплохладных архиереев и поставит пламенных». Канонически таковая правообязанность существует: она соответствует избранию архиерея соборно, «миром». Не «коллективом», а «волей мира», которая в идеале воплощается в одном лице.

Я не говорю о непосредственно современных политических и нравственных задачах дня сегодняшнего – о них уже было сказано. Но можно и добавить. Применительно, например, к пресловутой дедовщине вопрос стоит так: чем меньше власти у командира, тем более процветают неуставные отношения. Как, собственно, и в государстве (по крайней мере, для России): демократизация конца 80-х годов привела к «криминальной революции» начала 90-х, а затем к олигархическому правлению. Поэтому и с этой стороны, как и со стороны государственно-политической – военная реформа должна начинаться с укрепления принципа единоначалия. Все остальное – призыв, контракт, иные формы службы, в любом случае формы временные, ибо речь в конце концов идет о возрождении полноценного военного сословия – второстепенно. Это «второстепенное» должно решаться, но во вторую очередь. Никакой иной власти – в том числе и военного священника – кроме власти командира, в подразделениях, частях и соединениях быть не должно. На наш взгляд, наилучшей формой воцерковления Армии в мирное время является посещение военными частями в воскресные и праздничные дни близлежащих монастырей – если они есть – и открытие новых обителей вблизи постоянно расквартированных воинских частей. Между монастырем и близлежащей военной частью должна быть установлена теснейшая связь – она начинается с командира. При том, что никто из монастырской братии, в том числе и духовники солдат, не должны вмешиваться в вопросы собственно военной подготовки. Опыты – причем весьма успешные – такой связи есть. Так, расположенная вблизи Смоленско-Зосимовой пустыни Александровского района Владимирской области (ст. Арсаки) инженерная часть уже много лет окормляется в обители и имеет живущего вне части (в монастыре) постоянного духовника иеромонаха Варнаву. В эту часть стремятся многие молодые люди из православных семей. Интересно, что у монастыря, воинской части и близлежащих населенных пунктов сложилось почти общее хозяйство, в котором участвуют и предприниматели из Александрова и Владимира. Почти такая же постоянная связь с соседними воинскими частями у настоятеля и духовника единоверческого храма Архангела Михаила в селе Михайловская Слобода Раменского района Московской области, прихожанином которого является автор этих строк, священноигумена Иринарха. Военная присяга в таких частях приносится по православному чину, перед Крестом и Евангелием, с молитвой. Разумеется, никто не принуждает воинов к иноческому образу жизни – речь идет, как мы уже говорили, о типологической близости иночества и воинства. Разумеется, никто не мешает уже воцерковленным бойцам из православных семей исповедаться – в отпуске или на побывке – у своих прежних духовников из числа «белого духовенства». «Симфония властей» устанавливается на низовом уровне, причем во многом стихийно. А это и есть зачаток прочности государства и здоровья Церкви. Зачаток будущего.

Разумеется, в военное время вся ситуация меняется радикально. Возникает настоятельная потребность в непрерывном окормлении – исповеди, причащении, отпевании – воюющей Армии, каждой ее части. И вот здесь – в такой ситуации – военное священство необходимо. И опять-таки, на поле брани должны быть лишенные всего священноиноки (иеромонахи), а не обремененное семьями «белое духовенство». И дело даже не в семье, а в том, что инок не просто постоянно находится близ смерти, – он уже «умер мipoви». А завтра часть выживших бойцов тоже станут иноками – многие «умирают мipoви» именно на войне. Каждая война – даже победоносная – влечет за собой «потерянное поколение». Оно перестает быть потерянным, когда обращается от горизонтали к вертикали, «горе имея сердца».

На флоте похожая ситуация существует и в мирное время. Поэтому корабельные священники (также желательно из числа иночествующих) там, видимо, нужны и когда нет войны.

Но это детали. Важен принцип.

Принцип, следование которому позволило бы осуществить радикальное изменение сознания Российской Армии в православном духе без формальной казенщины XVIII-XIX столетий и без «двуначалия» советского времени. Тогда взаимодействие двух воинств – небесно-земного и просто земного – станет органическим и необратимым. Даже уже и сейчас – при формально «светском демократическом государстве с республиканской формой правления».

Я, разумеется, говорю «даже уже и сейчас», в конце концов имея в виду иное. Совершенно иное.

Сегодня все меняется с катастрофической скоростью. Кто еще в 1980 году мог предположить, что не станет Советского Союза? Об этом не думали ни «коммунисты» (пишу в кавычках потому, что настоящий коммунизм исчез в России вместе с Троцким), ни антикоммунисты, ни «русская партия» – в КПСС и вне ее, ни «антирусская партия» – опять-таки внутри и вне. Над «безбашенными» предсказаниями Андрея Амальрика посмеивались все – что не мешало западным центрам с ним работать. Да, планы, конечно, были – но они были сокрыты весьма глубоко. Меняющие все подземные толчки истории – как и каждой отдельной жизни – всегда внезапны. Будущая Россия – быть может, не сразу, но, быть может, и резким скачком – неизбежно, как нам представляется, станет государством и обществом, в котором вне- и сверхполитической субъектностью (без участия в политической жизни) должно обладать сословие духовное, а собственно политической субъектностью – сословие военно-управленческое и многочисленные сословия промышленные, земледельческие, торговые, крестьянские, рабочие и т.п. Научное сообщество неизбежно разделится на связанное с Армией и ВПК (оно будет носить погоны) и с ним не связанное. Последнее со всеми правами войдет в «третье сословие», точнее, в «третьи сословия». Доступ к государственному управлению (т.е. вхождение во «второе сословие») должен быть открыт только для прошедших военную службу. «Люди искусства» – «яко скомрахи, гудцы и сопелники» – кроме, разумеется, иконописцев, церковных певцов и т.п., относящихся юридически к «первому сословию» – сохранят свободу творчества, но политической субъектности, по-видимому, в отличие от нынешних «актеров в Госдуме», будут лишены. О деталях и подробностях сегодня говорить и рано, и – на данном этапе – безпредметно. Но то, что Россия сможет выжить, устоять и вырваться вперед – совершить действительно «русский прорыв» – только как государство и общество с первенством правообязанностей общностей над «правами человека» – безспорно. Ведущей государственно-социальной силой может стать только Армия. Военная доктрина России, как нам уже доводилось писать, должна стать и ее национальной идеей. А Православие (включая Старообрядчество) – духовной основой. Это не прихоть и не обскурантизм. Это непременный закон мироустройства. Если, конечно, мироустройство как данность сохранится, и не будет «всё новое».

Данная статья в сокращенном виде опубликована в "Политическом журнале"





Оставить свой отзыв о прочитанном


Предыдущие отзывы посетителей сайта:

21 августа 15:45, Посетитель сайта:

Какой бред, однако! Тут даже не хочется ни к чему конкретному придираться. Рекомендую автору развить идеи последнего абзаца в книжке в стиле фэнтези, как раз подходящее зачало.

Понимает ли автор, что всё это невозможно? Просто потому, что нет людей, которые бы населяли это замечательное сословное государство. И даже доверь лично г-ну Карпцу воспитывать подрастающее, равно как и подросшее поколение, выведет он максимум 0.1% от подопытных, кому придутся по душе эти идеи.

Я _НЕ ХОЧУ_ жить в государстве, где старообрядчество будет духовной основой. Я уж лучше тогда в Америку переберусь - там православные не противопоставляют "православность" (в.т.ч, и старообрядческую) Христианству.


21 августа 17:00, Посетитель сайта:

Про то что СССР падет писал в свое время Лев Троцкий в своей фундаментальной работе "Перспективы русской революции" потому что сталинизм изжил себя полностю. Тоже писал и Степан Бандера в своей уникальной книге "Перспективы национальной революции" где он написал что россияне не смогут удержать украинский национализм и он сломает хребет СССР, а в этом националистам помогут националисты других народов в том числе и русских. И как в воду глядел Степан Андреевич, СССР валили словом и делом и либерал Ципко, и коммунист Зюганов, и монархист Шафаревич и "евразиец" Александр Дугин который написал в конце 80-х песню "конец проклятому совдепу". Все они причасны к уничтожению СССР читайте С. Кара-Мурзу "Советская цивилизация"


21 августа 19:02, р.Б. Миxаил:

МОЛОДЕЦ, ВЛАДИМIР ИГОРЕВИЧ! СИЛЬНАЯ СТАТЬЯ.


21 августа 20:20, Гас:

Здравствуйте г-н Карпец!

Вы мил человек фантаст какой то! Мечтатель практически!

1. Вы знаете много МОНАХОВ? Их судьбу? КАК, и в основном ПОСЛЕ ЧЕГО пришли к монашеству?

2. Вы всерьез расчитываете, что белые монахи смогут стать авторитетом в России, и будут обладать над и сверхполитической властью? Позвольте не поверить, ибо народ их быстро поймёт...(увы, не ангелы..)

3. Военное сословие будет основным? Вы всерьез?

У нас вроде не Турция и не Пакистан. Там именно военные, и именно основные....не от хорошей жизни.

Дело военных-воевать, и готовиться к войне, а уж как жить стране решают промышленники и политическая элита, обладающая опять же ресурсом...

4. Когда вы чего нить пересказываете, то конечно нудненько, тенденциозно но в общем взгляд имеет место быть. Но как только начинаете конструировать- тут сразу вакуум мысли. Одни мечтыи фантастика...

5. Не там, ой не там вы видите опасность...

6. Поверьте, г-н Карпец, армия меньше всего подходит на роль ЭЛИТЫ. Да вы и сами знаете...


21 августа 21:09, Тимур:

//Кто еще в 1980 году мог предположить, что не станет Советского Союза? Об этом не думали ...// Юрий Андропов предполагал, думал и очень упорно в этом направлении работал!


22 августа 09:02, Прохожий:

Да уж... Элита у нас - Гасы.

Первй посетитель. А кто держит, собственно? Иль в Америку не пускают? Значит, плохо работаете, дорогой камрейд.


22 августа 11:11, Sabbaka:

Зюганов не коммунист ( последий коммунист в России - Л.Д.Т - почти ЛСД ). Шафаревич очень хороший человек, но не монархист. Он правый респубиканец, как и А.И.С )А.Г.Д написал не "конец", а по-другому. А это две большие разницы. Кара-Мурза - умница, согласен.


22 августа 11:49, Первый посетитель сайта:

>> А кто держит, собственно?

Ещё остаётся надежда и здесь, в России. Пока разные карпецы всё ещё в меньшинстве. Вот такая фантастика куда гибельней для России, чем либеральная шиза. С них что взять? Болящие, да и только. А вот когда соль перестаёт быть солёной... (и захочет стать, например, горькой или кислой). Тогда надеятся здесь будет уже не на что.


22 августа 15:02, Гас:

Проблема элиты стоит острейшим образом! Это фактически вопрос выживания нации и страны, и г-н Карпец хоть и в весьма оригинальной форме,но действительно поднимает на этот раз актуальнейшую проблему! Его предложения конечно не выдерживают никакой критики и тем более не выдержат испытания жизнью. Но вопрос то от этого не исчезает!

А насчет Гасов....не знаю, не знаю, может попробовать? ))) Но к сожалению нас , истинных патриотов, антикоммунистов, приверженцев Европейского пути России, во многом демократов, рыночников, людей понимающих, что Россия выживет только в условиях жесткой конкуренции внутри страны-

нас мало....к сожалению мало...Я , да Путин, практически..)))) Махатма умер, как вы знаете...


22 августа 15:33, Игорь В.:

То что царь Алексей Михайлович, и еже с ним всяческие лигариды, отбирал у Церкви Русской ее права и обязанности, не означает что патриарх Никон имел "в уме" те же действия, только наоборот - в отношении царских прав и обязанностей. Тем более приписывание "февральскому" Синоду возглавление идей патр. Никона является слишком большой натяжкой.


22 августа 21:52, Палех - автору и другим:

Спешу встать на сторону черносотенного "фантаста" Карпеца. Готов лично по мере сил содействовать превращению сказки в быль. На мой скромный воцерковленный вкус это лучшая статья, опубликованная здесь уважаемым автором (за его творчеством слежу около года, может немного больше - с неизменной симпатией). Текст выгодно отличается от чреды прочих отсутствием евразооккультизмов, умеренным (на сей раз) PR-ом древлеправославного обряда, логичен, прост и устремлен в недалекое будущее. Уже недалекое (надеюсь), но все-таки будущее...

Видимо по этой причине уважаемым Гасу и Посетителю трудновато принять генеральное направление мысли автора. Они слишком здесь и в недавнем прошлом. Слишком привязаны к "цивилизованной" системе мыслеобразов (нужно же от чего-то отталкиваться).

По моим личным наблюдениям и ощущениям преодоление "либерал-цивилизационизма" у нас идет со скоростью курьерского поезда. Что значит – ОЧЕНЬ БЫСТРО (правда не настолько, что, еще не поздно многим подумать о покупке билетов на самолет). Уже умные и чуткие академики уловили повышение общественно-церковной температуры. Почуяли куда все идет. То ли еще будет... Ведь православные – едва ли не единственный сегмент на демодиаграмме России, который увеличивается со скоростью стрелки на тахометре приемистого автомобиля бизнес-класса. Загляните в ближайший праздник в Храмы и вы поймете кто тут поддает жару… Взгляните на молодых отцов и матерей. Сочтите чад. У кого сколько: двое, трое, четверо, шестеро… (у меня пока трое) А чтобы увидеть перспективу, просто примените закон геометрической прогрессии. Что ни говори, а условия для размножения и мужания православного населения в России сегодня ИДЕАЛЬНЫЕ. Это становится ясно как Божий день, стоит только вынести за скобки "цивилизованные жизненные стандарты" и убедиться в отсутствии голода в стране. Уже ближайшее поколение приходит в наше общество с другими установками. Все произойдет на наших глазах. И даже не нужно будет снимать очки, чтобы видеть…

И статьи Карпеца это не какая то там диковина лесная-дремучая, не коричневокрасный сплав в реторте безумного мракобеса – а всего-то навсего ДЕМОНСТРАЦИЯ ПРАВОСЛАВНОГО ОБРАЗА МЫШЛЕНИЯ. Обычного, нормального. Только чуть-чуть из будущего…

Того будущего, где в центре ситсемы координат будут не цивилизованное политэкономическое фэнтэзи, а снова как встарь - Евангелие.

П.С. Мы с супругой какое-то время назад решили, что наш младший вместо школы пойдет в кадетский корпус. Естественно, после окончания там десятилетки, он будет дальше сам выбирать.

П.П.С. Автору.

Не знал, что "Правду" большевики купили у старообрядцев. Где есть что-нибудь об этом поподробнее?


23 августа 11:17, Андрей Р.:

Спасибо за статью. Будет трудно, но справимся.


23 августа 16:48, xNemo:

Автору:

"с несравнимо более широкими – всеобъемлющими, вплоть до права жизни и смерти – полномочиями. Характерно, что черную ризу священника сменила черная кожанка комиссара."

Намекаете на "извечное правоприимство"?

"При таком разворачивании событий «русско-советский атеизм» ... где Имя Божие произносилось как одно из безчисленных Его Имен – «Бога нет»"

Ну почему же? Сплошь и рядом все 280 миллионов граждан СССР, да еще тьма народу знающего русский язык, по сто раз на дню говорили друг другу "Спаси(вас)Бо(г)"... А если вспомнить лозунги типа "Спасибо партии любимой за наше счастливое детство"... :-)

"Но большевики «восхитили» красное. А красным может быть только стяг Последнего Царя Последних времен."

Петр I предвосхитил "коммуняк" — Гербовое знамя 1696 года уже было красным (с двуглавым орлом http:\\www.gerb.bel.ru)

"Сами же Белые Армии, изменив Царю, постепенно отходили и от Бога – Православие в них становилось – за исключением отдельных личностей..."

Клевещете г-н Карпец! "Сами же Белые Армии" никак не могли изменить царю, который успел отречься от Присяги ранее того. А к новой присяге армию не привели! В отличие от конкретных генералов, армия сражалась "За Веру и Отечество". Это только в советских фильмах показывают как со слезою пели "Боже царя храни..." Предательства в армии не прощали даже царям.

"В эпоху, неверно именуемую «гражданской войной»...

"Негражданской" она была по причине того, что в прямом смысле являлась интервенцией со стороны Англии, Франции, Америки, Японии, Чехословакии.

"...Вы видели американские бронепоезда чехов? У Троцкого тоже такой был. Это были последние чудеса американской технологии: скоростные бронепоезда со скорострельными пушками во вращающихся башнях с полной автоматикой, оборудованные новейшими средствами связи. Это была не та допотопщина, которую нам показывают в революционных фильмах. Это было чудо тогдашней военной техники... ...Янки вместе с японцами "обслуживали" созданный в те годы на Русском острове концлагерь... (Столешников А.П. "Реабилитации не будет или Анти-Архипелаг.")

"Раздражали «вторые командиры». Как неизбежно раздражают и будут раздражать всегда. В том числе в священнических ризах."

Какая разница — убери священника, комиссара — придется заместителю командира выполнять их фукции. Командир является "вождем" лишь на поле боя во время войны, в тылу или в мирное время он и сам не знает чем заняться. Разве что шляться по борделям. Так что "раздражение" свое может засунуть куда угодно...

"...в то время как все «попы церковные», включая епископат (впрочем, часто от имени «мира Церкви» их избирает Великий Князь..."

Это который "Князь мира сего"?

"Ведущей государственно-социальной силой может стать только Армия. Военная доктрина России, как нам уже доводилось писать, должна стать и ее национальной идеей."

Тогда изчезнет Христианство как "национальная идея"...

Да, что то не побаловал нас ВК нынче ссылками ни в случае «черными сотнями» монахов, ни в том что "Правду" большевики купили у старообрядцев... Действительно интересно.


23 августа 20:31, Наталья:

Заумно. Натяжки сплошь. "Инок и воин – существа единоприродные. " Существо - так говорят скорее про животных, а не про людей. И как это -"единоприродные" - они что рождаются с крестом и оружием в руках? По-моему природа действительно одна - человеческая. Автор хотел сказать, что оба ведут брань, по сути, для Бога. Но это известно христианскому миру и так уже почти 2000 лет! Кроме того, даже и не только иноки, но ЛЮБОЙ ХРИСТИАНИН называется Церковью духовным воином. Так к чему огород городить ? Три сословия или пятьдесят или ни одного, как Бог даст! Какая разница?! Нам бы Святую Русь возродить.. А у уважаемого В.И.Карпца просто есть ряд излюбленных "паролей" - старообрядчество, к примеру. К ним всегда и все у него сводится. Хоя читать интересно бывает...


24 августа 07:21, Timur:

Девятнадцатое августа 1991-го... Одна из роковых дат в нашей истории. Воля какого-то потаенного, мощного, умного вражеского разума уверенно двигала фигуры на доске последней партии с участием Советского Союза. Этот «кто-то» умело вбросил сказку про форосского страдальца. Вывел на авансцену карикатурный ансамбль «защитников Отечества». Продемонстрировал обалдевшему обывателю военную хунту, на самом-то деле опять же декоративную, набив Москву танками без боекомплектов и тысячами солдат без единого патрона в магазинах. Только кто об этом знал? Главное, что «пипл схавал»…

«Мечом Россию не сломить, но можно одолеть изменой!» – провидчески предостерегал когда-то потомков великий Тютчев.

А измена – это ведь по части казавшегося всесильным и всевидящим Комитета государственной безопасности. На деле вышло, что и проспавшего, и проглядевшего. Или?..

Нам еще долго размышлять над загадкой того августа.


28 августа 18:41, Посетитель сайта:

Палех смотрит в корень. Браво.



Ваше мнение об этом материале:

— Ваше имя
— Ваш email
— Тема отзыва

Ваш отзыв (заполняется обязательно):

Введите текст показанный на картинке:

Правая.ru


Получайте свежие материалы сайта себе на почту
Rambler's Top100 Яндекс цитирования
Использование материалов допустимо только с согласия авторов pravaya@yandex.ru, с обязательной гиперссылкой на сайт Правая.ru.
 © Правая.ru, 2004–2019